Вера Атяшева
Дополнительная образовательная программа «Мир твоей души» 4–7 лет.
▼ Скачать + Заказать документы
Дополнительная образовательная программа 4–7 лет
Пояснительная записка
Дошкольный возраст - период начального становления базовой культуры личности, приобщения к ценностям, обретения жизненных ориентиров. Известно, что нравственные качества не могут возникнуть путем естественного созревания, они формируются и развиваются постепенно в процессе накопления и эмоционального освоения определенной информации, и зависит это от условий, в которых ребенок живет, и от средств и методов воспитания. Именно в дошкольном возрасте закладывается основа системы духовно - нравственных ценностей, определяющая отношение человека к миру во всем многообразии его проявлений.
Публикация «Дополнительная образовательная программа „Мир твоей души“ 4–7 лет,» размещена в разделах
У ребенка формируются основы отношения к себе и к окружающим, обществу в целом. Духовно-нравственное развитие личности начинается в семье. Ценности семейной жизни, усваиваемые ребёнком с первых лет жизни, имеют непреходящее значение для человека в любом возрасте. Взаимоотношения в семье проецируются на отношения в обществе и составляют основу гражданского поведения человека. В процессе духовно – нравственного развития расширяются и углубляются понятия о родных людях в семье, прививаются навыки доброжелательного общения со сверстниками, даются представления о непосредственном и далеком окружении (дом, двор, улица, город, страна).
Актуальность программы определена тем, что одной из важнейших задач образования в настоящее время является освоение детьми духовных ценностей, накопленных человечеством. Уровень нравственности человека отражается на его поведении, которое контролируется его внутренними побуждениями, собственными взглядами и убеждениями. Выработка таких взглядов, убеждений и привычек составляет сущность нравственного воспитания. Образование рассматривается как процесс приобщения ребенка к основным компонентам человеческой культуры. За подобным воспитанием кроется новое педагогическое мышление, выстраиваемое на основе философского представления о Человеке.
Духовно-нравственное развитие и воспитание гражданина России является ключевым фактором развития страны, обеспечения духовного единства народа и объединяющих его моральных ценностей, политической и экономической стабильности. Воспитание человека, формирование свойств духовно развитой личности, любви к своей стране, потребности творить и совершенствоваться есть важнейшее условие успешного развития России.
Цель работы: формирование у детей дошкольного возраста «базиса культуры» на основе ознакомления с бытом и жизнью родного народа, его характером, присущими ему нравственными ценностями, традициями, особенностями культуры.
Для реализации поставленной цели были определены следующие задачи:
1. Создать систему работы, по приобщению детей к истокам народной культуры на специально организованных занятиях.
2. Привлечь родителей в воспитательно-образовательный процесс через проведение народных подвижных игр, знакомство с календарными праздниками, их обычаями и традициями.
3. Воспитывать интерес и любовь к национальной культуре, народному творчеству, обычаям, традициям, обрядам, народному календарю, к народным играм.
4. Развивать художественно-творческой активности детей.
Задачи конкретизируются по каждой возрастной группе:
4 – 5 лет
Заложить основы эмоционально-положительного отношения к человеческому миру.
Начать формирование интимно-эмоциональной сферы малыша, наполняя его душу любовь, добротой, сердечной мягкостью.
Формировать представления о гармонии окружающего мира. Воспитывать любознательность к самому себе как части окружающего мира, вызывая положительные эмоции.
Обогащать духовную жизнь ребенка, его общение в сфере любви, заботе с другими людьми и со сверстниками, усилить сердечную ориентацию на другого человека.
Углублять познавательный интерес к своей личности, способность оценить себя как дивное творение природы
5 – 6 лет
Развивать чувство видения и понимания красоты человеческой души; открыто выражать любовь, быть способным на откровенное и доверительное общение проявлять справедливость, кротость, добросердечность человеческой души.
Воспитывать благородство души при ознакомлении явлениями с окружающим миром через ощущение гармонии цвета, форм, звуков, их прекрасных и оригинальных сочетаний.
Оберегать нервную систему от перегрузок, стрессов, снимать синдром тревожности; соблюдать важный принцип психогигиены здоровья: “Не навреди!”.
6-7 лет
Самостоятельно побуждать к созданию вокруг себя благодатной комфортной обстановки, нести ответственность за, то, чтобы другим людям рядом с тобою было радостно и счастливо.
Самостоятельно осознавать собственное “я”, формировать потребность в самоуважении, демонстрировать свои достоинства, сравнивать их заслугами и успехами других людей.
Самостоятельно помогать строить взаимоотношения с другими на основе понимания, признания, веры, надежды, милосердия, сострадания.
Самостоятельно "жить сердцем", иметь постоянно только добрые привычки, потребности и душевные порывы знать внутренний мир другого человека; высокий уровень взаимоотношений, личной ответственности, честности, благородства.
Самостоятельно совершенствовать духовную личность ребенка, воспитывая потребность, внести элементы прекрасного в окружающую жизнь и быт.
Отличительной особенности
Программа комплексно обеспечивает реализацию одного из направлений духовно-нравственного воспитания по развитию нравственных чувств и этического сознания детей дошкольного возраста посредством тематической образовательной деятельности в каждой возрастной категории (темы повторяются с усложнением содержания с соответствии с возрастом)
Сроки реализации программы : три года
- Формы и режим занятий:
Занятия проводятся в течение в каждой возрастной группе в период с октября по май, один раз в неделю.
Продолжительность занятий:
15-20 минут в средней группе,
20-25 минут в старшей группе,
25-30 минут в подготовительной к школе группы.
Ожидаемые результаты
Средняя группа
- Проявляет инициативность, активность в общении
- Придумывает условные обозначения к событиям истории
- Владеет активной речью, включенной в общение; может обращаться с вопросами и просьбами,
- Понимать эмоциональные состояния своих родных и близких.
- «Видеть мир сердцем» : слышать звуки мира, замечать яркие краски природы.
Старшая группа
- Проявляет сопереживание, сочувствие и сердечность.
- Умеет оценивать свои поступки и поступки друзей (развитие оценки и самооценки, интересоваться их внутренним миром, мечтами.
- Понимает эмоциональные состояния своих родных и близких.
- Дает эстетическую оценку мира природы.
- Дает эмоциональную и нравственную оценку его действиям героям прослушанных произведений.
Подготовительная группа
-Знает и использует слова приветствия, прощения, извинения, просьбы, благодарности, ласковые слова обращения к сверстнику или взрослому, близкому человеку.
- Имеет понятия о добре и зле, стремиться делать добрые поступки, иметь
мысли чистые, не желать плохого людям.
- Обладает экологическим чувством.
- Сформированы нравственные понятия: «честность», «ложь»,др.
- Различает понятия: красота внутренняя (красота души) и красота внешняя.
- Обладает художественным и музыкальным чувством.
- Бережно относиться к своему здоровью, знаком со способами регуляции «душевного здоровья»
Способы определения их результативности
Цель: получение объективной информации о состоянии и динамике формирования основ духовно-нравственного развития детей 4-7 лет при реализации программы «Мир твоей души».
Задачи:
- изучение продвижения ребёнка в освоении системы категорий и ценностей;
-определение уровня духовно-нравственного развития ребенка, на который можно опираться в общении с ребенком и его родителями;
- выявление «точек роста» в духовно-нравственном развитии ребёнка;
Принципы организации мониторинга.
- Открытость процедуры оценки духовно-нравственного развития личности ребёнка для родителей, как полноправных участников образовательного процесса;
- Сравнимость достижений ребенка не только с общепринятыми нормами, но и с его собственными достижениями, полученными ранее;
- Прогностичность (получение данных, позволяющих прогнозировать возможные изменения и пути достижения целей).
Контроль за реализацией программы будет осуществляться в форме:
1. Наблюдений за детьми в режимных моментах, в самостоятельной деятельности, на прогулках.
2. Беседы на заданные темы «Что такое доброта», «Детям о дружбе», «Дружелюбие и взаимопомощь», «Верность своим близким», «Преданность людям».
Показатели оценки мониторинга
1. Показатели оценки формирования основ духовно – нравственного развития ребёнка дошкольного возраста и их выраженность в баллах в процессе освоения программы.
2. Содержательный аспект качества образования
Примечание
На основе итоговой суммы баллов, полученной в результате сложения баллов по всем показателям, по каждому аспекту качества образования выводится интегративно-комплексная оценка духовно-нравственного развития ребёнка. Для этого используется пятибалльная система интегративно-комплексной оценки, представленная ниже.
5 баллов соответствуют высокому уровню,
4 балла – уровню развития выше среднего,
3 балла – среднему уровню,
2 балла – уровню развития ниже среднего,
1 балл - низкому уровню духовно-нравственного развития ребёнка.
Когнитивные показатели развития детей 4-5 лет (средняя группа)
1 2
показатель оценка в баллах
Представления о дружной семье и домашнем тепле, о ценности семьи в жизни человека. 3 балла – знает, имеет полные представления с желанием, самостоятельно, или, отвечая на вопросы взрослого, рассуждает на обозначенные темы; хорошо ознакомлен с истоками близкой ребёнку социокультурной среды и деятельности в ней человека;
2 балла – рассуждает на обозначенные темы с некоторой помощью взрослого, но, вступив в разговор, занимает активную позицию; в большей степени ознакомлен с истоками близкой ребёнку социокультурной среды и деятельности в ней человека;
1 балл – по инициативе взрослого и с его с помощью отвечает на вопросы, проявляет частичные знания,
недостаточно ознакомлен с истоками близкой ребёнку социокультурной среды и деятельности в ней человека;
0 баллов – не знает, не имеет представлений, не
проявляет интереса, отказывается рассуждать на заявленные темы; не ознакомлен с истоками близкой ребёнку социокультурной среды и деятельности в ней человека
Представления о родном доме как начале всех добрых путей и дорог.
Представления о родном лесе и необходимости заботливого отношения к нему; о существовании сказочного леса, «полного сказок и чудес».
Знания о домашних животных и о добром заботливом отношении к ним.
Представления о существовании мира сказки, о том, чему доброму учат любимые сказки.
Знания о словах благодарности, о чувствах, которые они вызывают
Когнитивные показатели развития детей 5-6 лет (старшая группа)
Показатель Оценка в баллах
Представление о необходимости проявления доброго согласия в жизни. 3 балла - много знает, уверенно рассказывает, почти всегда проявляет осведомлённость или рассуждает в ответ на вопрос взрослого; сам проявляет интерес к познанию; задаёт вопросы в процессе беседы; приводит примеры из собственного опыта; идентифицирует себя с защитниками Отечества; имеет знания о жизненных ценностях: верности родной Земле; послушании старшим, милосердии, доброте, согласии, дружбе, следовании мудрым советам
2 балла – частично осведомлён, знает и размышляет о жизненных ценностях с помощью взрослого, называет не все параметры; проявляет заинтересованность и активность в разговоре;
1 балл – называть затрудняется, мало осведомлён, отвечает только с помощью взрослого; нравственные образцы находит с трудом, интерес к беседе снижен;
0 баллов – не знает, не осведомлён, не называет, тема не вызывает интереса, не понимает своего места в мире, не знает нравственных образцов в жизни.
Проявляет доброжелательность, заботу доброту, по отношению к окружающим
Проявляет в жизни послушание, навыки доброжелательного и добродетельного поведения: соучастие, сопереживание, сорадование в радости.
Проявляет доброжелательное отношение к героям литературных произведений
Проявляет в конкретных делах и поступках чувство ответственности перед людьми - семьёй, группой сверстников, обществом.
Представление о дружбе и друзьях, о проявлении дружеских чувств.
Когнитивные показатели развития детей 6-7 лет (подготовительная к школе группа)
показатель Оценка в баллах
Усвоил первый социокультурный опыт родного народа (присоединён к прошлому опыту, умеет переосмыслить настоящий опыт, способен ориентироваться на будущее; знает об отечественных традициях, поддерживает их соответственно возрасту). 3 балла – по собственной инициативе участвует в подготовке или изготовлении подарков близким людям, традиционным народным праздникам (Рождество, Троица, Именины и др.); в совместном облагораживающем труде в мире природы; акциях; соблюдает нравственные нормы и правила; оказывает посильную помощь родителям и другим людям; концу дошкольного детства совестливый, ответственный, организованный, терпеливый, усидчивый, аккуратный ребёнок
2 балла – по побуждению взрослого, но с желанием проявляет интерес и уважение к своей семье, родословной, семейным традициям; родному краю, его природе, истории, с некоторой помощью взрослого полученные знания соотносит с реальными действиями и поступками, даёт их оценку с нравственной позиции; к концу дошкольного детства у ребёнка развиты и по побуждению взрослого проявляются в деятельности чувства благодарности, любви и уважения к Родине и её народу;
1 балл – по подражанию взрослому, редко проявляет интерес и уважение к своей семье, родословной, семейным традициям; родному краю, его природе, истории, с помощью взрослого полученные знания соотносит с реальными действиями и поступками, даёт их оценку с нравственной позиции; с трудом идентифицирует себя со своим народом;
0 баллов - не проявляет интереса и уважения к своей семье, родословной, семейным традициям; родному краю, его природе, истории, Святыням, полученные знания не соотносит с реальными действиями и поступками, не даёт их оценку с нравственной позиции; не осознаёт себя сыном или дочерью своего народа.
Проявляет в конкретных делах и поступках чувство ответственности перед людьми - семьёй, группой сверстников, обществом.
Проявляет в конкретных делах и поступках чувство ответственности перед людьми - семьёй, группой сверстников, обществом.
Проявляет доброжелательное отношение к героям литературных произведений.
Знания о словах благодарности, о чувствах, которые они вызывают.
Проявляет доброжелательное отношение к своей семье, семейным традициям, родному краю.
Формой подведения итогов реализации данной программы являются :
Подготовительная к школе группы – семейный досуг «Родительский дом, начало начал» и участие в районном конкурсе «Конкурс Чтецов»,
Старшая группа – развлечение «Давайте познакомимся» и выставка поделок «Куклы прошлого и будущего»
Средняя группа - досуг совместно с родителями «Наши именинники»
Содержание программы
Система нацелена на совершенствование воспитательной работы и включает основные направления развития.
1. Духовно-образовательное (занятия, беседы, игровые ситуации, театрализованные игры, викторина)
2. Воспитательно - оздоровительное (праздники, игры подвижные и назидательные, ролевые и строительные, прогулки, экскурсии).
3. Культурно - познавательное (встречи, развлечения, целевые прогулки, просмотр диафильмов).
4. Нравственно-трудовое (труд по самообслуживанию, труд по интересам, продуктивная деятельность, изготовление подарков к праздникам).
Кроме познавательного материала работы программа предполагает также практическое закрепление полученной информации через разные виды продуктивной детской деятельности - рисунок, аппликация, создание игрушек, коллективное панно и другие виды практической работы позволяют лучше запомнить и осознать пройденный материал. Просмотр диафильмов и слайдов на занятиях поможет педагогам в создании ярких художественных образов.
Работа по духовно-нравственному развитию
детей дошкольного возраста 4-5 лет включает:
1. Организационный этап. Включает в себя предварительную работу с родителями воспитанников – беседы, консультации, анкетирования, оформление информационного стенда «Доброе зернышко; введение детей в основы традиций народа (рассматривание картин, изготовление поделок, рисование по теме).
2. Основной этап. Подразумевает организацию досуговой деятельности детей, дополнительную работу, активное взаимодействие с родителями и педагогами и проекта «Волшебная дымка». Для повышения результативности работы по духовно-нравственному развитию детей происходит насыщение развивающей среды группы: чтение художественной литературы для чтения детям: «Детям о честности», «Детям о дружбе», «Детям о любви», «Детям о добре», «Чтение для души. Дружелюбие и взаимопомощь», «Верность своим близким», «Преданность людям», «Быть нужным человеку», «Сострадание к животным», «Благодарные животные».
3. Итоговый этап. На данном этапе происходит анализ работы по духовно-нравственному развитию детей. Проводится мониторинг по развитию детей.
Так же родителям воспитанников предлагается анкета по итогам работы.
Работа по духовно-нравственному воспитанию
детей дошкольного возраста 5-6 лет включает:
1. Организационный этап.
Включает в себя предварительную работу с родителями воспитанников – беседы, консультации, анкетирования, оформление информационного стенда, введение детей в основы традиций народа (рассматривание картин, изготовление поделок, рисование по теме).
2. Основной этап. Получение и соотнесение детьми главных ценностей жизни с собственным опытом переживания и позитивного отношения к базовым ценностям, ценностному отношению к социальной реальности в целом. Для достижения данного этапа, особое значение имеет взаимодействие детей между собой в дружественной среде в процессе проведения активных занятий, где дети получает первое практическое подтверждение приобретённых знаний о нравственности.
3. Итоговый этап. Получение детьми опыта самостоятельного положительного действия по отношению к другим людям, окружающей природе, малой Родине, культурному наследию родного народа. Только в самостоятельном положительном действии дети действительно становится гражданином своей страны, нравственной личностью, способной в будущем свободно жить и действовать на благо Отечества. Для достижения данного этапа особое значение имеет освоение детьми положительного опыта предшествующих поколений, традиций родного народа, их взаимодействие в открытой среде.
Работа по духовно-нравственному воспитанию
детей дошкольного возраста 6-7 лет включает:
1. Организационный этап.
Включает в себя предварительную работу с родителями воспитанников – беседы, консультации, анкетирования, оформление информационного стенда, введение детей в основы традиций народа (рассматривание картин, изготовление поделок, рисование по теме).
2. Основной этап. Получение и соотнесение детьми главных ценностей жизни с собственным опытом переживания и позитивного отношения к базовым ценностям Российской цивилизации, ценностному отношению к социальной реальности в целом. Для достижения данного этапа, особое значение имеет взаимодействие дошкольников между собой в дружественной среде в процессе проведения активных занятий, где ребёнок получает первое практическое подтверждение приобретённых знаний о нравственности, начинает их ценить.
3. Итоговый этап. Получение детьми опыта самостоятельного положительного действия по отношению к другим людям, окружающей природе, малой Родине, культурному наследию родного народа. Только в самостоятельном положительном действии ребёнок действительно становится гражданином своей страны, нравственной личностью, способной в будущем свободно жить и действовать на благо Отечества. Для достижения данного этапа особое значение имеет освоение детьми положительного социокультурного опыта предшествующих поколений, традиций родного народа, их взаимодействие в открытой социокультурной среде.