Татьяна Ташаева
Долгосрочный проект «Народная кукла в играх современных детей»
▼ Скачать + Заказать документы
Долгосрочный проект
«Народная кукла в играх современных детей.
Образ народной куклы в художественной литературе и играх современных детей»
Авторы проекта : воспитатели ГБОУ Гимназия №1538 г. Москвы Ташаева Татьяна Георгиевна, Сыромолотова Алевтина Викторовна.
Проект для детей подготовительной группы
2016 год
Чем дальше в будущее входим,
Публикация «Долгосрочный проект „Народная кукла в играх современных детей“» размещена в разделах
- Игры для детей
- Куклы-обереги. Народные тряпичные куклы
- Народная культура, фольклор
- Народные куклы. Проекты, планы
- Проекты. Проектная деятельность
- Темочки
- Конкурс для воспитателей и педагогов «Лучшая методическая разработка» апрель 2017
Тем больше прошлым дорожим.
И в прошлом красоту находим,
Хоть новому принадлежим.
«Из всех существующих в мире загадок тайна куклы – самая загадочная; без понимания сущности куклы невозможно понять и человека».
М. Е. Салтыков-Щедрин
Ранее, на неделе «Хлеб всему голова», мы узнали, что на Руси при посеве зерна, первую горсть брали из мешочка, сшитого в виде куклы. После окончания уборочных работ крестьяне отбирали самую лучшую, отборную крупу нового урожая, чтобы опять наполнить ею куклу-мешочек. Эту куклу бережно хранили до следующего сева.
Мы решили узнать, что это за кукла, и какие еще бывают куклы
ПАСПОРТ ПРОЕКТА
Тип проекта – информационно-творческий
По предметно-содержательной области – общество – культурные ценности
По характеру участия – ребенок 6-7 лет (подготовительная группа)
По продолжительности – долгосрочный
По количеству участников – групповой
Форма представления – презентация
Участники проекта : Дети, воспитатель, родители.
Выясняем интересы и потребности детей по данной теме.
Актуальность проекта. Эффективным средством амплификации личностного развития ребенка являются игрушки, которые делают игры детей интересными, познавательными, развивающими.
Кукла помогает ребенку преодолевать собственные страхи, переживать события своей и чужой жизни в эмоциональных и нравственных проявлениях, доступных его пониманию, формирует социально приемлемый опыт выхода из конфликтных ситуаций, обогащает речевые навыки диалогового общения, обучает партнерскому взаимодействию со взрослыми и сверстниками, развивает творческое воображение.
Кукла – самая древняя и наиболее популярная до сих пор игрушка. Она обязательный и верный спутник детских игр, но одновременно самое доступное детям произведение искусства. Кукла – детская игрушка в виде фигурки человека. Куклы имитируют взрослый мир, тем самым подготавливая ребенка к взрослым отношениям. Поскольку кукла изображает человека, она способна исполнять разные роли и часто становится другом и партнером ребенка. Он действует с ней так, как ему хочется, заставляя ее осуществлять свои, порой тайные, мечты и желания. Игровая деятельность с куклой обеспечивает ребенку процесс восприятия и познания различных явлений культуры и является особой формой жизни ребенка, в которой осуществляется его связь с окружающим миром.
Игры с куклой охватывают все основные сферы культуры, так, что в период детства в ребенке закладывается широкий круг навыков и понятий, подготавливающих его к дальнейшей взрослой жизни.
Народная кукла - это часть детской субкультуры, обогащенной традициями игровой культуры и этнодидактики. Издревле с помощью игрушек детей учили познавать мир, развивали трудовые навыки и творческое начало, передавали нравственные заповеди и традиции. Так с помощью игр с куклой дети осваивали социальные роли. Современные психологи утверждают, что создание куклы целительно, как и любой акт творческого самовыражения. Терапевтический эффект достигается, когда каждый делает свою куклу, придумывает историю, которой хотел бы поделиться с другими.
Вид проекта. Творческо-познавательный.
Цель проекта. Приобщение дошкольников к истокам русской народной культуры в процессе ознакомления их с их историей возникновения куклы.
Задачи проекта :
1. Развивать и обогащать знания детей о куклах, истории их возникновения, видах кукол.
2. Воспитывать интерес к русской народной кукле и бережное отношение к культуре своего народа.
3. Укреплять и расширять взаимодействие семьи и детского сада через совместное участие в проекте педагогов, детей и родителей.
4. Учить изготавливать некоторые виды кукол самостоятельно и с помощью родителей и педагогов.
Гипотеза реализации проекта. Реализация проекта «Вместе с куклой я расту» позволит приобщить детей дошкольного возраста к истокам русской народной культуры.
Участники проекта. Дети дошкольного возраста, педагоги, родители.
Этапы реализации проекта
Этапы Цели этапа Содержание
Вводный 1. Изучение методической литературы 2. Обогащение знаний детей и родителей 1. Занятия познавательного цикла «Как появились куклы» «Как родилась тряпичная кукла» Занятие – беседа «Кукла из глубины веков».
2. Беседа с детьми на тему «моя любимая кукла»
3. Рассматривание иллюстраций с изображением русских народных кукол.
4. Консультация и домашнее задание для родителей «Куклы наших бабушек».
5. Консультация для родителей «Русская кукла. Мужское население».
Основной 1. Изучение видов кукол
2. Изучение изготовления народных кукол
3. Организация и проведение консультаций для родителей
4. Подбор материалов для изготовления кукол
1. Чтение сказки «Буратино»
2. Консультация для родителей «Народная кукла, как средство приобщение ребенка к народной культуре».
3. Дидактическая игра «Кто ты, куколка моя?»
4. Рисование «Моя любимая куколка» - выставка работ.
5. Занятие «Лепим кукол из соленого теста».
6. Занятие «Куклы-матрешки».
7. Изготовление книжки красавицы-куклы».
8. Занятие по рельефной лепки из пластилина «Сонюшки-пеленашки».
9. Занятие по конструированию из бумаги «Куколка».
10. Занятие по конструирование из ткани «Тряпичная кукла – пеленашка».
11. Занятие по изготовлению из ткани куклы «Кувадка».
12. Занятие «Изготовление куклы Закрутки».
Итоговый Презентация проекта 1. Совместное творчество детей и взрослых по изготовлению тряпичных кукол.
2. Мини-музей народных кукол
Ожидаемые результаты проекта.
У детей :
1. Развитие и обогащение знания детей дошкольного возраста о куклах. 2. Воспитание интереса к русской народной кукле и бережное отношение к культуре своего народа. 3. Сплочение семьи в совместной деятельности детей и взрослых.
У родителей:
1. Активизация участия совместно с детьми в жизнедеятельности ДОУ.
2. Выход на позиции партнеров.
У педагогов:
1. Содействие возрождения лучших традиций, семейного воспитания и закреплению связей между членами семьи разных поколений. 2. Разработка комплекса совместных мероприятий с родителями. 3. Разработка консультативно-практического материала для родителей и педагогов.
Реализация проекта.
Реализация проекта «Народная кукла в играх современных детей. Образ народной куклы в художественной литературе и играх современных детей» началась с развития и обогащения знания детей о куклах, истории их возникновения, видов кукол.
Для приобщения дошкольников к истоком русской народной культуры использовались различные виды занятий, бесед, игр.
На мой взгляд, проект «Народная кукла в играх современных детей. Образ народной куклы в художественной литературе и играх современных детей» позволит приобщить детей дошкольного возраста к истокам русской народной культуры.
Работа по проекту продолжается и итогом реализации проекта будет совместное творчество детей и взрослых по изготовлению тряпичных кукол и создание мини-музея народных кукол.