Папки-передвижки

Воспитательная работа в ДОУ по развитию коммуникативной компетентности детей

оксана Силаева
Воспитательная работа в ДОУ по развитию коммуникативной компетентности детей
▼ Скачать + Заказать документы

Воспитательная работа в ДОУ по развитию коммуникативной компетентности детей.

Воспитатель : Силаева О. С., подготовительная группа

Практика показывает, что низкий уровень проявления некоторых умений социально-коммуникативной компетентности определяется индивидуальными особенностями детей : гиперактивностью, тревожностью, застенчивостью. Специалисты, работающие с детьми (психологи, психотерапевты, педиатры, социальные работники и педагогики) уже давно заметили, что ребенку намного проще выражать свои переживания, потребности, мечты в игровом процессе, поэтому, по их мнению, наиболее эффективным, а иногда и единственным методом коррекционной работы с детьми дошкольного возраста является игровая терапия.

Публикация «Воспитательная работа в ДОУ по развитию коммуникативной компетентности детей» размещена в разделах

В настоящее время общепризнанным является факт, что игра оказывает значительное влияние на личность, помогает снимать напряженность, повышает самооценку, позволяет поверить в себя в различных ситуациях общения, снимая опасность социально значимых последствий.

Признавая потенциальные возможности игры, мы предлагаем педагогам в работе с детьми использовать игровые тренинговые упражнения с целью оказания помощи психологу в коррекции эмоциональных и поведенческих расстройств, формирования социально-коммуникативной компетентности дошкольников.

При этом решаются следующие задачи:

1. укрепление собственного Я ребенка, развитие чувства самоценности;

2. развитие способности эмоциональной саморегуляции;

3. оптимизация отношений в системах «ребенок - взрослый», «ребенок – ребенок», «ребенок – другие дети»;

4. коррекция и предупреждение деформаций в формировании Я-концепции;

5. коррекция и профилактика поведенческих отклонений.

Подбор тренинговых игр и упражнений осуществляется на основе учета диагностических данных и осуществления дифференцированного подхода к каждому ребенку (учета гендера, психодинамических свойств личности, психотипа, особенностей развития эмоционально-волевой сферы) в рамках личностно-ориентированной модели взаимодействия, предполагающей понимание, принятие и признание ребенка таким, каков он есть (принцип трех П). Это позволяет грамотно построить работу с каждым ребенком и группой детей в целом и быть уверенным в ее профилактических и коррекционно - развивающих целях.

Также мы уделяем большое внимание организации предметно-пространственной среды в группах, способствующей в решении проблемы формирования произвольности поведения, эмоциональной саморегуляции детей дошкольного возраста.

Например, возможно разбирать конфликтную ситуацию не на ковре, а на «Островке злости», где можно проговорить свои претензии и обиды, а затем «вытоптать» свой гнев в «Уголке топанья» или выбить в «Подушку – колотушку», а затем вместе отправиться на «островок дружбы» и торжественно связать «Ленточки дружбы» (для девочек) или сковать «Цепи друзей» (для мальчиков).

Также для регуляции негативного эмоционального состояния детей можно организовать уголок, который будет включать предметы и пособия для снятия мышечного и эмоционального напряжения: мягкие молоточки, биты, подушки для боя, мягкие поролоновые мячики, молотки для забивания деревянных гвоздей. При желании ребенок может взять стаканчик для крика и отреагировать свой гнев через крик. Все эти предметы помогают ребенку выразить злость, обиду, но не на реального человека. Хорошо успокаивает детей наблюдение за рыбками в аквариуме. Песочные картины не только заинтересуют ребенка, но и отвлекут его от желания выплеснуть агрессию на сверстника. Некоторым детям в подобной ситуации может помочь общение с любимой игрушкой, которую можно потрепать, а потом погладить, причесать, поделиться своими проблемами.

Для повышения самооценки, осознания своей значимости в группе сверстников, поднятия статуса ребенка среди сверстников возможно оборудовать уголок добрых дел. Здесь могут располагаться «Ковер дружбы»; стенды «Наши добрые дела», «Звезда недели», «Мои успехи»; оформлены персональные выставки детей (изобразительных работ, увлечений, коллекций). Целесообразно сделать вместе с детьми шкатулку сюрпризов, куда дети и педагоги могут помещать подарки, предназначенные любому из детей группы. Здесь же возможно научиться вести диалог с помощью подвесных игрушек или кукол-варежек, пообщаться с куклой-притворщиком.

Застенчивым детям поможет работа с «Зеркалом принца и принцессы», а также «Корона» и «Царский трон», предложение роли Царя зверей в «шкуре» и маске льва в ролевых упражнениях. Повышению чувства уверенности в себе способствуют упражнения типа «Хвалебные бусы» : каждый ребенок по очереди называет уникальные качества одного из детей, нанизывая бусины на нитку.

В дошкольном возрасте детям достаточно сложно регулировать свое поведение. Желая высказать свое мнение, дети не умеют выслушивать других. Детский эгоцентризм мешает принимать точку зрения другого. С целью формирования данного умения социально-коммуникативной компетентности, а также развития произвольности поведения возможно использование специальных атрибутов, пособий, выполняющих функцию внешнего сигнала: знаки, символы, таблицы, игрушки-помощники. «Наши знаки» (прощения, внимания, тишины, высказывания своего мнения и др.) должны быть продуманы и разработаны вместе с детьми. Использование подобных атрибутов («Звонкий колокольчик», «Шумный мешочек», «Волшебная палочка») позволит организовать и сконцентрировать внимание активных детей, тяжело переключающихся с одной деятельности на другую.

Дети с гипердинамическим синдромом отличаются очень высокой двигательной активностью, сдерживать которую нет смысла. Нужно продумать для таких детей размещение в группе минитренажеров, двигательных игрушек, мягкий строительный материала, а также направлять их активность в интересную деятельность: экспериментирование, игры с песком, водой, лепка из теста.

Вводя в работу педагога элементы тренинга для формирования социально-коммуникативной компетентности, важно следовать основным правилам и принципам построения тренинговой работы.

Основные принципы тренинговой работы

• Принцип творческой активности.

Постоянно вовлекать детей в различные игровые упражнения и их обсуждение, организовывать ситуацию общения таким образом, чтобы дать возможность детям понять и попробовать новые способы поведения и экспериментировать с ними.

• Принцип исследовательской позиции.

В процессе работы в группе создавать такие ситуации, в которых участникам самим необходимо найти приемлемое для себя решение проблемы, идти собственным путем.

• Принцип партнерского общения.

Работая в группах, дети учатся признавать ценность другого, его мнение, интересы. Учатся принимать решения с учетом мнения всех членов команды.

• Принцип объективизации поведения.

Поведение детей постепенно переводится с импульсивного на осознанный уровень. Универсальным средством, позволяющим объективизировать (осознавать) свое поведение является обратная связь.

Основные правила тренинговой работы

1. Самое главное условие эффективности тренинговых занятий - добровольное участие в них детей. Поэтому начинать играть необходимо с теми, кто захочет, и стараться организовать процесс так, чтобы все захотели в нем поучаствовать.

2. Не оценивать детей, не добиваться единственно правильного, на ваш взгляд, ответа или действия. Такого ответа и не может быть, ведь каждая личность уникальна, каждый по-своему воспринимает окружающий мир.

3. Дети легко заражаются чужими эмоциями, поэтому, чтобы их заинтересовать, надо увлечься самому.

4. Тренинговые игры желательно проводить от 20 до 40 минут в зависимости от возраста детей.

5. Игры лучше проводить регулярно 2-3 раза в неделю.

Говоря о тренинговой работе, необходимо остановится на таком ее элементе, как рефлексия. Под рефлексией мы понимаем процесс самопознания ребенком своих внутренних психических актов и состояний.

Не стоит забывать, что у детей дошкольного возраста практически отсутствует особое направление внимания на внутренний мир, так как у них нет достаточной зрелости для анализа психических процессов.

Однако, мы не можем рассчитывать на дальнейшее развитие ребенка, если не поможем раскрыть ему своих способностей в проявлении склонности к размышлению над самим собой и не направим его внимание на внутренние психические процессы.

Важно учить ребенка таким механизмам взаимопонимания, как осмыслению того, какими средствами и почему он произвел то или иное впечатление на партнера по общению. Необходимо, посредством тренинговой игры подводить ребенка к желанию сосредоточиться на содержании своих мыслей, абстрагируясь от внешнего, телесного, размышлять о происходящем в его собственном сознании.

Так как рефлексию можно отнести к внутреннему опыту, который еще незначителен в возрасте 5-7 лет, в отличие от внешнего, основанного на свидетельствах органов чувств, не следует стремиться к идеальному результату, но основу необходимо закладывать в дошкольном возрасте.

Ребенок-дошкольник, регулярно участвующий в тренинговой работе, вполне способен к анализу испытываемых им в данный момент фактах сознания и самоанализу собственных ощущений и состояний, с небольшой направляющей помощью педагога.

Безусловно, конечная цель рефлексии – не просто знание или понимание человеком самого себя, но и выяснение того, как другие знают и понимают «рефлектирующего», его личностные особенности, эмоциональные реакции и когнитивные представления. Это необходимо для продуктивного общения, содержанием которого выступает предмет совместной деятельности и формирования высокого уровня социально-коммуникативной компетентности.

Публикации по теме:

Формирование социальной компетентности детей дошкольного возраста с использованием кейс-технологии «Формирование социальной компетентности детей дошкольного возраста с использованием кейс - технологии» 2 слайд. Главной задачей государственной.

Театрализованная деятельность как средство развития социально-коммуникативной компетентности детей раннего возрастаТеатрализованная деятельность как средство развития социально-коммуникативной компетентности детей раннего возраста Театр – это волшебный край,в котором ребенок радуется, играя,а в игре он познает мир! Театрализованная деятельность позволяет решать многие.

Детский мастер-класс по флористике «Коллективная работа «Осеннее чудо-дерево»Детский мастер-класс по флористике «Коллективная работа «Осеннее чудо-дерево» Во время осенних прогулок проводим повседневные целевые наблюдения за изменениями, которые происходят с деревьями: расцвечивание листьев.

Формирования коммуникативной компетентности детей старшего дошкольного возраста.Формирования коммуникативной компетентности детей старшего дошкольного возраста. Работая с детьми старшего дошкольного возраста, замечаешь, что коммуникативная деятельность представлена через межличностные отношения детей,.

Конспект ОД для молодых воспитателей по развитию коммуникативной компетенции у старших дошкольников «Цветок для Дракона»Конспект ОД для молодых воспитателей по развитию коммуникативной компетенции у старших дошкольников «Цветок для Дракона» Цель: создать условия для формирования коммуникативной компетенции у старших дошкольников в процессе беседы и проведения игр о дружбе.

Конспект ОД по формированию коммуникативной компетентности детей старшего дошкольного возраста на тему «Дружба» Цель: Формирование личностного типа отношения к сверстнику, преодоление внутренней изоляции. Задачи: • Формировать чувство общности и продуктивные.

Мастер-класс «Формирование коммуникативной компетентности учащихся начальных классов» Мастер – класс «Формирование коммуникативной компетентности учащихся начальных классов на уроках с использованием современных технологий».

Совместная работа ДОУ и семьи в воспитании у детей социальной компетентности и культурных традицийСовместная работа ДОУ и семьи в воспитании у детей социальной компетентности и культурных традиций Важным условием нравственно-патриотического воспитания детей является тесная взаимосвязь с родителями. Прикосновение к истории своей семьи.

Театрализованные игры как средство формирования коммуникативной компетентности старших дошкольниковТеатрализованные игры как средство формирования коммуникативной компетентности старших дошкольников .

Учебно-воспитательная деятельность «Мы-космонавты» (фотоотчёт)Учебно-воспитательная деятельность «Мы-космонавты» (фотоотчёт) Ко Дню Космонавтики, мы с ребятами решили тоже полететь в космос. Ну, хотя бы понарошку. Мы серьёзно подготовились: сфотографировались,.

Библиотека изображений:
Автор публикации:
Воспитательная работа в ДОУ по развитию коммуникативной компетентности детей
Опубликовано: 22 июля 2021 в 21:03
+3Карма+ Голосовать

Юридическая информация: публикация «Воспитательная работа в ДОУ по развитию коммуникативной компетентности детей» (включая файлы) размещена пользователем оксана Силаева (УИ 412786) на основе Пользовательского Соглашения МААМ. СМИ МААМ действует в соответствии со ст. 1253.1 ГК РФ. Используя МААМ принимаете Пользовательское Соглашение.

Расскажите коллегам и друзьям!
Поделитесь в сетях и мессенджерах:


Комментарии:
Всего комментариев: 2.
Для просмотра комментариев



РЕГИСТРИРУЙТЕСЬ!
Используя МААМ принимаете Cоглашение и ОД