Дополнительная образовательная программа для школьников «Театр кукол «Маленькая страна»

Лена Сливкина (Гордеева)
Дополнительная образовательная программа для школьников «Театр кукол «Маленькая страна»

Кукольный театр, с которым дети, прежде всего, знакомятся в своей жизни, во многом определяет их отношение к культуре и театру вообще. Кукольный спектакль в исполнении детей просто обязан быть интересным, ярким запоминающимся. Первое, чему он должен научиться, придя в кукольный коллектив – это умение действовать куклой, а кукла оживает лишь в гибких, послушных руках. Не слушаются руки – не оживает кукла, не оживает кукла – не получается спектакль.

Инсценирование куклами помогает развивать и совершенствовать умения и навыки выразительного и подражательного чтения, позволяет ярче представить героев, главную мысль произведения.

Программа предусматривает проведение теоретических и практических занятий. При организации занятий используются различные формы работы: индивидуальная, групповая, коллективная.

Программа является вариативной, допускает некоторые изменения в содержание занятий, форме их проведения.

Для реализации программы необходимо:

1. Постоянно обновлять комплекты имеющихся кукол.

2. Пополнять библиотеку методической литературы.

3. Проводить занятия совместно с аккомпаниатором.

4. Работать в содружестве с другими педагогами детского дома, а также методистами районного Дома детского творчества.

Суть программы состоит в том, чтобы дети могли реализовать свои творческие способности, вызвать интерес у зрителя.

Данная программа рассчитана на всех воспитанников детского дома школьного возраста.

Целью программы театра кукол является коррекция агрессивного поведения воспитанников, формирование эстетического мировоззрения, приобщение детей к искусству, культуре, сохранение народных традиций.

Задачи:

1. Использовать специфические возможности театрального искусства для коррекции агрессивного поведения воспитанников.

2. Раскрыть творческие способности ребёнка через включение его в разнообразную индивидуальную деятельность.

3. Использовать игровую технологию, включающую в себя многообразие форм проведения занятий.

4. Обогащать общие эстетические представления и знания воспитанников, необходимые для формирования их идейно-эстетических взглядов и вкусов.

5. Формировать навыки общения и коллективного творчества.

6. Зажечь искорку любви и интереса к жизни народа в разное историческое время, к его истории, культуре, воспитывать патриотов.

В результате прохождения программы воспитанники должны знать:

1. Что такое театр.

2. Чем отличается театр от других видов искусств.

3. С чего зародился театр.

4. Какие виды театров существуют.

5. Историю возникновения русского фольклорного театра.

6. Виды и жанры театрального искусства.

7. Творчество наиболее выдающихся русских сказочников.

8. Основы театральной культуры.

9. Типы кукол, основные требования работы с куклой.

10. Становление и развитие кукольного театра.

11. Историю русской народной сказки как одного из литературных произведений, предназначенных для постановки.

12. Жанры русского фольклора.

Должны уметь:

1. Общаться со сверстниками и взрослыми людьми в различных жизненных ситуациях.

2. Импровизировать игры – драматизации на темы знакомых сказок.

3. Выполнять комплексные ритмические, музыкальные пластические игры и упражнения.

4. Владеть правильной артикуляцией, чёткой дикцией, разнообразной интонацией, сочинять небольшие сказки, рассказы.

5. Владеть терминологией театрального искусства.

6. Уметь работать с куклой.

7. Выполнять упражнения для развития гибкости рук.

8. Делать простейшие куклы.

9. Изготавливать простейшие предметы для оформления спектакля.

Основные направления реализации программы:

1. Выбор репертуара:

выбор литературного произведения для постановки, знакомство с текстом, обсуждение образов и характеров персонажей.

2. Работа с текстом:

распределение ролей, читка текста по ролям, разучивание текста, репетиция без кукол.

3. Работа с куклами:

выбор материала для изготовления кукол (папье-маше, ткань, картон, изготовление кукол к спектаклю.

4. Работа над декорациями:

изготовление реквизита к спектаклю, подбор необходимых атрибутов, оформление заднего плана.

5. Репетиция:

подбор музыкального сопровождения, репетиция с куклами, работа над интонацией и произношение, создание характерного образа.

6. Генеральная репетиция:

установка декораций, репетиция с куклами и музыкальным сопровождением.

7. Показ спектакля:

Итоговые выступления в детском доме и других детских организациях.

Учебно-тематический план

(72 часа, 1 час в неделю)

Тема занятий

История русского фольклорного театра. Театр как массовые зрелище.

Отличительные черты театрального искусства разных эпох. Русский театр его истоки, традиции, жанры.

Виды и жанры театрального искусства. Своеобразие театрального искусства.

Кукольный театр. Оперный театр. Музыкальный театр. Драматический театр. Театр миниатюр.

Актёрское и режиссерское искусство.

История русской народной сказки.

Особенности ее сюжетов, художественных образов, творчество наиболее выдающихся русских сказочников.

Русское устное народное творчество – кладезь мудрости.

Жанры русского фольклора.

Сказка как род литературы, предназначенный для постановки на сцене.

Скороговорки и загадки. История рождения загадок.

Поговорки и пословицы – неиссякаемый источник народной мудрости.

Становление и развитие кукольного театра. Кукольный театр С. В. Образцова, Демина-Левиймана Е. С. – старейшего руководителя театра кукол.

Основы театральной культуры. Театральный словарь. Устройства зрительного зала. Культура поведения в театре.

Культура и техника речи.

Дыхание. Артикуляция. Дикции. Интонация. Логическое ударение. Диапазон. Сила голоса.

Ритмопластика. Ловкость, подвижность, гибкость, выносливость, ритмичность, быстрота реакции, координация движений.

Руки-актёры. Упражнения для пальцев рук.

Пластичность и выразительность рук. Гимнастика для рук.

Театральная игра. Внимание. Наблюдательность. Воображение и фантазия.

Ориентирование в окружающей обстановке. Смелость и находчивость.

Кукла. Тип кукол.

Изготовление кукол.

Кукловод. Работа с куклой.

Основание требования к работе куклой.

Появление на ширме. Уровень. Походка. Бег. Наклоны. Приседание.

Работа над спектаклем.

Выбор пьесы.

Анализ: идея, время, действия, конфликт, образы в пьесе и характерные черты распределение ролей.

Оформление спектакля.

Ширма. Декорация.

Изготовление реквизита.

Репетиция. Обсуждение участниками объединения исполнителей удавшихся и неудавшихся ролей.

Подражательное-выразительное чтение. Четкость произношения.

Работа с куклами.

Показ спектакля зрителю.

ЛИТЕРАТУРА ДЛЯ ПЕДАГОГОВ

1. Агапова И. А. Школьный театр. Создание, организация, пьесы для постановок: 5-11 классы. – М. : ВАКО, 2006. – 272 с.

2. Андрачников С. Г. Теория и практика сценической школы. - М., 2006.

3. Алшин Л. "О вежливости, о такте, о деликатности" М., 1983

4. Аникеева Н. П. Воспитание игрой. Книга для учителя. – М. : Просвеще- ние, 2004.

5. Белинская Е. В. Сказочные тренинги для дошкольников и младших школьников. – СПб. : Речь, 2006. – 125 с.

6. Богданова О. С. Петрова В. И. "Воспитание культуры поведения учащихся" М. ,1978

7. Богданова О. С. "Этические беседы с подростками"М., Просвещение,1987

8. Бондарева В. Записки помрежа. - М. : Искусство, 1985

9. Брянцев А. А. Воспоминания/ Статьи. - М., 1979.

10. Буяльский Б. А. Искусство выразительного чтения. М. : Просвещение,1986. –176 с.

11. В мире этикета М., "Мой мир", 2004

12. Горчаков Н. М. Режиссерские уроки Станиславского. - М., 2001.

13. Гурков А. Н. Школьный театр. - Ростов н/Д: Феникс, 2005. – 320 с.

14. Дубровина И. В. "Мы живм среди людей"(кодекс поведения,М. ,1989.

15. Захава Б. Е. Мастерство актера и режиссера. - М. : Просвещение, 1978.

16. Журнал "Читаем, думаем, спорим" 10 выпуск 2003, 5 выпуск 2004

17. Каришнев-Лубоцкий М. А. Театрализованные представления для детей школьного возраста. - М. : Гуманитар. изд. центр ВЛАДОС, 2005. – 280 с.

18. Когтев Г. В. Грим и сценический образ. - М. : Советская Россия, 2006.

19. Корогодский З. Я. Начало, СПб, 2005.

20. Косарецкий С. Г. П. П. М. С. – центры России: современное положения и тенденции. // Школа здоровья. – 2007.- № 3.- с. 52-57.

21. Курбатов М. Несколько слов о психотехнике актера. М., 2004.

22. Ласковая Е. В. Сценическая речь. Методическое пособие М. ,ВЦХТ («Явхожу в мир искусттва», 2005. 13

23. Логинова В. Заметки художника-гримера. - М. : Искусство, 1994.

24. Левкович В. П. "Обычай и ритуал как способы социальной регуляции поведения",М. ,1976 25. Львова С. И. "Язык в речевом общении",М. ,1992

26. Новицкая Л. П. Тренинг и муштра. - М., 2002.

27. Панкеев И. Энциклопедия этикета. "Олма-пресс",2001.

28. Поламишев А. М. Мастерство режиссера. Действенный анализ пьесы. - М. : Просвещение, 2006. 29. Станиславский К. С. Собрание сочинений (I – II том). - М. : Искусство, 1988.

30. Станиславский К. Работа актера над собой. М., 1989, с. 151.

31. Смирнов Н. В. Философия и образование. Проблемы философской культуры педагога. - М. : Социум, 2000.

32. Суркова М. Ю. Игровой артикуляционно-дикционный тренинг. Мето- дическая разработка. - С. : СГАКИ, 2009.

33. Современный этикет М. ,ЭКСМО, 2005

34. Товстоногов Т. А. Зеркало сцены. - Т. 1-2.-Л., 1980.

35. Ткачева Е. М. Пьесы. - М. : ВЦХТ (“Репертуар для детских и юношеских театров”, 2008.– 176 с. 36. Щуркова Н. Е. Воспитание: Новый взгляд с позиции культуры. - М. : Педагогический поиск, 2005. 37. Чистякова М. И. Психогимнастика. -М: Просвещение, 2004. Эфрос А. В. Профессия: режиссер. - М., 2000.

ЛИТЕРАТУРА ДЛЯ ДЕТЕЙ

1. Алешин Л. "О вежливости, о такте, о деликатности" М., 1983

2. Богданова О. С. Петрова В. И. "Воспитание культуры поведения учащихся" М. ,1978

3. Богданова О. С. "Этические беседы с подростками"М., Просвещение,1987

4. Вархолов Ф. М. Грим. - М. : 2005.

5. Васильева Т. И. Упражнения по дикции (согласные звуки). Учебное пособие по курсу «Сценическая речь». - М. : ГИТИС, 2004.

6. Генералова И. А. Мастерская чувств. – М., 2006.

7. Козлянинова И. П. Орфоэпия в театральной школе. Учебное пособие для театральных и культурно-просветительных училищ. - М. : Про- свещение, 2003.

8. Невский Л. А. Ступени мастерства. - М. : Искусство, 2005.

9. Петрова А. Н. Сценическая речь. - М. : 2002.

10. Рубина Ю. Театральная самодеятельность школьников. - М. : Просвещение, 1994.

11. Шильгави В. П. Начнем с игры. - М. : Просвещение, 1994.

12. Школьников С. Основы сценического грима. - Минск: Высшая школа, 2004.

13. Эфрос А. В. Репетиция-Любовь моя. - М. : 2001.

Результат реализации программы возможно отслеживать следующими методиками.

Диагностика изучения игровых интересов и предпочтений детей в играх-драматизациях. Вопросы для собеседования с ребенком.

1. Знаешь ли ты, что такое театр? Ты был в театре? Что тебе понравилось в театре больше всего? 2. Какой спектакль ты смотрел последний раз? Тебе нравится смотреть спектакли? Почему?

3. Знаешь ли ты, кто такой режиссер, актер, художник-оформитель? Что они делают для того, чтобы спектакль можно было посмотреть?

4. Зачем в театр приходят зрители? Что они делают на спектакле?

5. Любишь ли ты играть в «театр»?

6. В какой «театр» ты любишь играть? (ребенку предлагаются картинки с разными видами театра). Почему?

7. Что ты делаешь, играя в «театр»? Тебе это нравится?

8. Тебе нравится исполнять роли сказочных героев? Почему?

9. Есть ли у тебя любимая роль? Какая?

10. Ты можешь по выражению лица узнать настроение героя?

11. Когда ты вырастешь, ты бы хотел работать в театре? Кем бы ты хотел быть: режиссером, актером, художником - оформителем?

12. Есть ли у тебя любимая книжка? Какая?

13. С какими персонажами ты бы хотел поучаствовать в спектакле?

Анализируйте ответы с точки зрения представлений о театре, театральном искусстве, активности детей в процессе театрализованной деятельности. Обратите внимание на интерес ребенка к той или иной позиции в театрализованной игре и обоснования данного выбора

Викторина на знания театральных терминов.

- Как называются места в театре, где сидят зрители? (зрительный зал).

- Как называется театр, где артисты исполняют свои роли с помощью танца? (Балет).

- Как называется самый известный театр оперы и балета в нашем городе? (Большой театр)

- Как называется место, где выступают актеры? (сцена)

- Как называется театр, где актеры не разговаривают, а поют? (Опера)

- Как называется объявление о спектакле? (театральная афиша).

- Объявление о спектакле. (Афиша).

- Человек, исполняющий роль на сцене. (Артист).

- Перерыв между действиями спектакля. (Антракт).

- Рукоплескание артистам. (Аплодисменты).

- Как называются шторы, открывающиеся перед представлением (занавес)

- Как называется действие, которое происходит на сцене? (спектакль)

- Кто подбирает и шьет театральные костюмы? (костюмер);

- Кто гримирует артистов?

- Кто делает декорации к спектаклям?

- Кто занимается постановкой спектакля?

- Режиссер — это. (постановщик спектакля)

- Как называется театральная кукла, которую кукловод приводит в движение при помощи нитей? (марионетка)

- Как называется вид театрального искусства, в котором выразительными средствами являются музыка и танец?. (балет)

Педагогическая диагностика театрализованной деятельности (Т. С. Комарова)

Основы театральной культуры:

Высокий уровень (3 балла): проявляет устойчивый интерес к театральному искусству и театрализованной деятельности; знает правила поведения в театре; называет различные виды театра, знает их различия и может охарактеризовать театральные профессии;

средний уровень (2 балла): интересуется театрализованной деятельностью, использует свои знания в театрализованной деятельности;

низкий уровень (I балл): не проявляет интереса к театрализованной деятельности; знает правила поведения в театре; затрудняется назвать различные виды театра.

Речевая культура:

Высокий уровень (3 балла): понимает главную идею литературного произведения, поясняет свое высказывание; дает подробные словесные характеристики главных и второстепенных героев; творчески интерпретирует единицы сюжета на основе литературного произведения; умеет пересказывать произведение от разных лиц, используя языковые и интонационно-образные средства выразительности речи;

средний уровень (2 балла): понимает главную идею литературного произведения; дает словесные характеристики главных и второстепенных героев; выделяет и может охарактеризовать единицы сюжета; в пересказе использует средства языковой выразительности (эпитеты, сравнения, образные выражения);

низкий уровень (1 балл): понимает содержание произведения; различает главных и второстепенных героев; затрудняется выделить единицы сюжета; пересказывает произведение с помощью педагога.

Эмоционально-образное развитие:

Высокий уровень (3 балла): творчески применяет в спектаклях и инсценировках знания о различных эмоциональных состояниях и характере героев, использует различные средства воспитателя;

средний уровень (2 балла): владеет знаниями о различных эмоциональных состояниях и может их продемонстрировать, используя мимику, жест, позу, движение, требуется помощь выразительности;

низкий уровень (1 балл): различает эмоциональные состояния и их характеристики, но затруднятся их продемонстрировать средствами мимики, жеста, движения.

Навыки кукловождения:

Высокий уровень (3 балла): импровизирует с куклами разных систем в работе над спектаклем;

средний уровень (2 балла): использует навыки кукловождения в работе над спектаклем;

низкий уровень (1 балл): владеет элементарными навыками кукловождения.

Музыкальное развитие:

Высокий уровень (3 балла): импровизирует под музыку разного характера, создавая выразительные пластические образы; свободно подбирает музыкальные характеристики героев, музыкальное сопровождение к частям сюжета; самостоятельно использует музыкальное сопровождение, свободно исполняет песню, танец в спектакле;

средний уровень (2 балла): передает в свободных пластических движениях характер музыки; самостоятельно выбирает музыкальные характеристики героев, музыкальное сопровождение к частям сюжета из предложенных педагогом; с помощью педагога использует детские музыкальные инструменты, подбирает музыкальное сопровождение, исполняет песню, танец;

низкий уровень (1 балл): затрудняется в создании пластических образов в соответствии с характером музыки; затрудняется выбрать музыкальную характеристику героев из предложенных педагогом; затрудняется в игре на детских музыкальных инструментах и подборе знакомых песен к спектаклю.

Основы изобразительно-оформительской деятельности:

Высокий уровень (3 балла): самостоятельно создает эскизы к основным действиям спектакля, эскизы персонажей и декораций с учетом материала, из которого их будет изготавливать; проявляет фантазию в изготовлении декораций и персонажей к спектаклям для различных видов театра (кукольного, настольного, теневого, на фланелеграфе);

средний уровень (2 балла): создает эскизы декораций, персонажей и основных действий спектакля; создает по эскизу или словесной характеристике-инструкции декорации из различных материалов;

низкий уровень (1 балл): создает рисунки на основные действия спектакля; затрудняется в изготовлении декораций из различных материалов. Основы коллективной творческой деятельности:

Высокий уровень (3 балла): проявляет инициативу, согласованность действий с партнерами, творческую активность на всех этапах работы над спектаклем;

средний уровень (2 балла): проявляет инициативу и согласованность действий с партнерами в планировании коллективной деятельности;

низкий уровень (1 балл): не проявляет инициативы, пассивен на всех этапах работы над спектаклем.

Публикации по теме:

Дополнительная образовательная программа по формированию ЗОЖ для учащихся 12–18 лет «Путь к здоровью» ПОЯСНИТЕЛЬНАЯ ЗАПИСКА Программа «Путь к здоровью» - коррекционная программа дополнительного образования по формированию здорового образа.

Дополнительная образовательная программа танцевального кружка для работы с детьми 5–6 лет Авторская дополнительная образовательная программа танцевального кружка «Солнышко» (художественно-эстетической направленности) возраст.

Дополнительная образовательная программа ДОПОЛНИТЕЛЬНАЯ ОБРАЗОВАТЕЛЬНАЯ ПРОГРАММА Познавательно – исследовательская деятельность дошкольников «Лаборатория профессора Почемучкина».

Дополнительная образовательная программа «Мир добра» для детей 4–5 лет Пояснительная записка Состояние общественной нравственности в современной России – предмет беспокойства философов, социологов, педагогов.

Дополнительная образовательная программа по лепке из соленого теста «Тестопластика» (для детей 5–7 лет с ЗПР) I. Пояснительная записка «От пальцев идут тончайшие ручейки, которые питают источник творческой мысли. Другими словами: чем больше мастерства.

Дополнительная образовательная программа по опытно-экспериментальной деятельности «Лаборатория Фиксиков» для детей 5–6 лет Дополнительная образовательная программа по опытно-экспериментальной деятельности «Лаборатория Фиксиков» для детей 5-6 лет Пояснительная.

Дополнительная образовательная программа по социально-психологическому направлению «Песочная страна» Пояснительная записка Различные исследования в зарубежной и отечественной психологии позволяют говорить о том, что формирование эмоций,.

Дополнительная образовательная программа «Потанцуй со мной». Комплексный тематический план для средней группы КОМПЛЕКСНЫЙ ТЕМАТИЧЕСКИЙ ПЛАН Тематическое планирование в средней группе: № ТЕМА ОД ЗАДАЧИ СОДЕРЖАНИЕ ЗАНЯТИЯ ДАТА ПРОВЕДЕНИЯ 1 Организационное.

Дополнительная образовательная программа «Потанцуй со мной». Комплексный тематический план для старшей группы Тематическое планирование в старшей группе: № ТЕМА ОД ЗАДАЧИ СОДЕРЖАНИЕ ОД ДАТА ПРОВЕДЕНИЯ 1 День знаний Разучивание танца и закрепление.

Дополнительная образовательная программа «Информатика для малышей»Дополнительная образовательная программа «Информатика для малышей» Учитывая интересы и запросы родителей, мною разработана программа дополнительного образования «Информатика для малышей». Данная программа.

Библиотека изображений:
  • Русские народные сказки
  • Русские народные сказки
  • Русские народные сказки
Автор публикации:
Дополнительная образовательная программа для школьников «Театр кукол «Маленькая страна»
Опубликовано: 12 марта 2018 в 09:21
+15Карма+ Голосовать
Расскажите коллегам и друзьям!
Скачать и печатать
Комментарии:
Всего комментариев: 3.
Для просмотра комментариев
Популярное из нового
16 октября. Международный день хлеба

Хлеб – наш самый важный продукт. Его можно кушать по нескольку раз в день, и он никогда не надоест! Хлеб присутствует в традиционных национальных кухнях всех народов мира. О его значимости говорит то, что...

16 октября. День колоса на МААМ

«Зерно в землю пало — колосом стало» – такой путь каждый раз проходит маленькое зернышко, чтобы стать колосом. У всех народов хлебные колосья считаются символом плодородия и достатка. Колос, полный спелых...

Фотоотчёт о проведении выставки совместного творчества «Дары Осени» в старшей группе
Фотоотчет о проведении выставки совместного творчества «Дары Осени». Доброго времени суток, уважаемые коллеги! Сейчас во всех дошкольных учреждениях...
Фотоочерк с выставки «Мир женщины»
Уважаемые коллеги! В летнее время каждый год в Краснодарском краевом выставочном зале проходит выставка "Мир женщины". Я всегда с нетерпением жду эту...
Коллективная работа детей старшей разновозрастной группы. Стенгазета «Дымковская...
Чолич Олеся Игоревна ГБОУ Школа 1454 "Тимирязевская ДОП "Астрадамская" Коллективная работа детей старшей разновозрастной группы Стенгазета "Дымковская...