оксана Силаева
Воспитательная работа в ДОУ по развитию коммуникативной компетентности детей
▼ Скачать + Заказать документы
Воспитательная работа в ДОУ по развитию коммуникативной компетентности детей.
Воспитатель : Силаева О. С., подготовительная группа
Практика показывает, что низкий уровень проявления некоторых умений социально-коммуникативной компетентности определяется индивидуальными особенностями детей : гиперактивностью, тревожностью, застенчивостью. Специалисты, работающие с детьми (психологи, психотерапевты, педиатры, социальные работники и педагогики) уже давно заметили, что ребенку намного проще выражать свои переживания, потребности, мечты в игровом процессе, поэтому, по их мнению, наиболее эффективным, а иногда и единственным методом коррекционной работы с детьми дошкольного возраста является игровая терапия.
Публикация «Воспитательная работа в ДОУ по развитию коммуникативной компетентности детей» размещена в разделах
- Методические материалы для педагогов и воспитателей
- Развитие ребенка. Материалы для педагогов
- Социализация. Социально-личностное и коммуникативное развитие
- Темочки
В настоящее время общепризнанным является факт, что игра оказывает значительное влияние на личность, помогает снимать напряженность, повышает самооценку, позволяет поверить в себя в различных ситуациях общения, снимая опасность социально значимых последствий.
Признавая потенциальные возможности игры, мы предлагаем педагогам в работе с детьми использовать игровые тренинговые упражнения с целью оказания помощи психологу в коррекции эмоциональных и поведенческих расстройств, формирования социально-коммуникативной компетентности дошкольников.
При этом решаются следующие задачи:
1. укрепление собственного Я ребенка, развитие чувства самоценности;
2. развитие способности эмоциональной саморегуляции;
3. оптимизация отношений в системах «ребенок - взрослый», «ребенок – ребенок», «ребенок – другие дети»;
4. коррекция и предупреждение деформаций в формировании Я-концепции;
5. коррекция и профилактика поведенческих отклонений.
Подбор тренинговых игр и упражнений осуществляется на основе учета диагностических данных и осуществления дифференцированного подхода к каждому ребенку (учета гендера, психодинамических свойств личности, психотипа, особенностей развития эмоционально-волевой сферы) в рамках личностно-ориентированной модели взаимодействия, предполагающей понимание, принятие и признание ребенка таким, каков он есть (принцип трех П). Это позволяет грамотно построить работу с каждым ребенком и группой детей в целом и быть уверенным в ее профилактических и коррекционно - развивающих целях.
Также мы уделяем большое внимание организации предметно-пространственной среды в группах, способствующей в решении проблемы формирования произвольности поведения, эмоциональной саморегуляции детей дошкольного возраста.
Например, возможно разбирать конфликтную ситуацию не на ковре, а на «Островке злости», где можно проговорить свои претензии и обиды, а затем «вытоптать» свой гнев в «Уголке топанья» или выбить в «Подушку – колотушку», а затем вместе отправиться на «островок дружбы» и торжественно связать «Ленточки дружбы» (для девочек) или сковать «Цепи друзей» (для мальчиков).
Также для регуляции негативного эмоционального состояния детей можно организовать уголок, который будет включать предметы и пособия для снятия мышечного и эмоционального напряжения: мягкие молоточки, биты, подушки для боя, мягкие поролоновые мячики, молотки для забивания деревянных гвоздей. При желании ребенок может взять стаканчик для крика и отреагировать свой гнев через крик. Все эти предметы помогают ребенку выразить злость, обиду, но не на реального человека. Хорошо успокаивает детей наблюдение за рыбками в аквариуме. Песочные картины не только заинтересуют ребенка, но и отвлекут его от желания выплеснуть агрессию на сверстника. Некоторым детям в подобной ситуации может помочь общение с любимой игрушкой, которую можно потрепать, а потом погладить, причесать, поделиться своими проблемами.
Для повышения самооценки, осознания своей значимости в группе сверстников, поднятия статуса ребенка среди сверстников возможно оборудовать уголок добрых дел. Здесь могут располагаться «Ковер дружбы»; стенды «Наши добрые дела», «Звезда недели», «Мои успехи»; оформлены персональные выставки детей (изобразительных работ, увлечений, коллекций). Целесообразно сделать вместе с детьми шкатулку сюрпризов, куда дети и педагоги могут помещать подарки, предназначенные любому из детей группы. Здесь же возможно научиться вести диалог с помощью подвесных игрушек или кукол-варежек, пообщаться с куклой-притворщиком.
Застенчивым детям поможет работа с «Зеркалом принца и принцессы», а также «Корона» и «Царский трон», предложение роли Царя зверей в «шкуре» и маске льва в ролевых упражнениях. Повышению чувства уверенности в себе способствуют упражнения типа «Хвалебные бусы» : каждый ребенок по очереди называет уникальные качества одного из детей, нанизывая бусины на нитку.
В дошкольном возрасте детям достаточно сложно регулировать свое поведение. Желая высказать свое мнение, дети не умеют выслушивать других. Детский эгоцентризм мешает принимать точку зрения другого. С целью формирования данного умения социально-коммуникативной компетентности, а также развития произвольности поведения возможно использование специальных атрибутов, пособий, выполняющих функцию внешнего сигнала: знаки, символы, таблицы, игрушки-помощники. «Наши знаки» (прощения, внимания, тишины, высказывания своего мнения и др.) должны быть продуманы и разработаны вместе с детьми. Использование подобных атрибутов («Звонкий колокольчик», «Шумный мешочек», «Волшебная палочка») позволит организовать и сконцентрировать внимание активных детей, тяжело переключающихся с одной деятельности на другую.
Дети с гипердинамическим синдромом отличаются очень высокой двигательной активностью, сдерживать которую нет смысла. Нужно продумать для таких детей размещение в группе минитренажеров, двигательных игрушек, мягкий строительный материала, а также направлять их активность в интересную деятельность: экспериментирование, игры с песком, водой, лепка из теста.
Вводя в работу педагога элементы тренинга для формирования социально-коммуникативной компетентности, важно следовать основным правилам и принципам построения тренинговой работы.
Основные принципы тренинговой работы
• Принцип творческой активности.
Постоянно вовлекать детей в различные игровые упражнения и их обсуждение, организовывать ситуацию общения таким образом, чтобы дать возможность детям понять и попробовать новые способы поведения и экспериментировать с ними.
• Принцип исследовательской позиции.
В процессе работы в группе создавать такие ситуации, в которых участникам самим необходимо найти приемлемое для себя решение проблемы, идти собственным путем.
• Принцип партнерского общения.
Работая в группах, дети учатся признавать ценность другого, его мнение, интересы. Учатся принимать решения с учетом мнения всех членов команды.
• Принцип объективизации поведения.
Поведение детей постепенно переводится с импульсивного на осознанный уровень. Универсальным средством, позволяющим объективизировать (осознавать) свое поведение является обратная связь.
Основные правила тренинговой работы
1. Самое главное условие эффективности тренинговых занятий - добровольное участие в них детей. Поэтому начинать играть необходимо с теми, кто захочет, и стараться организовать процесс так, чтобы все захотели в нем поучаствовать.
2. Не оценивать детей, не добиваться единственно правильного, на ваш взгляд, ответа или действия. Такого ответа и не может быть, ведь каждая личность уникальна, каждый по-своему воспринимает окружающий мир.
3. Дети легко заражаются чужими эмоциями, поэтому, чтобы их заинтересовать, надо увлечься самому.
4. Тренинговые игры желательно проводить от 20 до 40 минут в зависимости от возраста детей.
5. Игры лучше проводить регулярно 2-3 раза в неделю.
Говоря о тренинговой работе, необходимо остановится на таком ее элементе, как рефлексия. Под рефлексией мы понимаем процесс самопознания ребенком своих внутренних психических актов и состояний.
Не стоит забывать, что у детей дошкольного возраста практически отсутствует особое направление внимания на внутренний мир, так как у них нет достаточной зрелости для анализа психических процессов.
Однако, мы не можем рассчитывать на дальнейшее развитие ребенка, если не поможем раскрыть ему своих способностей в проявлении склонности к размышлению над самим собой и не направим его внимание на внутренние психические процессы.
Важно учить ребенка таким механизмам взаимопонимания, как осмыслению того, какими средствами и почему он произвел то или иное впечатление на партнера по общению. Необходимо, посредством тренинговой игры подводить ребенка к желанию сосредоточиться на содержании своих мыслей, абстрагируясь от внешнего, телесного, размышлять о происходящем в его собственном сознании.
Так как рефлексию можно отнести к внутреннему опыту, который еще незначителен в возрасте 5-7 лет, в отличие от внешнего, основанного на свидетельствах органов чувств, не следует стремиться к идеальному результату, но основу необходимо закладывать в дошкольном возрасте.
Ребенок-дошкольник, регулярно участвующий в тренинговой работе, вполне способен к анализу испытываемых им в данный момент фактах сознания и самоанализу собственных ощущений и состояний, с небольшой направляющей помощью педагога.
Безусловно, конечная цель рефлексии – не просто знание или понимание человеком самого себя, но и выяснение того, как другие знают и понимают «рефлектирующего», его личностные особенности, эмоциональные реакции и когнитивные представления. Это необходимо для продуктивного общения, содержанием которого выступает предмет совместной деятельности и формирования высокого уровня социально-коммуникативной компетентности.