Дополнительная образовательная программа для детей 5–7 лет «Край родной, навек любимый»

Светлана Изгарская
Дополнительная образовательная программа для детей 5–7 лет «Край родной, навек любимый»

Государственное бюджетное общеобразовательное учреждение Самарской области

средняя общеобразовательная школа

«Образовательный центр имени В. Н. Татищева» с. Челно-Вершины

муниципального района Челно-Вершинский Самарской области

Структурное подразделение детский сад «Ромашка»

«КРАЙ РОДНОЙ, НАВЕК ЛЮБИМЫЙ»

дополнительная образовательная программа

для детей 5 – 7 лет

срок реализации дополнительной

образовательной программы 2 года

Автор: воспитатель

Изгарская Светлана Владимировна

село Челно-Вершины, 2014 год

УДК 37

ББК 74

И

Рецензенты:

д. п. н., профессор кафедры «Педагогики и методик преподавания» Тольяттинского государственного университета И. В. Руденко;

к. п. н., директор МБУ СОШ № 70 О. Б. Жигулёвцева.

Изгарская, С. В. Край родной, навек любимый: дополнительная образовательная программа / С. В. Изгарская // – Тольятти: Издательство ТГУ, 2014. – 42 с.: обл.

Дополнительная образовательная программа «Край родной, навек любимый» предназначена для работы с детьми от 5 до 7 лет. Содержит учебно-тематический план, формы занятий, их методическое обеспечение.

Программа адресована педагогам дошкольных образовательных учреждений.

Рекомендовано к изданию педагогическим советом ГБОУ СОШ с. Челно-Вершины СП детский сад «Ромашка».

ISBN © Оформление, Издательство Тольяттинского Государственного

Университета, 2014 г.

ПОЯСНИТЕЛЬНАЯ ЗАПИСКА

В содержании «Федерального государственного образовательного стандарта начального общего образования» подчёркнута необходимость активизации процесса воспитания патриотизма в дошкольном возрасте. В этот период происходит формирование духовно-нравственной основы ребенка, эмоций, чувств, мышления, механизмов социальной адаптации в обществе, начинается процесс осознания себя в окружающем мире. Данный отрезок жизни человека является наиболее благоприятным для эмоционально-психологического воздействия на ребенка, так как его образы восприятия очень ярки и сильны и поэтому они остаются в памяти надолго, а иногда и на всю жизнь, что очень важно в воспитании патриотизма. В проекте Государственной программы «Патриотическое воспитание граждан Российской Федерации на 2011 – 2015 годы» также указывается необходимость организации в дошкольном учреждении специальной работы по патриотическому воспитанию детей с учётом их возрастных особенностей, национальной культуры и традиций народа. В соответствии с этим документом основная цель гражданского и патриотического воспитания заключается в ориентации подрастающих поколений на ценности отечественной культуры, формировании у них ценностного отношения к Родине, её культурно-историческому прошлому. Важно прививать детям чувство гордости за свою страну, воспитывать у них уважение к Конституции, государственной символике, родному языку, народным традициям, истории, культуре, природе своей страны, формировать активную гражданскую позицию и самосознание гражданина Российской Федерации.

Программа «Край родной, навек любимый» составлена в соответствии с Государственной программой «Патриотическое воспитание граждан Российской Федерации на 2011 – 2015 годы».

Отличительной особенностью данной образовательной программы является интегрирование всех видов деятельности.

Вид программы: модифицированная.

Цель программы: формирование и развитие патриотических чувств к родному краю у детей дошкольного возраста.

Задачи:

- формирование духовно-нравственного отношения и чувства сопричастности к родному дому семье, детскому саду, городу, селу, к культурному наследию своего народа, к природе родного края;

- воспитание любви, уважения к своей нации, понимания своих национальных особенностей, чувства собственного достоинства, как представителя своего народа, и толерантного отношения к представителям других национальностей (сверстникам и их родителям, соседям и другим людям).

Срок реализации программы: 2 года (дети 5-7 лет). Занятия проводятся 1 раз в неделю в каждой возрастной группе.

Программа разработана с учетом реализации в дошкольном учреждении всех доступных видов деятельности: игровая деятельность, познавательная деятельность, досугово-развлекательная деятельность, проектная деятельность, проблемно-ценностное общение, художественное творчество, социально-преобразующая деятельность, трудовая деятельность, спортивно-оздоровительная деятельность.

В программе отражены различные формы работы с детьми и родителями: занятия-путешествия, экскурсии, вечера памяти, встречи с ветеранами войны, акции, составление летописи, праздники, игры, выпуск литературных газет, конкурсы рисунков, стихов, викторины, КВН, родительские собрания.

Портрет идеально воспитанного дошкольника в результате реализации программы «Край родной, навек любимый»: любящий свой народ, свой край и свою Родину; уважающий и принимающий ценности семьи и общества; любознательный, активно и заинтересованно познающий мир; способный к организации собственной деятельности; готовый самостоятельно действовать и отвечать за свои поступки перед семьёй и обществом; доброжелательный, умеющий слышать и слушать собеседника, обосновывать свою позицию, высказывать своё мнение; выполняющий правила здорового и безопасного для себя и окружающих образа жизни.

Результаты работы по программе «Край родной навек любимый» у дошкольников изучаются с помощью методики Т. М. Масловой «Незаконченное предложение» с целью определения уровня патриотического воспитания дошкольников по конгитивно-интеллектуальному критерию.

Учебно-тематический план

Вводная беседа. Вступление.

Раздел 1. Я и моя семья.

1.1. Моё имя.

1.2. Мои родители.

1.3. Моя родословная.

1.4. Семейные традиции.

1.5. Семейные праздники.

1.6. Мои обязанности в семье.

1.7. Профессии моих родителей.

1.8. Я горжусь своим предком.

1.9. Защита проекта «Я и моя семья».

Раздел 2. Я и мой детский сад.

2.1. Мои права и обязанности.

2.2. История моего детского сада.

2.3. Первый заведующий и первые воспитатели.

2.4. Знаменитые выпускники нашего сада.

2.5. Традиции детского сада.

2.6. Защита проекта «Я и мой детский сад».

Раздел 3. Я и мой родной край.

3.1. Мой край на карте России.

3.2. История моего края.

3.3. Растительный и животный мир родного края.

3.4. Красная книга родного края.

3.5. Уникальные природные объекты.

3.6. Народы моего края.

3.7. Моё село.

3.8. Кем и чем славно моё село.

3.9. Моя улица и мой дом.

3.10. Защита проекта «Я и мой родной край».

Раздел 4. Россия – Родина моя.

4.1. Наша Родина.

4.2. Россия – многонациональное государство.

4.3. Россия в сказках.

4.4. Символы земли русской.

4.5. Государственная символика России.

4.6. Российская конституция.

4.7. Защитники Отечества.

4.8. Грозные годы войны.

4.9. Защита проекта «Россия – Родина моя».

Итоговое занятие. Фестиваль «Край родной, навек любимый».

ИТОГО: 72 занятия (35 теоретических, 37 практических).

Содержание программы

Вводная беседа. Вступление.

Раздел 1. Я и моя семья.

Тема 1.1. Моё имя.

Теоретическая работа: значение имени, история возникновения имён и фамилий, святые с моим именем, именины.

Самостоятельная работа: работа со сборником имён.

Тема 1.2. Мои родители.

Теоретическая работа: понятие родители, их социальная роль в семье, история знакомства родителей.

Практическая работа: рисунок родителей.

Самостоятельная работа: разучивание песен, стихов о мамах и папах.

Тема 1.3. Моя родословная.

Теоретическая работа: знакомство с понятиями генеология, родословная, род, родственники, поколение, потомки, предок.

Практическая работа: знакомство с собственной историей (семьи, рода, степени родства в семье, составление “ленты времени” своей жизни.

Самостоятельная работа: составление родословного древа, вместе с родителями разработка своего фамильного герба, подбор семейного девиза.

Тема 1.4. Семейные традиции.

Теоретическая работа: знакомство с понятием традиции, традиции в сказках и рассказах.

Практическая работа: рассказ на тему «Наши семейные традиции».

Самостоятельная работа: сочинение-рассуждение на тему: «Какие новые традиции можно ввести в моей семье?».

Тема 1.5. Семейные праздники.

Теоретическая работа: понятие семейные праздники, примеры семейных праздников.

Практическая работа: составление перечня праздников в своей семье.

Самостоятельная работа: организация праздника семейного отдыха.

Тема 1.6. Мои обязанности в семье.

Теоретическая работа: беседа об обязанностях детей в семье, их распределение.

Практическая работа: графическое изображение своих обязанностей.

Самостоятельная работа: подбор песен, стихов, рассказов.

Тема 1.7. Профессии моих родителей.

Теоретическая работа: понятие профессии, значение, место работы.

Практическая работа: презентация доклада на тему «Профессии моих родителей».

Самостоятельная работа: поиск информации, беседа с родителями, подготовка презентации на тему «Профессии моих родителей».

Тема 1.8. Я горжусь своим предком.

Теоретическая работа: знакомство с биографией своих предков.

Практическая работа: посещение и помощь пожилым людям.

Самостоятельная работа: подготовка рассказа о своём предке.

1.9. Защита проекта «Я и моя семья».

Самостоятельная работа: разработка и подготовка проекта к защите.

Раздел 2. Я и мой детский сад.

Тема 2.1. Мои права и обязанности.

Теоретическая работа: установление в классе правил, нравственных норм, определяющих отношения учащихся к окружающим людям, друг к другу.

Практическая работа: диспут на тему «Мои права и обязанности в детском саду».

Самостоятельная работа: семейное знакомство с Конвенцией о правах ребёнка.

Тема 2.2. История моего детского сада.

Теоретическая работа: знакомство с историей детского сада.

Практическая работа: конкурс рисунков «Мой детский сад в будущем».

Самостоятельная работа: рассказ на тему: «Что мне нравится в детском саду?».

Тема 2.3. Первый заведующий и первые воспитатели.

Теоретическая работа: виртуальное знакомство с первым заведующим и воспитателями (презентация).

Практическая работа: конкурсы на лучшее поздравление с Днем Дошкольного работника.

Самостоятельная работа: стихотворения поздравления с Днем Дошкольного работника.

Тема 2.4. Знаменитые выпускники нашего сада.

Теоретическая работа: виртуальное знакомство со знаменитыми выпускниками моего сада.

Практическая работа: коллективное творческое дело по составлению стенгазеты «Знаменитый выпускник нашего сада».

Самостоятельная работа: изготовление подарка, сочинение стихотворения, написание письма.

Тема 2.5. Традиции детского сада.

Теоретическая работа: традиции сада, традиции группы.

Практическая работа: коллективное творческое дело по составлению сборника «Традиции детского сада».

Самостоятельная работа: поиск информации для сборника.

Тема 2.6. Защита проекта «Я и мой детский сад».

Самостоятельная работа: разработка и подготовка проекта к защите.

Раздел 3. Я и мой родной край.

Тема 3.1. Мой край на карте России.

Теоретическая работа: города и села Самарской губернии на карте области, представление о территории области, городах и поселках. Территория и географическое положение области. Знакомство с картой района, границы, история образования.

Практическая работа: работа с картой России, чтение и работа с текстом стихотворения о родном крае.

Самостоятельная работа: работа с картой России.

Тема 3.2. История моего края.

Теоретическая работа: История Самарской губернии. Самарская область в годы Великой Отечественной войны.

Практическая работа: просмотр документального фильма, чтение и работа с текстом стихов о родном крае.

Самостоятельная работа: чтение и работа с текстом стихов о родном крае.

Тема 3.3. Растительный и животный мир родного края.

Теоретическая работа: знакомство детей с одной из форм охраны природы — заповедниками, животный и растительный мир России, роль человека в охране природы, заповедники родного края - Жигулевский заповедник, представление о флоре и фауне области, разнообразие растений, значение растений в жизни человека, охрана растений, разнообразие животного мира, птицы нашего края, перелетные и зимующие Охрана и значение животного мира.

Практическая работа: просмотр отрывков из документального фильма «Дикая природа России», загадки и ребусы о животных Жигулевского заповедника, работа над песней «Родные места»,экскурсия, викторина, отгадывание загадок, просмотр документальных фильмов.

Самостоятельная работа: рисование животного, которое соединяет в себе сразу несколько разных животных и отгадывание тех животных, которые спрятались в рисунке.

Тема 3.4. Красная книга родного края.

Теоретическая работа: Красная книга Самарской области (животные, растения, эндемики, реликты, зоологические памятники).

Практическая работа: отгадывание загадок, расшифровка ребусов, просмотр документального фильма.

Самостоятельная работа: работа с Красной книгой Самарской области (библиотека, Интернет).

Тема 3.5. Уникальные природные объекты.

Теоретическая работа: природные памятники родного края. Ознакомление на занятиях с основными заповедными зонами.

Практическая работа: просмотр документального фильма, виртуальная экскурсия.

Самостоятельная работа: чтение и работа с текстом стихотворения о родном крае.

Тема 3.6. Народы моего края.

Теоретическая работа: народы Поволжья, религия, культура, быт.

Практическая работа: прослушивание и работа над текстом песни «Родина моя», просмотр и обсуждение мультфильма «МультиРоссия», просмотр и обсуждение документальных фильмов о народах Поволжья, прослушивание народных песен.

Самостоятельная работа: поиск пословиц и поговорок народов Поволжья

Тема 3.7. Моё село.

Теоретическая работа: название села, история, символика, физико-географическая характеристика, интересные природные, архитектурные объекты в сопоставлении - старое и новое, изменения, происходящие на глазах, стройки, разрушения, знакомство с вопросом "Как мы узнаем о прошлом?".

Практическая работа: экскурсия, прослушивание песен о родном селе.

Самостоятельная работа: сочинения, рассказы «Моё село в будущем».

Тема 3.8. Кем и чем славно моё село.

Теоретическая работа: награды, экономика, промышленность, машиностроение, спорт, наука, культура, архитектура и достопримечательности села, известные люди, связанные с селом.

Практическая работа: прослушивание песни о селе, чтение стихов о родном селе, виртуальная экскурсия.

Самостоятельная работа: подготовка фотовыставки.

Тема 3.9. Моя улица и мой дом.

Теоретическая работа: рассказ детей о своем доме, о его отличительных чертах, достоинствах и недостатках, знакомство с названием улиц, расположением домов, историческими объектами на улицах, где проживают, интересными людьми, проживающими на этих улицах, знакомство с правилами поведения вне дома.

Практическая работа: рисунками ребят, выполненных в реалистичном или сказочном преставлении, экскурсии по улицам города, конкурс рассказов «Биография моей улицы».

Самостоятельная работа: подготовка рассказа «Биография моей улицы».

Тема 3.10. Защита проекта «Я и мой родной край».

Самостоятельная работа: разработка и подготовка проекта к защите.

Раздел 4. Россия – Родина моя.

Тема 4.1. Наша Родина.

Теоретическая работа: «Что стоит за ёмким словом «Родина». Необъятная Россия на карте мира. Москва - столица России. Стихи о России. Население России. Конституция Российской Федерации. Государственные символы.

Практическая работа: прослушивание песен о России, извлечение из них необходимой информации, прослушивание песен различных народов России, просмотр слайдов и фотографий Москвы, пейзажей русской природы.

Самостоятельная работа: поиск пейзажей русской природы.

Тема 4.2. Россия – многонациональное государство.

Теоретическая работа: Россия — крупнейшее государство мира. Россия — великое многонациональное государство. Состав России. Народы России. Русский язык. Культура народов России.

Практическая работа: прослушивание и работа над текстом песни «Родина моя», просмотр и обсуждение мультфильма «МультиРоссия», просмотр и обсуждение документальных фильмов о народах России, прослушивание народных песен, исполнение песни «Моя Россия» (музыка Г. Струве, слова Н. Соловьевой).

Самостоятельная работа: чтение и работа с текстом басни Л. Н. Толстого «Отец и сыновья».

Тема 4.3. Россия в сказках.

Практическая работа: просмотр и обсуждение мультфильмов по сказкам народов России.

Самостоятельная работа: чтение сказок народов России.

Тема 4.4. Символы земли русской.

Теоретическая работа: знакомство с вечными символами России - русским лесом, русской кухней, русским народным промыслом, русской косой, русским конем, русским оружием, «Кремлевскими чудесами», Большим театром.

Практическая работа: отгадывание загадок о русском лесе, русской кухне, прослушивание и работа над текстом песни «Русское чудо» в исполнении Л. Зыкиной, просмотр фильмов о Дымковской и Богородской игрушках.

Самостоятельная работа: подбор и сочинение загадок о символах земли русской.

Тема 4.5. Государственная символика России.

Теоретическая работа: знакомство с государственной символикой Российской Федерации, ее функциями, значением символов и цветов в геральдике. Знакомство с историей возникновения первых гербов, с правилами создания гербов, с историей герба России, его изменениями в разные периоды истории Российского государства; знакомство с понятиями стяг, флаг, знамя, с историей возникновения первых флагов, значением цвета в геральдике, с историей флага России, его изменениями в разные периоды истории Российского государства; понятие гимн, история гимна Российского государства, его изменение в различные периоды истории.

Практическая работа: прослушивание и работа с текстом стихов о России, отгадывание загадок, викторина, работа с мозаикой, отгадывание кроссворда, прослушивание и работа с текстом стихотворения о российском флаге Николая Тихонова и гимнов России: «Боже, царя храни!», «Марсельезы», «Интернационала», Государственного гимна СССР, «Патриотической песни» Михаила Ивановича Глинки, гимна России.

Тема 4.6. Российская конституция.

Теоретическая работа: знакомство с понятиями закон, беззаконие, законопослушные граждане, Конституция, Федерация, Демократия, Президент, Государственная Дума, Правительство, права и обязанности, история Конституции, получение первых представлений о роли и значении закона в обществе,

Практическая работа: слушание и работа с текстом стихотворения о России, просмотр отрывков из мультфильмов и обсуждение героев с точки зрения нарушения или исполнения законов, игра «Зачеркни лишнее», слушание и работа с текстом стихотворения «Десять правил маленького россиянина»,деловая игра - «Создаем свои законы», просмотр отрывков из мультфильмов и выявление нарушений законов.

Самостоятельная работа: работа со статьями Конституции на основе сказок.

Тема 4.7. Защитники Отечества.

Теоретическая работа: защитники отечества, русские богатыри, русский солдат на войне 1812, Великая Отечественная война.

Практическая работа: чтение отрывков из русских былин, поэмы Александра Твардовского «Василий Теркин», прослушивание «Военного марша» Г. Свиридова, отрывка из «Второго концерта» С. Рахманинова или «Богатырской симфонии»

А. Бородина, исполнение песни «Солдатушки – бравы ребятушки», песни «Богатырская наша сила», муз. А. Пахмутовой, стихи Н. Добронравова.

Самостоятельная работа: письмо, рисунки, сбор посылки солдату.

Тема 4.8. Грозные годы войны.

Теоретическая работа: исторические события 1941-1945 г., Самарская губерния и ее жители в годы войны, ветераны села.

Практическая работа: встреча с ветеранами, чтение стихов о войне, просмотр документального фильма, прослушивание песен военных лет, рассказ ребят о родственниках - участниках военных событий, тружениках тыла.

Самостоятельная работа: подготовка рассказа о родственниках - участниках военных событий.

Тема 4.9. Защита проекта «Россия – Родина моя».

Самостоятельная работа: разработка проекта, подготовка к защите.

Итоговое занятие. Фестиваль «Край родной, навек любимый».

Практическая работа: участие в фестивале.

Список литературы

1. Государственная программа «Патриотическое воспитание граждан РФ на 2006 – 2010 годы», М. - 2006.

2. Данилюк, Я. А. Концепция духовно-нравственного развития и воспитания личности гражданина России /А. Я. Данилюк, А. М. Кондаков, В. А. Тишков // Российская академия образования. - М.: Просвещение. - 2009. (Стандарты второго поколения).

3. Программа духовно-нравственного развития и воспитания в Образовательной системе «Школа 2100» / Р. Н. Бунеев, Д. Д. Данилов // - М. - 2011.

4. Агапова, И., Давыдова, М. Патриотическое воспитание в школе. / И. Агапова, М. Давыдова // – М.: Айрис-пресс, - 2002. – 224 с.

5. Адаменко, С. Воспитываем патриотов России / С. Адаменко. //Народное образование, - 2005. - №4 – 23 с.

6. Гасанов, З. Т. Патриотическое воспитание граждан / З. Т. Гасанов // – М. - 2005. - №6 – 59 с.

7. Историческое краеведение / под ред. Г. Н. Матюшина // — М. - 1980.

8. Иванов, И. П. Энциклопедия коллективных творческих дел / И. П. Иванов // – М.: Педагогика, 1989. - 160 с.

9. Варанкина, Л. И. Моя родословная / Л. И. Варанкина // – Курганск. - 2001.

Публикации по теме:

Дополнительная образовательная программа «Здоровячок» для детей 4–5 лет Дополнительная образовательная программа «Здоровячок» (для детей 4-5 лет) Срок реализации – 1 год Автор-составитель: Хомченко Евгения Алексеевна.

Конспект НОД в подготовительной к школе группе «Край родной навек любимый!» Конспект НОД в подготовительной группе комбинированной направленности для детей с ОНР «Край родной навек любимый!». Подготовили: воспитатель.

Конспект занятия по патриотическому воспитанию «Край родной, навек любимый» Конспект открытого занятия по патриотическому воспитанию в средней группе №10 «Звукарик» воспитатель Гушт Р. З. «Край родной на век любимый».

Развлечение: «Край родной, навек любимый» Цель:Создать хорошее настроение у детей. Желание демонстрировать свои знания. Обогащать детей новыми впечатлениями. Приобщение детей к истории.

Литературно — музыкальная композиция «Край родной, навек любимый …» — cтарший дошкольный возраст Цель: воспитание любви к своей Родине, к родному краю. Дети заходят под музыку «С чего начинается Родина» (танец) Что мы Родиной зовём.

Сценарий мероприятия с применением ИКТ «Край родной навек любимый» Конспект мероприятия совместно с ЦРДБ и Государственное казенное учреждение Самарской области «Комплексный центр социального обслуживания.

НОД в подготовительной группе по патриотическому воспитанию «Край родной навек любимый!» .

Конспект ОД по познавательному развитию в подготовительной группе «Край родной, навек любимый» Конспект ОД по познавательному развитию в подготовительной группе. Тема: «Край родной навек любимый …» Программное содержание: закрепить.

Сценарий конкурса чтецов «Край родной навек любимый»Сценарий конкурса чтецов «Край родной навек любимый» Сценарий конкурс чтецов «Край родной навек любимый» Звучит музыка северного народа Ведущая: Суров мой Север лишь на первый взгляд, Пусть.

Сценарий, посвященный 80-летию Саратовской области «Край родной, навек любимый…» Край родной, навек любимый…. Ведущий: Дети, слышите праздничный перезвон колоколов? Это звонят колокола нашей страны. А как называется.

Библиотека изображений:
  • День Победы, 9 мая
  • Птицы
  • Лэпбуки на МААМ: купить лэпбук, скачать шаблоны
Автор публикации:
Дополнительная образовательная программа для детей 5–7 лет «Край родной, навек любимый»
Опубликовано: 19 декабря 2016 в 12:29
+3Карма+ Голосовать
Расскажите коллегам и друзьям!
Скачать и печатать
Комментарии:
Всего комментариев: 4.
Для просмотра комментариев
Популярное из нового
Аппликация «Снеговик»
Любой вид творческой деятельности развивает у ребёнка фантазию, восприятие цветов, текстур и форм, способствует формированию пространственного и образного...
Фотоотчёт о выставке совместного творчества детей и родителей «Зимняя сказка»
Фотоотчёт о выставке совместного творчества детей и родителей «Зимняя сказка». В нашей дошкольной организации прошла выставка совместного творчества детей...
Тема: Декупаж как средство развития эстетического вкуса детей
Тема: ДЕКУПАЖ как средство развития эстетического вкуса детей МБДОУ д/с №17 г. Славянска на Кубани Воспитатель Е. А. Землянская . [/h4] Детство —...
Спортивное развлечение на улице «Наши сани, едут сами»
Цель: - укрепление здоровья и формирование у детей интереса к здоровому образу жизни. Задачи: - развивать у детей выносливость, чувство равновесия, силовые...
Консультация для родителей «Проблемы во взаимоотношениях детей со сверстниками»
Развитие личности ребенка происходит под влиянием различных социальных институтов: семьи, дошкольных учреждений, средств массовой информации ( печать,...