Приложение МААМ

Долгосрочный проект «Сказкотерапия как метод совершенствования духовно-нравственного воспитания и средство развития речи»

Оксана Параничева
Долгосрочный проект «Сказкотерапия как метод совершенствования духовно-нравственного воспитания и средство развития речи»
▼ Скачать + Заказать документы

Продолжительность: 1 год.

Исполнители: воспитанники старших возрастных групп, воспитатели, учитель-логопед, родители воспитанников (законные представители).

Сказкотерапия – это лечение сказкой, при котором для достижения терапевтического эффекта используются придуманные истории или обсуждаются поучительные народные сказки.

Цель: воспитание нравственных понятий посредством сказки.

Задачи занятий с элементами сказкотерапии :

- формировать у детей представление о добре и зле;

Публикация «Долгосрочный проект „Сказкотерапия как метод совершенствования духовно-нравственного воспитания и средство развития речи“» размещена в разделах

- формировать у детей представление ценности дружбы и семьи, о взаимопомощи;

- формировать представления о внутреннем мире человека, развивать умение чувствовать и понимать другого;

- формировать навыков конструктивного выражения эмоций;

- развивать у детей интерес к своей личности, к личности другого;

-развивать способности к эмоциональной регуляции и естественной коммуникации;

-снижение уровня тревожности и агрессивности;

- развитие речи, умения вести беседу в коллективе;

- развитие артикуляционной и мелкой моторики.

Актуальность. Многие психологи считают, что именно в дошкольном возрасте у человека формируется структура личности, закладывается основа самооценки, духовно-нравственные понятия. Так же активно формируется речь.

Но в современном скоростном мире родителями все меньше внимания уделяется духовно-нравственному воспитанию детей : различию добра и зла, отзывчивости, помощи, поддержке. Так же с каждым годом возрастает количество речевых проблем. На наш взгляд, сказкотерапия является одним из методов, прекрасно подходящим для преодоления перечисленных проблем в условиях детского образовательного учреждения.

Сказкотерапия — процесс образования связи между сказочными событиями и поведением в реальной жизни. Это процесс переноса сказочных смыслов в реальность.

Ребенок, находясь в сказке, взаимодействует со вымышленным миром и, как в жизни, ищет пути решения различных проблем, которые встают перед ним. В результате этого ребенок приобретает опыт, способный помочь ему в реальной жизни.

Основные возможности сказкотерапии заключаются в следующем: формирование интеграция личности, развитие творческих способностей и адаптивных навыков, совершенствование способов взаимодействия с окружающим миром, а также обучение, коррекция.

Методы организации педагогической деятельности:

В процессе реализации проекта используются методы, в основе которых лежит способ организации занятия (словесные, наглядные, практические методы обучения).

Словесные методы : беседа; рассказ; обсуждение; сравнивание; чтение литературы.

Наглядные методы : демонстрация наглядных пособий; наблюдение.

Практические методы : игра; изготовление рисунков, аппликаций

В работе используются разные методы в комплексе.

Занятия проводятся с детьми старшего возраста, один раз в месяц.

Продолжительность занятий для этого возраста составляет 25 минут.

Структура всех занятий одинакова:

1. Приветствие.

2. Артикуляционная и пальчиковая гимнастики.

3. беседа л праавилах поведения в обществе.

4. Чтение сказки, ответы на вопросы к сказке.

5. Физическая активность.

6. Упражнение для закрепления темы (коллективная аппликация или рисунок)

7. Рефлексия.

Занятия предполагают последующую работу воспитателя с детьми в группе :

1. Диагностика детей в начале года и в конце года.

2. Обсуждение сказки с детьми в группе.

Занятия предполагают последующую работу родителей с детьми дома:

1. Рисунок или аппликация по теме.

Ожидаемые результаты по проекту :

Дети:

- Сформированные представление о добре и зле;

- Сформированные представление ценности дружбы и семьи, о взаимопомощи;

- Сформированные представления о внутреннем мире человека, развитое умение чувствовать и понимать другого;

- Сформированные навыки конструктивного выражения эмоций;

- Развитый интерес к своей личности, к личности другого;

- Развитые способности к эмоциональной регуляции и естественной коммуникации;

- Низкий уровень тревожности и агрессивности;

- Развитая речь, умение вести беседу в коллективе;

- Развитые артикуляционная и мелкая моторики.

Педагоги:

1. Обновление содержания работы духовно-нравсвтенному воспитанию детей дошкольного возраста.

2.  Создание условий  для  формирования у детей дошкольного возраста системы духовно-нравственных представлений.

3. Повышение мастерства в организации активных форм сотрудничества с семьёй.

Родители:

1. Повысился уровень осведомлённости родителей о духовно-нарвственном воспитании дошкольников.

2. Просвещение родителей в духовно-нравственном воспитании даёт больший плюс нравственном воспитании детей группы.

3. Увеличилось время совместной деятельности родителя и ребенка

Для отслеживания динамики воспитатели проводят диагностику.

Диагностика проводится в начале и в конце года.

Цели и задачи исследования.

Целью исследования является изучение позитивного влияния сказкотерапии на речь и нравственное воспитание дошкольников.

В ходе исследования попробуем решить задачи:

- выявить уровень самооценки детей, состояние тревожности в начале и в конце года;

- уточнить особенности самооценки, выяснить представления о нравственных представлениях дошкольников;

- провести анализ результатов.

В ходе исследования будут использованы следующие методики :

1. Исследование самооценки по методу Дембо-Рубинштейна.

2. Исследование изучения осознания детьми нравственных норм.

Исследование самооценки по методу Дембо-Рубинштейна.

Проводится индивидуально.

Для реализации необходимы лист бумаги и карандаш.

На листе бумаги исследующий рисует вертикальную линию и сообщает испытуемому, что сверху находятся самые счастливые дети, а внизу — самые несчастные.

Ребенка просят обозначить карандашом свое место на линии.

Обработка результатов теста:

0 баллов — нижняя треть линии

1 балл — средняя треть линии

2 балла — верхняя треть линии

Исследование изучения осознания детьми нравственных норм.

Исследование проводят индивидуально.

Инструкция к тесту: «Я буду тебе рассказывать истории, а ты их закончи».

Тестовый материал

История 1. Дети строили город. Оля стояла и смотрела, как играют другие. К ребятам подошла воспитательница и сказала : «Мы сейчас будем ужинать. Пора складывать кубики в коробки. Попросите Олю помочь вам». Тогда Оля ответила…

Что ответила Оля? Почему? Как она поступила? Почему?

История 2. Кате на день рождения мама подарила красивую куклу. Катя стала с ней играть. Тут подошла к ней ее младшая сестра Вера и сказала : «Я тоже хочу поиграть с этой куклой». Тогда Катя ответила…

Что ответила Катя? Почему? Как поступила Катя? Почему?

История 3. Люба и Саша рисовали. Люба рисовала красным карандашом, а Саша зеленым. Вдруг Любин карандаш сломался. «Саша, – сказала Люба, – можно мне дорисовать картинку твоим карандашом?» Саша ответил…

Что ответил Саша? Почему? Как поступил Саша? Почему?

История 4. Петя и Вова играли вместе и сломали дорогую красивую игрушку. Пришел папа и спросил: «Кто сломал игрушку?» Тогда Петя ответил… Что ответил Петя? Почему? Как поступил Петя? Почему? Все ответы ребенка, по возможности дословно, фиксируются в протоколе.

Обработка результатов теста (средний балл)

• 0 баллов – ребенок не может оценить поступки детей.

• 1 балл – ребенок оценивает поведение детей как положительное или отрицательное (правильное или неправильное, хорошее или плохое, но оценку не мотивирует и нравственную норму не формулирует.

• 2 балла – ребенок называет нравственную норму, правильно оценивает поведение детей, но не мотивирует свою оценку.

• 3 балла – ребенок называет нравственную норму, правильно оценивает поведение детей и мотивирует свою оценку.

Результаты диагностики вносятся в таблицы.

Публикации по теме:

«Формирование основ духовно-нравственного воспитания у детей через декоративно-прикладное творчество»  (продолжение) 2 часть Издавна на Руси существовали традиции: водить хороводы петь колыбельные песни изготавливать обереги…. Формы работы с детьми разнообразны.

«Метод наглядного моделирования, как средство развития речи у детей старшего дошкольного возраста» «Учите ребенка каким-нибудь неизвестным ему пяти словам - он будет долго напрасно мучиться, но свяжите двадцать таких слов с картинками,.

Уголок духовно-нравственного воспитания в средней группеУголок духовно-нравственного воспитания в средней группе Уголок духовно-нравственного воспитания в средней группе Известный педагог современности Шалва Александрович Амонашвили писал: Личность.

Опыт работы «Народные традиции как средство духовно-нравственного воспитания дошкольников»Опыт работы «Народные традиции как средство духовно-нравственного воспитания дошкольников» Народные традиции как средство духовно-нравственного воспитания дошкольников Наша группа называется «Колосок», в беседе с детьми что означает.

Кукла как средство нравственного воспитания детейКукла как средство нравственного воспитания детей Чем дальше в будущее входим, Тем больше прошлым дорожим. И в старом красоту находим, Хоть новому принадлежим. Вадим Шафнер. Главная цель.

Куклы и необходимые пособия как важный аспект духовно-нравственного воспитания. III часть фотоэкскурсии по группеКуклы и необходимые пособия как важный аспект духовно-нравственного воспитания. III часть фотоэкскурсии по группе Да, вы удивлены? Кукла в инвалидном кресле. Такие вот куколки сейчас - это новое веяние времени, как важный и необходимый аспект, как.

Фотоотчет «Народные праздники как средство духовно-нравственного воспитания дошкольников»Фотоотчет «Народные праздники как средство духовно-нравственного воспитания дошкольников» .

Народные игры как средство духовно-нравственного воспитания дошкольников старшего возрастаНародные игры как средство духовно-нравственного воспитания дошкольников старшего возраста Актуальность: Во все века люди высоко ценили нравственную воспитанность человека. В дошкольные годы под руководством взрослых ребенок приобретает.

Проект в средней группе «Сказкотерапия как средство развития творческих способностей детей среднего дошкольного возраста»Проект в средней группе «Сказкотерапия как средство развития творческих способностей детей среднего дошкольного возраста» «Сказкотерапия как средство развития творческих способностей детей среднего дошкольного возраста». Вид проекта: ролево-игровой, образовательный,.

Сказка как средство духовно-нравственного воспитания дошкольников Слайд 1 Дошкольный возраст – важный этап становления морального облика ребёнка, когда происходит его вхождение в мир социальных отношений,.

Библиотека изображений:
Автор публикации:
Долгосрочный проект «Сказкотерапия как метод совершенствования духовно-нравственного воспитания и средство развития речи»
Опубликовано: 11 августа 2021 в 16:20
+9Карма+ Голосовать

Юридическая информация: публикация «Долгосрочный проект «Сказкотерапия как метод совершенствования духовно-нравственного воспитания и средство развития речи»» (включая файлы) размещена пользователем Оксана Параничева (УИ 86813) на основе Пользовательского Соглашения МААМ. СМИ МААМ действует в соответствии со ст. 1253.1 ГК РФ. Используя МААМ принимаете Пользовательское Соглашение.

Расскажите коллегам и друзьям!
Поделитесь в сетях и мессенджерах:


Комментарии:
Всего комментариев: 7.
Для просмотра комментариев



РЕГИСТРИРУЙТЕСЬ!
Используя МААМ принимаете Cоглашение и ОД