Работа с АОП для детей с ЗПР

Ибрагимова Хеди
Работа с АОП для детей с ЗПР

Доклад

Тема: «Работа с АОП для детей с ЗПР»

По данным Научно Исследовательского Института гигиены и охраны здоровья детей и подростков за последнее время число здоровых дошкольников уменьшилось в 5 раз и составляет лишь около 14% детей, поступающих в школу. Особую тревогу вызывает рост количества детей с задержкой психического развития (ЗПР).Родители нередко не придают значения тому, что их ребенок чуть позднее начал ходить самостоятельно, действовать с предметами, что задерживается его речевое развитие. С началом обучения в школе клиническая картина нарушений становится более выраженной вследствие трудностей в усвоении школьной программы, а психологические проблемы приобретают более глубокий и стойкий характер. Поэтому, так важно и необходимо проводить коррекционную развивающую работу с детьми еще до поступления в школу.

Дошкольники с задержкой психического развития – это дети, имеющее недостатки в психологическом развитии, подтвержденные психолого-медико-педагогической комиссией и препятствующие получению образования без создания специальных условий. Категория детей с задержкой психического развития – наиболее многочисленная среди детей с ОВЗ и неоднородная по составу группа дошкольников. Среди причин возникновения ЗПР могут фигурировать органическая и/или функциональная недостаточность центральной нервной системы, конституциональные факторы, хронические соматические заболевания, неблагоприятные условия воспитания, психическая и социальная депривация. Подобное разнообразие этиологических факторов обусловливает значительный диапазон выраженности нарушений – от состояний, приближающихся к уровню возрастной нормы, до состояний, требующих отграничения от умственной отсталости. Все дети с ЗПР испытывают в той или иной степени выраженные затруднения в усвоении образовательных программ, обусловленные недостаточными познавательными способностями, специфическими расстройствами психологического развития, нарушениями в организации деятельности и поведения. Общими для всех детей с ЗПР являются в разной степени выраженные недостатки в формировании высших психических функций, замедленный темп либо неравномерное становление познавательной деятельности, трудности произвольной саморегуляции. Достаточно часто у таких детей отмечаются нарушения речевой и мелкой ручной моторики, зрительного восприятия и пространственной ориентировки, умственной работоспособности и эмоциональной сферы. Диапазон различий в развитии детей с ЗПР достаточно велик – от практически нормально развивающихся, испытывающих временные и относительно легко устранимые трудности, до детей с выраженными и сложными по структуре нарушениями когнитивной и аффективно-поведенческой сфер личности. От детей, способных при специальной поддержке на равных обучаться совместно со здоровыми сверстниками, до детей, нуждающихся при получении дошкольного образования в систематической и комплексной (психолого-медико-педагогической) коррекционной помощи. С учетом указанного диапазона различий в развитии детей с ЗПР разрабатывается АОП,на практике обеспечивающая: охват всех детей коррекционным образованием, соответствующим их возможностям и потребностям; преодоление существующих ограничений в получении дошкольного образования, вызванных тяжестью нарушения психического развития и неспособностью ребнка к освоению дошкольного образования, сопоставимого по уровню и срокам с образованием здоровых сверстников. Задержка психического развития поддаётся коррекции, при специально организованном специалистами обучении и воспитании ребёнка. В создании условий для преодоления проблем в развитии детейс ЗПР основную роль играет взаимодействие всех сторон образовательного процесса: педагога – психолога, учителя - логопеда, музыкального руководителя, инструктора по ФИЗО, воспитателей группы, родителей как специальная помощь ребенку в процессе обучения и воспитания.

Учитывая индивидуальные потребности лиц с ЗПР, образовательная организация самостоятельно разрабатывает АОП, основываясь на основной общеобразовательной программе, а также ФГОС общего образования по уровням образования.

Одним из важнейших этапов подтверждения статуса ребенка с ЗПР является получение заключения ПМПК. Если этого документа нет, то ребенок не может рассматриваться как обучающийся с ЗПР, даже если недостатки в его физическом или психологическом развитии очевидны. В своих рекомендациях сотрудники ПМПК отражают условия,необходимые для обучения ребенка с ЗПР в ДОУ по адаптированной программе: основной или индивидуальной. Сотрудники образовательного учреждения создают для детей доступную среду, используют методики взаимодействия с такими воспитанниками. Актуальным остается вопрос построения основных образовательных программ, базой для которых выступает ФГОС. Следует помнить, что закон «Об образовании» требует, чтобы основная образовательная программа разрабатывалась с учетом примерной. Организация коррекционной работы ведется в несколько этапов в течение всего учебного года. Адресность и последовательность этапов являются предпосылками для нейтрализации дезорганизующих факторов.Рассмотрим подробнее каждый из этапов:

-Информационно-аналитическая деятельность – сводится к сбору и анализу информации. Реализация длится с сентября по октябрь.Результат: оценка обучающихся с целью учета особенностей их развития, определения специфических образовательных потребностей, оценки образовательной среды на соответствие требованиям в области материально-технического, программно-методического обеспечения, а также кадровой базы.

-Организационно-исполнительская деятельность в течение октября-декабря. В результате организуется образовательный процесс коррекционно-развивающей направленности, а также процесс психолого-педагогического сопровождения детей с ЗПР при созданных условиях воспитания, обучения, развития и социализации этих детей.

-Контрольно-диагностическая деятельность (январь, май).Результат: проверка соответствия образовательных и коррекционно-развивающих программ, а также созданных условий потребностям ребенка.

- Регулятивно-корректировочная деятельность (февраль–апрель). На этом этапе в процесс образования и сопровождения детей с ЗПР вносятся изменения, призванные улучшить качество и эффективность взаимодействия с ними. Реализация адаптированных образовательных программ для детейс ЗПР в ДОУ должна осуществляться на основе таких принципов:

-Принцип гуманизма, согласно которому взаимоотношения с ребенком строятся на основе веры в его силы и возможности, поиска позитивных ресурсов для преодоления трудностей с максимальной пользой.

-Принцип системного подхода предполагает рассмотрение человека как единой системы. Для развития и коррекции нарушений у детей с ЗПРприменяется всесторонний подход с привлечением разнопрофильных специалистов, а также задействование в образовательном процессе всех его участников.

-Принцип непрерывности – предоставление гарантии, что помощь в решении проблемы или определения подхода к ее решению будет непрерывной.

-Принцип реальности, согласно которому коррекционно-развивающая работа строится на глубоком изучении личности и возможностей ребенка.

-Принцип деятельностного подхода предусматривает, что коррекционно-развивающая работа строится на свойственном возрасту виде деятельности, а также его целенаправленном формировании.

-Принцип индивидуально-дифференцированного подхода: в зависимости от индивидуальных особенностей ребенка в формы и способы коррекционно-развивающей работы вносятся изменения, даже если работа ведется в группах.

-Принцип рекомендательного характера оказания помощи гарантирует соблюдение права родителей самостоятельно выбирать образовательные организации, формы получения образования детьми с ЗПР.

Требования к условиям реализации и планируемые результаты АОП в ДОУ

Для успешной реализации адаптированной программы дошкольного образования для детей с ЗПР необходимо соблюдение определенных условий, которые охватывают все сферы деятельность образовательной организации. В первую очередь, к таким условиям относится психолого-педагогическое обеспечение,которое подразумевает: Создание условий,согласно рекомендациям ПМПК: применение специальных приемов, методов, средств обучения, коррекционных и образовательных программ, которые ориентированы на потребности и возможности детей; использование индивидуализированных методов обучения, учитывающих специфику нарушений в развитии ребенка; комплексный подход при работе с воспитанником на индивидуальных и групповых занятиях.Создание должных психолого-педагогических условий: коррекционное направление учебно-воспитательного процесса; построение работы с учетом индивидуальных особенностей ребенка; создание комфортной психологической атмосферы; применение современных педагогических технологий.Обеспечение здоровьесберегающих условий: проведение мероприятий, направленных на укрепление физического, а также психического здоровья; внедрение оздоровительного режима; профилактика перегрузок воспитанников; контроль соблюдения санитарно-гигиенических норм. Привлечение детей с ЗПР к участию в досуговых мероприятиях на равных со сверстниками. Кроме того,успешная реализация адаптированной программы для ребенка с ЗПР в ДОУ предусматривает организацию: программно-методического обеспечения,которое включает: коррекционно-развивающие программы; использование коррекционно-развивающего и диагностического инструментария; применение специальных программ, учебных пособий, а также образовательных ресурсов. кадрового обеспечения, то есть привлечения профильных специалистов к работе с ребенком; материально-технического обеспечения кабинетов, спортивного зала, медкабинета; информационного обеспечения. Промежуточные и итоговые результаты реализации коррекционной программы для детей с ЗПР в ДОУ предполагают оценку освоения ими общеобразовательной программы. Динамика развития воспитанников проявляется по мере освоения индивидуального образовательного маршрута. Планируемые результаты оцениваются через специально организованную систему мониторинга. Если для воспитанника усвоение общеобразовательной программы невозможно вследствие нарушений, подтвержденных ПМПК, то акцент коррекционной работы смещается на его социализацию и выработку практических навыков. В результате проведения коррекционной работы ребенок с ЗПР достигает планируемых результатов и преодолевает нарушения в развитии.

Структура адаптированной образовательной программы в детском саду Адаптационная программа для детейс ЗПР в ДОУ по ФГОС включает: Титульный лист.

Пояснительную записку.

Условия реализации коррекционной работы.

Описание содержания программы.

Разработанный индивидуальный учебный план.

Планируемые результаты.

Заключение, а также рекомендации специалистов.

При оформлении титульного листа следует указать наименование образовательной организации, назначение, адресность и срок реализации программы. На нем должен быть гриф утверждения руководителем учреждения и информация о согласовании с родителями.

Пояснительная записка содержит краткую психолого-педагогическую характеристику ребенка, описание его психофизического развития, цели и задачи обучения по каждому предмету. В пояснительной записке указываются примерные адаптированные образовательные программы для детей с ЗПР в ДОУ, на основании которых готовилась АОП, а также обосновывается перераспределение часов, изменение последовательности изучения разделов и прочее, если это необходимо. Индивидуальный учебный план включает информацию об усилении отдельных разделов и тем, перепланировке учебных часов, последовательности тем, изменении объема интегрированных занятий.

Содержание программы состоит из трех блоков:

Образовательный – описывает содержание образования по годам, ожидаемые результаты и формы оценивания предметных достижений. Коррекционный – дает информацию о направлениях коррекционной работы, ее методах, приемах, формах. Здесь описывается планируемая работа логопеда, дефектолога, психолога.

Воспитательный – указывает приемы формы и методы работы. Планируемые результаты включают информацию о динамике достижений ребенка с ЗПР, оценку создания условий для его образования, росте доли педработников, которые прошли специальную подготовку и обладают необходимой квалификацией и другие показатели.

В заключительную часть вносится обоснование внесения корректив по результатам промежуточной диагностики. Таким образом, адаптированная программа дошкольного образования для детей с ОВЗ призвана реализовать все принципы ФГОС и обеспечить широкие возможности для особенных ребят в области получения ими образования на всех уровнях. АОП помогает организовать работу педагога, его взаимодействие с семьей ребенка и профильными специалистами для достижения планируемых образовательных результатов.

Подготовила: Педагог-психолог МБДОУ «Детский сад №1 «Улыбка» с. Кошкельды Ибрагимова Хеди Руслановна

Публикации по теме:

«Поздравляем с 8 Марта!» Коллективная работа детей«Поздравляем с 8 Марта!» Коллективная работа детей Приближается первый праздник весны, мамин праздник – 8 Марта! В детском саду подготовка к этому празднику начинается задолго до начала.

Совместная коллективная работа детей «Расписной поднос»Совместная коллективная работа детей «Расписной поднос» Ежегодно, в Иркутской области, министерство социального развития, опеки и попечительства для детей-инвалидов проводит фестиваль "Байкальская.

Детский мастер-класс. Коллективная работа «Осеннее Чудо-дерево». Работа детей с природным материаломДетский мастер-класс. Коллективная работа «Осеннее Чудо-дерево». Работа детей с природным материалом Во время осенних прогулок проводим повседневные целевые наблюдения за изменениями, которые происходят с деревьями: расцвечивание листьев.

Фотоотчет «Светлая Пасха» коллективная работа детейФотоотчет «Светлая Пасха» коллективная работа детей Словно яркая раскраска, К нам домой, явилась Пасха. Принесла в своём лукошке, Яйца, булочки, лепёшки, Пироги, блины и чай. Пасху весело.

«Яблоневый сад». Коллективная работа детей (фотоотчет)«Яблоневый сад». Коллективная работа детей (фотоотчет) Осень - замечательная пора со своими дарами и в садах, и в огородах, и в лесах. Да и с ребятами мы закрепляем все, что знаем об овощах,.

Автор публикации:
Работа с АОП для детей с ЗПР
Опубликовано: 27 ноября 2020 в 10:39
+1Карма+ Голосовать
Расскажите коллегам и друзьям!
Скачать и печатать
Комментарии:
Всего комментариев: 0.
Для просмотра комментариев
Популярное из нового
Результаты международного конкурса «Лучший педагог года» 2020
Определены победители ежегодного международного конкурса "Лучший педагог года 2020", проводимого в шестой раз на МААМ. В конкурсе приняло участие 55 494 педагогов, опубликовавших 171 598 учебных материалов...
27 января. День снятия блокады Ленинграда

Годовщине снятия Ленинградской  блокады посвящен очередной тематический день. Воспользуйтесь нашей рекомендательной подборкой занятий, чтобы рассказать детям о подвиге блокадников, о том, как им удалось...

27 января. День рождения Моцарта

27 января отмечается день рождения у одного из самых популярных классических композиторов, произведения которого знают во всех странах, все – от мала до велика. Занятия очередного тематического дня мы...

Детский мастер-класс по плоскостной аппликации из старых газет «Дружок»
Ежедневно в нашей стране люди читают газеты, журналы. Прочитали. Что же делать дальше с прочитанной прессой? Можно сдать в макулатуру, можно что - то...
Зарядка для пальчиков «Зима»
В пальчиковых играх нужно запоминать многое: и положение пальцев, и последовательность движений, да и просто стихи. Вот вам и отличное веселое упражнение для...
Мастер-класс по плоскостной аппликации из газетной бумаги «Страусенок»
Мастер-класс по плоскостной аппликации из газетной бумаги «Страусенок» Автор: Сейитмедова Оксана Сейтиевна, воспитатель, ГБОУ Школа №1503 Описание...