Рудольская Ксения
Долгосрочный проект по оздоровительной работе «Расти здоровым»
В ДОУ разработан физкультурно-оздоровительный проект «Расти здоровым». Увеличен охват дошкольников дополнительными образовательными услугами по физической культуре, спорту и оздоровлению. Повышен профессиональный уровень педагогов.
Актуальность проекта
Вырастить ребёнка сильным, крепким, физически сильным, а главное здоровым - долг родителей, а наша задача помочь им осуществить это.
Публикация «Долгосрочный проект по оздоровительной работе „Расти здоровым“» размещена в разделах
Как укрепить и сохранить здоровье наших детей? Как привить им привычку к здоровому образу жизни? Один из путей решения этой проблемы - совместная спортивная деятельность детей и взрослых, как в детском саду, так и в семье. Данный проект помогает целенаправленно работать над созданием благоприятного здоровье сберегающего пространства.
Ежегодно подводим итоги работы по каждому этапу проекта.
Цель проекта : использование творческих форм и методов обучения и воспитания детей, а также активных форм организации обучения педагогов, просвещения родителей по данной проблеме.
Задачи проекта
снизить заболеваемость дошкольников посредством эффективного внедрения физкультурно-оздоровительных программ и здоровье сберегающих технологий;
формировать у дошкольников потребность в систематических занятиях физкультурой и спортом;
увеличить охват дошкольников дополнительными образовательными услугами по физической культуре, спорту и оздоровлению;
повысить профессиональный уровень педагогов, в том числе, инструкторов по физическому воспитанию;
создать организационно-методические условия для аттестации педагогов на первую и высшую квалификационные категории
Сроки реализации проекта : 2020-2021 годы
Участники проекта : сотрудники ДОУ, воспитанники и их родители
Ответственные за реализацию проекта : старший воспитатель, старшая медсестра, инструктор по физической культуре.
Прогнозирующий результат
сформировать у детей потребность в систематических занятиях физкультурой и спортом;
постепенно снижать уровень заболеваемости детей посредством реализации инновационной здоровье сберегающей модели;
обеспечить не менее 80% от числа воспитанников ДОУ, участвующих в спортивно-массовых мероприятиях разного уровня;
повысить педагогическое мастерство и квалификацию педагогов ДОУ, увеличить количество педагогов, аттестованных на первую и высшую квалификационную категорию;
увеличить охват детей дополнительными образовательными услугами физкультурно-оздоровительной направленности;
привести физкультурное оборудование в соответствие с нормами СанПиН и ФГОС ДО к условиям реализации образовательной программы ДОУ;
завершить лицензирования медицинской деятельности ДОУ.
Имеет представление о духовных ценностях
Имеет представление о здоровом образе жизни
Имеет представление о социальных ценностях
Имеет представление о бесконфликтном поведении
2
Умеет строить отношение со сверстниками и взрослыми
РЕЗУЛЬТАТЫ РАБОТЫ ДОУ ПО РЕАЛИЗАЦИИ ЗАДАЧ ПРОЕКТА
I Задача.
Снижение заболеваемости дошкольников
посредством программ и здоровьесберегающих технологий
«Здоровье - не всё, но всё без здоровья ничто!»
Здоровьесберегающая средав ДОУ обеспечивает каждому воспитаннику возможность развивать физические качества и двигательную активность, воспитывать привычку к здоровому образу жизни.
Для сохранения и укрепления здоровья воспитанников оборудованы помещения
ВЫВОД: организация предметно-развивающей среды в групповых помещениях осуществляется с учетом возрастных особенностей воспитанников. В каждой возрастной группе имеется оборудование и инвентарь для двигательной активности детей и проведения закаливающих процедур
Направления оздоровительной работы в ДОУ
ВЫВОД: реализуемый комплекс оздоровительных мероприятий в ДОУ благоприятно влияет на охрану, укрепление и коррекцию здоровья воспитанников. Составлен лист здоровья детей на каждую возрастную группу.
В воспитательно-образовательном процессе педагоги активно используют здоровьесберегающие технологии, которые способствуют повышению, как физического здоровья, так и психоэмоционального состояния воспитанников.
Первые шаги к здоровью : стремление к здоровому образу жизни, к познанию самого себя, формированию культуры здоровья делаются в дошкольном учреждении с применением разнообразных форм:
1. Физкультурные занятия;
2. УГГ
3. Физкультурные праздники и досуги;
4. Прогулки на свежем воздухе;
5. Мероприятия для родителей (консультации, беседы) и т. д
6. Мероприятия с детьми (квесты,эстафеты, беседы, тематические праздники).
Обучение детей плаванию в бассейне ДОУ
Проводит инструктор по плаванию по программе Е. К. Вороновой «Программа обучения плаванию в детском саду». При обучении плаванию обязательно учитываются возраст и индивидуальные особенности каждого ребёнка. Все занятия по обучению плаванию строятся на игровых элементах.
Цель создание условий для охраны жизни, укрепления физического и психического здоровья детей, в том числе их эмоционального благополучия, создание благоприятных условий для оздоровления, закаливания, и обеспечении всестороннего развития психических и физических качеств в соответствии с возрастными и индивидуальными особенностями дошкольников.
Задачи
Обучение детей дошкольного возраста плаванию; закаливание и укрепление детского организма; обучение каждого ребёнка осознанно заниматься физическими упражнениями; создания основы для разностороннего физического развития (развитие и укрепление опорнодвигательного аппарата, сердечно – сосудистой, дыхательной и нервной систем).
Особенность проведения занятий Для младшей и средней групп — игры по ознакомлению со свойствами воды и освоения передвижения в ней, игры для приобретения навыков погружения в воду. Для старшей и подготовительной группы — игры для овладения навыком скольжения, игры-эстафеты, упражнения и игры для развития кистей, дыхательные упражнения.
Нормативный срок обучения 2 учебных года.
Этапы
учебного года Подготовительный - 4 занятия;
основной - 20 занятий;
заключительный - 4 занятия
ВЫВОД: к концу 2020-2021 учебного года у 100 % выпускников сформированы навыки плавания, дети полностью преодолели страх перед водой, умеют ориентироваться в водной среде. 76,5% выпускников освоили спортивные способы плавания: техника движения кролем на груди и на спине.
Результаты оздоровительной работы с воспитанниками
Оздоровление детей – это проблема не одного дня, а целенаправленная
и систематически спланированная работа всех участников образовательного процесса на длительный срок. Подведя итоги за прошлый год, отметили: сложившаяся система оздоровительной работы в ДОУ свидетельствует о положительной динамике состояния здоровья воспитанников
ВЫВОД: в 2020-2021 учебном году, по сравнению с 2019-2020,снизилась общая заболеваемость воспитанников и заболеваемость ОРВИ; количество детодней, пропущенных одним ребёнком по болезни, уменьшилось на 3,2 дня; уменьшился процент часто болеющих детей.
II Задача
Формировать у дошкольников потребность в систематических занятиях физкультурой и спортом
Большой популярностью у детей пользуются физкультурный зал, спортивные уголки в группах, которые приведены в соответствие с СанПиН и ФГОС ДО и постоянно пополняются новым физкультурным оборудованием и инвентарем, нестандартными пособиями, изготовленными педагогами и родителями. Спортивная площадка и игровые площадки для занятий детей на воздухе оснащены физкультурным оборудованием.
Система двигательной активности детей в процессе совместной деятельности со взрослыми
НОД по физической культуре В соответствии с СанПиН
Утренняя гимнастика Ежедневно в группах или в спортивном зале; в теплое время года - на улице
Двигательная разминка Во время перерыва между занятиями
Физкультминутка Ежедневно, по мере необходимости, в зависимости от состояния здоровья детей
Подвижные игры и физические упражнения Ежедневно утром и вечером по 1 – 2 игре на прогулке и в группе
Индивидуальная работа по освоению ОВД Ежедневно вечером или во время прогулки
Упражнения после дневного сна Бодрящая гимнастика в соответствии с возрастом детей
Оздоровительный бег Со старшей группы 1 раз в неделю по 5 – 7 детей во время утренней прогулки с учетом погодных условий
Целевые прогулки В младшей группе - 1раз в 2 недели; со средней группы -
1раз в неделю
Спортивные праздники Со средней группы - 2 раза в год на открытом воздухе или в зале
Дни здоровья 1 раз в квартал в соответствии с возрастом
Летний период Двигательный режим насыщается спортивными играми, соревнованиями, прогулками.
Самостоятельная двигательная деятельность Ежедневно под руководством воспитателя. Продолжительность зависит от индивидуальных особенностей детей и их здоровья
Занятия с часто- и длительно болеющими детьми Со средней группы - по плану инструктора по физической культуре
Интеграция содержания физического развития
Направления развития Содержание
Познавательное развитие В части двигательной активности: усвоения ребенком предметных действий и овладение операциональным составом различных видов детской деятельности. Формирование и расширение кругозора в части
представлений о здоровье и здоровом образе жизни
Социально- коммуникативное развитие Формирование осторожного, осмотрительного отношения в процессе двигательной активности, основ безопасной собственной жизнедеятельности. Накопление опыта здоровьесберегающего поведения в труде, освоение культуры здорового труда. Развитие свободного общения со взрослыми и детьми по поводу здоровья и ЗОЖ.
Речевое развитие Развитие моторики для успешного освоения речи. Использование художественных произведений для обогащения знаний о ЗОЖ
Художественноэстетическое развитие Развитие моторики, музыкально-ритмической деятельности на основе движений и физических качеств. Использование музыкальных и продуктивных видов деятельности для обогащения знаний по ЗОЖ
Регулярно организуем активный отдых воспитанников. Радость и неоценимую пользу приносят спортивные праздники, развлечения, Дни здоровья.
Мероприятия Цель
Физкультурный праздник Демонстрация ЗОЖ, представление достижений в формировании двигательных качеств и психофизических навыков
Физкультурный досуг Создать бодрое, радостное настроение, стимулироватьактивность каждого ребёнка. Предоставить возможность испытать приятное ощущение удовольствия от выполняемых им и другими детьми движений, радость от успехов.
Летний период. Организовать мероприятия, направленные на профилактику нервной системы, оздоровление организма и поддержание положительно-эмоционального состояния психики детей.
Организация физкультурно-спортивной работы на базе ДОУ
Дата Мероприятия
Оздоровительная работа в летний период.
Июнь Спортивный праздник «Ай-да, наша детвора!», посвященный Дню защиты детей
Спортивное развлечение для детей средней группы «Делай, как мы, делай лучше нас»
Эстафеты для детей старшей группы «Весёлые старты»
Совместный праздник с родителями «Путешествие в страну Спортландию»
Туристический поход «За здоровьем на полянку»
Июль Музыкально - спортивное развлечение для детей дошкольных групп «Солнце, воздух и вода – наши лучшие друзья»
Спортивное развлечение для детей старшей группы «Бескозырка белая» в рамках Дня военно-морского флота
Музыкально - спортивное развлечение для детей средней группы «Праздник солнца»
Спортивные игры – эстафеты для детей подготовительной группы «Друзья – соперники»
Август Спортивные игры для детей старшей группы «Весёлый мяч»
Эстафеты для детей подготовительной группы «На старт!»
«Праздник маленьких велосипедистов» (для детей средней группы)
Праздник для детей подготовительной группы «Путешествие в страну здоровья»
Зимний период оздоровительной работы.
Декабрь «Спорт, спорт, спорт!» (праздник для детей старшей группы)
Совместное развлечение с родителями «Рыцарский турнир»
Развлечение для детей средней группы «Гонки на оленьих упряжках»
Игры - эстафеты для детей подготовительной группы «Мой весёлый,»
Русские народные игры для детей старшей группы «Весёлое да ладное русское гулянье»
Январь Развлечение для детей подготовительной группы «В здоровом царстве, в
спортивном государстве»
«Любим мы соревноваться в игры разные играть»(игры-эстафеты для детей старшей группы)
поход на лыжах с детьми подготовительной группы «Поход за солнцем» «Тропа здоровья».
ВЫВОД: наблюдая за детьми, отмечен их интерес и потребность к занятиям физкультурой и спортом; у большинства наметилась тенденция сознательного отношения к своему здоровью.
Творческие проекты по приобщению воспитанников к ЗОЖ
Одна из перспективных форм, позволяющая удачно решать проблему формирования ЗОЖ – проектная деятельность. Во всех группах разработан ряд совместных проектов по приобщению дошколят к ЗОЖ и спорту
ВЫВОД: сложившаяся система работы в ДОУ свидетельствует о том, что у большинства воспитанников сформирована база знаний и практических навыков ЗОЖ, потребность в систематических занятиях физкультурой и спортом.
III Задача
Увеличить охват дошкольников дополнительными образовательными услугами по физической культуре, спорту и оздоровлению
Спектр дополнительных образовательных услуг в ДОУ пользуется спросом в результате применения эффективных методов и обновления содержания работы с родителями.
ВЫВОД: 60 % дошкольников охвачено дополнительными образовательными услугами по физкультурно – оздоровительному направлению. Ежегодно руководители кружков отчитываются о результатах работы с воспитанниками, проводят открытые занятия «Наши успехи».
IV Задача
Повысить профессиональный уровень педагогов
Объективный показатель успешности коллектива - профессиональный рост педагогов. ДОУ на 100% укомплектована педагогическими кадрами и учебно-вспомогательным персоналом.
Профессиональный уровень педагогов дает возможность признать достаточную компетентность педагогического коллектива в обеспечении комплексного медико-психолого-педагогического воздействия на оздоровление воспитанников, формирование, сохранение и укрепление их здоровья.
V Задача
Создать организационно-методические условия для повышения профессионального уровня педагогов
Внедрение ФГОС ДО потребовало тщательного анализа педагогической деятельности.
Цель методической работы в ДОУ - создание оптимальных условий для реализации творческого потенциала каждого педагога и всего педагогического коллектива, непрерывного повышения уровня общей и педагогической культуры участников образовательного процесса.
В ДОУ существуют различные формы методической работы для повышения квалификации педагогов, каждая из которых имеет свои специфические особенности.
Сотрудничество с родителями по здоровьесбережению детей
Эффективность работы по укреплению здоровья детей зависит от четкой слаженной работы с родителями, одним из самых важных и ближайших партнёров педагогов.
Цель сотрудничества: повышение педагогической культуры родителей и привлечение их к активной совместной работе по оздоровлению и формированиюоснов здорового образа жизни.
Задачи сотрудничества: повысить уровень знаний родителей в области формирования, сохранения и укрепления здоровья детей, здорового образа жизни в повседневной жизни.
Повысить интерес родителей воспитанников к участию в физкультурных и оздоровительных мероприятий вместе с детьми. Сформировать положительное к занятиям физкультурой и спортом,
Направления сотрудничества:
* Информационно-аналитические. Цель: выявление интересов, потребностей,запросов родителей, уровня их педагогической грамотности.
* Досуговые. Цель: установление эмоционального контакта между педагогами, родителями, детьми
* Наглядно-информационные. Цель: ознакомление родителей с работой
дошкольного учреждения, особенностями воспитания детей
Результат взаимодействия с родителями
Родители понимают, что мы, педагоги, искренне заинтересованы в сохранении и укреплении здоровья их детей. Внимательно прислушиваются к советам, рекомендациям.
Родители выступают не только в роли пассивных участников консультаций и зрителей спортивно-развлекательных мероприятий, а активно вовлекались в педагогический процесс в рамках детско-родительских проектов и презентаций семейного опыта.
По сравнению с предыдущими годами увеличилось число родителей, активно участвующих в спортивной жизни ДОУ.
Во многих семьях родители оборудовали для ребят спортивные уголки, записали их в кружки. В выходные дни они вместе с детьми охотно приобщаются к спорту.
Таким образом оздоровительная работа в ДОУ ведется в полном объеме. Организация предметно-развивающей среды в групповых помещениях осуществляется с учетом возрастных особенностей воспитанников. В каждой возрастной группе имеется оборудование и инвентарь для двигательной активности детей и проведения закаливающих процедур. Реализуемый комплекс оздоровительных мероприятий в ДОУ благоприятно влияет на охрану, укрепление и коррекцию здоровья воспитанников. Составлен лист здоровья детей на каждую возрастную группу. К концу 2020-2021 учебного года у 100 % выпускников сформированы навыки плавания, дети полностью преодолели страх перед водой, умеют ориентироваться в водной среде. 76,5% выпускников освоили спортивные способы плавания: техника движения кролем на груди и на спине. В воспитательно-образовательном процессе педагоги активно используют здоровьесберегающие технологии, которые способствуют повышению, как физического здоровья, так и психоэмоционального состояния воспитанников.