Папки-передвижки

Особенности организации обучения детей с расстройствами аутистического спектра в условиях инклюзивного образования

Ирина Бобарыкина
Особенности организации обучения детей с расстройствами аутистического спектра в условиях инклюзивного образования

В государственном бюджетном учреждении дополнительного профессионального образования Воронежской области «Институте развития образования» с 16 .11.2017г. по 17.11.2017 г. прошло обучение специалистов Калининградской области, работающих с детьми, имеющими особые образовательные потребности и ограниченные возможности здоровья.

Публикация «Особенности организации обучения детей с расстройствами аутистического спектра в условиях инклюзивного образования» размещена в разделах

Обучение проходило по дополнительной профессиональной программе «Особенности организации обучения детей с расстройствами аутистического спектра в условиях инклюзивного образования (стажировка)».

Во время данного проекта специалисты перенимали опыт Воронежской области по реализации программ организации обучения детей с ограниченными возможностями здоровья.

Первым взял слово Александр Юрьевич Митрофанов, проректор Воронежского института развития образования, директор центра комплексного сопровождения развития региональной системы образования, руководитель регионального учебно-методического объединения.

Он говорил о том, что до конца еще ничего не сформировано, они еще в процессе: проводится только попытка проектирования, которая еще не завершена. Еще только выстраивают инклюзивную модель образования.

С первого сентября 2016 года в России начали действовать новые федеральные государственные стандарты образования, в соответствии с которыми каждый ребенок, не зависимо от диагноза, того или иного нарушения развития, имеет право обучаться в общеобразовательной школе.

Одной из форм инклюзивного образования стало создание так называемых ресурсных классов – классов для детей с расстройствами аутистического спектра.

В регионе инклюзивные образование рассматривается как вариант организации обучения детей с ограниченными возможностями здоровья и детей-инвалидов наряду с другими.

В 2016-2017 учебном году в школах региона обучалось 1753 ребёнка с ОВЗ и 1 095 инвалидов. 552 и 637 соответственно получали образование на дому, 181 из которых с применением дистанционных технологий.

В целом в 2017 году в Воронежской области проживает более 6 тысяч детей-инвалидов и более 3,7 тысяч детей с ограниченными возможностями здоровья.

Реализация федерального государственного образовательного стандарта в начальных школах для учеников с ОВЗ и для детей с умственной отсталостью началась в сентябре 2016 года.

В настоящее время увеличивается количество общеобразовательных учреждений, которые включаются в инклюзивный процесс. В 2016-2017 учебном году 154 школы приняли на инклюзивное образование 256 первоклассников с ОВЗ. По предварительным данным, в сентябре 65 школ примут более ста детей.

В Воронеже расширяют опыт функционирования «ресурсных классов» для детей с расстройствами аутистического спектра. В сентябре планируем открыть четыре таких класса.

К слову, воронежская общеобразовательная школа №92 стала победителем всероссийского конкурса «Лучшая инклюзивная школа Россия».

Кроме того, развивается система ранней помощи. На бае 29 школ функционируют лекотеки – службы, обеспечивающие комплексное психолого-педагогическое сопровождение детей дошкольного возраста с ОВЗ, в том числе детей с РАС.

Лекотеки посещают около 300 человек. Также создан «Центр психолого-педагогической, медицинской и социальной помощи».

Основным и единственным методом работы с детьми с РАС является прикладной анализ поведения (интенсивная обучающая программа, которая основывается на поведенческих технологиях и методах обучения. Как научная дисциплина изучает влияние факторов в окружающей среде на поведение и манипулирует этими факторами, чтобы изменить поведение человека).

Обязательно определение диагноза и раннего вмешательства до трех лет.

На каждого ребенка с ОВЗ на основе заключения ПМПК формируется объем финансирования (выделяется 600000 рублей и даже больше, что превышает расходы нормотипичного ребенка в 19 раз. Финансируется 1 ребенок и 1 тьютор).

Посетили Воронежский Центр Ментального здоровья, который с сентября 2014г. на базе ОМР «Солнце» детской поликлиники №5 успешно функционирует для детей до 4х лет с различными сложностями психического здоровья, включая расстройства аутистического спектра.

В центре работает полипрофессиональная бригада специалистов, в составе которой врач-педиатр, врач-невролог, врач-психиатр, медицинская сестра, медицинские психологи, логопеды, дефектолог, педагог-воспитатель, музыкальный работник, инструктор ИЛГ.

В предварительно назначенное время ребенок с родителями приходит в центр ментального здоровья, где их встречает медицинская сестра и сопровождает во все кабинеты, где принимают специалисты (педиатр, невролог, психиатр, логопед, психолог, знакомит родителей с расписанием работы центра и отвечает на все интересующие их вопросы.

Для каждого пациента разрабатывается индивидуальный маршрут реабилитации, включающий логопедические, развивающие, музыкальные занятия, индивидуальную лечебную гимнастику, а также консультирование семьи по всем интересующим вопросам медицинской, психолого-педагогической и социальной реабилитации ребенка.

При возникновении необходимости более полного обследования ребенка при выявлении актуальной неврологической симптоматики либо подозрении на аутистическое расстройство родителям с ребенком предлагается неврологическое отделение ОДКБ №1 (направление заполняется здесь же, в центре).

После проведенных диагностических мероприятий ребенок вновь продолжает занятия со специалистами центра. При необходимости корректируется его индивидуальный маршрут.

Специалистами центра активно используются новейшие методы ранней диагностики и лечения различных нарушений речевого и психического развития детей, расстройств аутистического спектра (M-CHAT-анкетирование, методику ADOS – «золотой» стандарт диагностики аутизма во всем мире, элементы методик PECS и АВА-терапии и т. д.)

В своей работе логопеды пользуются методиками Морозовой для детей с аутистическими расстройствами, методикой Никольской, элементами артикуляционного массажа, массажа пальцев рук для развития тонкой моторики, элементами здоровьесберегающих технологий в логопедии (релакс для глаз, письмо двумя руками и т. д., медиа-технологиями (компьютерные программы, работа с планшетом и т. д).

Дефектолог центра в своей работе использует методики Дедюхиной и Боряковой, элементы массажа по-Новиковой, методику Шевченко для детей с задержкой психического развития, программу Баряевой для детей с умственной отсталостью, карточки PECS для детей с аутизмом.

К услугам маленьких пациентов разнообразный современный методический и игровой материал, кинестетическая песочница, «сухой» бассейн, зал лечебной физкультуры, бассейн, массажное кресло. По назначению врачей ребенок может получить курс физиопроцедур (массаж, электрофорез, ампли пульс, кислородный коктейль, соляную пещеру)

В среднем, ребенок посещает занятия в центре 4-8 недель и имеет возможность записаться повторно по рекомендации специалистов и по желанию родителей.

Также посетили инклюзивный детский сад и общеобразовательную школу, в которой имеется ресурсный класс, где сумели обеспечить мотивацию детей с РАС для посещения школы.

Дети с РАС обучаются по варианту 8.2.(самая подходящая модель для детей с РАС - это модель ресурсного класса, в котором проводится индивидуальная, групповая, игровая работа На 8 детей с РАС в ресурсном классе приходится 8 тьюторов, 2 психолога, дефектолог).

Вариант 8.2 предполагает, что обучающийся с РАС получает образование, сопоставимое по конечным достижениям с образованием сверстников, не имеющих ограничений по возможностям здоровья, в пролонгированные сроки.

Данный вариант предполагает пролонгированные сроки обучения : пять лет (1 - 5 классы) - для детей, получивших дошкольное образование; шесть лет (1 - 6 классы) - для детей, не получивших дошкольное образование, способствующее освоению НОО на основе АООП.

В большей степени развитие у обучающихся жизненной компетенции на основе планомерного введения в более сложную социальную среду, поэтапное формирование учебной деятельности и коммуникативного поведения, расширение жизненного опыта, социальных контактов с детьми и взрослыми.

Обязательным является организация и расширение повседневных социальных контактов, включение специальных курсов коррекционно-развивающего направления, особое структурирование содержания обучения на основе усиления внимания к целенаправленному развитию эмоционально-личностной сферы и коммуникативного поведения, формированию жизненной компетенции, а также применении как общих, так и специальных методов и приемов обучения.

Уже сегодня в Воронежской инклюзивной общеобразовательной школе ребенок с вариантом обучения 8.2 постоянно находится в регулярном классе, работая по адаптированной программе. Все обучающиеся ресурсного класса смогли успешно адаптироваться.

Публикации по теме:

Подготовка педагогов к работе в условиях инклюзивного образования «Подготовка педагогов к работе в условиях инклюзивного образования» Дитя, молодое существо с первого своего появления на свет Божий,.

Цикл логопедических занятий по развитию коммуникативной функции речи у детей с расстройствами аутистического спектра Примеры конспектов логопедических занятий, содействующих развитию коммуникативной функции речи у детей с расстройствами аутистического спектра.

Формирование коммуникативных навыков у детей с расстройствами аутистического спектра Аннотация. Ключевые слова: ранний детский аутизм, дошкольный и младший школьный возраст, способы коммуникации, невербальная коммуникация,.

Обучение письменной речи детей с расстройством аутистического спектра (РАС) с помощью ПК Обучение письменной речи детей с расстройством аутистического спектра (РАС) с помощью ПК Рассказова Елена Александровна, учитель-дефектолог.

Особые образовательные потребности детей с расстройствами аутистического спектра Образование детей с различными вариантами особых образовательных потребностей для нашей страны является инновационным. До недавнего времени.

Особые образовательные потребности детей с расстройствами аутистического спектра: общие и специфическиеОсобые образовательные потребности детей с расстройствами аутистического спектра: общие и специфические За последние несколько лет в системе образования РФ произошли существенные изменения, связанные с принятием государственной думой 21 декабря.

Профориентация в условиях инклюзивного образования на примере ДОУ Несмотря на то, что инклюзивное образование можно охарактеризовать, как одну из парадигм государственной политики, данная система в России.

Родительская компетентность в условиях инклюзивного образования дошкольников Одна из наиболее важных характеристик инклюзивного образовательного пространства – множественность субъектов, которыми являются дети с особыми.

Социализация детей с расстройством аутистического спектра В последние годы специалистами отмечается увеличение количества детей с расстройством аутистического спектра (РАС). По данным ВОЗ аутизм.

Сюжетное конструирование с детьми с расстройствами аутистического спектра Сюжетное конструирование с детьми с расстройствами аутистического спектра Авторы: Гайдарова Ирина Юрьевна, учитель-дефектолог Харабарова.

Библиотека изображений:
Автор публикации:
Особенности организации обучения детей с расстройствами аутистического спектра в условиях инклюзивного образования
Опубликовано: 7 февраля 2019 в 22:09
+29Карма+ Голосовать
Расскажите коллегам и друзьям!
Комментарии:
Всего комментариев: 5.
Для просмотра комментариев
Популярное из нового
5 мая. Пасха. Передвижка «Пасха»

Наконец настал день, когда мы снова отмечаем Светлое Христово Воскресение. Расскажите детям о традициях Пасхи и вместе займитесь пасхальным творчеством!

5 мая. Праздник имени Правды. Передвижка «Детская ложь»

5 мая 1912 года вышел первый номер газеты «Правда» – издания, ставшего символом целой эпохи. В Советском Союзе эта дата отмечалась как День печати.


Горячие темочки



РЕГИСТРИРУЙТЕСЬ!
Используя МААМ принимаете Cоглашение и ОД