Домашнее экспериментирование

Акулина Рукан
Домашнее экспериментирование

«Умейте открыть перед ребенком в окружающем мире что-то одно, но открыть так, чтобы кусочек жизни заиграл перед детьми всеми красками радуги. Оставляйте всегда что-то недосказанное, чтобы ребенку захотелось еще и еще раз возвратиться к тому, что он узнал»

В. А. Сухомлинского

Направленность: рекомендации.

Целевая аудитория: воспитатели.

Цель поисково-экспериментальной деятельности дошкольников:

Развитие познавательных интересов, потребности и способности, самостоятельной поисковой деятельности на базе обогащённого и сформированного эмоционально-чувственного опыта.

Детское экспериментирование способствует формированию у детей познавательного интереса, развивает наблюдательность, мыслительную деятельность. Для того, чтобы экспериментирование стало ведущим видом деятельности, оно должно возникать по инициативе самого ребенка. Обязательным элементом образа жизни дошкольников является участие в разрешении проблемных ситуаций, в проведении элементарных опытов.

Дети, по своей природе являются исследователями, они с радостью и удивлением открывают для себя окружающий мир, потому что всё вокруг новое и интересное. Мир открывается ребёнку через опыт его личных ощущений, через его действия, переживания, эксперименты, которые он проводит. Ребёнок изучает мир, как может и чем может: глазами, руками, носом, любыми доступными ощущениями.

Можно заметить, как маленькие исследователи радуются, проводя ежедневные эксперименты; и как с возрастом этот интерес к исследованиям исчезает в экспериментировании, в изготовлении моделей.

Неожиданные открытия можно делать с помощью самых обыденных вещей

У нас на кухне хранится много вещей, с которыми можно ставить интереснейшие эксперименты для детей. Ну и для себя, честно говоря, сделать парочку открытий из разряда «как я этого раньше не замечал»

Родители маленьких непосед могут удивить их опытами, которые можно провести в домашних условиях. Для этого не требуется больших усилий, только желание, немного фантазии и конечно, некоторые научные знания.

Легкие, но в то же время удивительные и вызывающие восторг, они способны не только разнообразить досуг ребенка, но и позволят взглянуть на привычные вещи совсем другими глазами. И открыть для себя их свойства, функции, назначение. Разумеется, невозможно объять необъятное и ответить на все сто тысяч «почему», да это и не надо. Задача родителей – развивать любознательность ребят, увлечь их самим процессом познания.

Простые опыты помогут ребенку приобрести элементарные естественнонаучные представления об окружающем мире. Он познакомится с различными свойствами веществ: растворимостью, их взаимодействием и превращениями - замерзанием воды и таянием льда, кипением воды; с основными физическими явлениями: магнитным и земным притяжением, электричеством, отражением и преломлением света и др.

Исследовательская деятельность детей может стать одними из условий развития детской любознательности, а в конечном итоге познавательных интересов ребёнка. В детском саду уделяется много внимания детскому экспериментированию. Организуется исследовательская деятельность детей, создаются специальные проблемные ситуации, проводится непосредственно - образовательная деятельность.

В группах созданы центры экспериментирования и центры песка и воды: имеются материалы для экспериментирования: бумага разных видов, природный материал, специальные приборы (пробирки, лупы и др., неструктурированные материалы (песок, вода, карты, схемы и т. п.

В дальнейшем все ребята проводящие эксперименты в домашних условиях, могут выступать в роли «взрослого» в центре экспериментирования. Что предполагает под собой программа «Открытия».

На мастер классе вместе с воспитателями – участниками были проведены эксперименты

Эксперимент 1. «Почему не тонет апельсин»

Понадобится: два апельсина, глубокая миска с водой

Эксперимент: Вымойте апельсины. Вначале опустите один из них в воду. Что происходит? Апельсин всплывает и держится на поверхности. Теперь очистите второй апельсин и тоже бросьте в воду. Неужели он утонул?

Объяснение: В апельсиновой кожуре содержатся пузырьки воздуха, которые и выталкивают апельсин на поверхность воды. Кожура как «спасательный жилет» для апельсина. Оставшись без кожуры, апельсин тонет, потому что он тяжелее воды.

Эксперимент 2. «Радуга из Skittles»

Понадобится: тарелка, немного теплой воды, конфеты «Skittles»

Эксперимент: Кладете конфеты в кружок, льете на середину тарелки обычную воду и наслаждаетесь процессом. Через несколько секунд ребенок наглядно понимает, что такое краситель. Затем красивую радугу стоит оставить еще чуть-чуть. И ребенок видит, как от конфет отклеивается и всплывает пленка с буквой. Ну и напоследок оставляем конфетки еще на часик, затем наслаждаемся бурой мерзкой жижей, в которую они превращаются. Осталось спросить у ребенка, хочет ли он теперь съесть это.

Эксперимент 3. «"Кока-Кола" и молоко»

Понадобится: "Кока-Кола" и молоко. Эксперимент могут провести все желающие прямо у себя дома. Пропорции ингредиентов: бутылка Coca-Cola 0,5л; молоко 50 гр.

Эксперимент: В течение опыта вы будете видеть, как в жидкости образуются хлопья и медленно спадают на дно. Это вальс хлопьев постепенно осветляет "Кока-Колу", делая ее все более прозрачной. В конце назначенного времени мы обнаруживаем, что жидкость в бутылке стала полностью прозрачной, а на дне образовался неаппетитный творог кофейного цвета. Творог этот, кстати говоря, вполне съедобен, но вряд ли у кого-то возникнет желание его съесть.

Делаем выводы – пить или не пить? Так как же относиться к этой прозрачной жидкости с хлопьями на дне, которые дают "Кока-Кола" и молоко? На самом деле все очень просто – составляющие молока вступают в реакцию с кислотой, которая находится в "Кока-Коле", и выпадают в осадок. Не секрет, что в составе ароматного напитка есть ортофосфорная кислота, которая и вызывает свертывание. Точно так же происходит образование творога и отделение сыворотки, если подкисшее молоко нагреть. Никто не перестает пить молоко по этой причине, поскольку это вполне нормальный процесс.

Эксперимент 4. «Освобождение камней из ледяного плена»

Понадобится: Замороженные во льду камни, таз с водой, лупы, салфетки, пластилин, стаканчик с водой (на каждого ребёнка)

Эксперимент: Дети выдвигают предположения. Только после того, как будут высказаны все гипотезы, воспитатель вместе с детьми анализирует их с позиций «хорошо — плохо» можно погреть в руках, они тплые, лд и растает (хорошо — лед растает, и камни; плохо — руки замерзнут); можно отогреть в варежках (хорошо — лед тоже растает, и камни освободятся; плохо — варежки намокнут); можно положить на батарею (долго ждать придется); можно положить в теплую воду, там лед растает; можно оставить просто в группе — у нас тепло. Выбирают три гипотезы и проверяют их: - поставить на батарею; - погреть в руках; - положить в теплую воду. Воспитатель помогает разделиться на группы и проверить свои гипотезы, подготовить все необходимое для проведения опыта.

Выводы: быстрее всего камни освободила теплая вода; я своим теплом погрела, и камни оттаяли, — только руки замерзли; на батарее камни дольше были в плену, а потом освободились.

Единственный минус в самостоятельном опыте — это неизбежные ошибки и опасность, от которых так хочется оградить ребенка. Все предлагаемые опыты в картотеках, которые представлены на мастер - классе, действительно, без взрывов, хотя элементарная осторожность и бдительный глаз, конечно, необходимы. Но главная задача родителей и педагогов — научить ребенка помнить о безопасности своей и окружающих.

Выделяя ребенку в квартире уголок для проведения опытов, необходимо помочь найти коробочки для хранения необходимых материалов, требуя, чтобы на рабочем месте был порядок, опыты с огнем и острыми предметами проводите обязательно вместе.

На мастер – классе продемонстрировала, только часть от большого количества и возможностей, которые есть у всех для того, чтобы заглянуть в удивительный мир экспериментов, который очень завораживает и увлекает наших детей. Всё разнообразие опытов и экспериментов я собрала и оформила в картотеки

Картотека:

«Домашние эксперименты»

«10 удивительных экспериментов»

«Опыты воды»

«Опыты по экологии»

«Космос»

«Опыты с магнитом и солнечным светом»

«Опыты с почвой и ветром»

Благодаря представленным картотекам, углубиться в эксперименты и проведение домашних опытов, будет гораздо легче.

«Никаким количеством экспериментов нельзя доказать теорию, но достаточно одного эксперимента, чтобы ее опровергнуть».

Альберт Эйнштейн

Домашнее экспериментирование
Публикации по теме:

Домашнее задание родителям «Фрукты» ФРУКТЫ 1. Назови 6-7 фруктов. 2. Назови фрукты ласково: Яблоко – яблочко Апельсин – Мандарин – Банан – Абрикос – Вишня - Черешня.

Домашнее задание (совместная работа с родителями)Домашнее задание (совместная работа с родителями) Творческие занятия с детьми – это хорошо, а если к этому процессу добавить и обучение основным правилам дорожного движения, то вы сделаете.

Конспект занятия «Домашнее животное-кошка» Тип занятия: комбинированное, в занятие включено несколько видов деятельности. Актуальность темы: Термин «нетрадиционный» подразумевает.

КВН «Современный воспитатель» (домашнее задание)КВН «Современный воспитатель» (домашнее задание) КОМАНДА «Гламурные девчата» Девиз : Берегитесь дошколята, мы гламурные девчата, Не обидем, не побьем, всех вас чарами возьмем. Сценка «А.

Мастер-класс для родителей «Волшебство на кухне. Домашнее экспериментирование» Цель: Познакомить родителей с опытно - экспериментальной деятельностью детей раннего возраста. Привлечение родителей к совместной деятельности.

Проект «Мое любимое домашнее животное» Тема проекта «Мое домашнее животное» Продолжительность проекта: краткосрочный (ноябрь) Вид проекта: познавательно- исследовательский Вид.

Сказка «Домашнее хозяйство» «Домашнее хозяйство». Козлята решили помочь маме Козе по хозяйству: сварить обед, навести порядок. Они подумали, что суп будет вкусным,.

Сотрудничество с семьями воспитанников «Домашнее задание»Сотрудничество с семьями воспитанников «Домашнее задание» Домашнее задание "Раскрась рисунок" Цель для родителей. Привлечение родителей к совместной изобразительной деятельности с детьми в домашних.

Конспект НОД «Домашнее животное корова» Тема НОД: «Домашнее животное корова». Направление образования и развития (образовательная область): художественно-эстетическое развитие.

Взаимодействие с родителями-домашнее задание «Придумываем задачки» Презентация является приложением к проекту "Занимательная математика" в" презентации отражена одна из форм работы с родителями "Домашнее.

Библиотека изображений:
  • Домашние животные
  • Домашние животные
  • Домашние животные
Автор публикации:
Домашнее экспериментирование
Опубликовано: 18 января 2018 в 16:13
+6Карма+ Голосовать
Расскажите коллегам и друзьям!
Скачать и печатать
Комментарии:
Всего комментариев: 3.
Для просмотра комментариев
Популярное из нового
21 октября. День хохломы на МААМ

Хохлома – исконно русский народный промысел. Он появился и оформился как особенная традиция росписи деревянной посуды в нижегородских деревнях, среди керженских лесов. Хохлома радует уникальными, только...

21 октября. День каштана

Плоды каштана – главное богатство этого красивого дерева. Древние римляне специально выращивали каштановые деревья ради плодов, которые они, перемалывая в муку, употребляли для выпечки хлеба. По...

Родительское собрание в старшей группе «Почемучки» МДОУ №15. «Вот и стали мы на год...
20 сентября 2019 года в старшей группе «Почемучки» МДОУ № 15 г. Тейково прошло организационное родительское собрание «Вот и стали мы на год взрослей». Этап...
Фотоотчет тематической недели с 16.10 по 20.10.2019 г «Профессии»
В нашей старшей группе с 16 октября по 20 октября текущего года прошла тематическая неделя «Профессии». Цель данной темы была: Расширить представления о...
Конспект ОД по конструированию «Оригами «Царевна лягушка» в старшей группе
Конспект ОД ( образовательная область «Конструирование») Тема: Оригами «Царевна лягушка» в старшей группе Задачи: 1) Образовательная: Формировать...