Лучший педагог года

Развитие сенсорных способностей детей посредством дидактической игры

Екатерина Петрова
Развитие сенсорных способностей детей посредством дидактической игры

«Сенсорное развитие детей посредством дидактической игры»

Сенсорное развитие ребенка с самых первых дней его жизни является залогом его успешного развития и становления полноценной личностью, а так же помогает в осуществлении разных видов деятельности. Сенсорное развитие способствует формированию различных способностей, которые определяют ребенка и его готовность к дальнейшему обучению в школе.

Публикация «Развитие сенсорных способностей детей посредством дидактической игры» размещена в разделах

Уровень сенсорного воспитания во многом определяет успешность умственного, физического и эстетического воспитания ребенка. Другими словами сенсорное воспитание определяет то, насколько совершенно ребенок слышит, видит и осязает окружающее.

Сенсорное развитие – это развитие восприятия ребенка, формирование представлений о внешних свойствах предметов: их форме, цвете, величине, положение в пространстве, а также запахе и вкусе.

В детском возрасте основной формной и содержанием организации жизни является игра. Игра – самая любимая и естественная деятельность дошкольников.

Именно через игру ребенок учится осязанию, восприятию, сравнению, устанавливать закономерности, принимать самостоятельные решения, усваивает основные сенсорные эталоны, а самое главное путем игры ребенок познает мир и развивается как личность. Дидактическая игра – это вид учебных занятий, организуемых в виде учебных игр, реализующих ряд принципов игрового, активного обучения и отличающихся наличием правил, фиксированной структуры игровой деятельности и системы оценивания.

Дидактическая игра (о греч. Didaktikus – поучительный) - специально созданная игра, выполняющая определенную дидактическую задачу, скрытую от ребенка в игровой ситуации за игровыми действиями

Цель: осуществление неразрывной связи сенсорного развития с разнообразной деятельностью детей посредством дидактических игр.

Задачи:

- формирование общей сенсорной способности;

- обеспечение постепенного перехода от предметного восприятия и узнавания объекта к сенсорному анализу (части предмета, его назначение материал из которого сделан предмет, цвет и форма, размер и т. д. ;

- получение новых знаний, закрепление навыков действий с различными предметами;

- умение общаться со своими сверстниками и с взрослыми.

Значение сенсорного воспитания состоит в том, что оно:

-является основой для интеллектуального развития

-упорядочивает хаотичные представления ребенка, полученные при взаимодействии с внешним миром

-развивает наблюдательность

-готовит к реальной жизни

-позитивно влияет на эстетическое чувство

-является основой для развития воображения

-развивает внимание

-дает ребенку возможность овладеть новыми способами предметно познавательной деятельности

-обеспечивает усвоение сенсорных эталонов

-влияет на расширение словарного запаса ребенка

-обеспечивает освоение навыков учебной деятельности

- влияет на развитие зрительной, слуховой, моторной, образной и других видов памяти

Исходя из целей и задач можно выделить принципы:

1. Обогащение и углубление содержания сенсорного воспитания на основе дидактической игры.

2. Актуальность дидактического материала (наглядные пособия, правила игры, заинтересованность в получении результата и т. д.).

3. Коллективность, позволяющая сплотить детский коллектив в единую группу.

4. Соревновательность (создает у ребенка стремление выполнить задание быстрее)

Для достижения поставленных целей и задач, мной была разработана программа кружка «Занимательная сенсорика», цель которого подбор системы дидактических игр, позволяющих эффективно развивать сенсорные способности у детей дошкольного возраста. Идея заключалась в том, чтобы использовать дидактические игры для развития сенсорных способностей у детей.

Основная форма работы – дидактические игры.

В своей работе часто использую большое количество дидактических игр, которые направлены именно на сенсорное развитие детей разных возрастов. Большое значение в сенсорном воспитании имеет формирование у детей представлений о сенсорных эталонах – общепринятых образцах внешних свойств предметов: эталоны формы, цвета, величины, слухового восприятия, вкуса, обонятельного восприятия.

Основные параметры зрительного восприятия: цвет, форма и величина

Развитие восприятия цвета конкретизируется в следующих задачах:

1. развивать умение различать цвета, ориентируясь на их однородность или неоднородность при наложении; обозначать результат словами «такой», «не такой»; действовать по подражанию;

2. познакомить детей с названиями основных цветов (красный, синий, желтый, зеленый);

3. развивать умение осуществлять выбор цвета по образцу и сравнивать его, ориентироваться на цвет как на значимый признак, производить выбор цвета по слову.

Примерные игры «Цвета», «Собери по цвету», «Найди лишнее», «Разложи радугу»

Восприятие формы конкретизируется в следующих задачах:

1. развивать умение практически различать форму – перераспределять пальцы на предмете в зависимости от формы, чтобы удержать предмет в руках;

2. развивать умение соотносить форму предметов с помощью проб, соотносить плоскостную и объемную формы в практическом действии с предметами;

3. сделать форму предмета значимой для ребенка, учить опираться на нее в деятельности;

4. развивать умение видеть форму в предмете, соотносить форму прорези и вкладки, составлять целое из разных геометрических форм, подбирая нужные с помощью проб и примеривания, осуществлять выбор по образцу, проверять его с помощью наложения, вычленять контур предмета;

5. закреплять знание названий форм, осуществлять выбор формы по ее названию.

Примерные игры : «Построй домик», «Укрась платочек» и т. д.

Восприятие величины конкретизируется в следующих задачах:

1. развивать умение ориентироваться на величину предметов, соотносить действия рук с величиной предметов, соотносить по величине плоскостные и объемные фигуры, пробуя варианты и фиксируя верные, учитывать величину в практических действиях с предметами, соотносить предметы по величине;

2. закреплять словесное обозначение величин («большой», «маленький», «больше», «меньше»);

3. формировать отношение к величине, как к значимому признаку;

4. обратить внимание на длину, высоту и ширину; знакомить со словами «длинный», «короткий», «высокий», «низкий», «широкий», «узкий»;

5. развивать умение соотносить предметы по длине, высоте и ширине в действиях с ними, определять зрительно предметы резко различной величины, соединять зрительный образ со словом, учить зрительно и по слову производить выбор и соотнесение величин;

6. обратить внимание на относительность величины предметов;

7. развивать умение осуществлять выбор величин по слову-названию.

Примерные игры : «Построй башню», «Найди по величине», «Разложи по размеру» и т. д.

Развитие слухового восприятия у ребенка раннего и дошкольного возраста обеспечивает формирование представлений о звуковой стороне окружающего мира, ориентировку на звук как одну из важнейших характеристик и свойств предметов и явлений живой и неживой природы.

Овладение звуковыми характеристиками способствует целостности восприятия, что имеет важное значение в процессе познавательного развития ребенка.

Тактильная (поверхностная) чувствительность (ощущение прикосновения, давления, боли, тепла, холода и др.).

Для развития тактильного восприятия ребенка играйте с разнообразными природными материалами и предметами, отличающимися структурой поверхности. Давайте малышу разные игрушки: пластмассовые, резиновые, деревянные, мягкие, пушистые. Также применяются игры со шнуровками, прищепками, палочками, спичками и другими природными материалами.

В результате опыта работы пришла к выводу, что при внедрении дидактических игр к концу года у детей наблюдается совершенствование творческих способностей, любознательности, наблюдательности.

-В формировании математических способностей дошколенка положительная динамика: закрепление знаний цвета, величины и формы предметов.

Исходя из проделанной работы, можно сделать вывод, что дидактические игры имеют огромное значение и эффективны для развития сенсорных способностей детей дошкольного возраста. Значит, что целесообразно дальнейшее применение дидактических игр для сенсорного развития ребенка.

Список литературы:

1. «Сборник дидактических игр по ознакомлению с окружающим миром (3-7 лет). Павлова Л. Ю.

2. Венгер Л. А., Мухина В. С. Сенсорное воспитание дошкольников // Дошкольное воспитание, 2004, № 13. – С. 424

3. Дидактические игры и упражнения по сенсорному воспитанию дошкольников / Под ред. Л. А. Венгера. — М. : Просвещение, 2008. – С. 315

4. www.infourok.ru

5. www.vremyaznani.ru

Публикации по теме:

Консультация «Развитие сенсорных способностей младших дошкольников посредством дидактической игры «Сенсорная юбка»Консультация «Развитие сенсорных способностей младших дошкольников посредством дидактической игры «Сенсорная юбка» Сенсорное воспитание – это развитие восприятия ребенка и формирование представлений о внешних свойствах и качествах предметов: форме, цвете,.

Дидактические игры на развитие сенсорных способностей и внимания у детей дошкольного возраста своими рукамиДидактические игры на развитие сенсорных способностей и внимания у детей дошкольного возраста своими руками Дидактические игры на развитие сенсорных способностей и внимания у детей дошкольного возраста своими руками. Лариса Гацко. Блог. Уважаемые.

Консультация для родителей «Развитие сенсорных способностей детей раннего возраста посредством дидактической игры» Сенсорное развитие детей во все времена было и остается важным и необходимым для полноценного воспитания подрастающего поколения. Сенсорное.

Дидактические игры на развитие сенсорных способностей детей младшего дошкольного возраста Чтобы детство наших детей было счастливым, основное, главное место в их жизни должна занимать игра. В детском возрасте у ребёнка есть потребность.

План по самообразованию «Развитие элементарных математических способностей дошкольников посредством дидактической игры» Тема по самообразованию: «Развитие элементарных математических способностей дошкольников средством дидактической игры». Цель: повысить.

Развитие речи детей дошкольного возраста посредством дидактической игры Развитие речи детей дошкольного возраста является одной из актуальных проблем дошкольной педагогики. В современное время актуальность обусловлена.

Развитие сенсорных способностей детей посредством дидактических игрРазвитие сенсорных способностей детей посредством дидактических игр Дорогие коллеги, хочу поделиться с вами дидактическими играми для сенсорного развития детей раннего дошкольного возраста. Роль дидактических.

Развитие сенсорных способностей посредством дидактических пособий и игр Сенсорное воспитание - это развитие восприятия ребенком и формирование представлений о внешних свойствах и качествах предметов: форме, цвете,.

Развитие сенсорных способностей детей раннего возраста через развивающие игры (п лан саморазвития воспитателя второй) Тема: «Развитие сенсорных способностей детей раннего возраста через развивающие игры». №п/п содержание.

Опыт работы «Развитие речи детей посредством дидактической игры» Заметки к презентации «Развитие речи детей посредством дидактической игры» Слайд 2. Условия Хорошая речь – важный показатель развития любого.

Библиотека изображений:
Автор публикации:
Развитие сенсорных способностей детей посредством дидактической игры
Опубликовано: 15 октября 2019 в 17:11
+17Карма+ Голосовать
Расскажите коллегам и друзьям!
Комментарии:
Всего комментариев: 4.
Для просмотра комментариев
Популярное из нового
13 мая. Всемирный день одуванчика. Передвижка «Одуванчик»

13 мая отмечает свой праздник один из ярких весенних символов – одуванчик. Эти цветы радуют нас в мае своим жизнерадостным видом, прогоняя все воспоминания о холодной и долгой зиме.

12 мая. День экологического образования. Передвижка «Экологическое воспитание...

Ежегодно 12 мая в России отмечается День экологических знаний. Этот праздник призван популяризировать экологические знания во всех науках и повлиять на формирование у населения экологической...


Горячие темочки



РЕГИСТРИРУЙТЕСЬ!
Используя МААМ принимаете Cоглашение и ОД