Лучший педагог года

Долгосрочный проект в подготовительной группе «Мир вокруг нас»

Екатерина Мартьянова
Долгосрочный проект в подготовительной группе «Мир вокруг нас»

Актуальность: Ребенку дошкольного возраста по природе присущ интерес к познанию окружающего мира и экспериментирование с объектами и явлениями природы. Экспериментирование как специально организованная деятельность помогает дошкольнику представить целостную картину мира и основы культурологических знаний об окружающем мире.

Развитие способности детей к эксперименту - это определенная система, включающая демонстрационные эксперименты, проводимые педагогом в рамках специально организованных занятий, наблюдения, лабораторные работы, выполняемые детьми самостоятельно в пространственной и предметной среде группы.

Публикация «Долгосрочный проект в подготовительной группе „Мир вокруг нас“» размещена в разделах

Как показывает практика, знания, полученные в ходе экспериментальной деятельности, запоминаются надолго. Важно, чтобы каждый ребенок проводил свои собственные эксперименты.

Экспериментирование оказывает положительное действие на эмоциональную сферу ребенка, на развитие его творческих способностей, на формирование трудовых навыков и укрепление здоровья (за счет повышения общего уровня двигательной активности).

Проект позволит :

Разработать цикл занятий и мероприятий по опытно-экспериментальной деятельности с использованием презентаций. Обогатить предметную среду в группе.

Участники проекта : Дети, воспитатели, родители подготовительной группы.

Цель и задачи проекта : Расширить знания детей об окружающем мире через опытно-экспериментальную деятельность, воспитывать любознательность, активность, формировать знания о науке, профессиях.

• Расширять представление детей о физических свойствах окружающего мира;

• Знакомить с различными свойствами веществ (твердость, мягкость, сыпучесть, вязкость, плавучесть, растворимость.);

• Развивать представления об основных физических явлениях (отражение, преломление света, магнитное притяжение);

• Развивать представления детей о некоторых факторах среды (свет, температура воздуха и её изменчивость; вода-переход в различные состояния: жидкое, твердое, газообразное их отличие друг от друга; Воздух - его давление и сила; Почва - состав, влажность, сухость;

Расширять представление об использовании человеком факторов природной среды: солнце, земля, воздух, вода, растения и животные - для удовлетворения своих потребностей. Расширять представление детей о значимости воды и воздуха в жизни человека;

• Знакомить детей со свойствами почвы и входящих в её состав песок и глину;

• Формировать опыт выполнения правил техники безопасности при проведении физических экспериментов;

• Развивать эмоционально-ценностное отношение к окружающему миру;

Развивать интеллектуальные эмоции детей: создавать условия для возникновения удивления по отношению к наблюдаемым явлениям, для пробуждения интереса к решению поставленных задач, для возможности радоваться сделанному открытию.

• Формировать у детей разные способы познания, которые необходимы для решения познавательных задач;

• Учить детей целенаправленно отыскивать ответы на вопросы – делать предположения, средства и способы для их проверки, осуществлять эту проверку и делать адекватные выводы.

Предполагаемые результаты:

Формирование у детей предпосылок поисковой деятельности, интеллектуальной инициативы. Умение определять возможные методы решения проблемы с помощью взрослого, а затем и самостоятельно. Умение применять методы, способствующие решению поставленной задачи, с использованием различных вариантов.

Стремление использовать специальную терминологию, ведение конструктивных бесед в процессе совместной, а затем и самостоятельной исследовательской деятельности. Повышение уровня любознательности и наблюдательности. Активизация речи детей, пополнение словарного запаса многими понятиями. Желание самостоятельно делать выводы и гипотезы.

Сроки реализации:

с сентября по март 2021-2022 учебного года.

Материалы и оборудование:

Уголок по экспериментированию, наборы индивидуальные: трубочки-соломинки, воронки, лупы, пробирки, одноразовые стаканы, микроскоп, шапочки, маски, фартуки (по количеству детей, оборудование для занятий.

Альбомы со схемами опытов, картотека опытов, проектор, экран, ноутбук, презентации Power Point.

Этапы реализации проекта

1. Подбор методической литературы, интернет-ресурсов.

2. Разработка перспективного плана работы с детьми.

3. Разработка конспектов занятий с детьми по опытно- экспериментальной деятельности.

4. Организация развивающей среды в группе - оформление уголка по экспериментированию.

5. Анкетирование родителей.

6. Разработка перспективного плана работы с родителями.

7. Оформление консультативного материала для родителей.

Формы работы.

1. Занятия;

2. Эксперименты;

3. Беседы;

4. Наблюдение и труд;

5. Работа в лаборатории.

Форма организации детей может быть: индивидуальная, групповая подгруппой, фронтальная (со всей группой).

Предпочтение отдается подгрупповой форме организации экспериментальной работы. Наблюдения и эксперименты могут быть случайными, они не требуют специальной подготовки и зависят от возникшей ситуации или заданного вопроса, проводятся на участке или в “Уголке природы”, плановые наблюдения и эксперименты проводятся на выраженном предмете, объекте.

Существуют эксперименты, которые проводятся как ответ на вопрос ребенка: ребенок после не сложного наблюдения сам устанавливает истину.

Занятия проводятся каждую неделю. Один раз в месяц – итоговое.

Всем известно, как важно вызвать и поддержать интерес детей к изучаемой теме, чтобы решить все поставленные задачи. А опыты напоминают детям «фокусы», они необычны, а, главное – дети все проделывают сами и испытывают от своих маленьких и больших «открытий» чувство радости.

После занятий у детей возникает множество вопросов, в основе которых лежит познавательный мотив. Ход занятий может меняться. Это зависит от того, что именно заинтересует детей. Например: детям очень нравятся опыты с водой, поэтому вместо двух занятий, было проведено три. Или, например, после занятия о вулканах, дети попросили рассказать о цунами, морском шторме и торнадо. Занятия были показаны с просмотром презентации, видеоролика, а также проведён опыт с использованием фена (имитация ветра).

Всего в проекте двадцать семь занятий из них - шесть на формирование представлений о собственном теле, человеческом организме.

Структура проведения занятий по исследовательскому обучению и экспериментированию в основном, такая:

• Создание проблемной ситуации.

• Поиск возможных решений.

• Прогноз результата эксперимента.

• Проверка возможных решений, исходя из данных.

• Формулировка вывода в соответствии с результатами проверки.

• Обобщение

Планирование работы свободной самостоятельной деятельности предполагает в первую очередь создание педагогом условий для возникновения самостоятельной деятельности детей. Окружающая детей предметно-развивающая среда оказывает огромное влияние на познавательную активность дошкольника. Дети проводят опыты в “лаборатории”, используя пособия и материал для проведения исследования.

Свои знания дети закрепляют в дидактических играх, а результаты опытов – в изодеятельности.

Общение с детьми, в ходе проведения экспериментальной деятельности, носит доверительный, доброжелательный характер, побуждающий детей к самостоятельному исследованию и активному познанию.

Перспективный план работы с детьми.

Сентябрь

Неделя Занятия Беседы Наблюдения Экскурсии, другие мероприятия

1 неделя Занятие №1

«Наша Земля»

Цель: Расширять знания детей об окружающем мире, жизни на земле, растениях, животных, живой и неживой природе. Углубленно знакомить с водой, водоемами (океанами, реками, морями, озерами) и их свойствами. Продолжаем знакомить детей с расположением Земли, картой мира и России. «Что есть на нашей Земле»

Цель: расширять знания детей о поверхности земли: травой, цветами, водой.

Показ презентаций о явлениях природы, морях, океанах Наблюдения за облаками, небом, тучами, солнцем и другими явлениями природы.

Оформление альбомов о водных ресурсах Зарисовки детей «Портрет Земли»

2 неделя Занятие №2

«Как хлеб на стол пришёл»

Цель: Познакомить детей с процессом выращивания хлеба, изготовлении муки, техникой, старинными инструментами для обработки хлеба. Воспитывать бережное отношение к хлебу. Беседа «Виды хлеба»

Цель: показать детям хлебобулочные изделия (баранки, булки, каравай, пряники, сухари и др). Сравнить их свойства и состав. Выставка рисунков «Как хлеб попал к нам на стол»

3 неделя Занятие №3

«Свойства некоторых вещей»

Цель: Познакомить детей с пластиком, железом, тканью и другими материалами, которые нас окружают.

«Что окружает нас в группе и из чего оно состоит?»

4 неделя Занятие №4

«Наши помощники - органы чувств»

Цель: Расширять знания детей о своём теле. Познакомить с органами чувств и их назначением. Дать практическое подтверждение функции анализаторов (нос, глаза, язык). Прививать навыки ЗОЖ Беседа «Мы такие разные»

Цель: Учить наблюдать и сравнивать себя и других (волосы, руки, цвет глаз и другие особенности). Предложить детям дома наблюдать за домашними животными

(особенности их органов чувств) Рисование: «Мой портрет»

Октябрь

Неделя Занятия Беседы Наблюдения Экскурсии, другие мероприятия

1 неделя Занятие №5

«Волшебница соль»

Цель: Познакомить детей со свойствами и назначением соли, её применением в быту, медицине, кулинарии. Показать разные виды соли: морская, каменная, мелкая йодированная. Показать, как действует лёд на снег. Учить готовить соляной раствор. Предложить детям вспомнить дорогу зимой. Спросить, почему на дороге тает снег.

Рассказывать детям о том, как добывают соль (солончаки). Почему в море вода солёная?

Закреплять знания о применении соли. Наблюдать за работой повара (как она солит еду, зачем это делает, какой солью пользуется)

2 неделя Занятие №6

Занятие «Бумага – наша помощница»

Цель: Познакомить детей с историей происхождения бумаги и современным её производством, свойствами, применением Беседы:

«Берегите бумагу»

«Где изобрели бумагу»

«Почему бумага разная?»

3 неделя Занятие №7

«Свойства песка»

Цель: Показывать разные виды песка, расширять знания детей о свойствах сухого и мокрого песка. Расширять знания детей о применении песка в строительстве, стеклопроизводстве. Беседа «Горы»

Цель: Знакомить детей с применением полезных ископаемых. Учить соблюдать безопасность при проведении.

Закреплять знания о пройденном материале. Наблюдать за песком в песочнице (сухой, сырой, лепится).

Оформить выставку изделий из стекла Постройки из песка на участке

4 неделя Занятие №8

«Сердце»

Цель: Познакомить детей с назначением сердца, показать его положение. Познакомить детей с понятием пульс, что это такое, как его определять. рассказывать детям о мероприятиях для укрепления сердца. Прививать навыки ЗОЖ. Беседа о спортсменах, занятиях физкультурой, пользе занятий физической культурой.

Беседа о врачах. Познакомить со специальностями врачей. Плакат с изображением сердца, муляж сердца. Экскурсия в медицинский кабинет.

Ноябрь

Неделя Занятия Беседы Наблюдения Экскурсии, другие мероприятия

1 неделя Занятие №9

«Вулканы»

Цель: Познакомит с явлением природы – вулкан.

Познакомить с профессиями вулканолога, метеоролога, геолога. Закреплять знания безопасности при проведении опытов «Цунами»

Беседа с показом видеофильма

«Торнадо. Ветер»

Цель: Закреплять знания о явлениях природы. Познакомить детей с необычными явлениями природы. Показ презентации о явлениях природы

2 неделя Занятие №10

«Магнит. Как достать скрепку?»

Цель: Познакомить с магнитом. Дать понятие притяжения, магнитного поля.

Учить рисовать схемы. Рассказы воспитателя о необычных явлениях природы

3 неделя Занятие №11

«Удивительные камни»

Цель: Показать виды камней (галька, булыжник, гранит). Закреплять знания об их свойствах (холодные, тяжёлые). Расширять знания детей о свойствах камней. «Где применяются камни?» В группе организовать выставку различных камней (гранит, булыжник, камни разной формы и размеров).

4 неделя Занятие №12

«Наше здоровье»

Цель: Закрепить знания о частях своего тела, строением.

Продолжать знакомить детей с понятием «здоровье». Кто такой здоровый человек. Учить детей укреплять здоровье. В беседах рассказывать детям о разных видах закаливания

(воздушные, водные). Оформить альбомы изображающие полезные и вредные факторы для здоровья.

Декабрь

Неделя Занятия Беседы Наблюдения Экскурсии, другие мероприятия

1 неделя Занятие №13

«Зачем нужна вода»

Цель: Расширить знания детей о значении воды и ее применении. Рассказать о ее местоположении (море, океан, колодец и т. д.). Дать представление о чистой и грязной воде. Воспитывать у детей уважение к воде.

Объяснить, что жизнь зародилась в воде. Беседы с демонстрацией экспериментов с соленой водой

Беседы об охране воды.

Познавательные беседы о крупных и мелких водных резервуарах. Наблюдаем за снегом, льдом, сосульками.

Изготовление цветного льда.

2 неделя Занятие №14

«Свойства воды»

Цель: Расширить знания детей о воде и ее свойствах. Закрепить представление детей о свойствах воды (без цвета, запаха, вкуса). Развивать познавательную активность детей в процессе экспериментирования, выполнять элементарные опыты. Развивать собственный когнитивный опыт детей с помощью наглядных пособий, диаграмм и информационно-коммуникационных технологий.

Активизировать и обогатить словарный запас детей существительными, прилагательными и глаголами по теме урока, развивать связную речь, умение рассуждать, делать выводы, объяснить значение слова фильтрация

Воспитывать умение работать в коллективе, развивать дружеские взаимоотношения. Развивать художественно- эстетические качества. «Где применяется вода» На прогулке: «Что получится, если поливать снег горячей водой и почему?»

3 неделя Занятие №15

«Свойства снега и льда»

Цель:Закрепить знания детей о зиме и природных явлениях. Продолжайте знакомить с тремя состояниями воды, свойствами льда и снега. Опыты с водой на улице «Цветные бусы для Снеговика»

Цель: Учить сравнивать снег и лёд. Рисуем снежные постройки

4 неделя Занятие №16

«Опорно-двигательный аппарат»

Цель: Расширить представления детей о строении тела человека. Дать представление о значении опорно двигательного аппарата, костей, их расположении в нашем теле. Показать позвоночник, объяснить его значение. Научить детей анализировать и делать выводы.

Расширять знания о пользе физической культуры, спорта.

Прививать навыки ЗОЖ Беседа «Что полезно есть для укрепления костей». Физкультурный досуг

Январь

Неделя Занятия Беседы Наблюдения Экскурсии, другие мероприятия

2 неделя Занятие №17

«Круговорот воды в природе»

Цель: Объяснять понятие круговорота воды в природе. Показать зависимость воды от температуры. Учить соблюдать безопасность во время проведения опытов. Нарисовать с детьми схемы круговорота воды в природе.

3 неделя Занятие № 18

«Где прячется воздух. Свойства воздуха»

Цель: Установить, где находится воздух и как его обнаружить. Познакомить детей с его свойствами. Показывать опыт с феном (ветер).

На примерах опытов с воздушными шариками, пакетами показать, что воздух находится везде. Объяснить понятие «невесомость в космосе». Закреплять у детей полученные понятия Беседы о правильном дыхании, вреде различных респираторных болезней. Рассказывать о пользе прогулок на свежем воздухе, пользе хвойных деревьев Наблюдение за зимним воздухом на прогулке. Учить детей анализировать (воздух чистый, прозрачный, прохладный) Вводить дыхательную гимнастику на занятиях и в свободное время («Поиграем носиком»)

4 неделя Занятие № 19

Цель: «Градусник. Термометр»

Учить работать в лабораторных условиях. Показать детям различные виды термометров, градусник. Объяснять, для чего необходимо мерить температуру тела, на улице. О чём могут рассказать термометр и градусник. Вместе с детьми сделать термометр из бумаги. Замерять температуру воды (тёплой и холодной, температуру воздуха, температуру тела. Беседы о назначении приборов для измерения температуры Под контролем взрослого организовать выставку приборов для измерения температуры Вместе с детьми сделать поделку из картона «термометр»

Февраль

Неделя Занятия Беседы Наблюдения Экскурсии, другие мероприятия

1 неделя Занятие № 20 «Волшебное электричество? Живые волосы»

Цель: Познакомить детей с электричеством, его применении, способах безопасности при работе с ним (только со взрослым). Познакомить с профессией электрика, энергетика, ГЭС, АЭС. Опыты с использованием трения. (показ презентации). «О звёздах»

Беседа с показом презентации.

Беседовать о применении электричества в современном мире. Выставка бытовых электроприборов.

2 неделя Занятие № 21 «Огонь наш друг и враг»

Цель: Познакомить детей со свойствами огня (он выделяет тепло, на нем можно разогревать пищу, огонь может уничтожать бумагу и т. д.). Рассказать о пользе огня и мерах предосторожности при обращении с ним. Способствовать безопасности при проведении экспериментов. Поговорить об опасностях, которые могут возникнуть, если играть с огнем. Поговорить об опасностях игр с огнем, научить детей не шутить с огнем. Поговорить об ожогах.

Показ презентации "Как наши предки добывали огонь"

3 неделя Занятие № 22 «Виды масла, его применение и свойства»

Цель: Познакомить детей на реальных примерах с различными видами масла: растительное, оливковое, сливочное, ароматическое, техническое. Рассказывать детям о его применении, назначении и значении. Познакомить детей со свойствами масел. Учить сравнивать различные виды масла по запаху, состоянию. Посмотреть может ли масло растворяться. Продолжать учить детей соблюдать безопасность во время проведения опытов. Беседа с показом презентации «Египет. Мумии, Масла» Показать детям разные виды аромамасел

4 неделя Занятие № 23 «Пищеварение»

Цель: Воспитывать бережное отношение к своему здоровью, прививать основы правильного питания,

прививать навыки ЗОЖ Беседовать о вкусовых предпочтениях детей.

Режим питания. Для чего его необходимо соблюдать. Альбом «Полезные и вредные продукты», «Как правильно сидеть за столом»

Март

Неделя Занятия Беседы Наблюдения Экскурсии, другие мероприятия

1 неделя Занятие № 24 «Посадка лука»

Цель: Расширять экологические знания детей. Знакомить со способами посадки лука (почва и опилки). Учить наблюдать за ростом растений в различных условиях (свет, тень, полив и его отсутствие) и заносить наблюдения в журнал.

Воспитывать любовь к природе и желание охранять и ухаживать за ней. Закреплять способы ухода за комнатными растениями.

Учить соблюдать безопасность. Беседовать с детьми о растениях, уходе за ними. Что необходимо для их роста.

Закреплять знания классификации растений (трава, кусты, деревья, цветы) Наблюдаем за ростом лука.

Посадить лук в тени и на солнце.

2 неделя Занятие № 25 «Свет и тень»

Цель: Понять, как образуется тень, ее зависимость от источника света и предмета, их взаимоположения.

3 неделя Занятие № 26

«Как влияет солнце на растения. Есть ли в солнце витамины?»

Цель: Учить детей наблюдать за солнцем, выделять его свойства (тёплое, светлое). Показать детям спектр, учить делать солнечного зайчика с помощью зеркала. Показ презентации о солнечной системе.

Беседа: «О пользе и вреде солнечных лучей»

«Что такое загар» Продолжаем наблюдать за луком в тени и на солнце

4 неделя Занятие № 27

Итоговое

(занятие проводится с учётом пожеланий детей. Можно провести КВН, викторину) Мониторинг

Мониторинг

- Анализ результатов проекта.

Работа с родителями

Для ребенка важно, чтобы его мама и папа поддерживали его интересы, поэтому я привлекаю их к активной помощи.

Так, например, можно предложить родителям дома проделать ряд опытов с водой, воздухом, провести исследования, ответить на вопросы, например, где можно найти воду дома? Для чего нужна вода и бережете ли вы ее? Родители помогают, направляют детей на выполнение заданий.

Для просвещения родителей можно провести консультации по темам: «Организация детского экспериментирования в домашних условиях», «Экспериментирование с водой».

Количественные данные позволят проследить эффективность работы, отследить детский результат и спланировать свою дальнейшую работу.

Сотрудничество с семьями детей, совместно организованные мероприятия не только помогают обеспечить единство и непрерывность педагогического процесса, но и вносят в этот процесс необходимую ребенку особую положительную эмоциональную окраску. В работе с родителями по воспитанию детей необходимо использовать как традиционные формы, так и нетрадиционные, но все эти формы должны основываться на педагогике сотрудничества.

Анкетирование.

Перспективный план работы с родителями

Беседы, обсуждения на родительских собраниях.

Консультации для родительского уголка.

Совместные досуги, праздники, КВНы, викторины и т. д.

Участие в выставках, смотрах-конкурсах и т. д.

Привлечение родителей к совместной с детьми деятельности.

Заключение.

При реализации любого проекта, прежде всего, необходимо правильно поставить цель и найти правильный и безопасный способ ее реализации. Важно планировать образовательный процесс исходя из темы проекта, создавать развивающую, познавательную, безопасную предметную среду. Не менее важно определить направление поисковой и практической деятельности, организовать совместные мероприятия (с педагогами, родителями и детьми). Ведь необходимо помнить, что проект — это продукт сотрудничества и сотворчества воспитателей, детей, родителей, а иногда и всего персонала детского сада

Публикации по теме:

«Азбука безопасности». Долгосрочный познавательно-игровой проект в младшей разновозрастной группе«Азбука безопасности». Долгосрочный познавательно-игровой проект в младшей разновозрастной группе Выполнил: воспитатель, Гунькина В. В. Актуальность: Дети с самого раннего возраста для собственной безопасности должны чётко знать правила.

Долгосрочный проект по ознакомлению с окружающим миром во второй младшей группе «Круглый год»Долгосрочный проект по ознакомлению с окружающим миром во второй младшей группе «Круглый год» Центр Экологического воспитания. «Круглый год». Хочу поделится опытом оформления экологического центра в нашей группе и реализуемым в.

Туристический проект в подготовительной группе «Мир вокруг нас»Туристический проект в подготовительной группе «Мир вокруг нас» Современное детство, как уже известно, стало более поверхностным и формальным. Детям стало не интересно общаться друг с другом, порой им.

Долгосрочный проект «Наш огород»Долгосрочный проект «Наш огород» Актуальность. Самое лучшее открытие- это то открытие, которое ребенок делает сам. В нашем современном мире, а тем-более в городах, экологическое.

Долгосрочный проект по ПДД для подготовительной группы «Безопасная дорога и я»Долгосрочный проект по ПДД для подготовительной группы «Безопасная дорога и я» Проект: «Безопасная дорога и я» Сроки проведения: октябрь - май 2019-2020 год Участники: дети подготовительной группы, родители. Вид проекта:.

Долгосрочный проект по ПДД в старшей группе «Безопасная дорога детства»Долгосрочный проект по ПДД в старшей группе «Безопасная дорога детства» .

Долгосрочный проект «Путешествие по континентам» в средней группе • Проект «Путешествие по континентам» • Автор: Мумбер Елена Викторовна • Воспитатель АНО ДОРР «Медвежонок» • Средняя группа №12 "Совята".

Библиотека изображений:
Автор публикации:
Долгосрочный проект в подготовительной группе «Мир вокруг нас»
Опубликовано: 21 декабря 2023 в 10:33
+5Карма+ Голосовать
Расскажите коллегам и друзьям!
Комментарии:
Всего комментариев: 1.
Для просмотра комментариев
Популярное из нового
3 мая. День оформления окон к 9 мая. Передвижка «Окна День Победы»

9 мая всей страной отмечаем самый народный и трогательный праздник – День Победы. Украсим наши окна к этому дню красочными композициями, чтобы повсюду чувствовалась праздничная атмосфера.

2 мая. Готовимся к выпускному. Передвижка «Скоро выпускной»

 Выпускной праздник в детском саду – первое официальное отчетное событие для ребенка. Это ответственное мероприятие в жизни семьи. Малыши прощаются с детским садом и вступают в новую, более...


Горячие темочки



РЕГИСТРИРУЙТЕСЬ!
Используя МААМ принимаете Cоглашение и ОД