Тарина Сунчугашева
Психолого-педагогические технологии в работе педагога-психолога ДОУ
▼ Скачать + Заказать документы
Психолого - педагогические технологии в работе педагога - психолога Д
ОУ. [/b]
В соответствие с ФГОС ДО, исходя из образовательных потребностей детей, считаю целесообразным применение в своей деятельности современных образовательных психолого-педагогических технологий, таких как:
- личностно-ориентированные технологии;
- здоровьесберегающие технологии
- информационно-коммуникационные технологии;
- игровые технологии
Публикация «Психолого-педагогические технологии в работе педагога-психолога ДОУ» размещена в разделах
В процессе работы с дошкольниками опираюсь на технологию личностно-ориентированного взаимодействия с соблюдением принципов:
1. Самоактуализации (каждый ребенок имеет право на раскрытие собственного личностного потенциала, самореализоваться и стать самим собой);
2. Субъектности (формирование и обогащение субъектного опыта ребенка);
3. Выбора (постоянный выбор цели, содержания формы и способа организации образовательного процесса и жизнедеятельности ребенка);
4. Творчества и успеха (развитие творческих индивидуальных особенностей, достижение успеха и формирование позитивной Я-концепции в обществе).
5. При планировании индивидуальной коррекционно-развивающей деятельности, учитываю личностные особенности ребенка, его интересы и предпочтения). Это позволяет сделать развивающую деятельность более продуктивной.
Применение здоровьесберегающих технологий является составляющей частью моей психологической деятельности. Это коррекционные технологии такие, как сказкотерапия, арт-терапия, песочная терапия, технология воздействия цветом, музыкой, психогимнастика, пальчиковая гимнастика, дыхательная гимнастика, динамические паузы, релаксация.
Информационно-коммуникационные технологии применяю по четырё м направлениям:
психодиагностика, психологическое просвещение и консультирование, коррекционная и развивающая работа, организационно-методическая работа.
Для расширения возможностей обмена профессиональным опытом мною создана персональная страница в сети – интернет на сайте МААМ. ru.
Наличие персонального компьютера на моем рабочем месте избавляет от массы проблем, в психодиагностике он просто незаменим, так как можно набирать и преобразовывать текстовые методики в компьютерный вариант, предложить детям индивидуальное, компьютерное тестирование, создавать свои собственные методики, анкеты, проводить тестирование, анкетирование педагогов и родителей. В процессе такой работы постепенно накапливается своя электронная библиотека.
В коррекционно-развивающей работе мною используются компьютерные программы обучающего и развивающего характера. Их применение способствует развитию познавательных процессов у воспитанников; повышает эффективность обучения, развивает интеллектуальные и творческие возможности детей.
По характеру познавательной деятельности мною используются следующие методы обучения: объяснительно-иллюстративный, предполагающий словесные объяснения с привлечением наглядности; метод проблемного изложения, частично-поисковый метод, метод компьютерных дидактических игр.
Компьютерные игровые средства, применяемые на подгрупповых, индивидуальных занятиях делятся мною на несколько типов, согласно их предназначению:
- развивающие логическое мышление, внимание и память ребенка;
- улучшающие координацию движений (мелкую моторику рук);
- развивающие фантазию и объемное восприятие;
- развивающие ориентировку в окружающей действительности.
В психологическом просвещении и консультировании мною используется информация с интернет сайтов, содержащих материалы по детской психологии. Эти материалы мною перерабатываются, оформляются стенды и родительские уголки.
С помощью компьютерных технологий мною успешно осуществляются следующие виды работы :
- составление отчетов, фиксация и хранение результатов работы;
- быстрый поиск в Интернете и распечатка стимульного материала для занятий, бланков заданий;
-создание электронной библиотеки психологической литературы, диагностических и развивающих программ, стимульного материала;
- совершенствование профессиональной компетентности и повышение профессионального уровня с помощью Интернета (чтение и анализ электронных книг, рассылок, сайтов по психологической тематике, дистанционное обучение, участие в различных конкурсах, конференциях, проводимых в Интернете, общение с коллегами-психологами на форумах и сетевых сообществах).
Игровые технологии в настоящее время очень актуальны, роль игры повышается из-за перенасыщенности современного ребенка информацией. Игры или игровые упражнения, используемые мною в психологической деятельности, обеспечивают заинтересованное восприятие детьми изучаемого материала и привлекают их к овладению новым знанием. Самый распространённый способ применения игры – это терапия через игровые ситуации, предъявляющие ребенку различные испытания для преодоления проблем в поведении, общении.
Игровой тренинг проводится мною в подгруппе из 5 -6 детей одного возраста, игровое занятие длится 20-25 минут и разбивается на два этапа. На первом этапе 10 - 15 минут проводится 3-4 игры или одна игра в разных вариантах, затем начинается второй этап - «общее обсуждение, «рефлексия» (3 -5 минут). Ребята анализируют свои действия и решения, оценивают успешность игры, вспоминают наиболее интересные и живые игровые моменты. Второй этап игры позволяет осмыслить опыт, выявить и закрепить эффективные способы мыслительной деятельности. На общем обсуждении очень полезно показать различия в стиле мышления ребят. При сопоставлении с другими участниками игры ребенок начинает лучше понимать самого себя, адекватно оценивать свои психологические ресурсы. Все ответы ребят, даже самые неожиданные, непривычные и странные, есть ответы «правильные».
Таким образом, используемые мною новые образовательные технологии позволяют улучшать психологическое сопровождение в ДОУ.