Получи документы

Дополнительная образовательная программа «Я и моя семья» для обучающихся 1–4 классов

Русанова Дарина Сергеевна
Дополнительная образовательная программа «Я и моя семья» для обучающихся 1–4 классов

Муниципальное образовательное учреждение

дополнительного образования

Центр детского творчества

«Горизонт»

Согласовано:

Методический совет

От «___» ___ 2022 г.

Протокол №

Принята на заседании Педагогического совета

Протокол №

«___» ___ 2022 г.

Дополнительная общеобразовательная общеразвивающая программа социально – гуманитарной направленности

«Я и моя семья»

Возраст обучающихся : 7 - 11 лет

Срок реализации: 1 год

Объём программы – 34 часа

Публикация «Дополнительная образовательная программа „Я и моя семья“ для обучающихся 1–4 классов» размещена в разделах

Автор-составитель:

Русанова Дарина Сергеевна

Ярославль, 2022 год

Содержание

1 Комплекс основных характеристик дополнительной общеобразовательной общеразвивающей программы «Я и моя семья» 3

1.1. Пояснительная записка 3

1.2. Цель и задачи 5

1.3. Планируемые результаты 5

1.4. Содержание программы 6-9

2 Комплекс организационно-педагогических условий 9

2.1. Календарный учебный график 9

2.2. Условия реализации программы 10

2.3. Формы аттестации 10

3 Список литературы 12-13

1. Комплекс основных характеристик дополнительной общеобразовательной общеразвивающей программы «От замысла до проекта»

1.1. Пояснительная записка (общая характеристика программы)

Настоящая дополнительная общеобразовательная общеразвивающая программа «Я и моя семья» разработана с учетом Федерального Закона Российской Федерации от 29.12.2012г. № 273 «Об образовании в Российской Федерации»; Приказ Министерства просвещения РФ от 9 ноября 2018 г. N 196 “Об утверждении Порядка организации и осуществления образовательной деятельности по дополнительным общеобразовательным программам”, СанПиН 2.4.4.3172-14 «Санитарно-эпидемиологические требования к устройству, содержанию и организации режима работы образовательных организаций дополнительного образования детей», Письма Министерства образования науки РФ от 18.11.2015 № 09-3242 «Методические рекомендации по проектированию дополнительных общеразвивающих программ (включая разноуровневые программы)», Конвенция ООН о правах ребенка, Конституция Российской федерации (Ст. 1,10,17,15,19,32,43,50,51,52, Семейный кодекс РФ. Раздел 4 «Права и обязанности родителей и детей», Концепция духовно-нравственного развития и воспитания российских школьников.

Направленность программы – социально - гуманитарная

Тип программы - модифицированная,

Уровень программы – базовый.

Доступность программы «Я и моя семья» обусловлена возможностью любого школьника 7-11 лет войти в программу на любом этапе её реализации. В коллектив могут входить дети разного пола, национальности, и с любым уровнем подготовки.

Содержание программы составляют различные методы работы с обучающимися, приобретение новых знаний о членах своей семьи и ее обычаях, а также для создания положительной мотивации к обучению приводится занимательный материал, материал из разных областей, чаще всего понятный и доступный обучающимся.

Принципиальным является характер занятий – это групповые формы работы, работа в мини-группах, деятельностный режим, практико-ориентированная направленность обучения. Уровень усвоения и форма проведения, методы и приемы занятий соответствует психолого-педагогическим особенностям обучающихся средних классов школы.

Новизна программы заключается в привлечении к реализации программы родителей (законных представителей, бабушек и дедушек обучающихся.

Среди основных приемов работы можно выделить: игровые виды деятельности, художественное творчество, викторины и просмотр познавательных мультфильмов, которые направлены на формирование у обучающихся семейных ценностей и представлений о семье. Также организация совместной деятельности обучающихся с родителями, через совместный поиск информации о семейной фамилии, составление родословного древа, разучивание стихов, написание рецепта и приготовление блюда по этому рецепту для дальнейшей презентации.

Актуальность программы обусловлена тем, что сегодня в центре нашего внимания проблемы сохранения и укрепления современной семьи. Семья является основой любого государства, главным условием сохранения, поддержания духовной истории народа и традиций. Проблемам семьи и семейного воспитания уделяется сегодня большое внимание в государственных и правительственных документах. В «Конституции Российской Федерации» написано: «Материнство и детство, семья находятся под защитой государства. Забота о детях, их воспитание – равное право и обязанность родителей». Семья является естественной средой развития ребенка, закладывающей основы личности.

Полнота содержания - программа содержит сведения, необходимые для достижения запланированных целей обучения.

Инвариантность содержания - программа применима для разных групп школьников, что достигается обобщённостью включённых в неё знаний, их отбором в соответствии с задачами обучения и уровнем развития учащихся.

Практическая направленность содержания - содержание программы обеспечивает приобретение знаний и умений, позволяющих в дальнейшем использовать их в процессе обучения в разных дисциплинах.

Систематичность содержания обеспечивается логикой развёртывания учебного содержания.

Основным методом обучения является занятие.

Формы учебных занятий: беседа, дискуссия, опрос, рисунок, викторина, методики неоконченных предложений, решение конфликтных, а также жизненных ситуаций.

Адресат программы

Программа предназначена для обучения детей школьного возраста.

Объём программы : 1 год, 34 часа.

Режим занятий – 1 раз в неделю по 1 академическому часу.

1.2. Цель: Создание условий для формирования отношения к семье как к высшей ценности человека, пропаганда духовно-нравственных семейных традиций и базовых ценностей, социальная и педагогическая поддержка семьи.

Задачи:

актуализировать чувство сопричастности ребенка с семьей;

дать возможность осознать правила взаимоотношений в семье;

инициировать осознание детьми семейных ценностей, традиций и обычаев;

способствовать формированию бережного отношения к семейным традициям и реликвиям, расширению знаний о семейных ценностях, правилах взаимоотношения

развивать умение общаться в семье, социуме, интерес к жизни друг друга;

воспитывать уважительное отношение к членам семьи и гордости за семью.

1.3. Ожидаемые результаты:

• активизация совместной деятельности семьи и классного руководителя по формированию у детей потребностей получать знания и развиваться творчески;

• пробуждение и укрепление родственных чувств и отношений к родителям, братьям и сестрам, старшим и младшим членам семьи, к близким людям;

• формирование у воспитанников и их родителей интереса к изучению истории, родословной своей семьи;

• устойчивый интерес к историческому прошлому своей семьи, малой родины и России;

• формировать представление о природном и социальном окружении человека, умение вести себя в ней в соответствии с общечеловеческими нормами;

• возрождение духовно-нравственных традиций семейного воспитания.

1.4. Содержание программы

Тематический план программы «Я и моя семья»

п/п Название разделов

и тем Количество часов ВСЕГО

Теория Практика

1 Её Величество Семья 1 1 2

2 Моя родословная 1 1 2

3 Традиции моей семьи 1 1 2

4 Герб моей семьи 1 1 2

5 Профессии в моей семье 1 1 2

6 Любимый рецепт моей семьи 1 1 2

7 Мой Папа 1 2 3

8 Моя Мама 1 2 3

9 Я и мое имя 1 1 2

10 Моя фамилия 1 1 2

11 Игры моих бабушек и дедушек 1 1 2

12 Что такое конфликт? 1 1 2

13 Что такое любовь? 1 1 2

14 Мои друзья 1 1 2

15 Мужчины нашего рода 1 1

16 Женщины нашего рода 1 1

17 Твои права и обязанности 2 2

Итого: 16 18 34

Содержание программы «Я и моя семья»

1. Её величество Семья (Теория 1 час, практика 1 час)

Калейдоскоп имен, отгадывание загадки, рассказ сказки, обсуждение, составление пословиц из слов, «Отгадай слово», просмотр видеоролика, «Моя семья», обсуждение, Игра «Дерево».

2. Моя родословная (Теория 1 час, практика 1 час)

Теория:

Разбор понятий: Родословная, род, поколение, предок, потомки. Примеры родословного древа и герба семьи. Исследования своего родословного корня. Вставьте подходящие по смыслу слова.

Практика:

Создание и оформление семейного древа до третьего колена.

3. Традиции моей семьи (Теория 1 час, практика 1 час)

Определение понятий: традиции, семейные традиции. Какие традиции есть в вашей семье? Какие традиции в других странах вы знаете? Какая традиция кажется вам наиболее важной для сплочения семьи?

4. Герб моей семьи (Теория 1 час, практика 1 час)

Теория:

Работа с понятием «герб». Что такое род? Какие гербы вам знакомы? Что изображено на гербе России?

Практика:

Повторение материала. Создание герба своей семьи.

5. Профессии в моей семье (Теория 1 час, практика 1 час)

Теория:

Какие профессии у членов вашей семьи и в чем она заключается. Как вы думаете, что такое «Профессия?». Игра «Доскажи слово», загадки, просмотр мультика «Кем быть?». Игра «Предмет один - профессий много!»

Практика:

Рисунок «Профессии в моей семье»

6. Любимый рецепт моей семьи (Теория 1 час, практика 1 час)

Рассказы детей о любимых рецептах семьи, фото или рисунок представление получаемого продукта из рецепта.

7. Мой папа (Теория 1 час, практика 2 часа)

Загадка. Что же означает слово «Отец», просмотр видео – фрагмента. Роль отца в семье. А какова роль вашего папы в семье? Типы семей. Комплимент нашим папам. В чем заключается труд вашего папы? Что Ваш папа делает по дому? Придумайте окончание рассказа. Каким может быть папа? Как вы можете себе представить хорошего папу? Понимание пословиц о папе.

8. Моя мама (Теория 1 час, практика 2 часа)

А кто для вас мама? Как вы о ней заботитесь? Работа с пословицей. Создание солнышка материнской любви. Рассказ детей о своих мамах. Сказка. Обсуждение с детьми жизненных ситуаций. Игра «Волшебный цветок». Просмотр видео - фильма «Спасибо, мама!» + обсуждение.

9. Я и моё имя (Теория 1 час, практика 1 час)

Игра «Имена». Работа с понятием «Имя». Для чего человеку имя? Какое имя было первым? А нужно ли человеку имя? Игра. Имена предков. Происхождение и значение имен. Прочтение и обсуждение стихотворения.

10. Моя фамилия (Теория 1 час, практика 1 час)

Работа с понятием «Фамилия». Принципы распределения фамилий. Прочтение и обсуждение стихотворения. Происхождение фамилий. Игра «Фамилия»

11. Игры моих бабушек и дедушек (Практика 1 час, практика 1 час)

Разбор ситуации. Игра «Дедушка — Рожок». Игра «Платочек». Игра «Холодно — горячо». Игра «Бабки». Игра «Море волнуется раз…». Игра «Съедобное – не съедобное».

12. Что такое конфликт? (Теория 1 час, практика 1 час)

Разбор ситуации. Работа с понятием «конфликт». Ассоциации к слову «конфликт». Просмотр отрывка из м/ф. Выход из конфликтных ситуаций. Обсуждение заключительной цитаты.

13. Что такое любовь? (Теория 1 час, практика 1 час)

Теория:

Работа с понятием «Любовь». Ассоциации. Формы проявления любви. Понятия о любви. Классификации любви. Просмотр видеоматериала

Практика:

Рисунок на тему «Любовь — это» или нарисовать / написать и оформить «Формулу любви»

14. Мои друзья (Теория 1 час, практика 1 час)

Работа с понятиями: Кто такие друзья? Какие у вас друзья? Что такое дружба? Рисунок «Я и мои друзья»

15. Мужчины нашего рода (Теория 1 час)

Рассказ обо всех мужчинах в семье

16. Женщины нашего рода (Теория 1 час)

Рассказ обо всех женщинах в семье

17. Твои права и обязанности (Теория 2 часа)

Обсуждение детских обязанностей на учебе, в общественном месте

Обсуждение детских прав на учебе, в общественном месте

2. Комплекс организационно-педагогических условий

2.1. Календарный учебный график

Обучение по программе «Я и моя семья» длится 1 год. Занятия проводятся один раз в неделю по 1 учебному часу. 1 учебный час = 45 минут.

Начало обучения по программе с 1 сентября

Окончание обучения 31 мая

Количество учебных недель 34

Осенние каникулы обучение согласно тематическому плану программы

Весенние каникулы обучение согласно тематическому плану программы

2.2. Условия реализации программы

Для успешной реализации программы необходимы :

• учебные аудитории;

• компьютеры;

• наличие доступа к Интернет;

• Интернет-обозреватели;

канцелярские товары: бумага, ручки, карандаши,

• бумага цветная,

• фломастеры,

• клей, ножницы,

• колонки,

• интерактивная доска,

• проектор,

2.3. Формы аттестации: творческие работы.

2.4. Методические материалы. Используемые методы и технологии:

• Личностно-ориентированная технология характеризуется гуманистической и социально – гуманитарной направленностью и позволяют найти индивидуальный подход к каждому ребенку, создать для него необходимые условия комфорта и успеха в обучении. Предусматривается выбор темы, объем материала с учетом сил, способностей и интересов ребенка, создание ситуации сотрудничества для общения с другими членами коллектива.

• Технология творческой деятельности используется для повышения творческой активности детей.

• Технология исследовательской деятельности позволяет развивать у детей наблюдательность, логику, большую самостоятельность в выборе целей и постановке задач, проведении опытов и наблюдений, анализе и обработке полученных результатов. В результате происходит активное овладение знаниями, умениями и навыками.

• Технология методов проекта. В основе этого метода лежит развитие познавательных интересов учащихся, умение самостоятельно конструировать свои знания, ориентироваться в информационном пространстве, развитие критического мышления, формирование коммуникативных и презентационных навыков.

3. Литература

Нормативно-правовые документы:

1. Закон «Об образовании в Российской Федерации» (в действующей редакции).

2. Федеральный государственный образовательный стандарт начального общего образования (утвержден приказом Минобрнауки России от 6 октября 2009 г. № 373, зарегистрирован в Минюсте России 22 декабря 2009 г., регистрационный номер 17785) с изменениями (утверждены приказом Минобрнауки России от 26 ноября 2010 г. № 1241, зарегистрированы в Минюсте России 4 февраля 2011 г., регистрационный номер 19707).

3. Концепция духовно-нравственного воспитания российских школьников.

4. Программа воспитания и социализации обучающихся (начальное общее образование).

5. Письмо Министерства образования и науки Российской Федерации от 12.05.2011 г. № 03-296 «Об организации внеурочной деятельности при введении Федерального образовательного стандарта общего образования».

Специальная литература по предмету:

1. Актуальные проблемы семьи в современной России [Текст] : Сборник материалов. - Пенза, 2002.

2. Арсеньев Н. Духовные традиции русской семьи. [Текст]/Н. Арсеньев. // Воспитание школьников – 1998. – №4.

3. Байбородова Л. В. Взаимодействие школы и семьи. - Ярославль: Академия развития: Академия Холдинг: 2003

4. Берн, Э. Игры, в которые играют люди (Психология человеческих взаимоотношений) [Текст]/ Э. Берн. – М., 2010.

5. Варанкина, Л. И. Моя родословная [Текст]/Л. И. Варанкина. - Курганск, 2001.

6. Господникова, М. К. Проектная деятельность в начальной школе [Текст]/ авт-сост. М. К. Господникова и др. – Волгоград: Учитель, 2008.-131с.

7. Давыдов, Ю. С. Семья как институт социализации и уникальная среда воспитания этнической толерантности: Известия Академии педагогических и социальных наук [Текст]/ Ю. С. Давыдов, А. Ю. Гранкин. - М. : Академия педагогических и социальных наук, 2003. – № VII.

8. Дик, Н. Ф. Семейные традиции в воспитании [Текст]/ Н. Ф. Дик - Ростов-на Дону, 1993.

9. Дмитриева, С. Ю. Приобщение младших школьников к семейным ценностям в процессе этнокультурного образования [Текст] /С. Ю. Дмитриева //Начальная школа. - 2010.-№11.-С. 100-103

10. Ирзабеков, В. Тайна русского слова. [Текст]/В. Ирзабеков. – М: Даниловский благовестник, 2009.

11. Кириллова, Н. Е. Ты да я [Текст]/ Н. Е. Кириллова //Книжки, нотки и игрушки для Андрюшки и Катюшки. - 2011.-№3.-С. 33-34

12. Классный час "Наша дружная семья". Режим доступа: [https://festival.1september.ru/articles/526603/]

13. Классный час "Семейные ценности. Настоящее и прошлое" [Элект. ресурс]. – Режим доступа: [https://festival.1september.ru/articles/530941/] – Загл. с экрана.

14. Концепция модернизации Российского образования на период до 2025 г. - Бюллетень Министерства Образования Российской Федерации, 2011, №2.

15. Кукушкин, В. С., Педагогические технологии [Текст]/ В. С. Кукушкин – М., 2001.

16. Культура семьи : Учебное пособие. [Текст]. – М. : Институт психолого-педагогических проблем детства РАО, 2009.

17. Леонова, С. Мой дом - моря крепость [Текст]/ С. Леонова //Классное руководство и воспитание школьников. Газета Изд. дома "Первое сентября". - 2011.- №14.- С. 20-21

18. Моя родословная [Электр. ресурс] – https://nsportal.ru/nachalnaya-shkola/vospitatelnaya-rabota/programma-dlya vneurochnoi-deyatelnosti-«moya-rodoslovnaya» – Загляд. с экрана.

19. Пашнина, В. М. Дружная семейка [Текст]/ В. М. Пашнина //Читаем, учимся, играем. - 2011.-№3.- С. 38-42.

20. Презентация к классному часу "Семья и семейные ценности". [Элект. ресурс]. – Режим доступа: [https://www.uchportal.ru/load/90] – Загл. с экрана.

21. Программа духовно-нравственного развития и воспитания в Образовательной системе «Школа 2100» [Текст]/ Сост. Р. Н. Бунеев, Д. Д. Данилов. – М. : 2011.

22. Тубельская Г. Н. Детские праздники в семье. –М. :ТЦ «Сфера», 1999.

Публикации по теме:

Дополнительная образовательная программа «Рисуем нитью»Дополнительная образовательная программа «Рисуем нитью» Дополнительная образовательная программа «Рисуем нитью» Образовательная программа дополнительного образования детей разработана в соответствии.

Дополнительная образовательная программа «Мир вокруг нас» Дополнительная образовательная программа «Мир вокруг нас" Пояснительная записка. Развитие естественно – научных представлений дошкольников.

Дополнительная образовательная программа по экологии «Зернышко» . Часть 14-средства реализации программы 2.2. Вариативные формы, способы, методы и средства реализации программы дошкольного образования.

Дополнительная образовательная программа по экологии «Зернышко». Часть 2-цель и задачи 1.1.1. Цели и задачи реализации Программы Цель программы «Зернышко» - воспитание гуманной, социально-активной личности, способной понимать.

Дополнительная образовательная программа по экологии «Зернышко» для детей 6–7 лет. Методика диагностики 1. Представления о природе. Задание №1. Цель. Выявить характер представлений ребёнка о признаках живого; выяснить, имеет ли ребёнок представления.

Дополнительная образовательная программа по экологии «Зернышко» (продолжение) Часть 15. 2.3. Особенности образовательной деятельности Система занятий в рамках программы построена следующим образом: по каждой теме.

Дополнительная образовательная программа по экологии «Зернышко» (заключительная часть — взаимодействие с родителями) 2.5. Особенности взаимодействия педагогического коллектива с семьями воспитанников.

Дополнительная общеобразовательная (общеразвивающая) программа «Автомодельный спорт» для обучающихся 10–16 лет Пояснительная записка - направленность программы: физкультурно-спортивная Моделизм спортивный – это конструирование и постройка действующих.

Игровая программа для обучающихся 1–4 классов «Я имею право» Правовая игра Ведущий: Здравствуйте, ребята! Очень рада нашей встрече. Сегодня мы отправимся в необычную страну. А о чем пойдет речь в.

Рабочая программа внеурочной деятельности для обучающихся 5–6 классов «Три Кита» 1. Пояснительная записка Одной из главных задач психолого-педагогического сопровождения образовательного процесса в Оренбургском президентском.

Библиотека изображений:
Автор публикации:
Дополнительная образовательная программа «Я и моя семья» для обучающихся 1–4 классов
Опубликовано: 28 марта 2022 в 10:46
+1Карма+ Голосовать
Расскажите коллегам и друзьям!
Комментарии:
Всего комментариев: 1.
Для просмотра комментариев
Популярное из нового
8 мая. Всемирный день Красной книги. Папка-передвижка «Красная книга»

Экологический праздник День Красной книги призван обратить внимание человечества на проблемы исчезновения некоторых видов животных.

7 мая. День военных памятников. Передвижка «Как рассказать детям о войне»

9 мая мы отмечаем всенародный праздник — День Победы. Это хороший повод рассказать детям о войне и вспомнить, какой ценой досталась победа, ведь «нет в России семьи такой, где не памятен был свой герой».


Горячие темочки



РЕГИСТРИРУЙТЕСЬ!
Используя МААМ принимаете Cоглашение и ОД