Получи документы

Дополнительная общеразвивающая программа естественнонаучной направленности «Волшебное окошко в чудесный микромир»

Седова Наталья Владимировна
Дополнительная общеразвивающая программа естественнонаучной направленности «Волшебное окошко в чудесный микромир»

Дополнительная общеразвивающая программа естественнонаучной направленности «Волшебное окошко в чудесный микромир» в подготовительных группах "Ромашка" и "Василек"

(Стартовый уровень)

Авторы – составители:

Седова Наталья Владимировна

Филиппова Надежда Сергеевна

Возраст обучающихся: 6 – 7 лет

Срок реализации: 1 год.

Пояснительная записка:

Данная программа имеет естественнонаучную направленность.

Публикация «Дополнительная общеразвивающая программа естественнонаучной направленности „Волшебное окошко в чудесный микромир“» размещена в разделах

Программа направлена на потребность ребёнка в познании окружающего мира, на новые впечатления, которые лежат в основе возникновения развития не истощаемой исследовательской деятельности. Чем разнообразнее и интенсивнее поисковая деятельность, тем больше новой информации получает ребёнок, тем быстрее и полноценнее он развивается.

Основой для разработки данной программы является:

o Основная образовательная программа дошкольного образования «От рождения до школы», под ред. Н. Е. Вераксы, Т. С. Комаровой,

М. А. Васильевой.

o О. А. Соломенникова. «Ознакомление с природой в детском саду».

o Веракса Н. Е., Галимов О. Р. ««Познавательно-исследовательская деятельность дошкольников».

o Федеральный государственный образовательный стандарт дошкольного образования.

Актуальность программы:

Дошкольников всегда интересует устройство всего живого на Земле. Ежедневно дети задают десятки сложнейших вопросов взрослым. Любознательных малышей интересует определенно всё, что его окружает. Куда интереснее не просто послушать рассказ педагога, а посмотреть на всё собственными глазами. Трудно даже представить, насколько захватывающие картинки можно увидеть в окуляр микроскопа или через стекло лупы.

Данная программа поможет детям сделать удивительные открытия, они смогут познакомиться с миром, который невозможно увидеть невооруженным глазом. Занятия с микроскопом, лупой расширяют знания об окружающем мире, создают необходимые условия для познавательной деятельности, экспериментирования, систематического наблюдения за всевозможными живыми и не живыми объектами. Дети смогут взглянуть совсем иначе на самые простые вещи, рассмотреть их красоту и уникальность.

Цель данной программы – развитие элементарных знаний и представлений дошкольников о микромире окружающей среды, посредством использования микроскопа и лупы.

Задачи программы:

- Развитие мотивации к познавательной исследовательской деятельности детей дошкольного возраста;

- Способствовать приобретению воспитанниками определенных знаний, умений и навыков;

- Знакомить с оборудованием необходимым для наблюдений и исследований;

- Дать детям представления о видах и строении микроскопа;

- Расширять кругозор детей старшего дошкольного возраста о мельчайших представителях живого и не живого мира;

- Обогащать словарный запас, развивать речь детей;

- Закрепить и расширить знания об экологических проблемах;

- Воспитывать экологическую культуру, гуманное, бережное отношения к окружающей действительности, природе.

Отличительные особенности программы:

Новизной данной программы является комплексное использование элементов ранее известных и современных методик детского экспериментирования, структуризация практического и диагностического материала именно для старших дошкольников.

Рабочая программа направлена на:

- Увеличение количества детей, охваченных дополнительным образованием;

- Создание условий для развития личности ребёнка, повышения его мотивации к познанию и творчеству;

- Создание условий для выявления и поддержки одарённых детей;

- Создание условий с учётом возрастных особенностей для ранней профориентации (выбор в школе класса естественно научного направления).

Программа построена на следующих принципах:

- Принцип научности – предполагает подкрепление всех средств познания научно – обоснованными и практически апробированными методикам и содержание работы соответствует основным положениям возрастной психологии и дошкольной педагогики, при этом имеет возможность реализации в практике дошкольного образования;

- Принцип целостности – основывается на комплексном принципе построения непрерывности процесса поисковой – исследовательской деятельности;

- Принцип систематичности и последовательности – обеспечивает единство воспитательных, развивающих, обучающих задач и развития поисково – исследовательской деятельности;

-Принцип личностно – ориентированного подхода – развитие личности ребёнка, его индивидуальности и неповторимости, развитие познавательных способностей на основе имеющегося у него опыта жизнедеятельности;

- Принцип возрастной адекватности образования – подбор педагогом содержания и методов дополнительного образования в соответствии с возрастными особенностями детей, психологическим законами развития, учитывая его индивидуальные интересы, особенности и склонности.

- Принцип креативности – предусматривает развитие у дошкольников способности переносить ранее сформированные навыки в ситуации самостоятельной деятельности, инициировать и поощрять потребности детей самостоятельно находить решение нестандартных задач и проблемных ситуаций;

- Принцип единения предмета и явления окружающего мира в их движении, изменении и развитии - в основе данного принципа лежат представления детей о прошлом, настоящем и будущем объектов познания, а также умения рассматривать их во взаимосвязях и взаимозависимостях;

- Принцип использования средств познания (пособий, карт, схем, оборудования);

- Принцип позитивной социализации – освоение ребёнком культурных норм, средств и способов деятельности, культурных образцов поведения и общения с другими людьми происходят в процессе сотрудничества со взрослыми и другими детьми, направленного на создание предпосылок к полноценной деятельности ребёнка в изменяющемся мире;

- Принцип содействия и сотрудничества детей и взрослых, признания ребёнка полноценным участником образовательных отношений – активное участие в реализации программы, диалогический характер коммуникаций между всеми участниками образовательных отношений.

Адресат программы: обучающиеся 6 – 7 лет. Численный состав - 45 детей,

2 группы.

Срок освоения программы – 1 год.

Режим занятий: 2 занятия в неделю, продолжительностью 35 минут, теория и практика совместно. Время занятий: 16:00 – 16:35.

Кадровое обеспечение:

Седова Наталья Владимировна – воспитатель высшей квалификационной категории, стаж работы - 15 лет.

Филиппова Надежда Сергеевна - воспитатель высшей квалификационной категории, стаж работы – 16 лет.

Куратор программы: Старостина Татьяна Николаевна – старший воспитатель с высшей квалификационной категорией, стаж работы – 28 лет.

Методы и приемы организации образовательного процесса:

Словесный: беседы, обсуждения, поощрения, убеждения, постановка и решение вопросов пробеленного характера, мотивация, заучивание стихов и считалок, чтение художественных текстов.

Наглядный: наблюдения, рассматривание, просмотр презентаций и видео.

Практический: экспериментирование, исследование, упражнения, акции, настольные, дидактические и подвижные игры.

Сотрудничество с семьями воспитанников.

Формы организации образовательного процесса:

Групповая, индивидуально – групповая, индивидуальная.

Планируемые результаты:

- В процессе реализации программы дети научатся: наблюдать, рассматривать, изучать, систематизировать, устанавливать простейшие причинно – следственные связи, обобщать и делать самостоятельные выводы.

- Повысится уровень познавательной активности и исследовательской деятельности дошкольников.

- Научатся пользоваться микроскопом и лупой, будут применять их самостоятельно.

- Научатся бережно относится к природе и замечать красоту окружающего мира.

В ходе работы по программе в группе будет создан «Уголок исследователя», изготовлен домик для насекомых, изготовлены альбомы, организованы выставки творческих работ воспитанников и совместного творчества родителей и детей, нарисованы плакаты, выпущены фотоальбомы и стенгазеты.

Формы проведения итогов реализации дополнительной образовательной программы.

o Открытые занятия с элементами проектной деятельности.

o Экологические акции: «Береги воду!», «Помоги насекомым».

o Фотовыставки.

o Творческие работы.

o Рисование на экологическую тематику.

o Викторины.

o Совместные занятия с детьми и родителями.

o Квест – игра;

o Конкурсы и др.

Материально-техническое обеспечение

Наглядные пособия:

- Предметные картинки по темам программы (например: «Комнатные растения», «Первоцветы, полевые, луговые, садовые цветы», «Грибы», «Деревья», «Насекомые» и т. д, плакаты, карточки-схемы, модели, макеты, альбомы, иллюстрации, презентационный материал.

Оборудование и материалы:

Микроскоп, лупы на каждого ребёнка, набор для исследований, виды тканей и бумаги, минералы и ракушки, настольно-печатные, дидактические игры экологического содержания (Лото – парочки: «растения», «насекомые» и т. д., разнообразные виды почвы, природный материал (шишки, листья, кусочки коры, ветки, мох, семена, уголь и т. д., иллюстрации, художественная литература (указана в календарном плане,

Материалы и инструменты для творческой деятельности и ручного труда: кисточки, пластилин, стеки, бумага разных размеров, текстильный материал, клей, ножницы, краски, цветные карандаши, альбомы, раскраски.

Информационное обеспечение:

- Аудио, видео - записи;

- Мультимедийное оборудование,

- Ноутбук;

- Магнитофон.

Пространственная среда:

- Уголок для самостоятельного исследования в группе;

- Комнатные растения;

- Оборудование для экспериментирования;

- Приборы (лупа, микроскоп.).

- Материалы для исследования.

- «Огород на окошке»;

- Мини – музей камня;

- «Зелёная аптека» (на территории детского сада);

- Экологическая гостиная (в помещении детского сада).

Календарно – тематический план:

Сентябрь

- Подбор и изучение методической литературы для разработки программы;

- Определение цели и задач рабочей программы;

- Составление календарно – тематического плана;

- Утверждение рабочей программы дополнительного образования;

- Подбор художественной литературы для детей.

Октябрь

«Невидимки рядом с нами»

Цель: формировать представление о микроскопе и микромире.

- «Волшебное окошко, или что такое микроскоп?» - беседа с показом презентации;

- «Чудесный микромир» - беседа, просмотр презентации;

- «Учимся работать с прибором» - исследовательская деятельность.

Форма подведения итога

- «Удивительная клетка» - плоскостная лепка;

- Создание альбомов и «Уголка исследователя», для самостоятельного изучения окружающего мира;

- Раскрашивание раскраски «микроскоп».

Ноябрь

«Растительный мир в осенний период»

Цель: познакомить детей со строением частей растений, грибов и особенностями растительного мира в осенний период.

- «Деревья. (Кора, плоды и семена, рассматривание осенних листьев)» - беседа с рассматриванием через микроскоп;

- «Изучаем мох» - беседа с рассматриванием под микроскопом и создание флорариума;

- «Рассматривание лука в микроскоп» - беседа и рассматривание, опытническо – исследовательская деятельность окрашивание лука;

- «Грибы – волшебное царство»- беседа с рассматриванием в микроскоп;

- Викторина о грибах.

Форма подведения итога

- Зарисовка в индивидуальных альбомах.

- Аппликация из осенних листьев (совместное творчество родителей и детей);

- Фотофиксация.

Декабрь

«Земля»

Цель: познакомить детей с почвой, минералами их строением и составом.

- «Необычные частицы песка» - беседа с рассматриваем песка под микроскопом;

- «Виды почвы под микроскопом» - беседу с показом презентации;

- «Рассматривание минералов» - рассматривание в микроскоп и беседа о камнях;

- «Опытнеческо – экспериментальная деятельность – выращивание кристаллов соли»

- Рассматривание иллюстраций к сказам «Хозяйка медной горы» и «Серебряное копытце»;

- Чтение перед сном: П. Бажов «Серебряное копытце».

Форма подведения итога

- Аппликация: «Каменный цветок»

- Зарисовка в индивидуальных альбомах;

- Фотофиксация.

Январь

«Жизнь в капле воды»

Цель: Совершенствовать представления детей о разнообразных свойствах воды и её значении в жизни человека.

- «В гостях у Капитошки» - беседа и рассматривание в микроскоп;

- Пальчиковая гимнастика: «Ах, вода, вода, вода»;

- Чтение экологической сказки «Всё живое нуждается в воде»;

- Просмотр мультфильма «Капитошка»;

- «Прекрасная снежинка» - беседа с показом презентации, наблюдение и рассматривание снежинок через лупу;

- «Лёд и снег в увеличительном стекле» - беседа, рассматривание и наблюдения;

- «Что таится в талой воде?» - беседа, рассматривание, наблюдение и опытническо – исследовательская деятельность;

- Практическое упражнение: «Мыльные перчатки»;

- «Цветной лёд» рассматривание и опытническо – исследовательская деятельность, украшение участка цветными льдинками.

- Заучивание стихотворения К. Бальмонта «Снежинка».

- Совместное творчество родителей и детей – опыт «Цветные льдинки».

Форма подведения итога

- Ручной труд «Снежинка»;

- Рисование «Весёлая Капитошка»;

-Зарисовка в индивидуальных альбомах;

- Фотофиксация;

- Акция: «Береги воду!» - совместное творчество родителей и детей (изготовление плакатов).

Февраль

«В мире привычных вещей»

Цель: Формировать у детей представления о свойствах и строение предметов, окружающего мира.

- «Частицы пыли» - беседа, рассматривание и опытническо – исследовательская деятельность;

- «Предметы вокруг нас (Бумага, картон, чернила, мёд и дрожжи, гвозди и т. д.)» - Рассматривание и сравнение материалов под микроскопом;

- «Рассматривание видов тканей» - беседа с рассматриванием под микроскопом и пособия виды тканей;

- «Строение птичьего пера, ракушки» - рассматривание и беседа.

- «Человеческий волос, как же он устроен?» - Беседа и рассматривание.

Форма поведения итога

- Аппликация из ткани: «Спящий малыш»;

- Зарисовка в индивидуальных альбомах;

- Фотофиксация.

Март

«Пробуждение после зимы»

Цель: познакомить детей со строением частей растений и их особенностями в весенний период.

- «Корень, стебель, лист, почка» - Беседа и рассматривание;

- «Рассматривание ростка клёна, польза деревьев» - беседа и наблюдение с рассматриванием на улице;

- Чтение «Сказка о маленьком кедре»;

- «Рассматривание и сравнение листьев разных комнатных растений» - беседа с рассматриванием в микроскоп;

- «Пыльца, лепесток» - беседа, рассматривание.

- Подвижная игра: «Раз, два, три к дереву беги;

- Лото - парочки: «Растения».

Форма подведения итога

- Фотофиксация;

- Зарисовка в индивидуальном альбоме.

Апрель

«Знакомые незнакомцы, или удивительные насекомые»

Цель: расширять представления детей об особенностях внешнего вида насекомых, их жизни.

- «Насекомые вблизи» - показ презентации и наблюдения на улице;

- «Те, кто ползает» - наблюдение на улице в лупу и беседа;

- «Порхающая красота и значение насекомых в нашем мире» - наблюдение в природе через лупу, экскурсия в аптекарский огород;

- Акция: «Помоги насекомым!»;

- Создание домика для насекомых (на

территории детского сада);

- «Рассматривание муравейника» - беседа с показом презентации и наблюдение на улице.

- Словесная игра: «Угадай по описанию»;

- Подвижная игра: «Паук и мухи».

- Заучивание считалки «Пчёлы- пчёлы…»

Форма подведения итога

- Аппликация: «Насекомые (пчела)»;

- Зарисовка в индивидуальных альбомах

- Фотофиксация.

Май

Итог работы по программе

- «Наши удивительные открытия, в чудесном микромире!»;

- Квест – игра.

Форма подведения итога

- Стенгазета: «Как мы изучали микромир»;

- Вернисаж творческих работ.

Список литературы:

1. Образовательная программа дошкольного образования «От рождения до школы», под ред. Н. Е. Вераксы, Т. С. Комаровой, М. А. Васильевой. Мозаика – Синтез. - М. : 2014;

2. О. А. Соломенникова. Ознакомление с природой в детском саду. Подготовительная к школе группа. – М. : МОЗАИКА – СИНТЕЗ, 2017.

3. Микромир. Детская энциклопедия. Росмэн - 2019.

4. Мазур О., Савчин Д. «Микромир». Levenhuk - 2017.

5. «Полезная книга знаний. Микромир», «Кредо» - 2019.

6. О. В. Дыбина, Н. П. Рахманова, В. В. Щетинина «Неизведанное рядом. Опыты и эксперименты для дошкольников». М. : ТЦ «Сфера», 2011.

7. О. А. Скоролупова Занятия с детьми старшего возраста по теме «Зима» - М. : ООО «Издательство Скрипторий 2003», 2005.

8. О. А. Скоролупова Занятия с детьми старшего возраста по теме «Вода» - М. : ООО «Издательство Скрипторий 2003», 2005.

9. «Насекомые». Детская энциклопедия. РОСМЭН, М. 2017.

10. А. Ковинько Секреты природы – это так интересно! – М: Линка-Пресс, 2004.

11. Николаева С. Н. Экологическое воспитание детей при подготовке к школе: Учебное пособие. – М. : Книголюб, 2007.

12. Страунинг А. М. Чудеса в природе открываем сами. Рассказы-задачи и игры по экологии для детей и … взрослых. 2-е изд. И доп. – Обнинск, ООО «Принтер», 2001.

13. Бондаренко Т. М. Экологические занятия с детьми 6-7 лет: Практическое пособие для воспитателей и методистов ДОУ. – Воронеж6 ТЦ «Учитель», 2004.

14. Занимательное природоведение. – М., Омега, 2007.

15. ПЛАНЕТА – НАШ ДОМ мир вокруг нас. – М. : «ЛАЙДА», 2005.

16. Иванова А. И. Мир растений: Экологические наблюдения и эксперименты в детском саду: - М. : ТЦ Сфера, 2010.

17. Рыжова Н. А. Программа «НАШ ДОМ – ПРИРОДА2: Блок занятий «Я и Природа» - М. : «Карапуз-ДИДАКТИКА», 2005.

18. Рыжова Н. А. почва – живая земля: Блок занятий «Почва». – М. : «КАРАПУЗ-ДИДАКТИКА», 2005.

19. Рыжова Н. А. Что у нас под ногами: Блок занятий «Песок. Глина. Камни». – М. : «КАРАПУЗ –ДИДАКТИКА», 2005.

20. Шорыгина Т. А. Зелёные сказки: Экология для малышей. – М. : Книголюб, 2005.

21. Т. А. Шорыгина «Познавательные сказки: Беседы с детьми о Земле и её жителях» - М. : ТЦ «Сфера», 2017.

22. Т. А. Шорыгина «Беседы о насекомых с детьми 5-8 лет». М. : ТЦ «Сфера» - 2017.

23. Т. А. Шорыгина «Деревья. Кто они?». – М. : ГНОМ, 2012;

24. Т. А. Шорыгина «Беседа о цветах и комнатных растениях». – М. : ТЦ Сфера, 2018.

Публикации по теме:

Беседа с показом презентации «Волшебное окошко, или Что такое микроскоп?»Беседа с показом презентации «Волшебное окошко, или Что такое микроскоп?» Конспект НОД на тему: "Волшебное окошко или что такое микроскоп?".Автор: Седова Наталья Владимировна, воспитатель МДОУ - Центр развития.

Дополнительная образовательная программа «Мир вокруг нас» Дополнительная образовательная программа «Мир вокруг нас" Пояснительная записка. Развитие естественно – научных представлений дошкольников.

Дополнительная образовательная программа по экологии «Зернышко» . Часть 14-средства реализации программы 2.2. Вариативные формы, способы, методы и средства реализации программы дошкольного образования.

Дополнительная образовательная программа по экологии «Зернышко» (заключительная часть — взаимодействие с родителями) 2.5. Особенности взаимодействия педагогического коллектива с семьями воспитанников.

Дополнительная общеобразовательная (общеразвивающая) программа «Автомодельный спорт» для обучающихся 10–16 лет Пояснительная записка - направленность программы: физкультурно-спортивная Моделизм спортивный – это конструирование и постройка действующих.

Дополнительная общеобразовательная общеразвивающая программа «Фитнес кидс» «Fitness kids» 1. ПОЯСНИТЕЛЬНАЯ ЗАПИСКА Стратегическое направление государственной политики в области поддержки и сохранения здоровья детей регламентируется.

Дополнительная общеобразовательная общеразвивающая программа физкультурно-спортивной направленности «Волейбол» Пояснительная записка Дополнительная образовательная программа имеет физкультурноспортивную направленность. Игра в волейбол – это народная.

Дополнительная общеобразовательная программа художественной направленности «Карусель» для детей от 2–3 лет ПОЯСНИТЕЛЬНАЯ ЗАПИСКА Дополнительная образовательная программа по художественно-эстетическому развитию на основе интеграции различных видов.

Дополнительная общеобразовательная программа «Юный исследователь»Дополнительная общеобразовательная программа «Юный исследователь» Дополнительная общеобразовательная программа «Юный исследователь» Содержание программы I. Целевой раздел …. 3 1.1.

Дополнительная общеразвивающая программа «Смышленыш». Пояснительная записка. ПОЯСНИТЕЛЬНАЯ ЗАПИСКА 1. Направленность дополнительной образовательной программы - познавательная. Дополнительная образовательная программа.

Библиотека изображений:
Автор публикации:
Дополнительная общеразвивающая программа естественнонаучной направленности «Волшебное окошко в чудесный микромир»
Опубликовано: 20 мая 2020 в 07:54
+142Карма+ Голосовать
Расскажите коллегам и друзьям!
Комментарии:
Всего комментариев: 39.
Для просмотра комментариев
Популярное из нового
22 апреля. День Матери Земли. Передвижка «День Земли»

Сегодняшний праздник отмечается во всем мире, ведь он посвящен нашему общему месту обитания — планете Земля.

21 апреля. День домашнего спорта. Передвижка «Физическое воспитание в семье»

День домашнего спорта – это замечательный повод организовать физкультурное развлечение для дошколят и напомнить их родителям об основных принципах физического воспитания в семье.


Горячие темочки



РЕГИСТРИРУЙТЕСЬ!
Используя МААМ принимаете Cоглашение и ОД