Лучший педагог года

Организация здоровьесберегающей среды в средней группе

Тамара Герасимова
Организация здоровьесберегающей среды в средней группе

Доклад

«Организация здоровьесберегающей среды»

доклад прочитан на педагогическом часе

воспитателем средней группы № 2 г. Байконур

Герасимовой Т. В.

В настоящее время во всем мире внимание широкой общественности и ученых самых различных специальностей (педагогов, психологов, физиологов, медиков) привлечено к дошкольному детству.

Публикация «Организация здоровьесберегающей среды в средней группе» размещена в разделах

Многочисленные исследования свидетельствуют, о том, что дошкольный возраст является периодом наиболее интенсивного физического и духовного развития человеческого индивида. Поэтому здоровье ребенка зависит от ряда факторов: биологических, экологических, социальных, гигиенических и от характера педагогических воздействий.

Среди многообразных факторов, влияющих на состояние здоровья и работоспособность растущего организма, выделяется двигательная активность – естественная потребность в движении, удовлетворение которой является важнейшим условием всестороннего развития и воспитания ребенка. И насколько он будет физически крепок и здоров, такими умственными способностями и нравственными качествами он будет обладать, когда станет зрелым, взрослым человеком.

Основа здоровой среды пребывания детей в дошкольном учреждении -

это прежде всего создание благоприятных гигиенических, педагогических и эстетических условий и комфортной психологической обстановки в коллективе. Исследованиями выявлено, что на состояние работоспособности, активности, на самочувствие и здоровье детей в дошкольном учреждении, существенное влияние оказывают воздушно- тепловой режим помещения, качественный состав воздуха, уровень освещенности, характер предметно-игровой среды.

Ткань головного мозга ребенка особенно чувствительна к недостатку кислорода в воздухе. Пониженное содержание кислорода во вдыхаемом воздухе, наличие в нем большого количества углекислоты, вредных примесей продуктов жизнедеятельности организма оказывают негативное воздействие в первую очередь на нервную систему, работоспособность дошкольника. Ребенок становится вялым, инертным, неактивным, у него могут появиться неадекватные реакции, немотивированное поведение, повышенная утомляемость.

Для того, чтобы избежать ухудшения качественного состава воздуха в помещении, оно должно регулярно проветриваться. В отсутствии ветра групповую комнату можно проветривать в присутствии детей каждый час по 5-7 минут, открытием фрамуги или форточки. Сквозное проветривание проводят только в отсутствии детей, причем, в холодное время года в течение 10 минут и при этом температура воздуха может понижаться до +16 +18, а прекращают проветривание за 30 минут до прихода детей в группу. Длительность и частота проветривания, конечно, зависит от местных климатических и погодных условий.

Обычная температура воздуха в помещении групповой комнаты дошкольников поддерживается:

- для детей до 3 лет +22-24 С,

- для детей от 3 до 7 лет +22-24 С,

а в гимнастическом зале и спальной комнате в пределах +19-21 С.

Полноценное освещение групповой комнаты дневным светом является одним из существенных условий охраны зрения детей, поддержания их работоспособности. В том случае, когда дети занимаются сидя за столами, где занятия в основном связаны с работой зрительного аппарата, необходимо, чтобы дневной свет падал слева. Доступ дневного света не должен ничем ограничиваться, поэтому окна не следует занавешивать даже легкой тюлевой тканью. Для защиты глаз от прямых солнечных лучей, создающих чрезмерно резкий свет, целесообразно использовать солнцезащитные устройства типа жалюзи.

Групповая комната должна быть свободной для самостоятельной, игровой и двигательной деятельности детей, поэтому пространство групповых комнат не следует загромождать большим количеством мебели, излишними игрушками и пособиями. Все предметы - оборудование, пособия, игрушки – должны соответствовать медико-педагогическим и эстетическим требованиям, а также нормам безопасности, т. е. легко подвергаться чистке и дезобработке.

Одно из важных гигиенических требований к оборудованию дошкольного учреждения – безопасность для здоровья и соответствие ростовым и возрастным особенностям детей. Игровой участок должен иметь достаточную по размерам площадь и оснащаться турниками, горками, лесенками. Причем, это игровое и спортивное оборудование необходимо надежно закрепить, а для профилактики травматизма его поверхность не должна иметь острых выступов, шероховатостей, торчащих болтов и гвоздей. Участок обычно ограждается, хорошо освещается и имеет на своей территории зеленые насаждения. Лучше использовать хвойные деревья, которые обеспечивают наличие зелени в течение всего года. По понятным причинам не допускается разведение деревьев и кустарников с ядовитыми плодами и колючками. По санитарно-гигиеническим нормам ежегодно, весной, на участках необходимо заменять имеющийся песок.

Таким образом, для успешного решения оздоровительных задач следует обеспечить разностороннюю двигательную активность детей в оптимальных гигиенических условиях, что приводит к нормализации всех функциональных процессов в организме и способствует усилению его жизнедеятельности.

Например, можно организовать «неделю здоровья» - это такая форма активного отдыха детей, когда отменяются все виды занятий, режим дня

наполняется разными играми, упражнениями, увеличивается время пребывания на свежем воздухе. Важно тщательно продумать план проведения каждого дня в течение всей «недели здоровья», учитывая время года и погодные условия. В эту неделю ребята не только участвуют в подвижных играх, эстафетах, а занимаются трудовой (уборкой территории сада или своего участка, творческой (конкурсы певцов, танцоров, гимнастов, художников) деятельностью. Также можно организовать театрализованное представление, просмотр иллюстраций, видеофильмов о спорте, спортсменах, чтение любимых книг. При проведении активного отдыха, тем самым повышается эмоциональный фон, положительное отношение к играм, соревнованиям и формируется представление о здоровом образе жизни.

Несколько слов о самих занятиях. Казалось бы, что проще простого, дети сидят, слушают воспитателя, о какой безопасности можно говорить, все и всё под его зорким взором. Но для ребенка сидение – не отдых, а активный процесс, направленный на поддержание корпуса, головы в вертикальном положении, что требует напряжения соответствующих мышц. Почему медики придают столь важное значение соответствию размера мебели росту детей? Во-первых, дошкольное детство – активный период формирования многих систем организма, в том числе опорно- двигательного аппарата, зрительного анализатора. Статическое напряжение и для взрослых утомительно, а для дошкольников, с учетом их низкой мышечной выносливости, задача и вовсе трудная. Во-вторых, сформировать у ребенка привычку правильно сидеть за столом, можно только при соответствии размеров мебели его росту, а также при правильном соотношении высоты стола и стула. В-третьих, на занятиях дошкольников рассаживают с учетом состояния здоровья. Страдающих частыми простудными заболеваниями следует сажать подальше от окон и дверей; с пониженным слухом и близорукостью – за первые столы, соответствующие их росту.

Таким образом, правильная организация педагогического процесса, стремление не перегружать детей занятиями, регламентировать учебную нагрузку с учетом состояния здоровья, использование закаливания следует рассматривать как систему мероприятий, направленных на охрану и укрепление здоровья.

Установлено, что купание и обучение детей плаванию в бассейне, контрастное обливание ног теплой и холодной водой, полоскание горла травяными отварами, способствуют координированной работе всех физиологических систем организма – сердечно-сосудистой, дыхательной, энергетической, улучшают обменные процессы и создают надежный барьер перед различными вредными воздействиями.

Не последнюю роль в деле укреплении здоровья ребят играет и полноценное питание. Оно должно не только покрывать расходуемую ими энергию, но и обеспечивать материал для роста и развития всех органов и систем организма. Для обеспечения правильного питания требуются три условия:

1. наличие в пищи всех необходимых ингредиентов;

2. здоровый пищеварительный тракт;

3. рациональный режим приема пищи и правильная технология ее приготовления.

Вся эта работа по укреплению и охране здоровья детей требует значительных усилий от всего педагогического коллектива детского сада. К сожалению, пренебрежительное отношение некоторых родителей к соблюдению режима в домашних условиях – опасно как для здоровья ребенка, так и для его воспитания. В таких семьях из-за несоблюдения режима дня дошкольник приходит в детский сад в состоянии повышенной утомляемости, вялости или сильной возбудимости.

В заключение, следует отметить, что в дошкольных учреждениях дети находятся в тот период жизни, когда происходит их интенсивный рост и развитие, становление личности, формирование многих полезных привычек, приобретение новых знаний и представлений, закладываются основы здоровья. Поэтому качество всей окружающей среды и обстановки в детском саду для правильного развития дошкольника имеет такое большое значение.

Публикации по теме:

Организация предметно-пространственной среды в первой младшей группеОрганизация предметно-пространственной среды в первой младшей группе В группе важнейшую роль играет тщательно продуманная и безопасно организованная развивающая предметно - пространственная среда, которая.

Организация развивающей предметно-пространственной среды в средней группе по ФГОСОрганизация развивающей предметно-пространственной среды в средней группе по ФГОС Одним из компонентов образовательной среды ДОО является – развивающая предметно - пространственная среда (РППС). РППС – одно из основных.

Организация развивающей предметно-пространственной среды в старшей группеОрганизация развивающей предметно-пространственной среды в старшей группе Сегодня, уважаемые коллеги, я хочу пригласить вас в нашу группу, где вы сможете познакомиться с развивающей предметно – пространственной.

Организация образовательной среды в разновозрастной группе (фотоотчет)Организация образовательной среды в разновозрастной группе (фотоотчет) Добрый вечер, коллеги! Хочу поделиться своей образовательной средой. Главной задачей воспитания дошкольников являются создание у детей чувства.

Организация предметно-развивающей среды в группе «Лучики»Организация предметно-развивающей среды в группе «Лучики» Задача педагога состоит в умении моделировать предметно-пространственную развивающую среду, которая бы позволила ребёнку проявлять творческие.

Организация предметно-развивающей среды в средней группе детского садаОрганизация предметно-развивающей среды в средней группе детского сада Организация предметно-развивающей среды в средней группе детского сада Воспитатель МБДОУ «Детский сад №24» Литвинова Наталья Александровна.

Организация предметно-развивающей среды в старшей группе.Организация предметно-развивающей среды в старшей группе. Детский сад – особое учреждение, практически это второй дом для его сотрудников и детей. А свой дом всегда хочется сделать уютным и теплым.

Организация предметно-развивающей среды во второй младшей группеОрганизация предметно-развивающей среды во второй младшей группе "Нет такой стороны воспитания, на которую обстановка не оказывала бы влияния, нет способности, которая не находилась бы в прямой зависимости.

Организация среды по ФЭМП в группеОрганизация среды по ФЭМП в группе Попова Валентина Математика играет большую роль в интеллектуальном развитии ребёнка. Ещё в раннем детстве ребёнок сталкивается с предметами,.

Создание здоровьесберегающей среды в ДОУ Современный детский сад – это место, где ребенок получает жизненный опыт в наиболее важных для его развития сферах жизни, взаимодействуя.

Библиотека изображений:
Автор публикации:
Организация здоровьесберегающей среды в средней группе
Опубликовано: 15 января 2022 в 09:56
0Карма+ Голосовать
Расскажите коллегам и друзьям!
Комментарии:
Всего комментариев: 0.
Для просмотра комментариев
Популярное из нового
7 мая. День военных памятников. Передвижка «Как рассказать детям о войне»

9 мая мы отмечаем всенародный праздник — День Победы. Это хороший повод рассказать детям о войне и вспомнить, какой ценой досталась победа, ведь «нет в России семьи такой, где не памятен был свой герой».

6 мая. День животных-героев. Передвижка «Животные на войне»

 В годы Великой Отечественной войны вместе с людьми воевали и животные. Воевать нашим бойцам помогали лошади, собаки, голуби, верблюды, медведи, олени и даже кошки.


Горячие темочки



РЕГИСТРИРУЙТЕСЬ!
Используя МААМ принимаете Cоглашение и ОД