Лилия Лукьянова
Использование нетрадиционных форм и методов работы с детьми РАС в продуктивной деятельности
▼ Скачать + Заказать документы
Доклад.
Тема: «Использование нетрадиционных форм и методов работы с детьми РАС в продуктивной деятельности».
Дети с особенностями развития имеют множество ограничений в различных видах деятельности, в том числе и в изобразительной. Они лишены широких контактов, возможности получать опыт от сверстников, которые есть у обычного ребенка. Их мотивация к различным видам деятельности и возможности приобретения навыков сильно ограничены.
Публикация «Использование нетрадиционных форм и методов работы с детьми РАС в продуктивной деятельности» размещена в разделах
- Аутизм, растройство аутистического спектра (РАС, РДА)
- ОВЗ. Конспекты занятий, НОД
- Работа с Особыми детьми. Дети с особыми возможностями здоровья (ОВЗ)
- Темочки
Изобразительная деятельность для ребенка РАС - это не только серьезный труд, но это - и большая радость.
В своей работе мы ставим перед собой следующие задачи:
-Дать детям необходимые знания, умения, навыки в области изобразительного искусства.
-Научить видеть, слышать и переживать увиденное и услышанное.
-Развивать приемы работы с разнообразными материалами, используя нетрадиционные материалы.
- Воспитание усидчивости, терпения, умения слушать.
-Работать в коллективе и индивидуально.
Для особого ребенка творить—это не обязательно создавать новое, это скорее—выражать себя. Любое творчество для него—больше процесс, чем результат. В ходе этого процесса он лучше осознает себя, расширяет свой опыт, радуется общению с педагогом, начинает больше доверять себе и другим.
Доступность использования нетрадиционных техник определяется индивидуальными особенностями наших детей.
Учитывая эти особенности, мы используем следующие формы и методы работы :
-Техника рисования «Пальчиковые рисунки».
Способ получения изображения: ребенок опускает в гуашь пальчик и наносит точки, пятнышки на бумагу. На каждый пальчик набирается краска разного цвета. После работы пальчики вытираются салфеткой, затем гуашь легко смывается. Сколько удовольствия приносит ребенку рисование пальчиками! Тематика разнообразна: это цветы, листья, дорожки,
пушистые животные, и т. д. Такой прием рисования развивает у детей тактильные ощущения, творческое воображение.
-Техника «Рисование руками»(ладонью, ребром ладони, кулаком)
Способ получения изображения: ребенок опускает в гуашь ладошку (всю кисть) или окрашивает ее с помощью кисточки и делает отпечаток на бумаге. Рисуют и правой и левой руками, окрашенными разными цветами. После работы руки вытираются салфеткой.
-Оттиск пробкой.
Способ получения изображения: ребенок прижимает пробку с краской и наносит оттиск на бумагу.
-Оттиск поролоном.
-Оттиск вилкой.
-Оттиск смятой бумагой.
-Оттиск листьями.
- Рисование и разукрашивание по трафарету.
-Технология рисования «Монотипия»
Лист бумаги для рисования разделить на две равные части, сложив его пополам. На одной части нарисовать половину симметричного предмета. Пока краска не высохла, наложить чистую половину листа на изображение и прогладить ладонью. Раскрыть лист и при необходимости дорисовать сюжет.
-Прием рисования на вертикальных поверхностях: доске, зеркале.
В группе у нас есть доска, дети любят на нем рисовать цветными мелками.
- Оттиск ватными палочками.
-Оттиск трафарета из рулона бумаги.
-Рисование на манке.
-Рисования по мокрой бумаге.
Рисование по мокрой бумаге, светлыми тонами красок, размывание изображения смягчают состояние ребенка. Желтый цвет бодрит, активизирует умственную сферу. Красный стимулирует эмоционально. Синий успокаивает эмоции. Черный и серый цвета выражают депрессивное состояние и различные травмирующие обстоятельства.
-Прием экспериментирования с красками, смешивание красок, получение новых цветов.
На лепке используем пластилин, глину, тесто.
Очень нравится детям прием пластилинографии.
На картонную основу нужно нанести простой рисунок, а затем отщипывать маленькие кусочки пластилина и размазывать их пальчиками по рисунку, как будто закрашивая. Затем путем вдавливания можно украсить поделку горохом, рисом или другими зернами.
Этот прием укрепляет пальчики, развивает мелкую моторику руки и готовит к письму.
-Прием выкладывания пластилиновых жгутиков на контурном изображении.
Наши занятия по аппликации - это не только творческий, но и развивающий и обучающий процесс.
В аппликации используем следующие приемы :
- готовые наклейки с различными изображениями;
- использование мятой бумаги;
-обрывание бумаги;
-использование круп (манка, рис, пшено);
-ватных дисков.
-коллажи, сочетание аппликации и рисования.
Каждый из этих методов – это маленькая игра, которая доставляет детям радость, положительные эмоции.
Одним из важных средств поощрения и развития изобразительного творчества детей, является выставка детского рисунка.
Работы детей мы выставляем на стенде после каждого проведенного занятия. Это очень радует детей и родителей, говорящие дети вместе с родителями рассматривают и рассказывают о своих работах.
Использованиенетрадиционных приемов в изобразительной деятельностипомогают обрести уверенность в себе, преодолевать страх чистого листа бумаги, а их разнообразие способствует развитию координации движений, развивает воображение, внимание, восприятие.
Изобразительнаядеятельность служит не только хорошим средством для установления контакта, но и определённой коррекцией недостатков интеллектуального и эмоционального развития аутичных детей.
Результат изобразительной деятельности не может быть плохим или хорошим, работа каждого ребенка индивидуальна, неповторима. Создавая ситуацию успеха для каждого ребенка, мы корректируем его эмоционально-волевую сферу, что также положительно оказывается на динамике речевого развития. Кроме того, совместная деятельность, увлеченность общим делом способствует речевому развитию ребенка, развивает коммуникацию, межличностное взаимодействие детей РАС.