Приложение МААМ

Предупреждение аграмматической дисграфии у дошкольников с ОНР посредством дидактических игр

Куликова Дарья Юльевна
Предупреждение аграмматической дисграфии у дошкольников с ОНР посредством дидактических игр
▼ Скачать + Заказать документы

Актуальность темы.

Одним из основных направлений модернизации образования является обеспечение государственной гарантии доступности и равных возможностей получения полноценного образования детьми с общим недоразвитием речи. Исходя из этого, следует, что дети с нарушениями речевого развития должны быть обеспечены специальными условиями для воспитания и обучения. Развивая речь и умственные способности детей с ограниченными возможностями здоровья, педагог способствует переходу данной категории детей не в специализированные коррекционные школы, а в массовые образовательные учреждения.

Публикация «Предупреждение аграмматической дисграфии у дошкольников с ОНР посредством дидактических игр» размещена в разделах

Работа над совершенствованием грамматической стороны речи, как основной фактор готовности к обучению в школе.

В норме, усвоение детьми грамматического строя речи происходит постепенно, путем подражания.

Грамматический строй – система взаимодействия слов между собой в словосочетаниях и предложениях. Различают морфологический и синтаксический уровни грамматической системы. Морфологический уровень предполагает умение владеть приемами словоизменения и словообразования, синтаксический – умения составлять предложения, грамматически правильно сочетать слова в предложения.

Одним из основных этапов формирования грамматически правильной речи является работа по предупреждению дисграфии у дошкольников, так как исследования педагогов-психологов показывают, что у дошкольников с общим недоразвитием речи (ОНР) комплексно нарушено формирование всех компонентов речевой системы, а именно: звукопроизношение, звукослоговая структура слов, фонематические процессы, языковой анализ и синтез, несформированность монологической связной речи, лексико-грамматический строй речи,зрительный гнозис,оптико-пространственный праксис,память,внимание,моторная функция, мышление;имеет место недоразвитие познавательной деятельности, и соответственно не сформированы речевые и неречевые предпосылки овладения письмом. Анализ ошибок и трудностей, с которыми сталкиваются дети с общим недоразвитием речи при обучении письму, показывает роль и значение профилактики дисграфии.

Учитывая все выше сказанное, можно считать тему работы «Предупреждение дисграфии у детей дошкольного возраста с общим недоразвитием речи» чрезвычайно актуальной и своевременной.

Рассмотрим аграмматическую дисграфию, как один из распространенных видов у детей с общим недоразвитием речи.

Характеристика аграмматической дисграфии. Аграмматическая форма дисграфии появляется у детей на почве общего недорвзвития речи. В основе ее лежит несформированность у ребенка грамматического строя устной речи. Может проявляться на уровне слова, словосочетания, предложения и текста. Это выражается в неточности употребления слов, неправильном написании окончаний, в неумении согласовывать слова в предложении, неверном употреблении предлогов.

Характерные ошибки. Характерными ошибками в устной речи у дошкольников могут быть:

•искажение морфологической структуры слова, замена префиксов, суффиксов (захлестнула - «нахлестнула», козлята - «козлёнки»);

•изменение падежных окончаний («много деревов»);

•нарушение предложных конструкций (над столом - «на столом»);

•изменение падежа местоимений (около него - «около ним»);

•изменение числа существительных («дети бежит»);

•нарушение согласования («бела дом»);

•нарушение синтаксического оформления речи (трудности конструирования сложных предложений, пропуски членов предложений, нарушение последовательности слов в предложении).

В дальнейшем эти ошибки проявляются у детей в школе на письме.

В связной письменной речи у школьников выявляются большие трудности в установлении логических и языковых связей между предложениями. Последовательность предложений не всегда соответствует последовательности описываемых событий, нарушаются смысловые и грамматические связи между отдельными предложениями.

Чтобы этого не допустить, необходимо формировать грамматический строй речи еще в дошкольный период. И чем раньше, тем лучше.

Основные направления работы по устранению предпосылок аграмматической дисграфии.

Для формирования грамматического строя речи у детей дошкольного возраста с общим недоразвитием речи проводится следующая работа:

1. Работа над словоизменением:

- образование множественного числа имен существительных;

- согласование прилагательных с существительными;

- согласование существительных с числительными.

2. Работа над словообразованием:

- образование существительных при помощи уменьшительных суффиксов;

- образование глаголов при помощи приставок;

- образование относительных прилагательных;

- образование притяжательных прилагательных;

- образование названий детенышей животных;

-подбор однокоренных слов.

3. Работа над предлогами (пониманием и употреблением предлогов, составление предложений по картинкам, сериям картинок, распространение и сокращение предложений).

4. Обогащение словарного запаса и развитие практического умения пользоваться им.

5. Работа над предложением.

6. Развитие связной речи. Ведётся работа по обучению составлению описательных рассказов и совершенствованию навыков пересказа небольших текстов.

Методы и приёмы в работе по профилактике аграмматической дисграфии.

Важным моментом профилактики дисграфии и подготовке к школе детей с ОНР становится выбор методов обучения. Самый эффективный метод – использование дидактической игры,как одной из форм обучающего воздействия взрослого на ребенка и в то же время основного вида деятельности дошкольника.

На основании своего практического опыта работы логопедом в дошкольном образовательном учреждении можно отметить, что во всех областях коррекционно-образовательной деятельности по устранению недостатков устной речи должны обязательно присутствовать дидактические игры, как основной метод профилактики возможных впоследствии отклонений в развитии письменной речи.

Практическая значимость позволяет устанавливать взаимосвязь между начальными ступенями образования (речевой группой детского сада и школой) и оптимизировать работу по профилактике дисграфии.

В связи с этим мною были разработаны, модернизированы и дифференцированы дидактические игры по преодолению речевых нарушений и предупреждению аграмматической дисграфии у детей с общим недоразвитием речи.

Дидактические игры, направленные на устранение предпосылок аграмматической дисграфии.

1.«Один-много» (цель: образование множественного числа существ. в

Имен. и Родит. падежах) можно использовать картинки или играть, кидая мяч;

2.«Помоги сосчитать» (цель: согласование существительных с числительными 1, 2, и 5) можно использовать картинки или играть, кидая мяч;

3.«Кто спрятался за деревом?» (цель: образование притяжательных прилагательных по теме – «Дикие животные») игра на фланелеграфе;

4.«Кто спрятался за забором?» (цель: образование притяжательных прилагательных по теме – «Домашние животные») игра на фланелеграфе;

5.«Кто спрятался в джунглях? (цель:образование притяжательных прилагательных по теме – «Животные жарких стран») игра на фланелеграфе;

6.«Хвосты» (цель:образование притяжательных прилагательных по теме – «Дикие животные»);

7. Играйки Н. В Нищевой (№1, №2, №3);

8.«Помоги повару» (цель:образование относительных прилагательных по темам – «Фрукты», «Ягоды», «Овощи»);

9.«Волшебный паровозик» (цель:образование слов с помощью суффикса - ИЦА) (сахар-сахарница, хлеб-хлебница, перец-перечница и т. д.)

10.«Помоги маме найти детёныша» или «Собери семью» (цель:образование названий детенышей животных, птиц) картинки или макеты;

11.«Назови ласково» (цель: образование уменьшительно-ласкательного суффикса существительных по всем лексическим темам»;

12.«Из чего мы сделаны» (цель: образование относительных прилагательных)стакан из стекла-стеклянный, кастрюля из металла-металлическая и т. д.

13.«Маленький, большой, огромный» (цель: образование слов с помощью суффикса – ИЩА, -ИЩЕ) котик – кот – котище…

14.«Рассказы в картинках» часть1, часть2 (цель:составление рассказа по серии связанных по смыслу картинок);

15.«Маленькие слова» (цель:правильное употребление предлогов);

16.«Новые слова» (образование новых слов, с помощью приставок);

17.«Какой? Какая? Какое? Какие?» (цель: согласование прилагательных с существительными в роде, числе);

18.«Кому что дам?» (цель: образование существительных Дательного падежа по теме – «Инструменты») Повару дам (что) – поварёшку…

19.«Профессии» или «Кто чем работает?» (цель:образование существительных Творительного падежа) Столяр работает (чем) – рубанком…

Работа над предложением.

Работа над предложением осуществляется по следующему плану:1. Двусоставные предложения, включающие существительные в Им. п. и глагол 3-го лица настоящего времени (дерево растёт).

2. Распространённые предложения из 3-4 слов (Девочка моет куклу. Девочка гладит платье утюгом.)

Полезной является работа по распространению предложений с помощью слов, обозначающих признак предмета: Бабушка даёт внучке ленту. - Бабушка даёт внучке красную ленту. -Бабушка даёт внучке красную длинную ленту.

При построении предложений полезно составлять графические схемы, которые помогают символизировать предметы и отношения между ними.

Виды заданий:

1. Составление предложения по картинке, а под картинкой выкладывается схема.

2. Подбор предложений к данной графической схеме; запись их под соответствующей схемой.

3. Самостоятельное придумывание предложений по данной графической схеме.

4. Из двух предложений выбрать то, которое подходит к предложенной схеме. Формирование функции словоизменения и словообразования осуществляется как в устной, так и в письменной речи.

Дидактические игры должны основываться на следующих принципах:

•дидактическая игра должна опираться на программный материал;

•дидактическая игра должна способствовать вовлечению в коррекционный процесс в первую очередь более сохранных анализаторов (зрительного и тактильного);

•пособия, используемые логопедом или воспитателем при проведении дидактических игр, должны быть внешне привлекательными;

•условия игры и количество пособий, используемых в ней, должны обеспечить вовлечение всех детей в коррекционный процесс.

При проведении игр необходимо сохранить все структурные элементы, поскольку именно с их помощью решаются дидактические задачи. Дидактическая игра входит в целостный педагогический процесс, сочетается и взаимосвязана с другими формами обучения и воспитания.

Практический опыт заключается в классифицировании и дифференцировании дидактических игр, как средств профилактики дисграфии с указанной категорией детей.

Только целенаправленное, квалифицированное, комплексное и систематическое применение дидактических игр при обучении детей с ОНР является предупреждением дисграфии и подготовкой детей к успешному обучению в школе.

Публикации по теме:

Авторская разработка интерактивных электронных дидактических пособий в логопедической практике Министерство образования науки Самарской области Государственное автономное образовательное учреждение дополнительного профессионального.

Использование инновационной технологии «Метод проектов» в коррекционной работе с детьми старшего дошкольного возраста с ОНР Авторы: учитель-логопед Горохова Ирина Николаевна, учитель-логопед Савилова Елизавета Анатольевна, учитель-логопед Шелковникова Светлана.

Библиотека изображений:
Автор публикации:
Предупреждение аграмматической дисграфии у дошкольников с ОНР посредством дидактических игр
Опубликовано: 14 октября 2013 в 18:15
+4Карма+ Голосовать

Юридическая информация: публикация «Предупреждение аграмматической дисграфии у дошкольников с ОНР посредством дидактических игр» (включая файлы) размещена пользователем Куликова Дарья Юльевна (УИ 142607) на основе Пользовательского Соглашения МААМ. СМИ МААМ действует в соответствии со ст. 1253.1 ГК РФ. Используя МААМ принимаете Пользовательское Соглашение.

Расскажите коллегам и друзьям!
Поделитесь в сетях и мессенджерах:


Комментарии:
Всего комментариев: 5.
Для просмотра комментариев



РЕГИСТРИРУЙТЕСЬ!
Используя МААМ принимаете Cоглашение и ОД