МААМ-картинки

Консультация из опыта работы «Эстетическое воспитание детей в коррекционной школе»

Анна Староверова
Консультация из опыта работы «Эстетическое воспитание детей в коррекционной школе»

Эстетическое воспитание в специальных (коррекционных) образовательных учреждениях VIII вида является не только одним из направлений воспитательной работы, но и неотъемлемой частью единого коррекционно-воспитательного процесса.

Публикация «Консультация из опыта работы „Эстетическое воспитание детей в коррекционной школе“» размещена в разделах

При создании надлежащих педагогических условий умственно отсталые дети способны достаточно продвинуться в своем эстетическом развитии, у них формируется интеллектуальная и эмоциональная отзывчивость по отношению к объектам эстетического восприятия, способность замечать, выделять и оценивать прекрасное, многие способны овладеть элементами художественного творчества, освоить простейшие навыки и умения создавать красивое.

Эстетическое воспитание — это целенаправленный, систематический процесс воздействия на личность ребенка с целью развития у него способности видеть красоту окружающего мира, искусства и создавать ее.

Эстетическое воспитание умственно отсталых учащихся значительно осложняется в силу присущих данной категории детей с ограниченными возможностями здоровья особенностей: недостатков познавательной, речевой, эмоционально-волевой и двигательной сфер. Вследствие этого, работа по эстетическому воспитанию в специальной школе VIII вида, имеет определенную специфику, обусловленную нарушениями психофизического развития воспитанников, и требует специальной организации, предусматривающей:

-более элементарный уровень содержания эстетического воспитания по сравнению с массовой школой;

-рациональное использование разнообразных форм, методов и средств эстетического обучения и воспитания, отвечающих возможностям учащихся;

- коррекционно-направленный характер всех учебно-воспитательных мероприятий.

Все задачи эстетического воспитания умственно отсталых школьников можно распределить на пять групп.

К первой группе относятся задачи, направленные на коррекцию дефектов психического и физического развития умственно отсталых детей, становление личности каждого ребенка и подготовку его к самостоятельной жизни.

Задачи второй группы направлены на развития у умственно отсталых детей эстетической восприимчивости, умения видеть и понимать красивое в повседневной жизни, природе, искусстве, обогащение опыта эстетическими впечатления, формирование запаса эстетических образцов, формирование эстетических эмоций, чувств, отношений, интересов, приучение к нравственно-этическим оценкам и правильным, аргументированным суждениям.

В третью группу выделяются задачи, включающие формирование элементов эстетического сознания умственно отсталых детей (объем представлений и знаний, эстетические суждения и оценки, основанного на формировании системы разнообразных эталонов: сенсорных (свойства и качества предметов, эмоциональных (эмоции и чувства, искусствоведческих (виды и жанры искусства, выразительные средства, произведения разных видов, знание имен авторов различных произведений искусства, эстетических (красивое - некрасивое, развитие и совершенствование эмоциональной сферы умственно отсталых детей, добиваясь адекватной реакции на красоту природы, окружающей обстановки и произведений искусства.

К четвертой группе относятся задачи, позволяющие приобщить детей к активной эстетической и художественной деятельности: развитие эстетического и художественного восприятия, формирование первичных умений и навыков исполнительской художественной деятельности, воспитание у детей потребности активно и творчески вносить элементы прекрасного в быт, природу, собственный облик, в отношения с окружающими людьми на основе формирования соответствующих умений и навыков.

К пятой группе задач относят задачи, направленные на формирование у каждого ребенка общих и специальных художественно-творческих способностей (наклонностей).

Можно выделить следующие группы методов эстетического воспитания :

1. Методы, направленные на формирование эстетической восприимчивости окружающей действительности и произведений искусства, эмоциональной отзывчивости на них, эстетических чувств, интересов, потребностей, отношений (восприятие и наблюдение за окружающими предметами и явлениями, рассматривание или прослушивание произведений искусства, сравнение или сопоставление их).

2. Методы, направленные на формирование элементов эстетического сознания (беседы, рассказы, экскурсии, прогулки с наблюдениями, игра).

3. Методы, направленные на приобщение детей к эстетической и художественной деятельности, развитие у них умений и навыков художественного воспроизведения окружающих форм (показ способа действия, образцов для обследования, тренировочные упражнения с целью освоения элементарных средств художественной выразительности в зависимости от вида искусства).

4. Методы, направленные на развитие эстетических и художественных способностей, творческих умений и навыков, способов самостоятельных действий (создание ситуаций творческого поиска, придумывание вариантов решений, индивидуальный и дифференцированный подход к каждому ребенку с учетом его индивидуальных способностей, поощрение творческих решений).

Во все названные группы методов следует активно включать игровые ситуации (особенно в младшем школьном возрасте, а также приемы, повышающие интерес умственно отсталых детей к деятельности и способствующие ее усвоению.

Система коррекционно-воспитательной работы предполагает эстетическое воспитание в ходе преподавания всех учебных дисциплин на протяжении всего периода обучения. Ряд учебных дисциплин в силу их специфики (изобразительное искусство, музыка и пение, ритмика, трудовое обучение, физическая культура) обладают большими возможностями для эстетического воспитания, остальные меньшими. Однако очень важно, чтобы каждый учебный предмет был максимально использован в целях эстетического воспитания.

Особая роль в эстетическом воздействии на учащихся принадлежит урокам изобразительного искусства, музыки и пения и ритмики, вследствие непосредственного включения умственно отсталого ребенка в определенный вид искусства (живопись, музыка, танец) и формирования у него доступной эстетическо-художественной деятельности в рамках данного вида искусства.

Важным средством эстетического воспитания, особенно учащихся младших классов, являются уроки трудового обучения (ручного труда, на которых учащиеся работают с различными материалами, привлекающими и радующими детей, как во время деятельности, так и в момент, когда работа закончена. В трудовом процессе активно участвуют все органы чувств, благодаря чему создаются выгодные условия для развития эстетического восприятия и элементов художественного творчества.

Нельзя также не отметить особую роль в эстетическом воспитании умственно отсталых школьников уроков чтения и развития речи. Содержание литературных произведений, предлагаемых для чтения, само по себе оказывает благоприятное воздействие на личность умственно отсталого ребенка, предоставляет богатый материал для его нравственного и эстетического развития. Однако не следует забывать и о влиянии художественного слова, которое раскрывает перед умственно отсталым ребенком красоту и богатство родного языка. Не только содержание литературного произведения определяет эстетическую окраску и ценность уроков чтения. Особое воспитательное значение имеет художественное слово учителя. Эмоциональный, выразительный рассказ затрагивает область чувственной сферы умственно отсталых школьников, вызывает у них сочувственное переживание. Выразительное же чтение художественных произведений побуждает у учащихся интерес к литературе, желание читать самому. Такое чтение - одно из самых результативных средств эстетического воспитания, и важно его использовать на всех этапах школьного обучения.

Главная задача в обучении и воспитании наших детей - помочь детям приспособиться к жизни, адаптироваться. Я считаю, что эстетическое воспитание - это актуальная и важная тема, так как говорил великий классик «Красота спасет мир».

Моя работа с детьми ОВЗ показывает, что рациональная организация внутри школьной работы способствует более глубокому и всестороннему развитию учащихся, помогает положительно решать задачи коррекции и компенсации различных дефектов развития.

Я считаю, что наиболее результативной работа может стать для детей V-VIII классов, так как они уже в определенной мере владеют необходимыми навыками коллективной работы. У этих детей более четко определить интересы и наклонности. Но работа по эстетическому воспитанию необходимо начинать с дошкольного возраста, переходя в младший школьный возраст, а затем и в среднее и старшее звено.

Создавая красивые вещи своими руками, видя результаты своей работы, дети получают прилив энергии, сильные положительные эмоции, испытывают внутреннее удовлетворение, возникает желание жить по законам красоты.

В ходе работы творческим трудом дети учатся составлять различные орнаменты; выполнять сюжетные аппликации; работать с природным материалами; изготавливать сувениры и украшения.

Во время занятий творческим трудом я воспитываю активное эмоционально-эстетическое отношение к видам искусства; развитие интереса к духовному миру человека; развиваются волевые качества, коммуникативные навыки и способности применять полученные знания в повседневной жизни.

Вся работа строится по принципу добровольности, поэтому ее содержание в большей степени должно отвечать индивидуальным стремлениям учащихся. При организации работы я соблюдаю следующие принципы:

- выдерживать общую направленность занятий;

- обеспечивать добровольность выбора учащихся, содержания и методов занятий с учетом личных склонностей детей;

- осуществлять массовость, вовлекать в работу большинство учащихся;

- опираться на самостоятельную творческую инициативу детей, учитывать пожелание детей;

- иметь общественно-полезную направленность всех выполняемых работ;

- подчинять все виды работ общим учебно-воспитательным задачам.

В содержание такой работы я включаю изготовление поделок из бумаги, салфеток, цветного песка, различных природных материалов и др.

В труде у детей воспитывается чувство коллективизма, умения трудиться для других и ощущать радость от этой работы. В связи с этим очень важно, придавая работе общественно-полезный характер, создавать положительный эмоциональный настрой для такой работы.

Во время работы должны четко соблюдаться требования: работу надо выполнять чисто, аккуратно. Следует систематически и последовательно прививать детям вкус к простому, удобному и красивому.

Это работа приносит удовлетворение не только мне, но и моим воспитанникам. Мы находимся в постоянном поиске творческих идей.

В процессе осуществления эстетического воспитания необходимо решить следующие задачи:

- систематически развивать эстетическое восприятие,

- эстетические чувства и представления детей,

- художественно-творческие способности,

- формировать основы эстетического вкуса.

Для детей имеющих сложный дефект развития художественно-эстетическое воспитание осуществляется через расширение чувственного опыта :

1. сенсорное развитие;

2. использование сохранных анализаторов;

3. использование наглядности.

В процессе эстетического воспитания у детей удается сформировать интеллектуальную и эмоциональную отзывчивость по отношению к объектам эстетического восприятия, способность замечать, выделять и оценивать прекрасное. Благодаря педагогическому воздействию обогащаются чувства детей, а их эмоциональные переживания и реакция становятся разнообразными и устойчивыми. Многие дети, кроме того, овладевают элементами художественного творчества, осваивают простейшие навыки и умения создавать красивое.

Сенсомоторное воспитание и развитие – основа эстетического воспитания.

С учетом своеобразия развития детей с сложным дефектом- эстетическое воспитание обучения направлено на решение следующих задач:

1. Воспитывать у детей интерес к различным видам изобразительной и художественно-графической деятельности.

2. Побуждать детей к созданию ассоциативных образов, развивать сюжетно-игровой замысел.

3. Поддерживать экспериментирование с красками, изобразительными материалами, аппликативными формами, комками глины и пластилина для создания простых, выразительных композиций.

4. Развивать у детей способность всматриваться в очертания линий, форм, мазков, пятен, силуэтов, находить их сходство с предметами и явлениями.

5. Учить детей в сотворчестве с педагогом и другими детьми выполнять коллективные работы по рисованию, лепке, аппликации.

6. Воспитывать эмоциональное отношение к природе и дизайну своего быта, формировать эстетическое восприятие окружающего мира.

7. Учить детей создавать аранжировки из природных и искусственных материалов, использовать их для украшения одежды и комнаты.

8. Развивать художественную культуру ребенка в условиях социокультурной среды музеев, выставок, театров.

Заключение

Система мероприятий по развитию эстетического восприятия у детей, посещающих коррекционную школу, направлена на преодоление характерных для них дефектов в области эмоций.

Одной из задач эстетического воспитания детей со сложным дефектом, кроме формирования у учащихся определенной эмоциональной отзывчивости по отношению к объектам эстетического восприятия, а также выработки определенных эстетических взглядов и потребностей, является усвоение детьми навыков культурного поведения (эстетики поведения). Эстетика поведения включает соблюдение правил личной гигиены, культуру речи, вежливость и сдержанность во взаимоотношениях с людьми, аккуратность и обязательность, культуру общения и т. п.

Примером для детей служат отношения взрослых и членов школьного коллектива, создаваемая ими атмосфера доброжелательности и порядка.

Таким образом, формирование умения вести себя, выработка навыков и привычек культурного поведения непосредственно связаны не только с нравственным, но и с эстетическим воспитанием школьников.

Богатейший источник эстетического наслаждения — музыка. Она благотворно влияет на развитие личности ребенка. Музыка предоставляет ребенку богатые возможности для общения как со взрослыми, так и со сверстниками, создавая основу для содержательного взаимодействия между ними.

Умение подражать действиям взрослого формируется постепенно, на протяжении всех этапов обучения, и является одним из основных направлений коррекционной работы, проводимой на музыкальных занятиях. Подражая педагогу, ребенок учится плясать, подпевать, извлекать звуки из элементарных музыкальных инструментов.

Значимость эстетического развития, становления личностных качеств ребенка с нарушением в развитии очень велика. Именно в процессе музыкальных, художественно-ритмических занятий и занятий изобразительным искусством ребенок может проявлять те индивидуальные возможности, которые не находят своего выражения во время других занятий в рамках коррекционно-развивающего обучения.

Публикации по теме:

Доклад из опыта работы «Сенсорное воспитание детей 2–3 лет» «Сенсорное воспитание детей 2-3 лет» Появившись на свет, ребенок способен воспринимать бесконечное разнообразие окружающей среды (видит,.

Из опыта работы «Духовно-нравственное воспитание детей 5–7 лет в процессе театрализованной деятельности» Актуальность. В связи с заметными искажениями нравственного сознания подрастающего поколения, социальной незрелостью детей и подростков.

Из опыта работы «Гендерное воспитание детей дошкольного возраста» Тема: «Девочки и мальчики 3–4 лет в семье и детском саду». Я работаю над темой: «Гендерное воспитание детей дошкольного возраста». (Социально.

Из опыта работы «Воспитание детей дошкольного возраста на основе мордовских традиций»Из опыта работы «Воспитание детей дошкольного возраста на основе мордовских традиций» ВОСПИТАНИЕ ДЕТЕЙ ДОШКОЛЬНОГО ВОЗРАСТА НА ОСНОВЕ МОРДОВСКИХ ТРАДИЦИЙ Ребёнок с первых дней своей жизни погружается в культуру, в которой.

Консультация для родителей «Влияние народного промысла «Дымка» на эстетическое воспитание детей дошкольного возраста» Влияние народного промысла «Дымка» на эстетическое воспитание детей дошкольного возраста (консультация для родителей) Эстетическое воспитание.

Консультация для родителей на тему «Художественно-эстетическое развитие и воспитание детей дошкольного возраста в ДОО» Эстетическое развитие – процесс и результат развития способностей видеть красоту окружающего мира, искусства и создавать ее. М. Н. Зубарева.

Консультация для родителей «Художественно-эстетическое воспитание детей в семье» В «Программе воспитания и обучения детей в детском саду»предусматривается воспитание детей в процессе знакомства с разными видами искусства,.

Консультация для родителей на тему «Художественно-эстетическое воспитание детей в семье» «ХУДОЖЕСТВЕННО-ЭСТЕТИЧЕСКОЕ ВОСПИТАНИЕ ДЕТЕЙ В СЕМЬЕ» В программе воспитания и обучения детей в детском саду: предусматривается воспитание.

Консультация из опыта работы «Формы работы с родителями по приобщению детей к графическому искусству» Рисование — одно из любимых занятий детей, дающее большой простор для проявления их творческой активности. Тематика рисунков может быть.

Из опыта работы воспитателя детского сада «Воспитание у детей подготовительной группы интереса к школе» Воспитание у детей подготовительной группы интереса к школе Цель: развивать у детей познавательный интерес к школьному обучению.

Библиотека изображений:
Автор публикации:
Консультация из опыта работы «Эстетическое воспитание детей в коррекционной школе»
Опубликовано: 10 ноября 2018 в 09:50
+21Карма+ Голосовать
Расскажите коллегам и друзьям!
Комментарии:
Всего комментариев: 3.
Для просмотра комментариев
Популярное из нового
30 апреля. День пожарной охраны России. Папка-передвижка «Пожарные»

День пожарной охраны — профессиональный праздник работников пожарной охраны. Отмечается в Российской Федерации ежегодно, 30 апреля.

2024 - год Семьи. Передвижка «Семейные ценности»

По указу президента РФ Владимира Путина 2024 год объявлен годом Семьи.


Горячие темочки



РЕГИСТРИРУЙТЕСЬ!
Используя МААМ принимаете Cоглашение и ОД