Долгосрочный проект «Экспериментально-исследовательская деятельность детей старшего дошкольного возраста»

Ирина Корсунова
Долгосрочный проект «Экспериментально-исследовательская деятельность детей старшего дошкольного возраста»

Актуальность проект

Результаты современных психологических и педагогических исследований (Ю. К. Бабанский, Л. А. Венгер, Н. А. Ветлугина, Н. Н. Поддьяков, И. Д. Зверев, В. В. Запорожец, И. Я. Лернер, А. И. Савенков, Г. И. Щукина и др.) показывают, что возможности умственного развития детей дошкольного возраста значительно выше, чем это предполагалось ранее. Так, оказалось, что дети могут успешно познавать не только внешние, наглядные свойства окружающих предметов и явлений, но и их внутренние связи и отношения. В период дошкольного детства формируются способности к начальным формам обобщения, умозаключения, абстракции. Однако такое познание осуществляется детьми не в понятийной, а в основном в наглядно-образной форме, в процессе деятельности с познаваемыми предметами, объектами. В ходе экспериментально-познавательной деятельности создаются такие ситуации, которые ребенок разрешает посредством проведения опыта и, анализируя, делает вывод, умозаключение, самостоятельно овладевая представлением о том или ином физическом законе, явлении.

Экспериментальная работа вызывает у ребенка интерес к исследованию природы, развивает мыслительные операции (анализ, синтез, классификацию, обобщение и др., стимулирует познавательную активность и любознательность ребенка, активизирует восприятие учебного материала по ознакомлению с природными явлениями, с основами математических знаний, с этическими правилами жизни в обществе и т. п.

Познавательная активность ребенка старшего дошкольного возраста характеризуется оптимальностью отношений к выполняемой деятельности, интенсивностью усвоения различных способов позитивного достижения результата, опытом творческой деятельности, направленностью на его практическое использование в своей повседневной жизни. Основой познавательной активности ребенка в экспериментировании являются противоречия между сложившимися знаниями, умениями, навыками, усвоенным опытом достижения результата методом проб и ошибок и новыми познавательными задачами, ситуациями, возникшими в процессе постановки цели экспериментирования и ее достижения. Источником познавательной активности становится преодоление данного противоречия между усвоенным опытом и необходимостью трансформировать, интерпретировать его в своей практической деятельности, что позволяет ребенку проявить самостоятельность и творческое отношение при выполнении задания. Руководство процессом развития нестандартного мышления детей со стороны воспитателя реализуется посредством использования им различных методов и приемов активизации интеллектуальной сферы ребенка.

В обыденной жизни дети часто сами экспериментируют с различными веществами, стремясь узнать что-то новое. Они разбирают игрушки, наблюдают за падающими в воду предметами (тонет - не тонет, пробуют языком в сильный мороз металлические предметы и т. п. Но опасность такой «самодеятельности» заключается в том, что дошкольник еще не знаком с законами смешения веществ, элементарными правилами безопасности. Эксперимент же, специально организуемый педагогом, безопасен для ребенка и в то же время знакомит его с различными свойствами окружающих предметов, с законами жизни природы и необходимостью их учета в собственной жизнедеятельности.

Анализ образовательных программ позволил выявить тот факт, что в них недостаточно раскрыто содержание знаний, умений, навыков, способов познания и опыта творческой деятельности по экспериментированию согласно требованиям стандарта. В образовательных программах экспериментирование указывается только в программе «Детство», но сам процесс не раскрыт, отсутствует логика работы педагога для приобретения ребенком нового знания, что не позволяет практикам реализовывать образовательную программу в полной мере, а с другой стороны - реализовывать стандарт. Поэтому данный проект представляет собой попытку раскрытия содержания процесса экспериментальной деятельности дошкольников и ставит перед собой следующие цели и задачи.

Цель проекта: Углублять представления о живой и неживой природе. Учить самостоятельно проводить исследования, добиваться результатов, размышлять, отстаивать свое мнение, обобщать результаты опытов.

Задачи проекта:

- Развивать у детей представление о единстве окружающего мира и самого себя.

- Развивать познавательный интерес и любознательность в процессе наблюдений за реальными природными объектами и к практическому экспериментированию с ними.

- Формировать навыки мыслительных действий, анализа, синтеза, классификации и т. д., в процессе познания природной картины мира, способствующих развитию речи.

- Воспитывать любовь к природе и стремление защищать ее.

- Развивать самостоятельность в разрешении проблемных ситуаций в исследовательской деятельности.

- Учить объяснять наблюдаемое и фиксировать результаты доступными методами.

Методы обеспечения:

- Поисково – исследовательские наблюдения: случайные наблюдения и эксперименты, плановые и эксперименты, как ответы на детские вопросы.

- Проведение опытов (практических).

- Беседы (конструктивные).

Этапы осуществления проекта1) Подготовительный этап:

- Создание технической базы для детского экспериментирования (оборудование, природные материалы).

- Диагностика.

- Отображение цели и задач проекта.

2) Реализация проекта:

- Теоретическая часть: составление перспективного плана, разработка конспектов и сценариев мероприятий.

- Практическая часть:

а) Занятия

б) Связь с другими видами деятельности:

- Игровая

- Продуктивная

- Познавательно-исследовательская (опыты)

- Коммуникативная (беседы, чтение художественной литературы)

- Учебная (речевое развитие, рисование, лепка)

- Релаксация.

3) Заключительный этап:

Диагностика (результативно-сравнительный анализ).

Срок проекта: проект рассчитан на один год, с детьми старшего дошкольного возраста.

Примерный календарно-тематический план эксперементальной деятельности в старшей группе

Сентябрь: постановка проблемы, подбор материала в уголок по экспериментальной деятельности

Октябрь: Прогулка «Отпечатки наших рук» (Свойства мокрого песка)

Прогулка «Солнечные зайчики»

Беседа «Где прячутся насекомые?»

Дидактическая игра «Изучаем листья»

Ноябрь: Экспериментирование «Мы геологи»

Дидактическая игра «Свойства бумаги»

Беседа «Свойства металла»

Декабрь: Беседа «Вода – источник жизни»

Дидактическая игра «Вода и её свойства»

Изготовление елочных украшений «Замерзание воды»

Занятие- эксперимент «Вода в жизни человека и природы»

Январь:Дидактическая игра «Свойства воздуха»

Экспериментирование-занятие «Воздух»

Прогулка «Движение воздуха»

Беседа «Знакомство с термометром»

Февраль:Беседа «Защитные свойства снега»

Прогулка «Следы на снегу»

Ручной труд «Ажурная снежинка»

Март:Экспериментирование «Ткань и её свойства»

Беседа «Как изготавливают ткань»

Рисование «Лоскуток ткани»

Апрель:

Экспериментирование «Свет и тень»

Прогулка «Чем отличается солнечная сторона от теневой»

Показ теневого театра

Дидактическая игра «Радуга»

Май:Занятие-эксперимент «Разноцветные шарики»

Наблюдение на прогулке за радугой

Игра-развлечение «Мыльные пузыри»

Диагностика

Ресурсное обеспечение проекта. Для успешного воспитательно-образовательного процесса по данному направлению в группе преобразована предметно-развивающая среда и создан центр экспериментально-поисковой деятельности «Уголок почемучек».

Основное оборудование и материалы:Приборы – помощники: увеличительное стекло, чашечные весы, песочные часы, разнообразные магниты, бинокль.

Прозрачные и непрозрачные сосуды разной конфигурации и разного объема: пластиковые бутылки, стаканы, ковши, ведерки, воронки.

Природные материалы: камешки разного цвета и формы, минералы, глина, разная по составу земля, уголь, крупный и мелкий песок. птичьи перышки, ракушки, шишки, скорлупа орехов, кусочки коры деревьев, листья, веточки, пух, мох, семена фруктов и овощей.

Бросовый материал: кусочки кожи, поролона, меха, лоскутки ткани, пробки, проволока, деревянные, пластмассовые, металлические предметы, формочки – вкладыши от наборов шоколадных конфет.

Технические материалы: гайки, винты, болтики, гвозди.

Разные виды бумаги: обычная альбомная и тетрадная, калька, наждачная.

Красители: ягодный сироп. Акварельные краски.

Медицинские материалы: пипетки, колбы, пробирки, шпатели. Деревянная палочка, вата, мензурки, воронки, шприцы (пластмассовые без игл) марля, мерные ложечки.

Прочие материалы: зеркала, воздушные шары, деревянные зубочистки, растительное масло, мука, соль, цветные и прозрачные стекла, формочки, поддоны, стеки, линейки, сито, таз, спички, нитки. Пуговицы разного размера, иголки, булавки, соломинки для коктейля.

Ожидаемые результаты:Созданы необходимые условия для формирования основ целостного мировидения дошкольника средствами экспериментальной деятельности.

Воспитанники имеют представления детей об окружающем мире.

У дошкольников развиты умения: наблюдать, анализировать, сравнивать, выделять характерные, существенные признаки предметов и явлений, обобщать их по этим признакам.

Родители заинтересованы в экспериментально-поисковой деятельности своих детей.

Развито эмоционально-ценностное отношение воспитанников к природе родного края.

Публикации по теме:

Рисование листьями, (нетрадиционное рисование).Рисование листьями, (нетрадиционное рисование). "Детство- важный период человеческой жизни, не подготовка к будущему, а настоящая, яркая, самобытная, неповторимая жизнь. И от того, как.

Организация простейшего экспериментирования и моделирования ситуаций Организация простейшего экспериментирования и моделирования ситуаций. «…Ребёнок, почувствовавший себя исследователем, овладевший искусством.

Библиотека изображений:
  • Тело, организм, эмоции
  • Научная лаборатория
  • Лэпбуки на МААМ: купить лэпбук, скачать шаблоны
Автор публикации:
Долгосрочный проект «Экспериментально-исследовательская деятельность детей старшего дошкольного возраста»
Опубликовано: 6 января 2015 в 16:25
+16Карма+ Голосовать
Расскажите коллегам и друзьям!
Скачать и печатать
Комментарии:
Всего комментариев: 10.
Для просмотра комментариев
Популярное из нового
Моя Лента на МAAM. Добавляйте авторов!
На МААМ добавлена Лента Пользователя, показывающая только публикации авторов, добавленных пользователем.
23 ноября. Международный день акварели

Появлению такого праздника в календаре мы обязаны мексиканскому ходожнику Альфредо Гуати. Будучи превосходным акварелистом он стремился возродить интерес к этой технике. Гаути основал Общество...

22 ноября. День торцевания на МААМ

Торцевание – один из колоритного видов бумажного рукоделия. Данная техника относится одновременно и к аппликации, и к квиллингу (бумаговерчения). В основе этой техники лежит создание изображений и...

Отчет о проведении Недели ресурсосбережения
Мы с детьми второй год участвуем в Международной Неделе Ресурсосбережения. Каждое утро начинала с беседы о сохранении тепла, воды или электроэнергии....
Мастер-класс изготовления поделки из солёного теста «Новогодний домик» для детей от...
Осень подходит к своему логическому завершению. Скоро декабрь и новогодние праздники. Мы с ребятами решили заранее готовить сувениры и памятные подарки к...
Мастер-класс «Поделка «Птичка с поздравлением»
Мастер-класс предназначен для детей дошкольного и младшего школьного возраста. Предлагаю сделать такую поздравительную птичку с детьми и поздравить наших...