Татьяна Малышева
Консультация «Зачем малышу нужна дружба?»
▼ Скачать + Заказать документы
«Зачем малышу нужна дружба?»
Еще Аристотель утверждал, что «Человек по своей природе есть существо общественное», и поэтому, есть смысл развивать это его «коллективное» начало – как и все остальные способности, начиная с раннего детства. Ведь дружба ребенка со сверстниками оказывает благотворное влияние не только психическое и эмоциональное, но и умственное, физическое развитие.
Более того, умение жить в социуме, умение дружить и прощать, уважение мнения других людей, желание помогать людям – все эти качества Настоящего Человека - несомненно, пригодятся любому ребенку даже в самом начале их Жизненного Пути.
Публикация «Консультация „Зачем малышу нужна дружба?“» размещена в разделах
Дружба детей в возрасте до 2-ух лет
В этом возрасте дети еще не созрели до полноценных социальных контактов с другими детьми, а уж тем более, до дружбы.
Они в таком нежном возрасте бессознательно эгоцентричны. Малыш на самом деле ощущает себя центром всей Вселенной, и ему сложно признавать, что кроме него существуют и другие «миры». Отсюда могут вырисовываться различные конфликтные ситуации.
Дружба детей в возрасте с 2-ух до 3-ех лет
Примерно с 2-ух до 3-ех, а то и до 4-ех лет, к малышу плавно приходит желание взаимодействовать с такими же, как он, маленькими человечками. Он осознает, что можно играть не просто «рядом» - но и «вместе» со сверстниками. Кроха словно вылупляется из скорлупы своего детского эгоцентризма.
Правда, он еще не может наверняка предугадать, какую реакцию вызовут у «друзей» те или иные его действия. Малыши только учатся учитывать интересы друг друга, учатся делиться, уступать, сочувствовать. Поэтому, на данном этапе, совет, а подчас и прямое вмешательство будет вполне уместно. Особенно, если разгорается конфликт!
В младшем дошкольном возрасте дружба представляется в виде детских привязанностей и симпатий. Ребенок испытывает удовольствие от общения со сверстником. Так получается, что ребенок тянется именно к определенному сверстнику в группе, ему приятнее с ним, интереснее. Часто ребенок, на вопрос о друге называет другом первого попавшегося на глаза ребенка и тут же забывает о нем, руководствуясь случайными обстоятельствами, а не действительным чувством симпатии. Помимо этого малыш нередко называет другом того, с кем в общении испытывал удовольствие и радость в какой-либо конкретной ситуации.
Игра и ссора
Нужно быть готовым, что в большинстве своем, детские игры не обходятся без конфликтов. Нужно проявить терпение - сразу вмешиваться в ход событий не стоит. Возможно, малыш сам найдет выход из ситуации. Если этого не произошло, и дело дошло до «рукоприкладства», нужно постараться, не впадая в подробности («А кто первый начал?», спокойно и с участием донести до обидчика последствия его поступка – тот случившийся уже факт, что другому ребенку сейчас неприятно и больно. В раннем возрасте дети еще не понимают, что, из-за их действий кому-то может быть больно и обидно. Выяснить причину конфликта все-таки необходимо - потом, когда страсти улягутся.
Главная цель – научить ребенка развязывать конфликты без применения силы, поэтому вмешательство взрослых в виде криков и шлепков – также исключены. Агрессия порождает агрессию, и такие методы только укрепят у ребенка неверное убеждение - «любые ситуации легко можно разрешить силой».
Чтобы научить ребенка развязывать конфликты без драки – нужно осознавать и привносить в жизнь несколько простых вещей, например, такие как личный пример, читать ребенку добрые сказки, не ругать ребенка за драки, а объяснять, что словами намного легче решить разногласия. Следуя этим и другим советам, и соблюдая их можно увидеть результаты, что с большинством конфликтных ситуаций малыш неплохо сможет справляться самостоятельно, не преходя грани допустимых общепринятых норм. И, конечно же, любое правильно принятое малышом решение – не должно оставаться без внимания и поощрения.
Учим малыша заводить знакомства, дружить
В зависимости от темперамента, врожденных особенностей психики все дети по-разному заводят знакомства: кто-то это делает без особого труда, а кто-то - просто боится первым подойти к другому ребенку. Умение дружить - это важное качество для любого человека, и маленького ребенка не так то просто к этому подготовить, этому научить. В любом случае, только взрослые в силах помочь малышу стать более общительным.
Знакомиться с другими, а также основам дружбы - ребенка можно. научить!
- С помощью игры, игрушки, сказки, музыки:
Для начала, с помощью режисерских (показывая на маленьких игрушках) и ролевых (играя самим, как актеры) сюжетных, можно показать малышу - как правильно нужно вести себя с другими детьми. Объясните - что улыбка - это своеобразный пропуск в дружеские отношения, а вот насупленных "бук" окружающие недолюбливают. Почитать ему сказки про дружбу, разучить детские песенки о дружбе и доброте.
- На личном примере родителей:
Малыш непрестанно наблюдает за родителями, в том числе и их общением с друзьями, отношением к ним, к другим взрослым и не очень людям, к нему самому. Его можно поздравить, если он видит, что его мама с папой искренне любят своих друзей, принимают в их жизни участие, помогают им в сложных ситуациях! В этом случае, он получает лучшие уроки о дружбе. У малыша не будет проблем в общении, если его собственные отношения с родителями имеют теплый, доверительный климат. Ведь он будет стараться переносить модель общения в своей семье - на других детей, которые обязательно станут его друзьями.
Обучению основам дружбы - как и любому другому обучению нужна практика. В детском саду ребенку обеспечивается регулярный контакт с другими детками, и возможность оттачивать свои навыки общения. Посещая детский сад создаются благоприятные условия не только для развития коммуникабельности малыша, но и наблюдение воспитателя, как он выстраивает свои отношения со сверстниками, выводы и корректировка его поведения - с помощью игры и игрушки, сказки и песенок.
А вот у детей старшего дошкольного возраста дружба происходит по-другому: посещая дошкольное учреждение, они объединяются в различные группы:
при совместной игре,
уборке территории или в игровой комнате,
в процессе совместных дел на прогулке и т. д.
Между некоторыми детьми проявляются особенные, дружеские отношения. Старший дошкольник уже не назовет своим другом того, с кем играет в данную минуту. Он начинает руководствоваться в своем выборе друзей их поступками, отношением к товарищам по группе и к самому себе.
В этой возрастной категории дети могут оценить поведение и поступки своего сверстника: «Маша мне нравится – она не обижает ребят», или «Боря хороший, он помогает всем и не дерется» и др.