МААМ-картинки

Развитие устной речи у детей, имеющих сложную структуру дефекта

Анна Староверова
Развитие устной речи у детей, имеющих сложную структуру дефекта

Развитие устной речи у детей, имеющих сложную структуру дефекта

У детей младшего школьного возраста со сложной структурой дефекта имеются :

- недоразвитие познавательных процессов, и, прежде всего – восприятия; узость объёма восприятия, его фрагментарный характер и низкая активность этого процесса;

- бессистемность мышления, при которой вычленяются лишь наиболее заметные части предметов, без установления связи между частями предметов и отдельными предметами;

Публикация «Развитие устной речи у детей, имеющих сложную структуру дефекта» размещена в разделах

- нарушения памяти;

- дефекты всех сторон речи (фонетической, лексической, грамматической);

- недостатки внимания, особенно страдает произвольное внимание: если работа не интересная, дети её просто бросают;

- нарушения эмоционально-волевой сферы;

- несформированность навыков учебной деятельности.

Все эти особенности носят весьма стойкий характер. Однако, наряду с недостатками, этим детям присущи и некоторые положительные возможности, наличие которых служит опорой, обеспечивающей процесс развития. Дети способны к развитию, которое осуществляется замедленно, атипично, со многими, подчас весьма резкими отклонениями от нормы. Отличительной особенностью детей со сложной структурой дефекта является отсутствие характерного для детей с нормой интеллекта, неудержимого стремления познать окружающий мир. Инертность (заторможенность) нервных процессов, повышенная склонность к охранительному торможению, создают патогенную основу для снижения познавательной активности в целом. В связи с тем, что у детей, с особыми образовательными потребностями, ведущим нарушением является недоразвитие когнитивной (познавательной) деятельности, весь образовательно-воспитательный процесс с детьми данной категории направляю на формирование мыслительных операций: анализа, синтеза, сравнения, обобщения. Поскольку любой вид деятельности сопровождается речью (внутренней и внешней, в связи с этим правомерен вопрос: Как организовать содержание работы с детьми, имеющими сложную структуру дефекта?

В каждом отдельном случае организация работы выстраивается мною относительно образовательных потребностей того или иного ребёнка. В классе обучается восемь детей. Некоторые учащиеся во всех отношениях занимают наиболее благоприятную позицию. Активный словарь на бытовом уровне сформирован в большей степени. Дети мотивированы на учебную, трудовую деятельность, практически все их работы аккуратны, выполнены с желанием. Есть дети, которые не могут самостоятельно выражать просьбы, обращения, но в случае необходимости порождения речевого высказывания принимают помощь, заключающуюся в ориентировке на сопряжённое проговаривание. Таким образом, речевое развитие детей относится к резко ограниченному уровню.

Как это ни странно, но именно желание достичь положительных результатов в речевой деятельности каждого ребёнка, научить своих подопечных вербальному общению, приводило меня к стремлению поиска новых путей, параллельных традиционному содержанию и формам работы с детьми с особыми образовательными потребностями.

В ходе своей практической деятельности я сделала вывод, что развитие и формирование устной речи детей со сложной структурой дефекта – одна из наиболее острых и сложных проблем в коррекционной педагогике. Поиск новых и эффективных путей работы привёл меня к необходимости использовать нейропсихологическую помощь, а опыт и педагогическое чутьё помогли превратить нейропсихологические упражнения в увлекательные задания.

Вероятно, нет необходимости говорить, как важно для ребят, с ограниченными возможностями здоровья внимание к их деятельности, создание атмосферы доброжелательности, заинтересованного участия во всех мероприятиях, а также наличия уверенности в своих действиях.

Гипотезой явилось предположение:

если применять нейропсихологические коррекционные методы в учебном процессе и во внеурочное время, то повысится уровень речевой активности детей младшего школьного возраста.

Развитие речи осуществляется в процессе всех видов деятельности, базирующихся на круглосуточном коррекционно-воспитательном воздействии на ребенка посредством режима. Составленные коррекционно-развивающие упражнения, основанные на двигательных методах, включали в себя: дыхательные, глазодвигательные, перекрестные телесные упражнения, упражнения для развития мелкой моторики рук, упражнения с правилами для произвольности, упражнения по визуализации, релаксации.

Дыхательные упражнения улучшают ритмику организма, развивают самоконтроль и произвольность. Нарушение ритмов организма могут привести к нарушению психического развития ребёнка. Умение произвольно контролировать дыхание развивает самоконтроль над поведением.

Глазодвигательные упражнения позволяют расширить поле зрения, улучшить восприятие. Однонаправленные и разнонаправленные движения глаз и языка развивают межполушарное взаимодействие и повышают энергетизацию организма. Известно, что движения глаз активизируют процесс обучения. Дело в том, что многие черепные нервы, идущие от продолговатого мозга, включая тройничные, лицевой соединяются с глазом. Они активизируют движения глазного яблока во всех направлениях. Глаза находятся в постоянном движении, собирают сенсорную информацию и строят сложные схемы образов, необходимые для обучения. Мозг объединяет эти образы с другой сенсорной информацией для построения визуальной системы восприятия. Систематические занятия способствуют снижению психической утомляемости, избыточной нервной возбудимости, агрессии, улучшают межличностные отношения, способствуют росту доброжелательности во взаимоотношениях, улучшают общее чувство гармонии и ритма.

Телесные упражнения эффективно снимают синкенезии (непроизвольные, непреднамеренные движения) и мышечные зажимы. Происходит “чувствование” своего тела, что способствует обогащению и дифференциации сенсорной информации. Мои ученики пропустили жизненно важную стадию развития – ползание, и поэтому испытывают трудности в обучении. При регулярном выполнении На двигательной активности построены все нейропсихологические коррекционно-развивающие и формирующие программы. Вот почему следует помнить, что неподвижный ребенок не обучается!

Упражнения для мелкой моторики рук способствуют развитию нервных сетей. Практически все упражнения-игры требуют участия обеих рук, согласованного их действия, посредством чего синхронизируется работа обоих полушарий. Все это даё т возможность учиться ориентироваться в понятиях: “вправо”, “влево”, “вверх”, “вниз”, и т. д. Они способны улучшить произношение многих звуков, а значит, развивают речь ребенка. Каждый палец руки имеет довольно обширное представительство в коре больших полушарий. Испытывая нагрузку, мелкая мускулатура пальцев развивается, связки укрепляются, становятся более сильными – это важно для правильного развития мозга.

Упражнения для развития произвольности - учат подчиняться правилам и строго следовать инструкции, формируют произвольную регуляцию деятельности. Психологический смысл заключается в том, что произвольное выполнение заданий задаётся не инструкцией и не учителем, а правилами задания и игры, выполнение которых к тому же происходит в группе на виду у всех участников и затем проводится разбор и оценка выполнения заданий. Это важная часть метода, позволяющая сформировать общее и слуховое внимание к речи и к невербальным формам выполнения инструкции. Здесь возникает взаимодействие группы ВПФ и психических образований: внимания, памяти, речи, восприятия и личности, эмоций.

Упражнения по визуализации выполняются с закрытыми глазами. Упражнения способствуют воссозданию зрительных, слуховых, осязательных, обонятельных и других образов. Визуализация происходит в обоих полушариях головного мозга, что эффективно развивает мозолистое тело.

Упражнения для релаксации (снятие напряжения) способствуют расслаблению, самонаблюдению, воспоминаниям событий и ощущений. Практика показала, что воздействие только на двигательную функцию дает свой эффект и на уровне эмоциональной и интеллектуальной сфер, - его называют “эффектом ненаправленной коррекции”, ребёнок получает знания о собственном теле. Использование упражнений активизирует высшие психические функции, является гарантом спокойствия и уравновешивания психики.

Вышеуказанные упражнения способствуют тому, что ребёнок овладевает речью, у него формируется потребность в словах и пользовании ими. Школьник ориентируется на образец педагога, который предоставляет ему слова в качестве образцов для подражания.

Данная работа над развитием речи учащихся осуществляется на всех уроках и во внеклассное время. Проводимая работа играет важную роль в повышении общего и речевого развития школьников. Она включает организацию речевого режима через планирование специальных мероприятий (разыгрывание различных импровизаций, театральных мини-сценок и т. д.) Организуемая деятельность направлена на коррекцию всей личности, представлена следующими приё мами:

Приём дозированности, т. е. развитие в адекватном темпе, подача любого материала дозирована.

Приём вовлечения в учебную деятельность, развивающую интеллект, через элементы игры. Дети доверчивы, у них ярко выражено наивно-игровое отношение к окружающему. Объясняю правила игры кукле, дети наблюдают, затем кукла просит подсказать то или иное действие. Дети, незаметно для себя входят в игру, усваивая её правила. Всё зависит от конкретной ситуации, от психологического состояния детей, от темы того или иного урока, от поставленных целей и задач. Обыгрывая ситуацию, даю установку на внимание к игрушке, что оказывает действие на концентрацию внимания детей. Это очень эффективный приём;

Приём устранения некомфортности среди сверстников- суметь преодолеть свою робость и рассказать рифмовку для всех присутствующих в классе, обыграть роль персонажа, спеть песню, станцевать танец.

Приём создания комфортных условий для развития. Комфортные условия, это когда охранный режим соотносится с посильными интеллектуальными и психофизическими нагрузками, где в течение урока разумно сочетается труд и отдых. Учитывая быструю утомляемость, склонность к охранительному торможению детей, провожу частую смену видов деятельности, переключаю с одной формы работы на другую: работа у доски, работа за партой, динамические паузы, введение кукольного, либо другого персонажа, применение неречевых звуков, использование предметов-заместителей, наглядности.

Приём нестандартности – это соревнование на смекалку, дающее большие возможности для наблюдений за окружающим миром, удивительная игра, тренирующая внимание и память, развивающая любознательность. Дети демонстрируют положительную динамику в речевом развитии, показывают результаты: лексической основы речи, навыков и умений связной устной речи.

Таким образом, работа, выстроенная в подобном ключе, активизирует индивидуальное психофизическое развитие ребёнка и, не смотря на особенности, обусловленные сложной структурой дефекта, постепенно расширяет его познавательные возможности, что в конечном итоге оказывает положительное влияние на становление личности.

Публикации по теме:

Дидактические игры по развитию устной речи для детей старшего дошкольного возраста 1. «НАЙДИ СЕБЕ ПАРУ». Цель. Учить детей вслушиваться в звучание слов; упражнять в самостоятельном назывании слов и чётком произношении звуков.

Формы внешней устной речи Формы внешней устной речиДиалогическая (диалог) — первичная по происхождению форма речи. Имея ярко выраженную социальную направленность,.

Индивидуальный план самообразования учителя-логопеда «Роль мелкой моторики в развитии речи детей, имеющих речевые нарушения» МУНИЦИПАЛЬНОЕ БЮДЖЕТНОЕ ДОШКОЛЬНОЕ ОБРАЗОВАТЕЛЬНОЕ УЧРЕЖДЕНИЕ ДЕТСКИЙ САД «СОЛНЫШКО» ИНДИВИДУАЛЬНЫЙ ПЛАН САМООБРАЗОВАНИЯ НА 2018-2019.

Использование элементов музейной педагогики как средство позитивной социализации детей, имеющих тяжелые нарушения речи В настоящее время особое внимание уделяется проблеме социально-личностного развития и воспитания дошкольников, являющейся одним из компонентов.

Методы и приёмы активизации устной речи детей на занятиях для старшего дошкольного возраста Методы и приёмы активизации устной речи детей на занятиях (старший возраст) Развитие речи детей занимает центральное место в подготовке.

Приобщение детей к чувашской устной речи методом билингвизма Живя в Чувашии, с годами пропадает культура чувашского языка, интерес к нему. Население стало меньше использовать родной язык в речи. В.

Развитие и обучение лиц, имеющих особые образовательные потребности Принятый 29 декабря 2012 г. Федеральный закон № 273-ФЗ "Об образовании в Российской Федерации" вводит в российское образовательное пространство.

Рекомендации для родителей детей старшего дошкольного возраста по развитию связной устной речи МКОУ Тогучинского района «Курундусская начальная школа» Дошкольная группа «Берёзка» Рекомендации для родителей по развитию связной.

Роль мелкой моторики в развитии речи детей, имеющих речевые нарушения Формирование словесной речи ребенка начинается, когда движения пальцев рук достигают достаточной точности, при этом развитие пальцевой моторики.

Семинар-практикум для родителей, имеющих детей-инвалидов «Развитие и обогащение словаря ребёнка» Тема: "Развитие и обогащение словаря ребёнка" Цель: Познакомить родителей с различными способами закрепления речевых навыков у детей в до-машних.

Библиотека изображений:
Автор публикации:
Развитие устной речи у детей, имеющих сложную структуру дефекта
Опубликовано: 10 ноября 2018 в 10:30
+19Карма+ Голосовать
Расскажите коллегам и друзьям!
Комментарии:
Всего комментариев: 3.
Для просмотра комментариев
Популярное из нового
2024 - год Семьи. Передвижка «Семейные ценности»

По указу президента РФ Владимира Путина 2024 год объявлен годом Семьи.

28 апреля. Вербное воскресенье. Передвижка «Вербное воскресенье»

За неделю до Пасхи христиане празднуют Вербное воскресенье. Красивый символ этого праздника – веточки вербы с белоснежными пушистыми комочками.


Горячие темочки



РЕГИСТРИРУЙТЕСЬ!
Используя МААМ принимаете Cоглашение и ОД