Ирина Лушина
Технологии развития графомоторных навыков дошкольников в условиях ФГОС до
▼ Скачать + Заказать документы
И. В. Лушина
заместитель заведующего по воспитательно-методической работе,
г. Благодарный, муниципальное дошкольное образовательное
учреждение «Детский сад № 30»
«Истоки способностей и дарования детей – на кончиках их пальцев. От пальцев, образно говоря, идут тончайшие нити - ручейки, которые питают источник творческой мысли. Другими словами, чем больше мастерства в детской руке, тем умнее ребенок» (В. А. Сухомлинский).
Публикация «Технологии развития графомоторных навыков дошкольников в условиях ФГОС до» размещена в разделах
- Графомоторика. Развитие графомоторных навыков у детей
- Развитие ребенка. Материалы для педагогов
- ФГОС. Внедрение и реализация
- Темочки
В федеральном государственном образовательном стандарте дошкольного образования, определена задача обеспечения преемственности целей, задач и содержания образования основных образовательных программ дошкольного и начального общего образования.
В настоящее время проблема преемственности дошкольного образования и младшего школьного звена образовательной системы является как никогда актуальной. В век современных компьютерных технологий у значительной части детей дошкольного возраста наблюдается недостаточное развитие мелкой моторики, зрительно-двигательной координации, пространственных представлений, графомоторных навыков. Результаты психолого-педагогических исследований готовности первоклассников к обучению в школе показывают, что довольно частой причиной дезадаптации и снижения учебной мотивации у первоклассников, является то, что у детей слабо развиты сложно-координированные движения ведущей руки и умения использовать ручку или карандаш в качестве рабочего инструмента.
Поэтому, одним из важных аспектов подготовки ребенка к школе, является формирование графомоторных навыков в тесной взаимосвязи с развитием мелкой моторики и координацией движений пальцев рук, формированием синтеза зрительной, слуховой и кинестетической информации.
Работу с детьми в данном направлении необходимо начинать задолго до поступления ребенка в школу, с раннего возраста, строить по принципу «от простого - к сложному».
Можно выделить следующие основные направления работы по формированию графомоторных навыков :
1. Развитие мелкой моторики.
2. Формирование графических навыков.
3. Развитие пространственной ориентировки на листе бумаги.
Так как ведущим видом деятельности в дошкольном возрасте является игра, то использование игровых технологий является фундаментом как всего дошкольного образования, так и формирования графомоторных навыков.
Развитие мелкой моторики является подготовительным этапом формирования графомоторных навыков.
Первоначально необходимо развить, укрепить детскую руку и пальцы кисти, сделать их послушными, ловкими, подвижными.
Совершенствовать ручную моторику помогают физические упражнения и игры: перекладывание, перебрасывание мяча из руки в руку, подбрасывание мяча на разную высоту и ловля мяча двумя руками и одной, подбрасывание мяча на разную высоту и ловля его после дополнительных движений (хлопок в ладоши перед собой, поворот на 360°, приседание).
Развитию силы кистей рук способствуют упражнения с кистевым эспандером и массажными мячиками (количество повторений должно быть посильным и не вызывать сильного утомления мышц, упражнения для развития мышц кистей рук и пальцев: разведение и сведение пальцев рук, сжимание и разжимание кистей в кулак, противопоставление пальцев одной руки пальцам другой одновременно и поочередно, массаж ладошек, сминание, разглаживание и разрывание бумаги, прокатывание карандаша с гранями между ладонями.
Огромную педагогическую ценность, имеет пальчиковая гимнастика, которая параллельно развивает функции руки и речи ребенка. Кисти рук приобретают хорошую подвижность, гибкость, исчезает скованность движений.
Для создания мотивации у детей целесообразно применять нетрадиционные формы развития мелкой моторики. Например, у детей раннего и младшего дошкольного возраста большой интерес вызывают:
- гидрогимнастика (нетрадиционная форма пальчиковой гимнастики) : прокатывание, перекладывание, перекатывание в воде различных предметов, массаж в воде с предметами (с каучуковым мячиком, бусинками, каштанами, косточками, камешками);
- сенсорные мешочки (шарики) с различными крупами или бобовыми;
- нейродинамическая гимнастика (развитие межполушарного взаимодействия у детей).
Для развития мелкой моторики рук и поддержания интереса к данной деятельности необходимо использовать разнообразный материал:
- различные коробочки для собирания в них пуговиц, камешков, косточек от фруктов, шишек, желудей, мелких игрушек;
- бусы и пуговицы разной величины, прищепки (для перебирания, сортировки, нанизывания);
- свободные катушки для наматывания на них ниток и веревочек;
- различные виды застежек: молнии, пуговицы, кнопки, крючки, шнуровка;
- наборы веревочек разной длины и толщины для завязывания и развязывания узлов, плетения косичек;
- баночки, бутылки с крышками (для раскручивания и закручивания);
- книги с картинками или журналы, для перелистывания страниц;
- трафареты, раскраски.
Развитию зрительного восприятия, пространственных представлений и координации движений рук способствуют следующие игры: игры со счетными палочками, мозаика и пазлы, сортеры.
Формированию графических навыков способствуют разнообразные виды продуктивной деятельности (вырезание, рисование и раскрашивание, лепка, конструктивно-модельная деятельность, оригами, содействуют развитию ручной умелости, но и творчества, инициативы, становлению самостоятельности, целенаправленности и саморегуляции собственных действий. Огромный интерес у детей вызывают нетрадиционные техники : ниткография (нетрадиционная техника рисования, пластилинография, песочная терапия, тестопластика.
Работу по формированию графических навыков в продуктивной деятельности рекомендуется проводить в три этапа. Первоначально, дети осваивают умение рисовать фигуры, состоящие из прямых линий, аккуратно заштриховывать их вертикальными и горизонтальными линиями: «Нарисуйте штрихами дождь на картинке», «Нарисуйте лучи у солнышка», «Выполните задания по образцу», «Дорожки», «Дорисуйте ниточки к шарикам». Далее, дети учатся письму наклонных, извилистых и ломаных линий, штриховке фигур косыми линиями: «Заштрихуйте солнышко косыми линиями», «Не выходи за контур», «Дорисуйте елочку, дерево», «Продолжи узор». На третьем этапе, рисование прямоугольных форм, кругов, полуовалов, овалов, петелек, клубочков: «Кайма для платочка», «Рама для картины», «Флажок», «Окна», «Соедини точки и узнай, кто спрятался», «Повтори рисунок», «Дорисуй половинку». В процессе выполнения данных упражнений очень важно следить за положением руки ребенка, характером ее движений, положением бумаги, тетради, активно побуждать детей правильно держать карандаш.
Развитие пространственной ориентировки на листе бумаги необходимо начинать со знакомства детей с тетрадью в крупную клетку.
Рисование по клеткам («Закончи узор по клеточкам», «Нарисуй такой же рисунок», графические диктанты являются следующим направлением работы по формированию графомоторных навыков и способствуют развитию у детей пространственной ориентировки на листе бумаги.
Процесс формирования графомоторных навыков у дошкольников будет эффективным при условии реализации принципов дошкольной педагогики и психологии, комплексной системы работы, организации развивающей предметно-пространственной среды, в тесном взаимодействии с родителями (законными представителями) воспитанников по вопросам подготовки детей к обучению в школе.
Литература
1. Иншакова О. Б. Развитие и коррекция графомоторных навыков у детей 5-7 лет. – М. : Владос, 2016.
2. Квач Н. В. Развитие образного мышления и графических навыков у детей 5-7 лет. - М. : Владос, 2001.
3. Новоторцева Н. В. Обучение письму в детском саду. - Ярославль: ООО «Академия развития», 2012.