Лучший педагог года

Дополнительная образовательная программа «Мир твоей души» 4–7 лет.

Вера Атяшева
Дополнительная образовательная программа «Мир твоей души» 4–7 лет.

Дополнительная образовательная программа 4–7 лет

Пояснительная записка

Дошкольный возраст - период начального становления базовой культуры личности, приобщения к ценностям, обретения жизненных ориентиров. Известно, что нравственные качества не могут возникнуть путем естественного созревания, они формируются и развиваются постепенно в процессе накопления и эмоционального освоения определенной информации, и зависит это от условий, в которых ребенок живет, и от средств и методов воспитания. Именно в дошкольном возрасте закладывается основа системы духовно - нравственных ценностей, определяющая отношение человека к миру во всем многообразии его проявлений.

Публикация «Дополнительная образовательная программа „Мир твоей души“ 4–7 лет,» размещена в разделах

У ребенка формируются основы отношения к себе и к окружающим, обществу в целом. Духовно-нравственное развитие личности начинается в семье. Ценности семейной жизни, усваиваемые ребёнком с первых лет жизни, имеют непреходящее значение для человека в любом возрасте. Взаимоотношения в семье проецируются на отношения в обществе и составляют основу гражданского поведения человека. В процессе духовно – нравственного развития расширяются и углубляются понятия о родных людях в семье, прививаются навыки доброжелательного общения со сверстниками, даются представления о непосредственном и далеком окружении (дом, двор, улица, город, страна).

Актуальность программы определена тем, что одной из важнейших задач образования в настоящее время является освоение детьми духовных ценностей, накопленных человечеством. Уровень нравственности человека отражается на его поведении, которое контролируется его внутренними побуждениями, собственными взглядами и убеждениями. Выработка таких взглядов, убеждений и привычек составляет сущность нравственного воспитания. Образование рассматривается как процесс приобщения ребенка к основным компонентам человеческой культуры. За подобным воспитанием кроется новое педагогическое мышление, выстраиваемое на основе философского представления о Человеке.

Духовно-нравственное развитие и воспитание гражданина России является ключевым фактором развития страны, обеспечения духовного единства народа и объединяющих его моральных ценностей, политической и экономической стабильности. Воспитание человека, формирование свойств духовно развитой личности, любви к своей стране, потребности творить и совершенствоваться есть важнейшее условие успешного развития России.

Цель работы: формирование у детей дошкольного возраста «базиса культуры» на основе ознакомления с бытом и жизнью родного народа, его характером, присущими ему нравственными ценностями, традициями, особенностями культуры.

Для реализации поставленной цели были определены следующие задачи:

1. Создать систему работы, по приобщению детей к истокам народной культуры на специально организованных занятиях.

2. Привлечь родителей в воспитательно-образовательный процесс через проведение народных подвижных игр, знакомство с календарными праздниками, их обычаями и традициями.

3. Воспитывать интерес и любовь к национальной культуре, народному творчеству, обычаям, традициям, обрядам, народному календарю, к народным играм.

4. Развивать художественно-творческой активности детей.

Задачи конкретизируются по каждой возрастной группе:

4 – 5 лет

Заложить основы эмоционально-положительного отношения к человеческому миру.

Начать формирование интимно-эмоциональной сферы малыша, наполняя его душу любовь, добротой, сердечной мягкостью.

Формировать представления о гармонии окружающего мира. Воспитывать любознательность к самому себе как части окружающего мира, вызывая положительные эмоции.

Обогащать духовную жизнь ребенка, его общение в сфере любви, заботе с другими людьми и со сверстниками, усилить сердечную ориентацию на другого человека.

Углублять познавательный интерес к своей личности, способность оценить себя как дивное творение природы

5 – 6 лет

Развивать чувство видения и понимания красоты человеческой души; открыто выражать любовь, быть способным на откровенное и доверительное общение проявлять справедливость, кротость, добросердечность человеческой души.

Воспитывать благородство души при ознакомлении явлениями с окружающим миром через ощущение гармонии цвета, форм, звуков, их прекрасных и оригинальных сочетаний.

Оберегать нервную систему от перегрузок, стрессов, снимать синдром тревожности; соблюдать важный принцип психогигиены здоровья: “Не навреди!”.

6-7 лет

Самостоятельно побуждать к созданию вокруг себя благодатной комфортной обстановки, нести ответственность за, то, чтобы другим людям рядом с тобою было радостно и счастливо.

Самостоятельно осознавать собственное “я”, формировать потребность в самоуважении, демонстрировать свои достоинства, сравнивать их заслугами и успехами других людей.

Самостоятельно помогать строить взаимоотношения с другими на основе понимания, признания, веры, надежды, милосердия, сострадания.

Самостоятельно "жить сердцем", иметь постоянно только добрые привычки, потребности и душевные порывы знать внутренний мир другого человека; высокий уровень взаимоотношений, личной ответственности, честности, благородства.

Самостоятельно совершенствовать духовную личность ребенка, воспитывая потребность, внести элементы прекрасного в окружающую жизнь и быт.

Отличительной особенности

Программа комплексно обеспечивает реализацию одного из направлений духовно-нравственного воспитания по развитию нравственных чувств и этического сознания детей дошкольного возраста посредством тематической образовательной деятельности в каждой возрастной категории (темы повторяются с усложнением содержания с соответствии с возрастом)

Сроки реализации программы : три года

- Формы и режим занятий:

Занятия проводятся в течение в каждой возрастной группе в период с октября по май, один раз в неделю.

Продолжительность занятий:

15-20 минут в средней группе,

20-25 минут в старшей группе,

25-30 минут в подготовительной к школе группы.

Ожидаемые результаты

Средняя группа

- Проявляет инициативность, активность в общении

- Придумывает условные обозначения к событиям истории

- Владеет активной речью, включенной в общение; может обращаться с вопросами и просьбами,

- Понимать эмоциональные состояния своих родных и близких.

- «Видеть мир сердцем» : слышать звуки мира, замечать яркие краски природы.

Старшая группа

- Проявляет сопереживание, сочувствие и сердечность.

- Умеет оценивать свои поступки и поступки друзей (развитие оценки и самооценки, интересоваться их внутренним миром, мечтами.

- Понимает эмоциональные состояния своих родных и близких.

- Дает эстетическую оценку мира природы.

- Дает эмоциональную и нравственную оценку его действиям героям прослушанных произведений.

Подготовительная группа

-Знает и использует слова приветствия, прощения, извинения, просьбы, благодарности, ласковые слова обращения к сверстнику или взрослому, близкому человеку.

- Имеет понятия о добре и зле, стремиться делать добрые поступки, иметь

мысли чистые, не желать плохого людям.

- Обладает экологическим чувством.

- Сформированы нравственные понятия: «честность», «ложь»,др.

- Различает понятия: красота внутренняя (красота души) и красота внешняя.

- Обладает художественным и музыкальным чувством.

- Бережно относиться к своему здоровью, знаком со способами регуляции «душевного здоровья»

Способы определения их результативности

Цель: получение объективной информации о состоянии и динамике формирования основ духовно-нравственного развития детей 4-7 лет при реализации программы «Мир твоей души».

Задачи:

- изучение продвижения ребёнка в освоении системы категорий и ценностей;

-определение уровня духовно-нравственного развития ребенка, на который можно опираться в общении с ребенком и его родителями;

- выявление «точек роста» в духовно-нравственном развитии ребёнка;

Принципы организации мониторинга.

- Открытость процедуры оценки духовно-нравственного развития личности ребёнка для родителей, как полноправных участников образовательного процесса;

- Сравнимость достижений ребенка не только с общепринятыми нормами, но и с его собственными достижениями, полученными ранее;

- Прогностичность (получение данных, позволяющих прогнозировать возможные изменения и пути достижения целей).

Контроль за реализацией программы будет осуществляться в форме:

1. Наблюдений за детьми в режимных моментах, в самостоятельной деятельности, на прогулках.

2. Беседы на заданные темы «Что такое доброта», «Детям о дружбе», «Дружелюбие и взаимопомощь», «Верность своим близким», «Преданность людям».

Показатели оценки мониторинга

1. Показатели оценки формирования основ духовно – нравственного развития ребёнка дошкольного возраста и их выраженность в баллах в процессе освоения программы.

2. Содержательный аспект качества образования

Примечание

На основе итоговой суммы баллов, полученной в результате сложения баллов по всем показателям, по каждому аспекту качества образования выводится интегративно-комплексная оценка духовно-нравственного развития ребёнка. Для этого используется пятибалльная система интегративно-комплексной оценки, представленная ниже.

5 баллов соответствуют высокому уровню,

4 балла – уровню развития выше среднего,

3 балла – среднему уровню,

2 балла – уровню развития ниже среднего,

1 балл - низкому уровню духовно-нравственного развития ребёнка.

Когнитивные показатели развития детей 4-5 лет (средняя группа)

1 2

показатель оценка в баллах

Представления о дружной семье и домашнем тепле, о ценности семьи в жизни человека. 3 балла – знает, имеет полные представления с желанием, самостоятельно, или, отвечая на вопросы взрослого, рассуждает на обозначенные темы; хорошо ознакомлен с истоками близкой ребёнку социокультурной среды и деятельности в ней человека;

2 балла – рассуждает на обозначенные темы с некоторой помощью взрослого, но, вступив в разговор, занимает активную позицию; в большей степени ознакомлен с истоками близкой ребёнку социокультурной среды и деятельности в ней человека;

1 балл – по инициативе взрослого и с его с помощью отвечает на вопросы, проявляет частичные знания,

недостаточно ознакомлен с истоками близкой ребёнку социокультурной среды и деятельности в ней человека;

0 баллов – не знает, не имеет представлений, не

проявляет интереса, отказывается рассуждать на заявленные темы; не ознакомлен с истоками близкой ребёнку социокультурной среды и деятельности в ней человека

Представления о родном доме как начале всех добрых путей и дорог.

Представления о родном лесе и необходимости заботливого отношения к нему; о существовании сказочного леса, «полного сказок и чудес».

Знания о домашних животных и о добром заботливом отношении к ним.

Представления о существовании мира сказки, о том, чему доброму учат любимые сказки.

Знания о словах благодарности, о чувствах, которые они вызывают

Когнитивные показатели развития детей 5-6 лет (старшая группа)

Показатель Оценка в баллах

Представление о необходимости проявления доброго согласия в жизни. 3 балла - много знает, уверенно рассказывает, почти всегда проявляет осведомлённость или рассуждает в ответ на вопрос взрослого; сам проявляет интерес к познанию; задаёт вопросы в процессе беседы; приводит примеры из собственного опыта; идентифицирует себя с защитниками Отечества; имеет знания о жизненных ценностях: верности родной Земле; послушании старшим, милосердии, доброте, согласии, дружбе, следовании мудрым советам

2 балла – частично осведомлён, знает и размышляет о жизненных ценностях с помощью взрослого, называет не все параметры; проявляет заинтересованность и активность в разговоре;

1 балл – называть затрудняется, мало осведомлён, отвечает только с помощью взрослого; нравственные образцы находит с трудом, интерес к беседе снижен;

0 баллов – не знает, не осведомлён, не называет, тема не вызывает интереса, не понимает своего места в мире, не знает нравственных образцов в жизни.

Проявляет доброжелательность, заботу доброту, по отношению к окружающим

Проявляет в жизни послушание, навыки доброжелательного и добродетельного поведения: соучастие, сопереживание, сорадование в радости.

Проявляет доброжелательное отношение к героям литературных произведений

Проявляет в конкретных делах и поступках чувство ответственности перед людьми - семьёй, группой сверстников, обществом.

Представление о дружбе и друзьях, о проявлении дружеских чувств.

Когнитивные показатели развития детей 6-7 лет (подготовительная к школе группа)

показатель Оценка в баллах

Усвоил первый социокультурный опыт родного народа (присоединён к прошлому опыту, умеет переосмыслить настоящий опыт, способен ориентироваться на будущее; знает об отечественных традициях, поддерживает их соответственно возрасту). 3 балла – по собственной инициативе участвует в подготовке или изготовлении подарков близким людям, традиционным народным праздникам (Рождество, Троица, Именины и др.); в совместном облагораживающем труде в мире природы; акциях; соблюдает нравственные нормы и правила; оказывает посильную помощь родителям и другим людям; концу дошкольного детства совестливый, ответственный, организованный, терпеливый, усидчивый, аккуратный ребёнок

2 балла – по побуждению взрослого, но с желанием проявляет интерес и уважение к своей семье, родословной, семейным традициям; родному краю, его природе, истории, с некоторой помощью взрослого полученные знания соотносит с реальными действиями и поступками, даёт их оценку с нравственной позиции; к концу дошкольного детства у ребёнка развиты и по побуждению взрослого проявляются в деятельности чувства благодарности, любви и уважения к Родине и её народу;

1 балл – по подражанию взрослому, редко проявляет интерес и уважение к своей семье, родословной, семейным традициям; родному краю, его природе, истории, с помощью взрослого полученные знания соотносит с реальными действиями и поступками, даёт их оценку с нравственной позиции; с трудом идентифицирует себя со своим народом;

0 баллов - не проявляет интереса и уважения к своей семье, родословной, семейным традициям; родному краю, его природе, истории, Святыням, полученные знания не соотносит с реальными действиями и поступками, не даёт их оценку с нравственной позиции; не осознаёт себя сыном или дочерью своего народа.

Проявляет в конкретных делах и поступках чувство ответственности перед людьми - семьёй, группой сверстников, обществом.

Проявляет в конкретных делах и поступках чувство ответственности перед людьми - семьёй, группой сверстников, обществом.

Проявляет доброжелательное отношение к героям литературных произведений.

Знания о словах благодарности, о чувствах, которые они вызывают.

Проявляет доброжелательное отношение к своей семье, семейным традициям, родному краю.

Формой подведения итогов реализации данной программы являются :

Подготовительная к школе группы – семейный досуг «Родительский дом, начало начал» и участие в районном конкурсе «Конкурс Чтецов»,

Старшая группа – развлечение «Давайте познакомимся» и выставка поделок «Куклы прошлого и будущего»

Средняя группа - досуг совместно с родителями «Наши именинники»

Содержание программы

Система нацелена на совершенствование воспитательной работы и включает основные направления развития.

1. Духовно-образовательное (занятия, беседы, игровые ситуации, театрализованные игры, викторина)

2. Воспитательно - оздоровительное (праздники, игры подвижные и назидательные, ролевые и строительные, прогулки, экскурсии).

3. Культурно - познавательное (встречи, развлечения, целевые прогулки, просмотр диафильмов).

4. Нравственно-трудовое (труд по самообслуживанию, труд по интересам, продуктивная деятельность, изготовление подарков к праздникам).

Кроме познавательного материала работы программа предполагает также практическое закрепление полученной информации через разные виды продуктивной детской деятельности - рисунок, аппликация, создание игрушек, коллективное панно и другие виды практической работы позволяют лучше запомнить и осознать пройденный материал. Просмотр диафильмов и слайдов на занятиях поможет педагогам в создании ярких художественных образов.

Работа по духовно-нравственному развитию

детей дошкольного возраста 4-5 лет включает:

1. Организационный этап. Включает в себя предварительную работу с родителями воспитанников – беседы, консультации, анкетирования, оформление информационного стенда «Доброе зернышко; введение детей в основы традиций народа (рассматривание картин, изготовление поделок, рисование по теме).

2. Основной этап. Подразумевает организацию досуговой деятельности детей, дополнительную работу, активное взаимодействие с родителями и педагогами и проекта «Волшебная дымка». Для повышения результативности работы по духовно-нравственному развитию детей происходит насыщение развивающей среды группы: чтение художественной литературы для чтения детям: «Детям о честности», «Детям о дружбе», «Детям о любви», «Детям о добре», «Чтение для души. Дружелюбие и взаимопомощь», «Верность своим близким», «Преданность людям», «Быть нужным человеку», «Сострадание к животным», «Благодарные животные».

3. Итоговый этап. На данном этапе происходит анализ работы по духовно-нравственному развитию детей. Проводится мониторинг по развитию детей.

Так же родителям воспитанников предлагается анкета по итогам работы.

Работа по духовно-нравственному воспитанию

детей дошкольного возраста 5-6 лет включает:

1. Организационный этап.

Включает в себя предварительную работу с родителями воспитанников – беседы, консультации, анкетирования, оформление информационного стенда, введение детей в основы традиций народа (рассматривание картин, изготовление поделок, рисование по теме).

2. Основной этап. Получение и соотнесение детьми главных ценностей жизни с собственным опытом переживания и позитивного отношения к базовым ценностям, ценностному отношению к социальной реальности в целом. Для достижения данного этапа, особое значение имеет взаимодействие детей между собой в дружественной среде в процессе проведения активных занятий, где дети получает первое практическое подтверждение приобретённых знаний о нравственности.

3. Итоговый этап. Получение детьми опыта самостоятельного положительного действия по отношению к другим людям, окружающей природе, малой Родине, культурному наследию родного народа. Только в самостоятельном положительном действии дети действительно становится гражданином своей страны, нравственной личностью, способной в будущем свободно жить и действовать на благо Отечества. Для достижения данного этапа особое значение имеет освоение детьми положительного опыта предшествующих поколений, традиций родного народа, их взаимодействие в открытой среде.

Работа по духовно-нравственному воспитанию

детей дошкольного возраста 6-7 лет включает:

1. Организационный этап.

Включает в себя предварительную работу с родителями воспитанников – беседы, консультации, анкетирования, оформление информационного стенда, введение детей в основы традиций народа (рассматривание картин, изготовление поделок, рисование по теме).

2. Основной этап. Получение и соотнесение детьми главных ценностей жизни с собственным опытом переживания и позитивного отношения к базовым ценностям Российской цивилизации, ценностному отношению к социальной реальности в целом. Для достижения данного этапа, особое значение имеет взаимодействие дошкольников между собой в дружественной среде в процессе проведения активных занятий, где ребёнок получает первое практическое подтверждение приобретённых знаний о нравственности, начинает их ценить.

3. Итоговый этап. Получение детьми опыта самостоятельного положительного действия по отношению к другим людям, окружающей природе, малой Родине, культурному наследию родного народа. Только в самостоятельном положительном действии ребёнок действительно становится гражданином своей страны, нравственной личностью, способной в будущем свободно жить и действовать на благо Отечества. Для достижения данного этапа особое значение имеет освоение детьми положительного социокультурного опыта предшествующих поколений, традиций родного народа, их взаимодействие в открытой социокультурной среде.

Публикации по теме:

Дополнительная комплексная образовательная программа «Здравствуй, Мир» Дополнительная комплексная образовательная программа "Здравствуй, Мир" Аннотация Программа «Здравствуй, МИР!» создана в соответствии с требованиями,.

Дополнительная образовательная программа «Домовёнок» Дополнительная образовательная программа "Домовёнок" Направленность программы «Домовенок» по содержанию является художественно-эстетической,.

Дополнительная образовательная общеразвивающая программа «Цветик-семицветик» Календарно - тематический план занятий дополнительной образовательной программы (дополнительной общеразвивающей программы) «Цветик-семицветик».

Дополнительная образовательная программа «Королева иголочка» Содержание 1. Введение. 2. Актуальность. 3. Пояснительная записка. 4. Цель. 5. Задачи. 6. Возраст детей, периодичность проведения занятий.

Дополнительная образовательная программа «Мир вокруг нас» Дополнительная образовательная программа «Мир вокруг нас" Пояснительная записка. Развитие естественно – научных представлений дошкольников.

Дополнительная образовательная программа объединения «Скоморошки» Дополнительная общеобразовательная программа объединения «Скоморошки» Составитель: Белянинова Анна Геннадьевна – педагог дополнительного.

Дополнительная образовательная программа «Путешествие в Сообразилию» Пояснительная записка Одно из основных направлений перестройки современного образования связано с актуализацией проблемы развития индивидуальных.

Дополнительная образовательная программа «Росинка» Дополнительная образовательная программа "Росинка" Направленность программы «Росинка» по содержанию является художественно-эстетической.

Дополнительная образовательная программа «Здоровячок» для детей 4–5 лет Дополнительная образовательная программа «Здоровячок» (для детей 4-5 лет) Срок реализации – 1 год Автор-составитель: Хомченко Евгения Алексеевна.

Дополнительная общеразвивающая образовательная программа «Занимательная математика» Пояснительная записка Образовательная программа «Занимательная математика» направлена на развитие индивидуальных математических способностей,.

Автор публикации:
Дополнительная образовательная программа «Мир твоей души» 4–7 лет.
Опубликовано: 20 июня 2016 в 20:56
+5Карма+ Голосовать
Расскажите коллегам и друзьям!
Комментарии:
Всего комментариев: 3.
Для просмотра комментариев
Популярное из нового
1 апреля. День смеха. Передвижка «Смех в жизни ребенка»

1 апреля отмечаем День смеха — праздник шуток и розыгрышей. Чувство юмора не врожденное качество, его можно и нужно развивать с самого детства.

31 марта. День рождения К.И.Чуковского. Папка-передвижка «К.И.Чуковский»

Сегодня исполняется 142 года со дня рождения большого друга детей, сочинившего для них множество красочных захватывающих и остроумных сказок, Корнея Ивановича Чуковского.


Горячие темочки



РЕГИСТРИРУЙТЕСЬ!
Используя МААМ принимаете Cоглашение и ОД