МААМ-картинки

Физкультурно-оздоровительная программа кружка лечебной физической культуры «Здоровейка»

Полина Шохина
Физкультурно-оздоровительная программа кружка лечебной физической культуры «Здоровейка»

Дополнительная общеобразовательная физкультурно-оздоровительная программа кружка лечебной физической культуры

«Здоровейка»

Срок реализации программы : 1 год

Возраст воспитанников: 5-11 лет

Автор – составитель:

Воспитатель

Шохина П. А.

Иваново- 2018 год

Содержание

Раздел № 1 «Комплекс основных характеристик программы»….3

1.1. Пояснительная записка…. 3

1.2. Цели и задачи программы…. 8

Публикация «Физкультурно-оздоровительная программа кружка лечебной физической культуры „Здоровейка“» размещена в разделах

1.3. Содержание программы…. 9

1.4. Планируемые результаты….33

Раздел № 2 «Комплекс организационно- педагогических условий»….36

2.1. Календарный учебный график…. 36

2.2. Условия реализации программы…36

2.3. Формы аттестации…36

2.4. Оценочные материалы….37

2.5. Методические материалы…. 37

2.6. Список литературы…. 38

Раздел № 1 «Комплекс основных характеристик программы»

1.1. Пояснительная записка

В соответствии с рекомендациями к вариативной части регионального компонента содержания образования и учитывая потребности детей и родителей, появилась необходимость в дополнительных занятиях лечебной физической культурой. Ежегодно при углубленном медицинском осмотре выявляется большое количество детей с неврозами. Особенно велик этот показатель в возрастном периоде от 6 до 10 лет – 43 % от всех осмотренных детей.

Предмет изучения лечебной физкультуры - это прежде всего физическая активность - одно из необходимых условий жизни, имеющее не только биологическое, но и социальное значение. ЛФК рассматривается как естественно- биологическая потребность, физическая активность, регламентируемая в соответствии с медицинскими показателями, является важнейшим фактором коррекции образа жизни человека. В основе ее теоретических позиций лежат данные анатомии, физиологии, гигиены, биохимии, педагогики, теории и методики физического воспитания, а также клинические знания, научно обоснованные методы применения физических упражнений к различным заболеваниям. Одной из самых характерных особенностей данного метода является применение к детям физических упражнений в условиях активного и сознательного участия в лечебном процессе. Во время занятий ребёнок должен активно воспринимать показ упражнений и сопутствующие объяснения. Возникающие представления о характере упражнения позволят ему сознательно реализовать и координировать свои движения. Это сознательное и волевое участие в сложном процессе поможет усилить восстановление функций, нарушенных болезнью или травмой.

Функция движения, используемая активно в лечебной физкультуре, является стимулятором процессов роста, развития и формирования организма. ЛФК не имеет противопоказаний к своему применению, начиная с первых дней своего рождения и до глубокой старости. Движения человека можно использовать в целях стимуляции и развития его функциональных возможностей. Педагогической целесообразностью ЛФК является метод лечения, использующий средства физической культуры с лечебно-профилактической целью и для более быстрого восстановления здоровья и трудоспособности, предупреждения последствий патологического процесса. ЛФК тесно связана с лечебно-воспитательным процессом, она воспитывает у детей сознательное отношение к использованию физических упражнений, прививает гигиенические требования, предусматривает участие ребенка в регулировании своего общего режима, в частности режима движений, воспитывает правильное отношение детей к закаливанию естественными факторами природы, воспитывает трудолюбие и правильное поведение в обществе.

Ранний возраст характеризуется с началом формирования сложных функций мозга, быстрым развитием речи, совершенствуется сенсорика. Дети раннего возраста легко возбудимы и трудно приспосабливаются к любым изменениями условий жизни, сопротивляемость организма ребенка остается резко сниженной, поэтому в этом возрасте дети подвержены острым заболеваниям.

В возникновении детских неврозов как психогенных заболеваний основная причина в разнообразных психотравмирующих факторах и, как правило, многое зависит от родителей.

Причины неврозов: первоначально проблемы семейных взаимоотношений; дефицит положительных эмоциональных воздействий - любви, ласки, поощрения, ободрения; проблемы поиска своего "я" и оптимальных путей самовыражения, самоутверждения и признания; неврозы в детском возрасте могут быть клинико-психологическим выражением личностных проблем родителей - эгоцентризма, затрудняющего принятие ребенка и его индивидуальности; тревожность мам и пап, лежащая в основе гиперопеки; внутренняя конфликтность, осложняющая отношения в семье; а также излишняя принципиальность, ведущая к негибкости и чрезмерному контролю в отношениях с детьми.

Неврозы наблюдаются в любом возрасте, однако форму клинически очерченных заболеваний они приобретают, как правило, лишь после 6-7-летнего возраста. До того расстройство носит клинически стертый характер и поэтому остается нераспознанным родителями и мало осознается детьми.

Неврологическое расстройство у школьников носит обратимый характер, поэтому, чем раньше приступить к лечению, тем быстрее можно избавить ребенка от неприятных симптомов заболевания. Неврозы у детей младшего школьного возраста служат первым сигналом возможных серьезных проблем психического состояния в более зрелом возрасте. Родители в подобной ситуации просто обязаны принять меры по устранению заболевания, а не ждать когда все пройдет само по себе.

Нормативная база

• Федеральный Закон от 29.12.2012 № 273-ФЗ «Об образовании в РФ».

• Статьей 31 Федерального закона№329-Ф3 от о4.12.2007 «О физической культуре и спорте в Российской Федерации.

• Концепция развития дополнительного образования детей (Распоряжение Правительства РФ от 4.09.2014 № 1726-р).

• Постановление Главного государственного санитарного врача РФ от 04.07.2014 № 41 «Об утверждении СанПиН 2.4.4.3172-14.

• «Санитарно-эпидемиологические требования к устройству, содержанию и организации режима работы образовательных организаций дополнительного образования детей».

• Приказ Минобрнауки России от 29.08.2013 № 1008 «Об утверждении Порядка организации и осуществления образовательной деятельности по дополнительным общеобразовательным программам».

• Методические рекомендации МОиНРФ по проектированию дополнительных общеразвивающих программ (включая разноуровневые программы) от 18.11.2015 г. (№09-3242).

• Локальный акт «Положение о разработке, порядке утверждения, реализации и корректировки общеобразовательных программ».

Направленность данной программы - физкультурно-оздоровительная. По функциональному предназначению программа является учебно-познавательной профилактической и коррекционной; по форме организации – групповой; срок реализации – один год.

В настоящее время особо актуальна лечебная физическая культура, так как каждый третий ребенок страдает от какого-либо заболевания. Люди стали чаще испытывать напряжение из-за быстрого ритма жизни, в самых запущенных случаях это приводит к неврозам, и именинно лечебная физическая культура помогает бороться с ними и оставаться в форме.

Актуальность программы обусловлена тем, что применение средств физической культуры с лечебной и профилактической целью широко используется при неврозах не только в больницах, поликлиниках, санаториях, но и в индивидуальном порядке. Правильное применение лечебной физической культуры (ЛФК) ускоряет выздоровление, способствует восстановлению нарушенной трудоспособности и возвращению к нормальной жизнедеятельности. Лечебная физическая культура координирует функционирование сигнальных систем, коры и подкорки головного мозга, положительно стимулирует и успокаивает нервы. Эти особенности позволяют использовать ЛФК в том числе и для профилактики невротических расстройств.

Новизной программы являются аутотренинг, упражнения на расслабление и укрепление нервной системы (релаксация).

Педагогической целесообразностью ЛФК является метод профилактики неврозов, использующий средства физической культуры с лечебно-профилактической целью и для более быстрого восстановления здоровья и трудоспособности, предупреждения последствий патологического процесса. ЛФК тесно связана с лечебно-воспитательным процессом, она воспитывает у детей сознательное отношение к использованию физических упражнений, прививает гигиенические требования, предусматривает участие ребенка в регулировании своего общего режима, в частности режима движений, воспитывает правильное отношение детей к закаливанию естественными факторами природы, воспитывает трудолюбие и правильное поведение в обществе. ЛФК является:

• методом неспецифической терапии, а применяемые физические упражнения - неспецифическими раздражителями. Они вовлекают в ответную реакцию все звенья нервной системы;

• методом патогенетической терапии, систематическое применение физических упражнений способно повлиять на реактивность организма, как на общую реакцию, так и ее местное проявление;

• методом активной функциональной терапии, т. к. регулярная дозированная тренировка стимулирует, тренирует весь организм к возрастающим физическим нагрузкам, что, в конечном итоге, приводит к функциональной адаптации;

• методом поддерживающей терапии, применяемой обычно на завершающих этапах медицинской реабилитации.

Данная программа является модифицированной, составительской. В её основу положена "Программа по физической культуре для учащихся 1-11 классов общеобразовательных школ", утвержденной Министерством просвещения и комплексы занятий по ЛФК для детей с неврозами, а так же различные методические пособия и собственные методические разработки. Программа рассчитана на 1 час в неделю для младших школьников и на 0,5 часа для старших дошкольников.

Адресат программы.

Программа рассчитана на детей старшего дошкольного (5-7 лет) и младшего школьного (7-11 лет) возраста, принятых в группу ЛФК без специально отбора на основе желания ребенка. Программа разработана с учетом психических и физических особенностей детей разного возраста.

В старшем дошкольном возрасте невроз может возникнуть из-за перемены домашней обстановки что приводит к перегрузке психики, при этом есть вероятность заработать невротическое состояние. К примеру, если избалованный пребыванием мамы ребенок, вынужден длительно и часто ждать ее. Перегрузка так же может зависеть от темперамента воспитания, например, скачки от строгости к дурачеству. От таких скачков у ребенка не закрепляется тормозной процесс, и возникает патологическая тормозимость. Очень плохо сказывается нервное отношение матери и отца к ребенку, например, скачки от жесткости к нежности; неравное отношение к детям в кругу семьи; перехваливание.

Профилактика появления патологических симптомов еще в раннем детстве, а затем купирование отклонений в поведении ребенка впоследствии могут помочь устранить развитие неврозов в более старшем возрасте.

В младшем школьном возрасте наблюдается в основном 2 вида этой патологии— навязчивые страхи и навязчивые движения. Последние формируются обычно у детей 4—6 лет и старше, но некоторые элементы навязчивых движений могут проявиться и раньше — с 2 до 4 лет. В образовании страхов доминирует запугивание детей взрослыми. Внезапный испуг может привести к навязчивому страху. Так, ребенок, испуганный неожиданным громким свистом паровоза, начинает панически бояться поезда, испугать, ребенка может внезапно выбежавшая собака и вызвать у него стойкий страх перед животными.

Профилактика неврозов у детей данного возраста заключается в формировании механизмов психической саморегуляции.

Учебная занятость.

Занятия проводятся по группам, сформированным без дополнительного отбора. Содержание программного материала состоит из базовых и большого количества подготовительных, подводящих и коррекционных упражнений: упражнения для развития мелкой моторики рук; упражнения для формирования правильной осанки; комплекс упражнений для профилактики плоскостопия; комплекс упражнений дыхательной гимнастики; специальные упражнения для глаз; упражнения для развития функции координации и вестибулярного аппарата, упражнения для профилактики неврозов.

На первоначальном этапе программа занятий состоит из простых упражнений, не требующих больших мышечных усилий и повышенной концентрации внимания. В дальнейшем нагрузка постепенно увеличивается. Все упражнения выполняются спокойно и неторопливо. Сперва сеансы продолжаются по 10-15 минут, а затем — по 35-45 минут.

Группа считается сформированной при наличии в ней не более 10 человек, так как по разным причинам в течение первого семестра происходит нормальный для дополнительного образования отсев детей, которые более не могут или не хотят заниматься.

Учебная деятельность

Занятия программы - получение знаний и навыков в непринуждённой обстановке, перенапряжение и утомляемость снимается за счёт переключения на разнообразные виды деятельности в ходе занятий. По данной программе могут заниматься дети с разным уровнем подготовки и дети с физическими недостатками, сколиоз, плоскостопие. Форма обучения в группе – очная.

Программа реализует основные идеи и цели системы дополнительного образования воспитанников:

• развитие мотивации детей к познанию и творчеству;

• содействие личностному самоопределению детей, их самореализации и развития;

• развитие и реализация интеллектуального потенциала;

• сохранение и охрана здоровья воспитанников.

1.2. Цели и задачи программы

Цель:

Овладение учащимися основ лечебной физической культуры, слагаемыми которой являются: поддержание оптимального уровня здоровья детей, овладение знаниями в области ЛФК и осуществление профилактики неврозов с помощью освоенных способов и умений.

Задачи:

В области ЛФК:

• Общее укрепление организма.

• Организация активного отдыха, как отвлечение от болезненного состояния.

• Развитие правильной оценки собственных сил и возможностей.

• Улучшение работоспособности.

В области воспитания:

• Воспитание действий в коллективе

• Воспитание навыка преодоление трудностей на основе укрепления воли к победе.

• Развитие чувства гармонии, чувства ритма;

1.3. Содержание программы

Учебно-тематический план

Учебно-тематический для детей старшего дошкольного возраста

№ п/п Название разделов, темы Количество часов Формы аттестации/

контроля

Всего Теория Практика

1. Инструктаж по охране труда.

Вводное занятие.

Упражнения для формирования и закрепления навыков правильной осанки.

Упражнения для профилактики неврозов. 0,5 - 0,5 Гимнастика

2. Упражнения для развития гибкости и растяжения мышц и связок позвоночника.

Упражнения для профилактики неврозов. 0,5 - 0,5 Гимнастика

3. Комплекс упражнений от плоскостопия.

Упражнения для профилактики неврозов. 0,5 - 0,5 Гимнастика

4. Упражнения Хатха – йоги: стоячие позы и лёжа на животе.

Упражнения для профилактики неврозов. 0,5 - 0,5 Гимнастика

5. Обучение правильному дыханию.

Упражнения для развития гибкости и растяжения мышц и связок позвоночника.

Упражнения для профилактики неврозов.

0,5 - 0,5 Гимнастика

6. Комплекс упражнений от плоскостопия.

Упражнения для профилактики неврозов. 0,5 - 0,5 Гимнастика

7. Оздоровительная гимнастика Хатха-йога, дыхательная гимнастика.

Упражнения для профилактики неврозов. 0,5 - 0,5 Гимнастика

8. Упражнения для расслабления мышц и укрепления нервной системы.

Упражнения для профилактики неврозов. 0,5 - 0,5 Гимнастика

9. Оздоровительная гимнастика Хатха-йога.

Обучение правильному дыханию: брюшному, грудному, полному.

0,5 - 0,5 Гимнастика

10. Упражнения для развития силы мышц спины: динамические и статические.

Упражнения для профилактики неврозов. 0,5 - 0,5 Гимнастика

11. Оздоровительная гимнастика Хатха-йога.

Упражнения для профилактики неврозов. 0,5 - 0,5 Гимнастика

12. Комплекс упражнений от плоскостопия.

Упражнения для профилактики неврозов. 0,5 - 0,5 Гимнастика

13. Упражнения для развития силы мышц спины: динамические и статические.

Упражнения для профилактики неврозов. 0,5 - 0,5 Гимнастика

14. Обучение правильному дыханию: брюшному, грудному, полному.

Оздоровительная гимнастика Хатха-йога.

0,5 - 0,5 Гимнастика

15. Упражнения Хатха – йоги: стоячие позы, лёжа на животе и спине.

Упражнения для профилактики неврозов. 0,5 - 0,5 Гимнастика

16. Комплекс упражнений от плоскостопия, дыхательная гимнастика.

Упражнения для профилактики неврозов. 0,5 - 0,5 Гимнастика

17. Оздоровительная гимнастика Хатха-йога, дыхательная гимнастика.

Упражнения для профилактики неврозов. 0,5 - 0,5 Гимнастика

18. Упражнения для развития силы мышц спины: динамические и статические.

Упражнения для профилактики неврозов. 0,5 - 0,5 Гимнастика

19. Оздоровительная гимнастика Хатха-йога. Упражнения для глаз.

Упражнения для профилактики неврозов. 0,5 - 0,5 Гимнастика

20. Комплекс упражнений от плоскостопия.

Упражнения для профилактики неврозов. 0,5 - 0,5 Гимнастика

21. Оздоровительная гимнастика Хатха-йога.

Упражнения для профилактики неврозов. 0,5 - 0,5 Гимнастика

22. Оздоровительная гимнастика Хатха-йога, дыхательная гимнастика.

Упражнения для профилактики неврозов. 0,5 - 0,5 Гимнастика

23. Упражнения для развития силы мышц спины: динамические и статические.

Упражнения для профилактики неврозов. 0,5 - 0,5 Гимнастика

24. Комплекс упражнений от плоскостопия.

Упражнения для профилактики неврозов. 0,5 - 0,5 Гимнастика

25. Упражнения для развития силы мышц спины: динамические и статические.

Упражнения для профилактики неврозов.

0,5 - 0,5 Гимнастика

26. Оздоровительная гимнастика Хатха-йога.

Упражнения для профилактики неврозов. 0,5 - 0,5 Гимнастика

27. Упражнения для развития силы мышц спины: динамические и статические.

Упражнения для профилактики неврозов. 0,5 - 0,5 Гимнастика

28. Упражнения для развития силы мышц спины: динамические и статические.

Упражнения для профилактики неврозов. 0,5 - 0,5 Гимнастика

29. Комплекс упражнений от плоскостопия, дыхательная гимнастика.

Упражнения для профилактики неврозов. 0,5 - 0,5 Гимнастика

30. Упражнения для развития силы мышц спины: динамические и статические.

Упражнения для профилактики неврозов. 0,5 - 0,5 Гимнастика

31. Оздоровительная гимнастика Хатха-йога, дыхательная гимнастика.

Упражнения для профилактики неврозов. 0,5 - 0,5 Гимнастика

32. Упражнения для развития силы мышц спины: динамические и статические.

Упражнения для профилактики неврозов. 0,5 - 0,5 Гимнастика

33. Итоговое занятие.

Комплекс упражнений от плоскостопия, дыхательная гимнастика.

Упражнения для профилактики неврозов. 0,5 - 0,5 Наблюдение

34. Итоговое занятие.

Упражнения для развития силы мышц спины: динамические и статические.

Оздоровительная гимнастика Хатха-йога. Упражнения для глаз.

Упражнения для профилактики неврозов. 0,5 - 0,5 Наблюдение

Итого 17 - 17

Учебно-тематический план для детей младшего школьного возраста

№ п/п Название разделов, темы Количество часов Формы аттестации/

контроля

Всего Теория Практика

1. Инструктаж по охране труда.

Вводное занятие.

Упражнения для формирования и закрепления навыков правильной осанки.

Упражнения для профилактики неврозов. 1 - 1 Гимнастика

2. Упражнения для развития гибкости и растяжения мышц и связок позвоночника.

Упражнения для профилактики неврозов. 1 - 1 Гимнастика

3. Комплекс упражнений от плоскостопия.

Упражнения для профилактики неврозов. 1 - 1 Гимнастика

4. Упражнения Хатха – йоги: стоячие позы и лёжа на животе.

Упражнения для профилактики неврозов. 1 - 1 Гимнастика

5. Обучение правильному дыханию.

Упражнения для развития гибкости и растяжения мышц и связок позвоночника.

Упражнения для профилактики неврозов.

1 - 1 Гимнастика

6. Комплекс упражнений от плоскостопия.

Упражнения для профилактики неврозов. 1 - 1 Гимнастика

7. Оздоровительная гимнастика Хатха-йога, дыхательная гимнастика.

Упражнения для профилактики неврозов. 1 - 1 Гимнастика

8. Упражнения для расслабления мышц и укрепления нервной системы.

Упражнения для профилактики неврозов. 1 - 1 Гимнастика

9. Оздоровительная гимнастика Хатха-йога.

Обучение правильному дыханию: брюшному, грудному, полному.

1 - 1 Гимнастика

10. Упражнения для развития силы мышц спины: динамические и статические.

Упражнения для профилактики неврозов. 1 - 1 Гимнастика

11. Оздоровительная гимнастика Хатха-йога.

Упражнения для профилактики неврозов. 1 - 1 Гимнастика

12. Комплекс упражнений от плоскостопия.

Упражнения для профилактики неврозов. 1 - 1 Гимнастика

13. Упражнения для развития силы мышц спины: динамические и статические.

Упражнения для профилактики неврозов. 1 - 1 Гимнастика

14. Обучение правильному дыханию: брюшному, грудному, полному.

Оздоровительная гимнастика Хатха-йога.

1 - 1 Гимнастика

15. Упражнения Хатха – йоги: стоячие позы, лёжа на животе и спине.

Упражнения для профилактики неврозов. 1 - 1 Гимнастика

16. Комплекс упражнений от плоскостопия, дыхательная гимнастика.

Упражнения для профилактики неврозов. 1 - 1 Гимнастика

17. Оздоровительная гимнастика Хатха-йога, дыхательная гимнастика.

Упражнения для профилактики неврозов. 1 - 1 Гимнастика

18. Упражнения для развития силы мышц спины: динамические и статические.

Упражнения для профилактики неврозов. 1 - 1 Гимнастика

19. Оздоровительная гимнастика Хатха-йога. Упражнения для глаз.

Упражнения для профилактики неврозов. 1 - 1 Гимнастика

20. Комплекс упражнений от плоскостопия.

Упражнения для профилактики неврозов. 1 - 1 Гимнастика

21. Оздоровительная гимнастика Хатха-йога.

Упражнения для профилактики неврозов. 1 - 1 Гимнастика

22. Оздоровительная гимнастика Хатха-йога, дыхательная гимнастика.

Упражнения для профилактики неврозов. 1 - 1 Гимнастика

23. Упражнения для развития силы мышц спины: динамические и статические.

Упражнения для профилактики неврозов. 1 - 1 Гимнастика

24. Комплекс упражнений от плоскостопия.

Упражнения для профилактики неврозов. 1 - 1 Гимнастика

25. Упражнения для развития силы мышц спины: динамические и статические.

Упражнения для профилактики неврозов.

1 - 1 Гимнастика

26. Оздоровительная гимнастика Хатха-йога.

Упражнения для профилактики неврозов. 1 - 1 Гимнастика

27. Упражнения для развития силы мышц спины: динамические и статические.

Упражнения для профилактики неврозов. 1 - 1 Гимнастика

28. Упражнения для развития силы мышц спины: динамические и статические.

Упражнения для профилактики неврозов. 1 - 1 Гимнастика

29. Комплекс упражнений от плоскостопия, дыхательная гимнастика.

Упражнения для профилактики неврозов. 1 - 1 Гимнастика

30. Упражнения для развития силы мышц спины: динамические и статические.

Упражнения для профилактики неврозов. 1 - 1 Гимнастика

31. Оздоровительная гимнастика Хатха-йога, дыхательная гимнастика.

Упражнения для профилактики неврозов. 1 - 1 Гимнастика

32. Упражнения для развития силы мышц спины: динамические и статические.

Упражнения для профилактики неврозов. 1 - 1 Гимнастика

33. Итоговое занятие.

Комплекс упражнений от плоскостопия, дыхательная гимнастика.

Упражнения для профилактики неврозов. 1 - 1 Наблюдение

34. Итоговое занятие.

Упражнения для развития силы мышц спины: динамические и статические.

Оздоровительная гимнастика Хатха-йога. Упражнения для глаз.

Упражнения для профилактики неврозов. 1 - 1 Наблюдение

Итого 34 - 34

1.4. Планируемые результаты

Раздел № 2 «Комплекс организационно- педагогических условий»

2.1. Календарный учебный график

2.2. Условия реализации программы

2.3. Формы аттестации

2.4. Оценочные материалы

2.5. Методические материалы

2.6. Список литературы

Публикации по теме:

Дополнительная общеобразовательная общеразвивающая программа Физкультурно-оздоровительная направленность «Малая волна» Пояснительная записка. В концепции дошкольного воспитания решению проблем, связанных с охраной и укреплением здоровья детей, отводится ведущее.

Физкультурно-оздоровительная игра «Зарница»Физкультурно-оздоровительная игра «Зарница» Физкультурно-оздоровительная игра «Зарница» Звучит маршевая музыка, дети под руководством инструктора по физической культуре, выстраиваются.

Физкультурно-оздоровительная работа в группах Физкультурно-оздоровительная работа в группах. 1. 1. Создание экологически благоприятных условий в помещении для игр и занятий детей: - соблюдение.

Физкультурно-оздоровительная работа в ДОУФизкультурно-оздоровительная работа в ДОУ Физкультурно-оздоровительная работа в МБДОУ Детский сад №5 «Солнышко» Физическое воспитание для детей то же, что фундамент для здания. Чем.

Рабочая программа кружка по приобщению к истокам русской национальной культуры «Бабушкин сундучок» Рабочая программа кружка «Приобщение дошкольников к истокам русской национальной культуры» для детей старшего дошкольного возраста.

Программа физкультурно-спортивной направленности кружка «Школа мяча. Обучение старших дошкольников игре в баскетбол» Программа «Школа мяча» физкультурно-спортивной направленности, является адаптированной, ознакомительной.  Она разработана для занятий с.

Программа кружка по приобщению детей к истокам русской народной культуры «Русская изба»Программа кружка по приобщению детей к истокам русской народной культуры «Русская изба» Рабочая программа кружка по дополнительному образованию детей дошкольного возраста по приобщению детей к истокам русской народной культуры.

Программа кружка по приобщение детей к истокам русской народной культуры «СВЕТЛЯЧОК» (приобщение детей к истокам русской народной культуры) Руководитель: Митрошина И. Н. МАДОУ д/с «Колосок» д. Гришина Слобода Жуковского.

Рабочая программа кружка по воспитанию духовно-нравственной культуры детей старшего дошкольного возраста .

Рабочая программа кружка «Прялица» по приобщению детей к истоком народной культуры Пояснительная записка. Интерес к проблеме воспитания духовно- нравственных качеств, её острота не ослабевали никогда. На рубеже 20 и 21.

Библиотека изображений:
Автор публикации:
Физкультурно-оздоровительная программа кружка лечебной физической культуры «Здоровейка»
Опубликовано: 9 ноября 2018 в 13:14
+8Карма+ Голосовать
Расскажите коллегам и друзьям!
Комментарии:
Всего комментариев: 3.
Для просмотра комментариев
Популярное из нового
6 мая. День животных-героев. Передвижка «Животные на войне»

 В годы Великой Отечественной войны вместе с людьми воевали и животные. Воевать нашим бойцам помогали лошади, собаки, голуби, верблюды, медведи, олени и даже кошки.

5 мая. Пасха. Передвижка «Пасха»

Наконец настал день, когда мы снова отмечаем Светлое Христово Воскресение. Расскажите детям о традициях Пасхи и вместе займитесь пасхальным творчеством!


Горячие темочки



РЕГИСТРИРУЙТЕСЬ!
Используя МААМ принимаете Cоглашение и ОД