МААМ-картинки

Дополнительная общеобразовательная общеразвивающая программа для учащихся 7–12 лет «Недетская экономика»

Елена Колесова
Дополнительная общеобразовательная общеразвивающая программа для учащихся 7–12 лет «Недетская экономика»

Министерство образования Саратовской области

ГБУ Саратовской области «Центр психолого-педагогического и медико-социального сопровождения детей» г. Балаково

Рекомендовано к утверждению

«Утверждаю»

Педагогический совет

ГБУ Саратовской области «Центр психолого – педагогического и медико- социального сопровождения детей» г. Балаково

Протокол заседания №

«» сентября 2020 г. Директор ГБУ Саратовской области «Центр психолого – педагогического и медико- социального сопровождения детей» г. Балаково

___ Т. А. Бузаева

Приказ № от

«» 2020 г.

Публикация «Дополнительная общеобразовательная общеразвивающая программа для учащихся 7–12 лет „Недетская экономика“» размещена в разделах

ДОПОЛНИТЕЛЬНАЯ ОБЩЕОБРАЗОВАТЕЛЬНАЯ ОБЩЕРАЗВИВАЮЩАЯ ПРОГРАММА

социально-педагогической направленности

«Недетская экономика»

возраст участников: 7-12 лет

срок реализации программы : 12 часов

Составители: воспитатель Колесова Елена Анатольевна

Программа переутверждена на 2020год, протокол методического

объединения №__ от «__» ___ 2020г.

Директор ГБУ СО «ЦППМС» г. Балаково

Бузаева Т. А___

(подпись)

Программа переутверждена на 20___год, протокол методического объединения №__ от «__» ___ 20__ г.

Директор ГБУ СО «ЦППМС» г. Балаково

Бузаева Т. А___

(подпись)

Балаково, 2020 г.

Паспорт программы.

Наименование

программы

«Недетская экономика»

Разработчик программы

Воспитатель

Колесова Елена Анатольевна

Цели и задачи

программы

Цель: формирование интереса к экономическим явлениям, а также знакомство с основными экономическими понятиями и представлениями.

Задачи:

Обучающие:

-познакомить обучающихся с элементарными сведениями об экономике, раскрыть значение экономических понятий и терминов, с которыми социум встречается в своей повседневной жизни;

-сформировать представления о потребностях в экономических (жилище, еда, одежда) благах;

- сформировать желание трудиться, помогать своей семье;

Развивающие:

- развить у детей экономические умения и навыки ведения домашнего хозяйства, необходимые для успешной реализации себя в дальнейшей жизни;

Воспитательные:

- привить правильное отношение к деньгам как к предмету жизненной необходимости;

- воспитать умение делать выбор из возникающих возможностей;

Сроки реализации программы

12 часов

Исполнители программы

Воспитатель Колесова Е. А

Ожидаемые конечные результаты программы

Представления:

- о понятии «экономика» как способе рационального ведения хозяйства;

- о наличии растущих потребностей и ограниченностью возможностей их удовлетворения;

- об основных направлениях расходов домашнего хозяйства и источниках получения доходов;

- о необходимости труда и рационального использования всех видов ресурсов.

Умения:

- объяснять некоторые доступные для этого возраста экономические взаимосвязи;

- определять состав материальных и финансовых ресурсов потребителя;

- планировать бюджет домашнего хозяйства на условных примерах;

- объяснять, что такое сбережения;

- делать выбор и принимать обоснованное решение;

- применять полученные знания и умения для решения типичных экономических задач;

Пояснительная записка.

Содержание образования меняется с учетом обновления социально-экономических потребностей и условий развития общества. Повышение интереса к экономическому воспитанию школьников в новых и весьма противоречивых условиях социальной жизни закономерно, так как от экономической культуры во многом зависит преодоление трудностей в политической, социальной и культурной жизни общества. В связи с этим идея систематизированного экономического образования российских школьников находит все больше и больше сторонников. Во многих школах ведется преподавание экономики не только в старших, но и в средних классах. Между тем опыт показывает, что изучение экономики в более раннем возрасте дает возможность ребенку развить экономическое мышление, освоить понятийный аппарат, столь необходимый для ориентации в современном рыночном мире, приобрести элементарные навыки поведения в условиях рынка, создать основы для дальнейшего, более глубокого, изучения этой дисциплины. Сегодня ребёнок с младшего дошкольного возраста должен знать, что такое деньги, из чего складывается бюджет семьи, что такое цена товара, от чего она зависит, как создается богатство и каковы его источники. Воспитанники Центра не имеют никакого элементарного опыта ведения хозяйства семьи. Поэтому данная программа важна и для их экономического воспитания.

Нормативное обоснование Программы «Недетская экономика» :

- Федеральный закон Российской Федерации «Об образовании в Российской Федерации» от 29.12. 2012 г. № 273-ФЗ;

- Федеральный закон «Об основных гарантиях прав ребенка в Российской Федерации» от 24.07.1998 г. № 124-ФЗ.

Нормативно-правовые документы:

- Комментарии к ФГОС ДО от 28.02.2014 г. № 08-249;

- Приказ Минобрнауки России от 29.08.2013 г. N 1008 "Об утверждении Порядка организации и осуществления образовательной деятельности по дополнительным общеобразовательным программам" ФГОС начального общего основного общего образования и изменений, происходящих в реальной образовательной практике подразделения, педагога и воспитанников.

Новизной программы «Недетская экономика» является то, что по сравнению с другими доступными автору программами (например, "Экономическое воспитание младших школьников" Ситникова Е. Н., учитель начальных классов Дурышева Т. Г., учитель начальных классов г. Пермь 2016г, направленных только на развитие экономического образа мышления, расширена. Представленная работа по экономическому воспитанию младших школьников будет способствовать заложению основ финансовой культуры в русле формирования здорового отношения к деньгам и материальным ценностям. Научит взаимосвязи денег как предмета материального мира с нормами морали, этически-культурными ценностями социума и общественно полезного труда человека. Программа адаптирована к российским традициям экономического образования.

Актуальность программы : Актуальность создания вышеуказанной программы обусловлена требованиями современного общества экономического образования относительно детей данной возрастной группы. Многочисленные исследования последних лет свидетельствуют о необходимости внедрения экономического образования с младшего школьного возраста, когда дети получают первичный опыт участия в элементарных экономических отношениях, происходит их приобщение к миру экономической действительности. Дети рано включаются в экономическую жизнь семьи, сталкиваются с деньгами, рекламой, ходят с родителями в магазин участвуют в купле-продаже и других финансово - экономических отношениях. В Центре воспитываются дети, попавшие сюда из разных жизненных ситуаций. Семья не научила рациональному использованию имеющихся у домохозяйств ресурсов. Поэтому изучение особенностей экономической деятельности человека является актуальным для воспитанников Центра. Так же анализ работы с детьми Центра показывает, что они хотят получить знания о финансах и деньгах, о ведении домашнего хозяйства и распределении денежных средств, доступных для семьи.

Цель программы «Недетская экономика» — формирование интереса к экономическим явлениям, а также знакомство с основными экономическими понятиями и представлениями.

Задачи:

Обучающие:

-познакомить обучающихся с элементарными сведениями об экономике, раскрыть значение экономических понятий и терминов, с которыми социум встречается в своей повседневной жизни;

-сформировать представления о потребностях в экономических (жилище, еда, одежда) благах;

- сформировать желание трудиться, помогать своей семье;

Развивающие:

- развить у детей экономические умения и навыки ведения домашнего хозяйства, необходимые для успешной реализации себя в дальнейшей жизни;

Воспитательные:

- привить правильное отношение к деньгам как к предмету жизненной необходимости;

- воспитать умение делать выбор из возникающих возможностей;

Ожидаемые результаты программы заключается в том, что дети, освоившие программу, будут знать:

- о понятии «экономика» как способе рационального ведения хозяйства;

- о наличии растущих потребностей и ограниченностью возможностей их удовлетворения;

- об основных направлениях расходов домашнего хозяйства и источниках получения доходов;

- о необходимости труда и рационального использования всех видов ресурсов.

Уметь:

- объяснять некоторые доступные для этого возраста экономические взаимосвязи;

- определять состав материальных и финансовых ресурсов потребителя;

- планировать бюджет домашнего хозяйства на условных примерах;

- объяснять, что такое сбережения;

- делать выбор и принимать обоснованное решение;

- применять полученные знания и умения для решения типичных экономических задач.

Педагогическая целесообразность заключается в том, что умения и навыки, приобретаемые воспитанниками в ходе освоения программы, позволят расширить знания об экономике. Выполнение программы обеспечивает достижение, поставленных Центром целей и задач по воспитанию полноценной, экономически развитой личности, подготовленной к будущей самостоятельной жизни.

Отличительной особенностью программы является то, что по сравнению с другими доступными автору программами (например, "Экономическое воспитание младших школьников" Ситникова Е. Н., учитель начальных классов Дурышева Т. Г., учитель начальных классов г. Пермь 2016г, направленных только на развитие экономического образа мышления, программа «Недетская экономика» имеет концентрический подход к изучению материала:

- использование богатого наглядного и дидактического материала (иллюстрации, схемы, картинки, ребусы, презентации);

- освоение материала происходит в форме интерактивных занятий;

- систематичность занятий;

- программа носят интегративный характер, позволяющий знакомить детей с основами экономики в тесной взаимосвязи с занятиями по математике, развитию речи, с изобразительной деятельностью, что способствует разностороннему развитию детей, позволяет с большей эффективностью подготовить их к разумному расходованию средств и правильному экономическому поведению.

Возраст детей, участвующих в программе, 7-12 лет.

Возрастные особенности целевой группы:

Программа рассчитана на детей 7-12 лет, именно этот период является продуктивным в плане заложения таких индивидуально-психологических особенностей личности, как ответственность, организованность, бережливость, рачительность, которые необходимы для формирования в дальнейшем экономически-грамотного человека, успешно социализированного в финансовом мире.

Режим занятий: занятия проводятся 1 раз в неделю по 1 академическому часу.

Формы занятий – коллективные, беседы, семейные часы, игры.

Формы подведения итогов – тестирование, итоговое занятие.

Учебно-тематический план программы

№ Наименование тем занятия Количество часов

теория практика всего

1. Входная диагностика

1 - 1

2. «Экономическая азбука» 0,5 0,5 1

3. «Знакомство с семьёй Ивановых» - 1 1

4. «Дети и деньги» - 1 1

5. «Идём в магазин»

- 1 1

6. «Экономическая игротека»

- 1 1

7. «Что такое банк?»

0,5 0,5 1

8. «Семейная бухгалтерия»

0,5 0,5 1

9. «Будем экономить» 0,5 0,5 1

10. «Я знаю, я умею» - 1 1

11. «Недетская экономика»

0.5 0.5 1

12. Выходная диагностика

1 - 1

Итого

4,5 7,5 12

Содержание программы.

Тема1. Вводное занятие. Входная диагностика.

Тема 2. «Экономическая азбука». Теория. Беседа. Где, когда и почему родилась экономика? Значение слова «экономика». Три основных значения термина «экономика». Понятие материального блага.

Практика. Составление коллажа «Из чего состоит экономика».

Тема3. «Знакомство с семьёй Ивановых» Практика. Составление портрета семьи. Род занятий домочадцев Ивановых.

Тема4. «Дети и деньги». Теория. Беседа. История возникновения денег и денежных отношений. Экономические вопросы семьи. Хозяйственная деятельность домочадцев. Что такое карманные расходы?

Практика. Индивидуальное задание. Составить бюджет семьи Ивановых и рассчитать свои карманные деньги.

Тема 5. «Идём в магазин». Практика. Семья Ивановых идёт в магазин. Потребительская корзина. Куда потратить «свои» деньги? Как расплатиться на кассе – наличными деньгами или картой? Приобретение товара в игрушечном магазине «Лента».

Тема 6. «Экономическая игротека». Практика. Деловая игра. «Монополия»

Тема 7. «Что такое банк?»Теория. Беседа. Основные функции банка. Что такое «жизнь в долг»? Долги, которые придётся отдавать. Чем опасна банковская система?

Практика. Ивановы берут кредит.

Тема 8. «Семейная бухгалтерия».Теория. Беседа. Что такое семейный бюджет. Значение слова «рачительный». Как спланировать и распределить деньги так, чтобы хватило от «зарплаты до зарплаты». Научиться простым житейским мудростям.

Практика. Работа в группах. Составление ребуса «Семейная бухгалтерия».

Тема 9. «Будем экономить»Теория. Беседа. Как можно сэкономить и при этом не ущемлять себя во всём. Товар по акции или как стать рачительным хозяином?

Практика. «Убери лишнее». Помоги Ивановым составить список покупок на месяц.

Тема10. «Я знаю, я умею» интеллектуальная игра. Практика. Составление ребуса. Подведение итогов.

Тема 11. «Недетская экономика». Открытое занятие.

Тема12. Выходная диагностика.

Оценка эффективности реализации Программы. Оценивание результативности и эффективности реализации данной программы осуществляется на основе использования представленных качественных и количественных параметров.

Оценка эффективности реализации программы.

Качественные показатели.

Критерий Показатель Индикатор Диагностический инструмент

Критерий освоения образовательной программы 1. Теоритическая подготовка по освоенному материалу.

1. Соответствие теоретических знаний воспитанника программным требованиям. 1. Тестирование.

Методика экономического воспитания младших школьников.

СергееваБ. В. ,

Сучкова П. А.

2. Практическая подготовка.

2. Соответствие практических умений и навыков воспитанника программным требованиям.

2. Игры. Индивидуальные, групповые, коллективные практические задания.

3. Общеучебные умения и навыки. 3. Умение планировать свою деятельность, самостоятельность, сформированность, коммуникативные навыки. Рефлексивные навыки.

Контрольный опрос.

Количественные параметры:

-повышение уровня сформированности знаний и представлений воспитанников об экономических явлениях;

- увеличение доли числа воспитанников, умеющих объяснить элементарный смысл экономических понятий;

- увеличение числа детей, у которых проявляются ярко выраженный и устойчивый интерес к труду;

- увеличение количества обучающихся, способных правильно оценить результаты своего труда и своих сверстников;

- рост доли числа детей своевременно выполняющих поручения, способных контролировать свои действия, оценивать результаты деятельности.

Методическое обеспечение реализации программы.

Форма занятий Приёмы и методы Техническое оснащение Формы подведения итогов

Теоретические и практические занятия. Беседа с элементами игрового тренинга, деловая игра, практическая работа, метод проблемно-развивающего обучения, продуктивный метод Экран,мультимедийный проектор, компьютер, фотоаппарат, музыкаль-ное оборудование, настольная игра «Монополия», игрушечный товар магазина «Лента». Тестирование, открытое занятие.

Список рекомендуемой литературы для педагога:

1. Кнышова, Л. В. Экономика для малышей, или как Миша стал бизнесменом / Л. В. Кнышова, О. И. Меньшикова, Т. Л. Попова. – М. : Педагогика-Пресс, 1996. – 125 с.

2. Новожилова, Н. В. Экономика : моя семья: Учебное пособие для 5 класса. / Н. В. Новожилова – М. : Вита-пресс, 2009. – 128 с.

3. Протасова, Е. Ю. Что почём? Экономика для малышей. / Е. Ю. Протасова. – М. : Карапуз, 2002.- 19 с.

4. Репина, Н. А. Чуродейство, или Экономика в картинках : Аудиоуроки для детей от 9 лет и старше: Учебно-методическое пособие, развлекательно-познавательные уроки для младших школьников, их учителей и родителей. [Электронный ресурс] / Евгений и Надежда Репины. Терминомика. - Режим доступа: https://www.terminomika.ru/data/library/authors/e_v_kart.html

5. Сасова, И. А. Методическое пособие по курсу «Экономика семьи» / И. А. Сасова, Е. Н. Землянская, Н. В. Новожилова - М. : Вита-пресс, 2012. – 64 с.

Список рекомендуемой литературы для детей.

1. Астахов, П. А. Я и государство: для среднего школьного возраста / П. А. Астахов. – М. : Эксмо, 2010. – 96 с. – (Детям о праве).

2. Липсиц, И. В. Экономика (экономика без тайн). – М. Вита-Пресс, 1997.

3. Любимов, Л. Л., Раннева Н. А. Основы экономических знаний. – М. : Вита-Пресс, 1997.

4. Основы потребительских знаний. – М. : Спрос, 1997.

5. Основы предпринимательского дела / Под. Ред. Ю. М. Осипова, Е. Е. Смирновой. – 2-е изд. –М. : БЕК, 1996.

Публикации по теме:

Дополнительная общеобразовательная (общеразвивающая) программа «Автомодельный спорт» для обучающихся 10–16 лет Пояснительная записка - направленность программы: физкультурно-спортивная Моделизм спортивный – это конструирование и постройка действующих.

Дополнительная общеобразовательная общеразвивающая программа «Фитнес кидс» «Fitness kids» 1. ПОЯСНИТЕЛЬНАЯ ЗАПИСКА Стратегическое направление государственной политики в области поддержки и сохранения здоровья детей регламентируется.

Дополнительная общеобразовательная общеразвивающая программа физкультурно-спортивной направленности «Волейбол» Пояснительная записка Дополнительная образовательная программа имеет физкультурноспортивную направленность. Игра в волейбол – это народная.

Дополнительная общеобразовательная общеразвивающая программа «Волшебные ручки»Дополнительная общеобразовательная общеразвивающая программа «Волшебные ручки» .

Дополнительная общеобразовательная программа художественной направленности «Карусель» для детей от 2–3 лет ПОЯСНИТЕЛЬНАЯ ЗАПИСКА Дополнительная образовательная программа по художественно-эстетическому развитию на основе интеграции различных видов.

Дополнительная общеобразовательная программа социально-педагогической направленности «Игротека для малышей» 3–4 лет Содержание программы. I Целевой раздел 1.1 Пояснительная записка 1.2 Цели и задачи реализации Дополнительной образовательной программы «Игротека.

Дополнительная общеобразовательная программа «Эколята»Дополнительная общеобразовательная программа «Эколята» Содержание 1. Целевой раздел 1.1. Актуальность 1.2. Цель и задачи рабочей программы 1.3. Принципы организации кружковой работы 1.4.

Дополнительная общеобразовательная программа «Юный исследователь»Дополнительная общеобразовательная программа «Юный исследователь» Дополнительная общеобразовательная программа «Юный исследователь» Содержание программы I. Целевой раздел …. 3 1.1.

Дополнительная общеразвивающая программа естественнонаучной направленности «Волшебное окошко в чудесный микромир» Дополнительная общеразвивающая программа естественнонаучной направленности «Волшебное окошко в чудесный микромир» в подготовительных группах.

Дополнительная общеразвивающая программа «Смышленыш». Пояснительная записка. ПОЯСНИТЕЛЬНАЯ ЗАПИСКА 1. Направленность дополнительной образовательной программы - познавательная. Дополнительная образовательная программа.

Библиотека изображений:
Автор публикации:
Дополнительная общеобразовательная общеразвивающая программа для учащихся 7–12 лет «Недетская экономика»
Опубликовано: 13 июля 2021 в 11:03
+3Карма+ Голосовать
Расскажите коллегам и друзьям!
Комментарии:
Всего комментариев: 1.
Для просмотра комментариев
Популярное из нового
5 мая. Праздник имени Правды. Передвижка «Детская ложь»

5 мая 1912 года вышел первый номер газеты «Правда» – издания, ставшего символом целой эпохи. В Советском Союзе эта дата отмечалась как День печати.

4 мая. День чествования городов-героев. Передвижка «Города-герои»

 В преддверии 9 мая мы чествуем города-герои, проявившие массовый героизм и мужество в ходе Великой Отечественной войны. Расскажите детям о подвиге и доблести их предков!


Горячие темочки



РЕГИСТРИРУЙТЕСЬ!
Используя МААМ принимаете Cоглашение и ОД