Алена Беликова
Долгосрочный познавательный проект «Музей на полке. Куклы народов России»
Муниципальное дошкольное образовательное учреждение
«Детский сад № 211»
Долгосрочный познавательный проект : «Музей на полке. Куклы народов России».
Подготовили: Беликова А. А.,
Краюшкина А. В.
Ярославль
Проект "Мини-музей "Куклы народов России"
Сроки и продолжительность реализации проекта с ноябрь 2023 –по май 2024.
Продолжительность: долгосрочный.
Участники воспитатели, дети, родители.
Возраст детей 6 - 7 лет.
Форма проведения: групповая.
Цель проекта:
- создать экспериментальный мини-музей как форму работы с детьми и родителями;
Публикация «Долгосрочный познавательный проект „Музей на полке, Куклы народов России“» размещена в разделах
- Моя Родина Россия
- Музеи в ДОУ: проекты, планирование, программы
- Музейная педагогика в детском саду
- Нравственно-патриотическое воспитание
- Патриотическое воспитание. Проекты
- Проекты, проектная деятельность
- Толерантность, поликультурное воспитание
- Темочки
- создать условия для нравственно-патриотического воспитания, совместного процесса освоения педагогами, родителями и детьми отечественной культуры.
Задачи проекта:
- формирование основ национального самосознания и любви к Отечеству при росте взаимопонимания, уважения и дружбы между людьми разных национальностей;
- формировать у дошкольников представление о музеях;
- познакомить с национальными костюмами разных народов России;
- способствовать познавательному развитию детей и осуществлению комплексного подхода к их воспитанию.
- развивать связную речь детей, обогатить её новыми словами и выражениями; развивать творческие способности, воображение.
- способствовать воспитанию у дошкольников основ музейной культуры; расширять их кругозор, открывать возможности для самостоятельной познавательной, исследовательской и творческой деятельности.
- содействовать сотрудничеству педагогов и родителей.
Актуальность проекта:
Данный проект позволяет в условиях воспитательно - образовательного процесса в ДОУ познакомить детей с национальными костюмами разных народов России; познакомить с основами музейной культуры, правилами поведения в музее; предоставить детям возможность реализовать разные виды детской деятельности, опираясь на полученные знания и умения.
Критерии и индикативные показатели - увеличение доли воспитанников с высоким уровнем знаний отечественной культуры;
- увеличение доли родителей (воспитанников) удовлетворенных уровнем образовательных услуг;
Ожидаемые результаты реализации проекта:
- создание в холле детского сада мини – музея «Куклы народов России» с разновидностями экспонатов, в том числе экспонатов, выполненных родителями совместно с детьми;
- развитие познавательной деятельности дошкольников в ходе совместной практической деятельности с педагогом;
- умение устанавливать причинно – следственные связи между событиями;
- расширение кругозора детей, систематизация и закрепление их знаний о разновидностях национальных костюмов, особенностях их орнамента;
-плодотворный результат по художественному творчеству в разных направлениях (рисунок, живопись, аппликация, лепка, моделирование из бумаги и конструирование);
- развитие творческих способностей детей;
- приобщение детей к изобразительному искусству; - развитие монологической, диалогической и связной речи детей, обогащение её эпитетами, новыми словами и выражениями;
- развитие интереса у детей к художественной и познавательной литературе;
- развитие интереса к музеям;
- умение составлять описательные рассказы о кукле народов России;
- совместная творческая деятельность детей и родителей.
Этапы работы над проектом
I. План-график мероприятий (деятельность в рамках проекта)
Планируемые мероприятия Сроки выполнения Достижение, результативность
I этап –предварительный Постановка мотивации, цели и задач по ознакомлению с народными куклами
Деятельность воспитателя.
Воспитатель в русском народном костюме приглашает дошкольников пройти в музей и ознакомиться с экспозицией «Куклы народов мира»
Формулирует проблему: все куклы в национальных костюмах, приготовились к празднику, но куклы говорить не умеют, поэтому воспитатель не может найти какие куклы к каким народам относятся, и когда какие праздники эти народы отмечают.
Определяют актуальность и значимость проекта, конечную цель
Дети вживаются в игровую ситуацию.
Осознают и личностно принимают задачу. 1 неделя
ноября
Дети заинтересованы
- традицией народа – изготавливать народные куклы;- идеей создания кукол своими руками, приобщения к истории и традициям народной культуры разных народов.
Опрос детей по модели трех вопросов
1 Что я знаю о народных куклах?
2 Что я хочу узнать?
3 Как мне это узнать? 1 неделя
ноября
Подбор литературы и иллюстраций, наглядно – дидактического материала; художественной литературыо национальных и народных куклах постоянно
Организация развивающей среды в группе (сменные экспозиции – национальная кукла изучаемой страны или республики, традиции, народные куклы, алгоритмы изготовления, национальные росписи, обряды) постоянно
IIэтап – основной (практический)
Формирование представлений у детей и родителей о национальной культуре и традициях, народных куклах.
Занятия (деятельность) проводятся с периодичностью один раз в месяц в форме познавательной деятельности согласно учебно-тематического плана. Часть познавательного материала по ознакомлению с разными народами вынесена в совместную деятельность с детьми (сюжетно-ролевые, дидактические игры, беседы, решение проблемных вопросов, продуктивную деятельность, музейную педагогику, ежедневную совместную деятельность с педагогом в режимных моментах в утреннее время в форме бесед -«пятиминуток», мозгового штурма, утреннего круга, работы с лэпбуком; еженедельную совместную деятельность педагога, дошкольников и родителей в технологии творческих мастерских.
Примерное календарное планирование
Период
Тема, программное содержание Знакомство с народными обрядами и обычаями и православными праздниками.
Ноябрь Русская народная кукла
Беседа «Мои любимые игры и игрушки», «По одежке встречают»
Беседы: «История возникновения тряпичной куклы», «Как выглядели куклы раньше», «Зачем нашим предкам нужны были куклы?», «Почему у народной куклы нет лица», «Чем играли наши бабушки», «От семени до льняного полотна».
Конспект занятия исследовательская деятельность: «Виды тканей».
Конспект НОД по ручному труду «Изготовление тряпичных кукол»
Дидактические игры: «Угадай на ощупь, что внутри?», «Одень куклу», «Народные промыслы», «Дорисуй орнамент», «Узнай по описанию», «Кто ты куколка моя?»
Чтение художественной литературы: М. А. Пожарова «Тряпичная кукла», рассказ К. Ушинского «Как рубашка в поле выросла», «Василиса Прекрасная»
Продуктивная деятельность детей: «Украсим кукле фартучек», изготовление кукол «Пеленашка»; «Кувадка».
Подвижные игры: «Карусель», «Ручеек», «Гори-гори ясно», «Кострома».
Декабрь Беседа «Какие бывают куклы?», «Почему кукла так называется?», «Моя любимая кукла».
Дидактическая игра «Завяжи узелок».
Рассматривание иллюстраций «Народные куклы»
Дидактическая игра «Сходства и различия в одежде народных кукол» «Головные уборы»
Игровая ситуация «Придумай кукле имя», Разыгрывание игровой ситуации «Новый платок для куклы»
Просмотр презентаций «Игровые куклы»
Подвижные игры: «Карусель», «Ручеек»
Декабрь Бурятская национальная кукла
Беседа с детьми «Знакомство с бурятской куклой» (пальчиковые, перчаточные, деревянные, ростовые, теневые и др.)посредством презентации.
Знакомство с жизнью и бытом бурятского народа.
Чтение бурятских народных сказок «Девочка-луна», «Девушка и Месяц», «Умная невестка»
Прослушивание колыбельные песни «Буубэй-буубэй, хубуумни,Бухэнойрышмананам. Хожомтомоболоходош,хулэг мори бэлэглэхэб. Бууйла! Бууйла! Буубэй-буубэй, хубуумни!».
Исследование куклы. Знакомство с тканью, нитками, лентой, тесьмой, кожей, шерстью, берестой и другими материалами, их свойствами (рвутся, мнутся, режутся, кроятся и др).
Рисование «Раскрась дэгэл»
Знакомство с процессом изготовления кукол по фильму (конусовые, пальчиковые, ростовые, теневые, перчаточные и др.) на примере кукла Аюна, Будамшуу, Медведь – хозяин тайги».
Январь Республика Беларусь. История Беларуси: возникновение и развитие (презентация) «Наш славянский сосед – Республика Беларусь», Знакомство с жизнью белорусов (Хата - жилище в Белоруссии, чаще всего строили из дерева, потому что эта страна богата лесом, крышу покрывали соломой. Хаты - дома были хоть и небольшими, но теплыми, нарядными, с окнами к солнцу. Соломенная крыша позволяла защищать жилище от дождя и снега, при этом сохраняла природную вентиляцию помещения. Гордостью каждого жилья была печь - символ домашнего уюта и тепла. Стояла она в левом углу от входа. В печи готовили пищу, печь обогревала дом). Национальная одежда белорусов по-своему своеобразна. Женская одежда состояла из рубахи, юбки, передника, безрукавки и головного убора. Рубаха (кашуля) шилась из льняного домотканого полотна. Ткаными или вышитыми узорами из красной или красно-чёрной пряжи украшались обычно рукава, плечи, воротник, манжеты. Юбка (спадница) была шерстяная или льняная, отличалась разнообразием цвета и узора (клетка, полоса). Белый льняной передник колоритом и орнаментом гармонировал с украшением рубахи. Понизу он часто украшался бахромой или кружевом Природа Беларусь.
дидактическая игра «Народы Евразии», «Мой друг – белорус»
Чтение белорусских народных сказок: «Лев и волк», «Каня», «Лисица и петушок» «Пых», «Как курочка петушка спасала», «Легкий хлеб», «Два Мороза». Настольный театр по белорусской народной сказке «Пых».
Слушание в аудиозаписи белорусских народных песен. Игротека (белорусские народные подвижные игры «Заплетись, плетень», «Колечко», «Мельница», «Ванюша и лебеди», «Мороз»); Хороводные белорусские народные игры «Купалье», «Плетень».
Разучивание белорусских народных подвижных игр «Хромая лиса», «Зайцы»;
Хороводные белорусские народные игры «Купалье», «Плетень»
Январь Знакомство с праздником «Рождество Христово» — один из самых светлых православных праздников, который всегда отмечался с особым благоговением, красивыми обрядами и традициями.
Участие в районном конкурсе «Рождественская звезда»
Знакомство с колядованием, гаданием. Разучивание колядок, закличек"Сею, сею, посеваю.»
Чтение и проигрывание сказки «Снегурушка и лиса»,
Изготовление народной обрядовой куклы «Коляда», «Коза»
Аппликация «Игрушки для зверят на рождество», ручной труд «Рождественские подарки»
Совместная деятельность: разучивание попевок, потешек, закличек, колядок
Русские народные игры «Плетень», «Кружева», «Прялица».
Экскурсия в краеведческий музей «Рождественские встречи». Развлечение «Рождественские колядки» (уточнить: отстоять литургию, а затем обрядовые традиции)
Февраль Знакомство с республикой Алтай. Беседы: «Батюшка Алтай», «Герб Алтайского края», «Растительный мир края», Составление фотоальбома «Растительный мир Алтая». «Животный мир Алтайского края», Знакомство с легендой о лебедином озере (Ая «Луна и Людоед»)
Легенда Алтая «Откуда такое слово — Алтай». Сравните «Алтай» и «Алтын». Эти два слова похожи. «Алтыном» в старину называли «золото». Алтай — это золотой край.
Дидактические игры «Знаешь ли ты?», «Кто что делает», «Нарисуй узор», домино «Народные промыслы»
Дидактическая игра «Построй юрту, дом»-собрать картинку из частей
Чтение художественной литературы (Юрий Подкорытов «Сказки о ремесле»)
Беседа «Путешествие по рекам Алтая» Заучивание стихотворения Р. Н. Свинаренко «Плывут по полю чудо- корабли». Чтение М. Юдалевич «Кто поймал Жар-птицу и другие легенды Старого Барнаула», рассматривание иллюстраций в книге
Подвижная игра «Тебек» («Игра в волан»). «Б р лебир р сарлык» («Волк и стадо яков»).
Март Знакомство с народами Севера
НОД «Знакомство с тряпичной Северной куклой», «Лента времени»
Занятия - эксперименты. Знакомство с тканью, нитками, лентой, тесьмой и другими материалами, их свойствами (рвутся, мнутся, режутся, кроятся) и видами (шерстяная, льняная, ситцевая).
Дидактические игры «Укрась платье для куклы», «Продолжи узор на блюде (чаше)»
Рассматривание книг, иллюстраций, фотографий с куклами народов Севера – «Путешествие в прошлое куклы»
Чтение художественной литературы: сказка «Старый волк», «У лжи короткие ноги», «Ахсар и Ахсартаг»
Заучивание стихотворений «Ласточка», «Нана», пословицы и поговорки о дружбе «Когда народ един, он горы сдвинет», «Друг за друга держатся – ничего не боятся», «Друг познается в беде»
Продуктивная деятельность детей: рисование «Одежда Севера», «Кукла в национальном костюме»
Сюжетно – ролевые игры «В гости к Нуне», «Салон национальной одежды»
Апрель Республика Татарстан.
Рассматривание альбомов с иллюстрациями традиционных национальных изделий, рисунки предметов быта, куклы в татарских национальных костюмах, знакомство с образцами татарского растительного орнамента, «Костюм казанских татар», «Национальная посуда, предметы быта с вышивкой (платочки, полотенца, фартуки; скатерть, наволочки, калфак, тюбетейка)»
Дидактические игры «Лото – народные промыслы», «Назови, что изменилось»
Дидактические игры «Украсим платочек, ичиги, калфак, тюбетейку, фартук», «Татарский национальный орнамент»
Чтение художественной литературы: стихотворение А. Кулибиной «Бугенбезде Сабантуй», песня «Сабантуй»
Знакомство татарскими праздниками «Сабантуй», «Науруз»
Знакомство с татарскими головными уборами «Калфак» и «Тюбетейка»
Подвижная игра «Тюбетейка», «Самовар»
Май Подведение итогов. Повторение.
Презентация музея.
2 направление Взаимодействие с родителями и социумом.
Консультация для родителей «Традиции и народные праздники»
Помощь в оформлении музея
Литература:
1. Дайн Г. Д. «Русская народная игрушка» - М. : Легкая и пищевая промышленность, 1981.-192с. ,ил.
2. Елена Берстнева, Наталья Догаева «Кукольный сундучок», издательство «ООО Белый город», Москва.
3. Знакомство детей с русским народным творчеством, Санкт-Петербург, 2008 г.
4. Кононов А. Духовный смысл игрушки //Духовно-нравственное воспитание. – 2002. – №1. – С. 40-51.
5. Л. В. Иванова, Народные обрядовые праздники, М. ; 2009г.
6. Нестеренко А. В. Традиционные народные куклы в игре современных дошкольников. /Современный детский сад, 2010, №5, с. 51 -56
7. О. Л. Князева, М. Д. Маханева. Приобщение детей к истокам русской народной культуры: Программа. Учебно-методическое пособие. – СПБ. : Детство-Пресс,2004.
8. Тихонова М. В., Смирнова Н. С. красна изба…Знакомство детей с русским народным искусством, ремеслами, бытом в музее детского сада. – СПб. : «ДЕТСТВО-ПРЕСС», 200