Папки-передвижки

Предметно-развивающая среда для организации инклюзивного образования детей с ОВЗ

елена осипова
Предметно-развивающая среда для организации инклюзивного образования детей с ОВЗ

Предметно-развивающая среда – это совокупность условий, оказывающих прямое и косвенное влияние на всестороннее развитие ребёнка в образовательном учреждении, состояние его физического и психического здоровья, успешность его дальнейшего образования, а также на деятельность всех участников образовательного процесса в дошкольном учреждении.

Публикация «Предметно-развивающая среда для организации инклюзивного образования детей с ОВЗ» размещена в разделах

Цель создания развивающей среды в дошкольном образовательном учреждении обеспечение жизненно важных потребностей формирующейся личности: витальных, социальных, духовных. Развивающая среда выступает в роли стимулятора, движущей силы в целостном процессе становления личности ребенка, она обогащает личностное развитие.

В чем же заключается особенность организации предметно-развивающей среды группы для всех категорий детей с ОВЗ?

– обеспечение жизненно важных потребностей формирующейся личности в соответствии с ее возможностями. Развивающая среда выступает в роли стимулятора, движущей силы в целостном процессе становления личности ребенка, она обогащает личностное развитие, компенсирует ряд несформированных функций.

Организация жизнедеятельности детей с ОВЗ и инвалидностью во многом зависит от того, насколько целесообразно создана окружающая среда, поскольку она является не только социокультурным фактором общего развития, но и фактором корреккционного преодоления недостаточности психофизического развития детей.

Развивающая предметно-пространственная среда должна обеспечивать :

• реализацию различных образовательных программ;

• в случае организации инклюзивного образования - необходимые для него условия;

• учет национально-культурных, климатических условий, в которых осуществляется образовательная деятельность;

• учет возрастных особенностей детей

• Развивающая предметно-пространственная среда должна быть содержательно насыщенной, трансформируемой, полифункциональной, вариативной, доступной и безопасной.

Предметно-пространственная среда должна иметь :

привлекательный вид;

выступать в роли естественного фона жизни ребенка;

снимать утомляемость;

положительно влиять на эмоциональное состояние;

помогать ребенку индивидуально познавать окружающий мир;

давать возможность ребенку заниматься самостоятельной деятельностью.

Предметно – развивающая среда для инклюзивного образования :

• Обязательная зона коррекции

• Уголки уединения

• Индивидуальное авторское пространство ребенка.

А теперь рассмотрим особенности организации предметно-развивающей среды для детей с нарушениями речи на примере двух центров:

Центр моторного и конструктивного развития:

1. Крупные плоскостные изображения предметов и объектов для обводки по всем лексическим темам.

2. Разрезные картинки и пазлы по изучаемым лексическим темам.

3. Кубики с картинками по изучаемым темам.

4. Игра «Составь из частей» для коврографа и магнитной доски.

5. «Пальчиковые бассейны» с различными наполнителями.

6. Деревянные и пластиковые пирамидки разных цветов.

7. Массажные мячики разных цветов и размеров.

8. Яркие прищепки и игрушки из них.

9. Игрушки-шнуровки.

10. Игрушки-застежки.

11. Средняя и крупная мозаики.

12. Средний и крупный конструкторы типа «Lego» и «Duplo».

13. Развивающие игры из ковролина (конструктор «Космос», «Разноцветные овальчики», конструктор «Заборчики» и др.).

14. Крупные бусины, косточки от счетов, яркие крышки от пластиковых бутылок с отверстиями для нанизывания.

15. Мяч среднего размера.

16. Малые мячи разных цветов.

17. Флажки разных цветов.

18. Магнитные рыбки и удочки.

Центр речевого развития «Будем говорить правильно» :

1. Зеркало с лампой дополнительного освещения.

2. Стульчики или скамеечка для занятий у зеркала.

3. Полка или этажерка для пособий.

4. Пособия и игрушки для выработки направленной воздуш­

ной струи (тренажеры, «Мыльные пузыри», надувные иг­

рушки, природный материал).

5. Сюжетные картинки для автоматизации и дифференциа­

ции поставленных звуков в предложениях и рассказах.

6. Настольно-печатные игры для автоматизации и дифферен­

циации поставленных звуков.

7. Сюжетные картинки, серии сюжетных картинок.

8. «Алгоритмы» и схемы описания предметов и объектов;

мнемотаблицы для заучивания стихов и пересказа текстов.

Если говорить о создании определённых условий для детей с нарушениями зрения, то при построении предметно-развивающей среды, на первое место встаёт соблюдение офтальмогигиенических требований

Достаточная освещенность.

Соответствие игрового и наглядного материала тифлопедагогическим требованиям по размеру, окраске, контрастности, реалистичности, объемности.

Большое внимание нужно уделить развитию зрительно-двигательной ориентировке в пространстве.

Обеспечивая ребенку лучшие условия для видения, по пути перемещения и в самих помещениях, используют разные маркеры: световые, цветные атрибуты, сигналы. На лестничных проемах, начало и конец перил, обозначают цветными кубиками. Угол косяка дверного проема обозначается на уровне глаз ребенка полоской контрастного цвета длиной 40-50 см, на дверную ручку наклеивают круг. На шкафчик в раздевалке, кровать, в ячейку для полотенца наклеивают ориентиры из одинаковых объемных картинок. Взрослые обязательно сразу проговаривают ребенку, какие ориентиры есть в группе и по дороге из группы в другие помещения детского сада. В центре музыкального и физкультурного зала на ковре фиксируют яркие цветные ориентиры, которые помогают детям найти место при перестроении.

Демонстрационный материал по размеру должен быть не менее 20см, материал раздаточный от 3 до 5см; предметные и сюжетные картинки необходимо окантовывать.

Наличие подставок, что позволяет рассматривать объект в вертикальном положении.

Посадка ребёнка на занятии осуществляется с учетом рекомендации врача-офтальмолога.

Для эффективного развития ребенка с нарушением зрения необходимо наличие сенсорного уголка, в котором будут заводные, звучащие, сделанные из разного материала игрушки, дощечки с разными тактильными поверхностями.

Предметно-развивающая среда для детей с Задержкой Психического Развития

- Различные варианты материалов по одной теме (живые объекты, объемные предметы, плоскостные предметы, иллюстрации)

- Схемы и алгоритмы действий

- Модели последовательности рассказывания, описания

- Модели сказок

Правильно реализуемая развивающая среда способствует развитию у детей когнитивных процессов (памяти, внимания, мышления).

Предметно-развивающая среда для детей с нарушениями интеллекта

- Предметы для развития перцептивных действий.

- Предметы для развития сенсорной сферы.

- Реальные предметы для рассматривания и обследования различной формы, цвета, величины.

- Подборки простого иллюстративного материала по ознакомлению с природой, окружающим, действиями людей.

Предметно-развивающая среда для детей с нарушениями слуха.

У детей с недостатками слуха нарушается развитие понимания обращенной речи, с трудом формируется активный словарь и связная речь.

- Игрушки, картинки, таблички для изучения пространственных понятий.

- Схемы составления описательных рассказов, предложений.

- Схемы последовательности действий.

Если в детский сад поступает ребенок с заболеванием или повреждениями опорно-двигательного аппарата, то педагогам нужно создать необходимые условия:

- Свободное малоизрезанное пространство.

- Минифланелеграфы для каждого ребенка с подборкой карточек, моделей по темам.

- Разнообразные шнуровки по темам.

- Рамки Монтессори.

- Мелкие предметы для счета, выкладывания узоров, переборки.

- Сухие бассейны, тренажеры, игрушки-двигатели, сборно-разборные игрушки.

Для повышения уровня социальной адаптации и дальнейшего развития воспитатель должен поддерживать у всех детей чувства эмоционального комфорта и психологической защищённости. Любому дошкольнику важно ощущать себя любимым и неповторимым, в том числе ребенку с ОВЗ. Созданная предметно-развивающая среда позволит облегчить процесс адаптации с учётом интеграции образовательных областей и соблюдение принципов ФГОС.

Публикации по теме:

Развивающая предметно-пространственная среда в группе компенсирующего вида для детей с нарушением зренияРазвивающая предметно-пространственная среда в группе компенсирующего вида для детей с нарушением зрения Основной задачей специализированных детских садов является создание специальных условий для успешного воспитания и обучения детей с различными.

Предметно-развивающая средаПредметно-развивающая среда Одно из важных условий воспитательно-образовательной работы в дошкольном учреждении – правильная организация предметно-развивающей среды.

Моя предметно-развивающая средаМоя предметно-развивающая среда Сегодня хочу поделиться с вами с предметно-развивающей средой. Предметно-развивающую среду старались сделать интересным, эстетичным, привлекающим.

Предметно-коррекционно-развивающая среда в подготовительной группе №21 для детей с нарушением зрения Направление деятельности и развитие ребенка зависит от нас, взрослых – от того, как устроена предметно-пространственная организация их жизни,.

Предметно-развивающая среда как условие успешной адаптации детей второй младшей группы к условиям детского садаПредметно-развивающая среда как условие успешной адаптации детей второй младшей группы к условиям детского сада Главная роль в становлении личности ребенка раннего возраста принадлежит окружающим его взрослым- родителям и воспитателям. От того, насколько.

Предметно-развивающая среда по физическому развитию детей дошкольного возраста с учетом ФГОС до — презентация В апреле 2017 года при подготовке к педагогическому совету по физическому воспитанию, мною был проведен мониторинг предметно-пространственной.

Предметно-развивающая среда по развитию мелкой моторики у детей младшего дошкольного возрастаПредметно-развивающая среда по развитию мелкой моторики у детей младшего дошкольного возраста Мелкая моторика – это способность выполнять мелкие и точные движения кистями и пальцами рук и ног в результате скоординированных действий.

Предметно-развивающая среда в ДОУПредметно-развивающая среда в ДОУ Начинается учебный год. Конечно, каждому педагогу хотелось бы видеть свою группу уютной, красивой, грамотно оснащённой. К оформлению групповых.

Предметно-развивающая среда в ДОУПредметно-развивающая среда в ДОУ В нашей детском саду каждый воспитатель старается сделать все, чтобы создать уют, комфорт, обеспечить безопасность пребывания детей в детском.

Развивающая среда. Предметно-пространственная среда группыРазвивающая среда. Предметно-пространственная среда группы Здравствуйте. Я воспитатель младшей группы Якшигулова Лилия Явдатовна. В детском саду дети проводят большую часть времени. Поэтому мне хотелось.

Библиотека изображений:
Автор публикации:
Предметно-развивающая среда для организации инклюзивного образования детей с ОВЗ
Опубликовано: 4 мая 2020 в 20:13
+11Карма+ Голосовать
Расскажите коллегам и друзьям!
Комментарии:
Всего комментариев: 6.
Для просмотра комментариев
Популярное из нового
2 апреля. Международный день ложки. Передвижка «История русской ложки»

2 апреля отмечаем праздник ложки — столового прибора, без которого ни супа, ни каши не съешь. Деревянная ложка – символ традиций и самобытности русской культуры.

1 апреля. День смеха. Передвижка «Смех в жизни ребенка»

1 апреля отмечаем День смеха — праздник шуток и розыгрышей. Чувство юмора не врожденное качество, его можно и нужно развивать с самого детства.


Горячие темочки



РЕГИСТРИРУЙТЕСЬ!
Используя МААМ принимаете Cоглашение и ОД