Доклад «Основные требования и принципы организации развивающей предметно-пространственной среды группы для детей с ТНР»

Татьяна Гордиенко
Доклад «Основные требования и принципы организации развивающей предметно-пространственной среды группы для детей с ТНР»

Татьяна Гордиенко

Доклад на тему: «Основные требования и принципы организации развивающей предметно-пространственной среды группы для детей с ТНР

В связи с потребностями модернизации системы образования в России происходит трансформация системы дошкольного образования. Федеральный государственный стандарт дошкольного образования (ФГОС ДО) подразумевает создание благоприятных условий для развития детей в соответствии с их возрастными и индивидуальными особенностями и склонностями, развития способностей и творчества каждого ребенка как субъекта отношений с самим собой, другими детьми, взрослыми и миром при реализации основной общеобразовательной программы дошкольного образования. При организации образовательного процесса ориентация идёт не только на компетенции, которые формируются у ребёнка в дошкольном возрасте, но и на развитие совокупности личностных качеств, которые обеспечивают психологическую готовность ребенка к школе и гармоничное вступление в более взрослый период жизни. Стандарт нацеливает на личностно-ориентированный подход к каждому ребенку для сохранения самоценности дошкольного детства. ФГОС ДО делает акцент на отсутствие жсткой регламентации детской деятельности и выдвигает требования ориентации на индивидуальные особенности детей при реализации образовательной программы в дошкольных учреждениях. В системе дошкольного образования в связи с принятием ФГОС ДО, а также меняющихся нормативно-правовых, административных, экономических, социокультурных условий, дошкольные организации могут вполне реально осуществлять реформу своей деятельности. Это касается и изменений развивающей среды ребенка. Здесь крайне необходимо произвести новые изменения при сохранении лучших традиций системы.

Развивающая предметно-пространственная среда группового помещения является частью целостной образовательной среды дошкольной организации. Иначе, «развивающая предметно-пространственная среда» - это специфическое для каждой группы детей (с ОВЗ) образовательное оборудование, материалы, мебель и т. д., с определёнными требованиями и принципами. В рамках развития российского дошкольного образования возможны разные варианты создания развивающей предметно-пространственной среды при условии, что учитывается возрастная и гендерная специфика для реализации общеобразовательной программы. Определяя наполняемость РППС, следует помнить о концептуальной целостности образовательного процесса. Для реализации содержания каждого из направлений развития и образования детей ФГОС ДО определяет пять образовательных областей – социально-коммуникативное развитие, познавательное развитие, речевое развитие, художественно-эстетическое развитие и физическое развитие. Принимая во внимание интегративные качества образовательных областей, игрушки, оборудование и прочие материалы для реализации содержания одной образовательной области могут использоваться и в ходе реализации содержания других областей, каждая из которых соответствует детским видам деятельности (игровой, двигательной, коммуникативной, познавательно-исследовательской, изобразительной, конструирования, музыкальной и др.). В дошкольном образовании термин «предметно-пространственная среда» понимается как комплекс материально-технических, санитарно-гигиенических, эргономических, эстетических, психолого-педагогических условий, обеспечивающих организацию жизни детей и взрослых.

Дети с тяжелыми нарушениями речи – это особая категория детей с нарушениями всех компонентов речи при сохранном слухе и первично сохранном интеллекте. Для детей с тяжелыми нарушениями речи (ТНР)первостепенное значение имеют: организация педагогического процесса во всех образовательных областях, адаптированного в соответствии с психофизическими возможностями воспитанников (адаптированная предметно-пространственная развивающая среда, адаптированное содержание обучения и воспитания, адекватные для детей с ТНР технологии обучения); организация профессиональной коррекционно-развивающей работы по преодолению нарушений речи у воспитанников; единое образовательное пространство «ДОУ – семья», организация интегрированного взаимодействия всех субъектов образовательного процесса (педагогов, специалистов, родителей).В работе с детьми с тяжелыми нарушениями речи актуализируется проблема создания обогащенной предметной среды, которая способствовала бы развитию деятельности детей, приобщению их к творчеству в игре или других видах деятельности. Организация развивающей предметно-пространственной среды является важнейшим условием для работы с детьми, имеющими нарушения речи. Согласно Нищевой Н. В., организация предметно-пространственной развивающей среды имеет «очень важное значение при формировании высших психических функций у ребенка с проблемами в развитии», развивающая предметно-пространственная «создает возможности для расширения взаимодействия дошкольника со взрослыми и сверстниками и позволяет включить в познавательную деятельность одновременно всех детей группы». Правильно организованная пространственно-предметная среда стимулирует развитие самостоятельности и инициативности. Для детей с тяжелыми нарушениями речи развивающая предметно-пространственная среда выполняет первоочередную задачу - обеспечение ребенку эмоционального комфорта и чувства психологической защищенности и представляет собой часть целостной формы педагогической деятельности, которая включает в себя систему взаимосвязанных задач, содержание и формы ее организации, а также предполагаемые результаты. Предметно-пространственная среда для детей с ТНР должна состоять из полузамкнутых мини-зон (микропространств, которые необходимо оборудовать для игр и занятий как индивидуальных, так и групповых. В процессе организации развивающей предметно-пространственной среды для детей с ТНР необходимо соблюдать следующие условия и требования:

1) ориентация на возрастные и гендерные особенности детей разного дошкольного возраста. Для детей раннего возраста, которые нуждаются в двигательной активности, необходимы большие пространствах для удовлетворения данной потребности. Дети четвертого года жизни играют в сюжетно-ролевые игры, для предметно-пространственной среды данного возраста важны функциональные особенности атрибутов игр. Для дошкольников пятого года жизни, потребность в совместных играх и потребностью в уединении;

2) функциональность среды. Ресурсы для заполнения предметно-пространственной среды следует выбирать исходя из их многофункциональности, вариативности и способности к трансформации;

3) динамичность среды. Характеристики среды должны регулярно меняться в количественном и качественном отношении. Необходимо периодически вводить новые элементы.Эти условия нужно реализовать при постоянном контроле со стороны педагога:

4) опережающий характер обучения. Условие реализуется через наполнение среды ресурсами, ориентированных на более старший возраст. Таким образом, для дошкольника создаются перспективы для саморазвития;

5) обеспечение мобильности, физической и творческой активности ребенку. Реализация данного условия происходит через цветовой дизайн, применение различных по фактуре, физическим характеристикам и качеству отделочных материалов, физкультурные комплексы и спортинвентарь, использование предметов–заместителей, обеспечение детей материалами для создания условий для художественного творчества.

Для детей с ТНР важную роль играет стабильность даже в предметно-пространственной среде, любые изменения проводятся периодически, но медленно. Не стоит часто переставлять мебель в группе, тем более менять расположение микрозон и развивающих центров. Дети с тяжелой речевой патологией имеют плохо скоординированные действия и зачастую не обладают быстротой реакции, часто проявляют моторную неловкость. Поэтому пространственная организация среды должна одновременно и обеспечивать безопасность, и стимулировать двигательную активность. В центре группового помещения рекомендуется оставлять свободное место. Специально организованное пространство должно стимулировать активность ребёнка, создавать возможность для успешного устранения речевого дефекта, преодоления отставания в речевом развитии, это позволяет ребёнку проявлять свои способности не только на занятиях, но и в свободной деятельности. Дети с ТНР недостаточно проявляют инициативу и самостоятельность в различных видах деятельности, что затрудняет их адаптацию в социуме. Организация развивающей предметно-пространственной среды в логопедической группе для детей с ТНР имеет ряд особенностей. В основе организации развивающей предметно-пространственной среды лежат общие принципы. Однако в процессе организации развивающей предметно-пространственной среды в логопедической группе для детей с ТНР необходимо, в первую очередь, учитывать психологические особенности детей с ТНР, важно реализовать их потребность в чувстве психологической защищенности. Дизайн группы (оформление стен, единый стиль и прочее) являются основой развивающей предметно-пространственной среды для детей с ТНР. Пастельные тона, единообразный стиль оформления микрозон способствуют созданию атмосферы эмоционального комфорта, что является важнейшим условием для организации коррекционной работы с детьми с ТНР.

Для того, чтобы развивающая предметно-пространственная среда соответствовала развитию индивидуальности каждого ребенка с учетом его возможностей, уровня активности и интересов,РППС должна быть:

1) содержательно-насыщенной – соответствовать возрастным возможностям детей и содержанию Программы. Образовательное пространство должно быть оснащено средствами обучения и воспитания (в том числе техническими, соответствующими материалами, в том числе расходным игровым, спортивным, оздоровительным оборудованием, инвентарм (в соответствии со спецификой Программы). Организация образовательного пространства и разнообразие материалов,оборудования и инвентаря должны обеспечивать: игровую, познавательную, исследовательскую и творческую активность всех воспитанников, экспериментирование с доступными детям материалами (в том числе с песком и водой); двигательную активность, в том числе развитие крупной и мелкой моторики, участие в подвижных играх и соревнованиях; эмоциональное благополучие детей во взаимодействии с предметно-пространственным окружением; возможность самовыражения детей.

2) трансформируемой – обеспечивать возможность изменений РППС в зависимости от образовательной ситуации, в том числе меняющихся интересов и возможностей детей;

3) полифункциональной – возможность разнообразного использования различных составляющих предметной среды, например, детской мебели, матов, мягких модулей, ширм и т. д. ; наличие в группе полифункциональных (не обладающих жстко закреплнным способом употребления) предметов, в том числе природных материалов, пригодных для использования в разных видах детской активности (в том числе в качестве предметов-заместителей в детской игре).

4) доступной – доступность всех помещений, где осуществляется образовательная деятельность; свободный доступ детей, к играм, игрушкам, материалам, пособиям, обеспечивающим все основные виды детской активности.

5) безопасной – все элементы РППС должны соответствовать требованиям по обеспечению надежности и безопасность их использования, такими как санитарно-эпидемиологические правила и нормативы и правила пожарной безопасности.

6) вариативной – наличие в группе различных пространств (для игры, конструирования, уединения и пр., а также разнообразных материалов, игр, игрушек и оборудования, обеспечивающих свободный выбор детей; периодическую сменяемость игрового материала, появление новых предметов, стимулирующих игровую, двигательную, познавательную и исследовательскую активность детей.

Построение развивающей среды с учетом перечисленных выше принципов обеспечивает детям данной группы чувство психологической защищенности, помогает формированию личности, развитию способностей, овладению разными способами деятельности. Созданная эстетическая среда вызывает у детей чувство радости, эмоционально положительное отношение к детскому саду, желание посещать его, обогащает новыми впечатлениями и знаниями, побуждает к активной творческой деятельности, способствует интеллектуальному развитию.

Таким образом, при создании развивающей предметно-пространственной среды дошкольной образовательной организациинеобходимо обеспечить реализацию:

-образовательного потенциала пространства групповой комнаты и материалов, оборудования и инвентаря для развития детей дошкольного возраста, охраны и укрепления их здоровья, учта индивидуальных особенностей детей и коррекции их развития;

-двигательной активности детей, возможности общения и совместной деятельности детей и взрослых, а также возможности для уединения;

-различных образовательных программ с учетом применения инклюзивного образования, а также национально-культурных, климатических и других условий.

В соответствии с ФГОС дошкольного образования предметно-развивающая среда для детей с ТНР,должна обеспечивать и гарантировать:

- охрану и укрепление физического и психического здоровья и эмоционального благополучия детей, а также проявление уважения к их человеческому достоинству к их чувствам и потребностям, формировать и поддерживать положительную самооценку, в том числе и при взаимодействии детей друг с другом и в коллективной работе, уверенность в собственных возможностях и способностях;

- максимальную реализацию образовательного потенциала пространства Организации, Группы и прилегающей территории, приспособленной для реализации Программы ФГОС, а также материалов, оборудования и инвентаря для развития детей дошкольного возраста в соответствии с особенностями каждого возрастного этапа, охраны и укрепления их здоровья, учета особенностей и коррекции недостатков их развития;

- построение вариативного развивающего образования, ориентированного на возможность свободного выбора детьми материалов, видов активности, участников совместной деятельности и общения, как с детьми разного возраста, так и со взрослыми, а также свободу в выражении своих чувств и мыслей;

- создание условия для ежедневной трудовой деятельности и мотивации непрерывного самосовершенствования профессиональное развитие педагогических работников, а также содействие в определении собственных целей, личных и профессиональных потребностей и мотивов;

- открытость дошкольного образования и вовлечение родителей (законных представителей) непосредственно в образовательную деятельность, осуществление их поддержки по вопросам образования детей, воспитания, охране и укреплении их здоровья, а также поддержки образовательных инициатив внутри семьи;

- построение образовательной деятельности на основе взаимодействия взрослых с детьми, ориентированной на интересы и возможности каждого ребенка и учитывающего социальную ситуацию его развития и соответствующих возрастных и индивидуальных особенностей (недопустимость как искусственного ускорения, так и искусственного замедления развития детей);

- создание равных условий, максимально способствующих реализации различных образовательных программ в дошкольных образованиях для детей, принадлежащих к разным национально-культурным, религиозным общностям и социальным слоям, а также имеющих различные (в том числе ограниченные) возможности здоровья. В каждой ДОО развивающая предметно-пространственная среда должна обладать свойствами открытой системы и выполнять образовательную, развивающую, воспитывающую, стимулирующую функции. В процессе взросления ребенка все компоненты (игрушки, оборудование, мебель и пр. материалы) развивающей предметно-пространственной среды также необходимо менять, обновлять и пополнять.

Т. К. Гордиенко, воспитатель МБДОУ ДС№120 г. Челябинска

Публикации по теме:

Использование зонта для организации развивающей предметно-пространственной среды группы и летнего участкаИспользование зонта для организации развивающей предметно-пространственной среды группы и летнего участка Если у вас сломался зонт, не спешите его выбрасывать. Его можно использовать для создания развивающей предметно-пространственной среды группы.

Обогащение развивающей предметно-пространственной среды группы. МакетыОбогащение развивающей предметно-пространственной среды группы. Макеты Игра – ведущий вид деятельности дошкольников. Самостоятельная игра детей во многом зависит от организации предметно-игровой среды и подбора.

Обогащение развивающей предметно-пространственной среды группы. Машины из картонных коробокОбогащение развивающей предметно-пространственной среды группы. Машины из картонных коробок Одним из требований ФГОС ДО к структуре образовательной программы является обеспечение развития личности детей дошкольного возраста с учётом.

Библиотека изображений:
  • Экология
  • День Святого Валентина
  • День Святого Валентина
Автор публикации:
Доклад «Основные требования и принципы организации развивающей предметно-пространственной среды группы для детей с ТНР»
Опубликовано: 26 марта 2020 в 08:37
+11Карма+ Голосовать
Расскажите коллегам и друзьям!
Скачать и печатать
Комментарии:
Всего комментариев: 2.
Для просмотра комментариев
Популярное из нового
8 апреля. День рождения пожарной лестницы

Весело и с пользой провести время дома с ребёнком можно, устроив игры и творчество на тему пожарной безопасности. Тема эта для детей интересная и одновременно важная. Простор для фантазии она...

8 апреля. День космической ракеты на МААМ

Что такое космос, кто такие космонавты, как совершить космическое путешествие — эти и другие вопросы задают дети взрослым. Тема таинственного и неизведанного космоса, о котором все говорят, но который...

Фотоотчет о подготовке к празднику Победы в старшей группе
В рамках реализации проекта «75 лет Великой Победы» в старшей группе «Белочка» мною был изготовлен иллюстративный и дидактический материал о Победе нашей...
Фотоотчет о деятельности детей 6–7 лет по физическому развитию в рамках проекта «75...
В процессе реализации проекта «75 лет Великой Победы в Севастополе» с детьми подготовительной к школе группы проводилась определенная работа по...
Фотоотчёт о художественных работах учащихся 3 и 4 классов во время самоизоляции
Доброго всем дня! Самоизоляция продолжается. И, чтобы время не тянулось скучно, ребята придумывают развлечения и занятия. Одним из данных занятий...