Лилия Баторшина
Влияние мелкой моторики на развитие речи
▼ Скачать + Заказать документы
Речь имеет в жизни огромное значение. Развитие речи приобретает все большую актуальность в нашем обществе, является одним из самых мощных факторов и стимулов в развитии ребенка.
Публикация «Влияние мелкой моторики на развитие речи» размещена в разделах
- Мелкая моторика
- Развитие ребенка. Материалы для педагогов
- Развитие речи. Речевое развитие детей
- Темочки
В. В. Сухомлинский писал: «Истоки способностей и дарований детей – в кончиках их пальцев. От них, образно говоря, идут тончайшие ручейки, которые питают источник творческой мысли. Чем больше уверенности и изобретательности в движении детской руки с орудием труда, тем сложнее движения, необходимые для этого взаимодействия, тем ярче творческая стихия детского разума. Чем больше мастерства в детской душе, тем ребенок умнее».
Учеными уже давно доказана связь между тонкими движениями рук и активностью мозга. Мелкая (тонкая) моторика не является рефлекторной и требует специального развития.
Влияние мелкой моторики на развитие речи безусловно. Оно заключается в том, что зоны коры головного мозга, отвечающие за тонкие движения и речь, находятся в непосредственной близости друг от друга. Задействуя зону моторики, мы стимулируем и развитие речевой зоны. Поэтому тренировка движений пальцев и кисти рук является важнейшим фактором, стимулирующим речевое развитие ребенка, способствующим улучшению артикуляционных движений, подготовке кисти руки к письму и, что не менее важно, мощным средством, повышающим работоспособность коры головного мозга, стимулирующим развитие мышления ребенка.
Возникает вопрос: почему наши бабушки не занимались специально развитием моторики, а речь детей развивалась нормально? Да потому, что в те годы в специальных упражнениях не было особой надобности. Большую часть работы по дому дети с раннего возраста делали вместе с родителями вручную: стирали, отжимали белье, штопали, вязали, шили иголкой, мыли полы, чистили ковры, перебирали крупы, готовили еду (числили овощи, лепили вареники, месили и раскатывали тесто). При этом не стоит забывать, что наши бабушки часто играли со своими малышами в «ладушки», «сороку-ворону», «козу рогатую». А это не что иное, как пальчиковые игры – прекрасное средство для стимуляции мелких мышц. В современном обществе дети редко делают что-то своими руками, потому что современные игрушки и вещи устроены максимально удобно, но не эффективно для развития моторики (одежда и обувь с липучками вместо шнурков и пуговиц, книжки и пособия с наклейками вместо картинок для вырезания и т. д.). Сегодня большую часть домашней работы делают за нас бытовая техника и бытовая химия. А мелкая моторика задействуется детьми, увы, только при нажимании на кнопки гаджетов. Современные мамы же, ссылаясь на занятость, все меньше занимаются ручками и пальчиками своих крох.
К сожалению, о проблемах с координацией движений и мелкой моторикой большинство родителей узнают только перед школой, когда возникает – общая неготовность большинства современных детей к письму или проблема с речевым развитием. Это оборачивается форсированной нагрузкой на ребенка: кроме усвоения новой информации, приходится еще учиться удерживать в непослушных пальцах карандаш.
Важным аспектом в развитии мелкой моторики рук является тесное взаимодействие учителя-логопеда с родителями воспитанников. В своих консультациях я стараюсь объяснить, что тренировку пальцев рук, то есть развитие мелкой моторики, следует начинать как можно раньше, особенно у детей с общим недоразвитием речи. Сегодня специалисты сходятся во мнении, что это можно делать уже с момента, когда пропадает гипертонус новорожденных (в 5–7 месяцев).
В своей небольшой практике я обратила внимание, что дети с плохо развитой моторикой неумело держат ложку, карандаш, не могут застегивать пуговицы, шнуровать ботинки. Им бывает трудно собрать рассыпавшиеся детали конструктора, пазлы, счетные палочки, мозаику. Часто отказываются от лепки и аппликации, не успевают за сверстниками в группе в процессе деятельности. Во время работы с детьми с ОВЗ я использую следующие виды деятельности, которые помогают совершенствовать моторику рук :
– Пальчиковая гимнастика (семья, дружба, овощи, котенок, апельсин и т. д)
– Упражнения с различными массажными мячами («возьми-переложи», «сожми- разожми», «перекаты», «месим тесто»)
– Пальчиковый театр
– Игры с конструктором, мозаикой, пазлами.
– Пластилинография
– Игры со счетными палочками (выложи по образцу, по указанию используемого количества палочек, по указанию величины фигуры, по замыслу)
– Вырезальный тренажер.
– Рисование пальчиками, ладонью
– Игры с предметами домашнего обихода:
*с макаронными изделиями, с крупой (это перекладывание с одной емкости в другую, перекатывание в ладонях, прятать и искать в крупе клад, разбор по видам в разные емкости и т. д).
*с прищепками (как кусается котенок, мамины помощники, так же различные дидактические игры с прищепками)
*с резинками, бусами, заколками.
– Упражнения с использованием бумаги, бумажных салфеток, ваты.
– Игры с кинетическим песком и водой (вылавливания предмета из воды, переливание жидкости из одной емкости в другую, найди клад.)
-Тактильные игры («что в мешочке мы найдем», тактильные мешочки с различным наполнением, «скользкая» сенсорная коробочка с использованием гидрогелевых шариков).
-Катание между ладошек орехов, ребристых карандашей;
-Хватание и сжимание каучукового мячика.
-Упражнения с использованием шнурков, липучек (различные тренажеры- застегни или зашнуруй обувь, одежду) и т. д.
-Использую силиконовую насадку-тренажер для постановки письма (напальчник, который помогает зафиксировать пальцы руки в правильном положении).
Так же все виды деятельности по развитию мелкой моторики осуществляют воспитатели в группах компенсирующей направленности.
При работе по развитию мелкой моторики я следую определенным правилам:
1. Упражнения провожу регулярно, в соответствии с индивидуальными особенностями ребенка, возрастом, возможностями.
2. Упражнение, которое предлагается ребенку, заранее подготовлено (отрепетированы движения, выучен текст).
3. Начинаю с более лёгких упражнений, и по ходу их освоения ввожу более сложные.
4. Чередую новые и старые игры и упражнения.
5. Внимательно слежу за тем, чтобы упражнения выполнялись ребенком правильно.
6. Задания выполняю в медленном темпе сначала одной, затем другой рукой, а в конце двумя руками вместе.
7. Указания должны быть спокойными, доброжелательными, точными.
8. Выполняю определенные движения одновременно с прослушиванием (а затем и проговариванием ребенком) стихотворения.
9. Провожу занятия эмоционально, активно, для подкрепления интереса ребенка.
10. Не забываю хвалить ребенка за успехи!
Фантазируйте вместе с детьми, предлагайте им как можно больше игр, развивающих мелкую моторику. Ведь такие игры не только принесут море веселья и впечатлений, но и будут способствовать речевому, интеллектуальному и гармоничному развитию в целом.
Итак, если будут развиваться пальцы рук, то будут развиваться речь и мышление ребенка, отпадут проблемы не только обучения многим видам деятельности в детском саду, но и в дальнейшем в школе