МААМ-картинки

Дополнительная общеобразовательная общеразвивающая программа социально-педагогического направления «Светофорик»

Ирина Тюняева
Дополнительная общеобразовательная общеразвивающая программа социально-педагогического направления «Светофорик»

СОДЕРЖАНИЕ

Пояснительная записка. 3

Учебный план (1 год). 8

Содержание учебного плана (1 год). 8

Календарный учебный график (1 год). 11

Учебный план (2 год).

Содержание учебного плана (2 год).

Календарный учебный график (2 год).

Методическое обеспечение образовательного процесса (1 год). 12

Методическое обеспечение образовательного процесса (2 год). 12

Мониторинг результатов обучения ребенка по дополнительной общеразвивающей программы. 14

Информационное обеспечение. 20

Пояснительная записка

Публикация «Дополнительная общеобразовательная общеразвивающая программа социально-педагогического направления „Светофорик“» размещена в разделах

Данная программа разработана в силу особой актуальности проблемы обеспечения безопасности дошкольников на дорогах и улицах города.

Статистические данные об участии детей в ДТП, а также отсутствие качественного обучения дошкольников правилам дорожного движения направляет мою работу на поиск новых, более совершенных подходов в решении данного вопроса.

Ежегодно на дорогах городов нашей страны совершаются сотни дорожно-транспортных происшествий, в результате которых десятки детей погибают, сотни получают ранения и травмы. Именно поэтому дорожно-транспортный травматизм остается приоритетной проблемой общества, требующей решения, при всеобщем участии и самыми эффективными методами.

Первым учителем, который может помочь обществу решить эту проблему должен стать воспитатель детского сада и родители. Но, как правило, родители не всегда знают правила дорожного движения или не всегда выполняют их, имеют смутное представление о проблеме детского дорожно-транспортного травматизма. Правила дорожного движения едины для всех: детей и взрослых. К сожалению, они написаны «взрослым» языком без всякого расчета на детей. Поэтому главная задача воспитателей и родителей – доступно разъяснить правила ребенку, а при выборе формы обучения донести до детей смысл опасности несоблюдения правил, при этом, не исказив их содержания. Только совместными усилиями воспитателей и родителей, используя их знания, терпение и такт, возможно, научить наших детей навыкам безопасного общения со сложным миром перехода улиц и дорог.

Предложенная программа – попытка показать на практике систему деятельности воспитателя по обучению дошкольников основным правилам дорожного движения и воспитания у них привычек и поведения умелых и осторожных пешеходов.

Новизна программы

В планах и регионального, и федерального уровня отсутствуют часы на изучение правил дорожного движения. А ведь каждый второй воспитанник, слабо знающий правила дорожного движения, становится потенциальной жертвой. Данная программа подразумевает именно подготовку детей дошкольного возраста к безопасному движению на дороге. Необходимы все более разнообразные дифференцированные формы работы с детьми. Программа создана для того, чтобы дети успешно усвоили правила дорожного движения, узнали историю возникновения правил дорожного движения, смогли ориентироваться в дорожных ситуациях, на практике применяли свои знания. В программе учтены требования регионального стандарта, рекомендации работников ГИББД, интересы детей, возрастные особенности. В данной программе реализуется принцип инклюзивного образования, который позволяет одновременно обучать дошкольников детьми с ОВЗ, детей из малообеспеченных семей, одарённых детей и проживающих в сельской местности, начиная с возраста 5-ти лет.

Актуальность программы

Все мы живем в обществе, где надо соблюдать определенные нормы и правила поведения в дорожно-транспортной обстановке.

Зачастую виновниками дорожно-транспортных происшествий являются сами дети, которые играют вблизи дорог, переходят улицу в неположенных местах, неправильно входят в транспортные средства и выходят из них. Приводят к этому элементарное незнание основ правил дорожного движения и безучастное отношение взрослых к поведению детей на проезжей части. У детей отсутствует защитная психологическая реакция на дорожную обстановку, которая свойственна взрослым. Они ещё не умеют в должной степени управлять своим поведением. Желание постоянно открывать что-то новое, непосредственность часто ставят их перед реальными опасностями в быстро меняющейся дорожной обстановке. Вот почему, мы, в нашей работе детского сада, отводим большое место обучению детей безопасному поведению на улицах, дорогах, в транспорте и правилам дорожного движения. В этом должны принимать участие и родители, и дошкольные учреждения. Особенно актуальна данная проблема в области, где всякая практическая работа, направленная на формирование навыков безопасного поведения детей на дорогах путем совершенствования системы мероприятий должна давать ощутимые результаты. Поэтому необходим поиск новых форм, приемов работы, способствующих организации взаимодействия педагогов с родителями в практическом обучении своих детей.

Педагогическая целесообразность

Важное значение имеет хорошо организованный педагогический процесс при обучении дошкольников. В процессе обучения правилам и безопасности дорожного движения важны не только знания, но и развитие у воспитанников необходимых качеств, таких как внимание, память, мышление, координация движений, реакция на опасность (развитие «Чувства опасности»). Полное обучение знаниям, умениям и навыкам безопасного поведения на дороге невозможно без выполнения детьми заданий с имитацией возможных ситуаций на дороге и в транспорте.

Направленность

Дополнительная общеобразовательная общеразвивающая программа «Светофорик» является программой социально-гуманитарной направленности.

Цели и задачи программы

Цель данной программы :

Создание в ДОУ условий, оптимально обеспечивающих процесс обучения дошкольников правилам дорожного движения и формирование у них необходимых умений и навыков, выработка положительных, устойчивых привычек безопасного поведения на улицах города 1-го года обучения.

В процессе обучения реализуются следующие задачи:

Обучающие:

1. Освоение детьми практических навыков поведения в различных ситуациях дорожного движения через систему обучающих занятий, игр, тренингов.

2. Организация предметно-развивающей среды ДОУ по проблеме.

3. Активизация пропагандистской деятельности среди родителей воспитанников ДОУ по правилам дорожного движения и безопасному поведению на дороге.

4. Разработка комплекса мероприятий по формированию у детей навыков безопасного поведения на дороге.

• Обеспечение консультативной помощи родителям по соблюдению правил поведения на улицах и дорогах с целью повышения ответственности за безопасность и жизнь детей.

Развивающие:

1. развивать представление детей о здоровье, как одной из важнейших человеческих ценностей;

2. развивать самостоятельность, самоконтроль;

3. развитие коммуникативности и творческих способностей.

Воспитательные:

1. создать условия для формирования представлений безопасном поведении на дороге;

2. создать комфортный психологический климат внутри коллектива, способствующего неформальному интересу к образовательной программе и творческому общению детей.

3. просвещение родителей в вопросах организации безопасности на дороге.

Отличительные особенности программы

Программа «Светофорик» - авторская. Она стала результатом углубленного изучения и освоения автором данного вопроса. Многолетний опыт реализации программы "Светофорик" убедительно продемонстрировал ее эффективность. Как показывают опросы педагогов и родителей, программа "Светофорик" позволяет реально сформировать у детей навыки формирования представлений безопасного поведения на дороге. Дети участвуют в моделировании опасных ситуаций и выхода из них. Более того, по признанию большинства родителей, программа "Светофорик» оказывает положительное влияние на организацию безопасного поведения на дороге.

Отличительной особенностью программы является применение педагогической технологии на основе активизации и интенсификации деятельности обучающихся (проблемное обучение, игровые технологии).

Уровни сложности программы

Программа «Светофорик» стартового уровня сложности рассчитана на 2 года обучения, предполагает использование и реализацию общедоступных и универсальных форм организации материала, минимальную сложность предлагаемого для освоения содержания программы.

Программа данного курса позволяет вести обучение детей 5-6, 6-8-летнего возраста,. Программа стартового уровня включает в себя основные теоретические и практические основы :дорога и ее элементы, транспортные средства, правила перехода дороги и другое. На данном этапе происходит знакомство с безопасным поведением на дороге.

Возраст детей, участвующих в реализации дополнительной общеобразовательной общеразвивающей программы

Объединение комплектуется из дошкольников 5-6, 6-8 лет.

Сроки реализации программы

Программа рассчитана на 2 года обучения. Занятия проводятся 1 раз в неделю по 1 часу (всего 36 часов) с группой 10-15 человек, в мае-6 занятий.

Формы и режим занятий

Для результативности обучения задания подобраны так, чтобы процесс обучения осуществлялся непрерывно от простого к более сложному.

Формы занятий выбираются, исходя из возрастных и психологических особенностей воспитанников. В процессе практической деятельности основными формами являются индивидуальные и групповые занятия. Практическая часть преобладает, так как необходимо закрепить полученные знания, умения, навыки. При изучении теории с учетом возрастных особенностей целесообразно использовать методы рассказа с элементами показа, беседы, лекции, мультимедийные презентации, а также:

• творческие задания;

• конкурсы (рисунков, рассказов);

• сюжетно-ролевая игра, игра с правилами, образно-ролевая игра, дидактическая игра;

• совместная работа с родителями;

• праздники и развлечения.

Планируемые результаты освоения обучающимися программы «Светофорик» :

В результате изучения программы «Светофорик» дошкольники получат представления:

- Овладение базовыми правилами поведения на дороге;

- Анализ готовности решать дорожно-транспортные ситуации;

• Формирование у детей самостоятельности и ответственности в действиях на

дороге;

- Развитие творческих способностей;

- Формирование устойчивого познавательного интереса.

- Формирование культуры поведения в процессе общения с дорогой;

- Привитие устойчивых навыков безопасного поведения в любой дорожной ситуации.

- Формирование сознательного отношения к своим и чужим поступкам;

• Развитие отрицательного отношения к нарушениям ПДД.

Формы подведения итогов реализации дополнительной общеобразовательной

программы

Наблюдение; опрос; анкетирование; тестирование; практические задания; индивидуальные задания; творческие задания; самостоятельные работы; выполнение творческих проектов.

Система отслеживания и оценивания результатов

В систему отслеживания и оценивания результатов входят:

• мониторинг результатов обучения по дополнительной программе (октябрь, май);

аттестация обучающихся творческих объединений может проводиться в следующих формах: итоговое занятие, прослушивание, защита проектов, викторина и др.

УЧЕБНЫЙ ПЛАН 1 года обучения

№ Содержание программы Количество часов Формы контроля/

аттестации

Всего Теория Практика

1 Введение в образовательную программу. Вводный инструктаж. Инструктаж по охране труда. Принятие норм и правил групповой работы. 1 1 Наблюдение

2 Мониторинг 1 1 Опрос

3 Кто есть кто на дороге 4 1 3 Наблюдение,практическая работа

4 Знай и выполняй правила уличного движения 4 1 3 Наблюдение,практическая работа

5 Моя дорожная грамота 4 1 3 Наблюдение,практическая работа

6 Дорога в детский сад 4 1 3 Наблюдение,практическая работа

7 Знаки на дорогах 3 1 2 Наблюдение,практическая работа

8 Правостороннее, одностороннее, двухстороннее движение транспорта 3 1 2 Наблюдение,практическая работа

9 Ребёнок на улицах города 4 2 2 Наблюдение,практическая работа

10 Пассажиром быть не просто 2 2 Наблюдение,практическая работа

11 Наш помощник светофор 4 1 3 Практическая работа

12 Диагностика (мониторинг) 1 1 Мониторинг

13 Итоговое занятие 1 1 Контрольное занятие

ИТОГО: 36 10 26 -

УЧЕБНЫЙ ПЛАН 2 года обучения

№ Содержание программы Количество часов Формы контроля/

аттестации

Всего Теория Практика

1 Введение в образовательную программу. Вводный инструктаж. Инструктаж по охране труда. Принятие норм и правил групповой работы. 1 1 Наблюдение

2 Мониторинг 1 1 Опрос

3 Дорога и ее элементы 4 1 3 Наблюдение,практическая работа

4 Транспортные средства 4 1 3 Наблюдение,практическая работа

5 Светофор 4 1 3 Наблюдение,практическая работа

6 Правила поведения пешеходов и пассажиров 4 1 3 Наблюдение,практическая работа

7 Дорожные знаки 3 1 2 Наблюдение,практическая работа

8 Сигналы регулировщика 3 1 2 Наблюдение,практическая работа

9 Перекресток 4 2 2 Наблюдение,практическая работа

10 Уважайте светофор 2 2 Наблюдение,практическая работа

11 Улица 4 1 3 Практическая работа

12 Диагностика (мониторинг) 1 1 Мониторинг

13 Итоговое занятие 1 1 Контрольное занятие

ИТОГО: 36 10 26 -

СОДЕРЖАНИЕ УЧЕБНОГО ПЛАНА 1 ГОДА ОБУЧЕНИЯ

1. Вводное занятие (1 час).

Введение в дополнительную общеобразовательную программу.

Запись в творческое объединение. Вводный инструктаж. Инструктаж по охране труда. План работы на год. Принятие норм и правил групповой работы.

Практическая работа №1. Мониторинг по теме курса. (1 час)

2. Кто есть кто на дороге (4 часа).

Рисование: «Малыш на дороге». Цель: расширять знания детей о том, что каждый человек может быть участником дорожного движения в качестве пешехода, водителя, пассажира и при этом обязан выполнять определённые правила.

Беседа: «как появились правила дорожного движения».

Изготовление дороги с «пешеходным переходом» в уголок ПДД Цель: познакомить детей с историей правил дорожного движения, объяснить, почему необходимо их выполнять.

Как рождаются опасные ситуации на дороге.

Пополнение уголка ПДД. Изготовление дорожных знаков. Цель: учить детей предвидеть опасность, возникающую на улице. дороге, и стараться её избегать.

Как устроен светофор.

П/И «Светофор». Цель: познакомить детей с историей появления светофора, объяснить почему были выбраны определённые цвета, рассказать какие бывают светофоры.

3. Знай и выполняй правила уличного движения (4 часа).

С/Р И «Мы – юные пешеходы». Цель: расширять у детей представления о безопасном по-ведении на улицах поселка; закреплять знания детей о правилах дорожного движения и о назначении дорожных знаков.

Безопасный перекрёсток.

Игра малой подвижности «Будь Внимателен!». Цель: дополнить представления детей о движении машин на перекрестке; закрепить знания детей об особенностях движения транспорта и пешеходов на регулируемом перекрестке; зна-комить со знаком «Регулируемый перекресток»; совершенствовать знания детей о значении сигналов регулировщика; продолжать знакомить с правилами передвижения пешеходов и машин с помощью четырехстороннего светофора.

Транспорт нашего города

П/И «Цветные автомобили» Цель: расширять знания о том, какой бывает транспорт (пассажирский транспорт, легковые, грузовые машины, машины специального назначения (скорая, пожарная машина, патрульная машина, экскаватор, подъемный кран, бульдозер, бетономешалка и другие); закрепить знания о видах общественного транспорта; продолжать знакомить детей с особенностями передвижения на подземном транспорте метро и правилами поведения в нем пассажиров; расширять представления детей о правилах поведения в общественном транспорте; продолжать знакомить детей с особенностями передвижения всех видов обще-ственного транспорта и правилами поведения в нем; закрепить представления о таких дорожных знаках, как «Железнодорожный переезд со шлагбаумом», «Железнодорожный переезд без шлагбаума».

Транспорт нашего поселка

С/Р. И «Автобус». Продолжать знакомить детей с особенностями передвижения всех видов общественного транспорта и правилами поведения в нем; закрепить представления о таких дорожных знаках, как «Железнодорожный переезд со шлагбаумом», «Железнодорожный переезд без шлагбаума».

4. Моя дорожная грамота (4 часа).

Д/И «Найди нужный знак». Цель: расширять знания детей о правилах пешеходов на дороге (проезжей части) и на тротуаре; закрепить знания дошкольников о понятиях «пешеход», «дорожные знаки», «островок безопасности», «переход»; закрепить с детьми информационно-указательные и запрещающие дорожные знаки: «Пешеходный переход», «Подземный переход», «Место остановки автобуса», «Место стоянки», «Пешеходное движение запрещено», «Велосипедное движение запрещено».

Д/И «Правила дорожного движения» Цель: расширять знания детей о назначении предупреждающих дорожных знаков, предназначенных для водителей: «Пешеходный переход», «Дети», «Двустороннее движение», «Железнодорожный переезд без шлагбаума», «Железнодорожный переезд со шлагбаумом», «Регулированный перекресток».

П/И «Такси» Цель: продолжать учить детей различать информационно-указательные, запрещающие и предупреждающие знаки; закрепить назначение знаков сервиса.

О чем говорят дорожные знаки.

Д/И «Учим дорожные знаки».

Цели: продолжать работу по ознакомлению дошкольников с дорожными знаками и правилами безопасного движения на дороге; расширять у детей представления о назначении дорожных знаков; знакомить с дорожными знаками: «Круговое движение», «Въезд запрещен», «Опасный поворот», «Разрешено движение только велосипеду», «Разрешено движение только пешеходу».

5. Дорога в детский сад(4 часа).

Обновление макета «Дорога в детский сад»

Цель: дать представление детям о безопасном пути от дома к детскому саду; учить использовать знания правил дорожного дви-жения при передвижении без взрослого; развивать у детей ориентировку в окружающем и умение наблюдать за движением машин по проезжей части города и во дворе.

Опасный перекрёсток

Аппликация «Светофор» Цели: расширять представления детей о движении транспорта на перекрёстке; дать представление о «регулируемом перекрёстке» и о работе регулировщика; продолжать знакомить с правилами передвижения пешеходов и машин с помощью четырёхцветного светофора.

Лепка «Светофор» Цель: закреплять знания детей об особенностях движения транспорта на перекрестке; дать представление о том, как переходить улицу на перекрестке, где нет указателей; учить детей ориентироваться на настольном макете микрорайона.

Беседа: «Правила дорожного движения»

Рассматривание сюжетных картинок по ПДД. Цель: активизировать познавательный интерес к ПДД. Продолжать знакомить детей со всеми видами дорожных знаков.

Воспитывать желание узнать новое.

Беседа-диалог с детьми. Вопросы к детям поискового характера (зачем нужны правила дорожного движения)

6. Знаки на дорогах(3 часа).

Игра-викторина «Знаки на дорогах» Цель игры: определить, как дети усвоили правила безопасности движения; закрепить знания о сигналах светофора; уточнить знания детей о работе сотрудников ГИБДД; закрепить значение его жестов; воспитывать у детей внимательность, сообразительность, умение выполнять правила безопасности движения; быть взаимовежливыми между собой и окружающими.

Игровой тренинг.

Квест – игра «Сокровища пиратов» Цель: развивать находчивость, воображение, фантазию, двигательную активность. Воспитывать доброжелательность, желание неукоснительно соблюдать ПДД.

Мы пассажиры.

П/И «Автоинспектор и водители» Цель: расширять знания детей о пассажирском транспорте; о том, что автобусы, троллейбусы останавливаются на специальных остановках около тротуаров, трамвай останавливается на середине улицы; познакомить с правилами поведения при ожидании транспорта.

7. Правостороннее, одностороннее, двухстороннее движение транспорта(3 часа).

Аппликация: «Пешеходный переход» Цель: знакомить детей с разными видами движения на дороге. Показать и дать попробовать детям на практике, используя автогородок на территории детского сада.

Как рождаются опасные ситуации на дороге.

Д/И «Светофор и регулировщик» Цель: учить детей предвидеть опасность возникающую на улице и стараться её избегать.

Рисование: «Автобус» Цель: уточнить знания детей о правилах поведения в общественном транспорте. Воспитывать уважительное отношение к окружающим.

8. Ребёнок на улицах города (4 часа).

Изготовление атрибутов в уголок ПДД.

Цель: закреплять умения детей ориентироваться на дороге, используя правила дорожного движения для пешеходов и води-телей в различных практических ситуациях, используя макеты дорожного движения и транспортную площадку; повторить с детьми правила поведения, предписанные пассажирам различ-ного вида транспорта, используя различные модели ситуаций; дать представление об автогородке; воспитывать культуру поведения на улице, взаимоуважение в игре; упражнять внимание и память.

Беседа «Если ты потерялся в поселке»

Игра-тренинг «Я потерялся» Цель: учить действовать в обстановке, если потерялся, не пугаться и не теряться в данной ситуации.

Игра – викторина «Знатоки дорожного движения»

Цель: закреплять знания детей о безопасном поведении в транспорте, на улице, на дороге.

9. Пассажиром быть не просто (2 часа).

Просмотр видеофильма «Пассажиром быть не просто». Цель: обобщать знания детей по безопасному поведению в транспорте.

Показ сказки «Весёлые знаки». Цель: обобщение полученных знаний по безопасности дорожного движения.

10. Наш помощник светофор (4 часа).

Подвижная игра «красный, желтый, зеленый».

Беседа: «для чего нужен Светофор

Чтение художественной литературы «Азбука маленького пешехода».

Дидактическая игра «Веселый светофор».

11. Диагностика (1час).

12. Итоговое занятие (1час).

Публикации по теме:

Дополнительная общеобразовательная (общеразвивающая) программа «Автомодельный спорт» для обучающихся 10–16 лет Пояснительная записка - направленность программы: физкультурно-спортивная Моделизм спортивный – это конструирование и постройка действующих.

Дополнительная общеобразовательная общеразвивающая программа «Фитнес кидс» «Fitness kids» 1. ПОЯСНИТЕЛЬНАЯ ЗАПИСКА Стратегическое направление государственной политики в области поддержки и сохранения здоровья детей регламентируется.

Дополнительная общеобразовательная общеразвивающая программа физкультурно-спортивной направленности «Волейбол» Пояснительная записка Дополнительная образовательная программа имеет физкультурноспортивную направленность. Игра в волейбол – это народная.

Дополнительная общеобразовательная общеразвивающая программа «Волшебные ручки»Дополнительная общеобразовательная общеразвивающая программа «Волшебные ручки» .

Дополнительная общеобразовательная программа художественной направленности «Карусель» для детей от 2–3 лет ПОЯСНИТЕЛЬНАЯ ЗАПИСКА Дополнительная образовательная программа по художественно-эстетическому развитию на основе интеграции различных видов.

Дополнительная общеобразовательная программа социально-педагогической направленности «Игротека для малышей» 3–4 лет Содержание программы. I Целевой раздел 1.1 Пояснительная записка 1.2 Цели и задачи реализации Дополнительной образовательной программы «Игротека.

Дополнительная общеобразовательная программа «Эколята»Дополнительная общеобразовательная программа «Эколята» Содержание 1. Целевой раздел 1.1. Актуальность 1.2. Цель и задачи рабочей программы 1.3. Принципы организации кружковой работы 1.4.

Дополнительная общеобразовательная программа «Юный исследователь»Дополнительная общеобразовательная программа «Юный исследователь» Дополнительная общеобразовательная программа «Юный исследователь» Содержание программы I. Целевой раздел …. 3 1.1.

Дополнительная общеразвивающая программа кружка «РобоСтарт»Дополнительная общеразвивающая программа кружка «РобоСтарт» Дополнительная общеразвивающая программа кружка «РобоСтарт»Автор: воспитатель А. А. Голудина Руководитель: старший воспитатель Е. А. Земляк.

Дополнительная общеразвивающая программа «Смышленыш». Пояснительная записка. ПОЯСНИТЕЛЬНАЯ ЗАПИСКА 1. Направленность дополнительной образовательной программы - познавательная. Дополнительная образовательная программа.

Библиотека изображений:
Автор публикации:
Дополнительная общеобразовательная общеразвивающая программа социально-педагогического направления «Светофорик»
Опубликовано: 7 августа 2022 в 13:50
+16Карма+ Голосовать
Расскажите коллегам и друзьям!
Комментарии:
Всего комментариев: 4.
Для просмотра комментариев
Популярное из нового
День весенней безопасности. Передвижка «Паводок, весеннее половодье»

Стремительное таяние снега или выпадение большого количества осадков может стать причиной весеннего паводка. Необходимо знать правила поведения во время этого стихийного бедствия и рассказать о них...

27 апреля. Международный день настольных игр. Передвижка «Польза настольных игр»

Ежегодно в последнюю субботу апреля отмечается Международный день настольных игр. Настольные игры – полезный семейный досуг на все времена.


Горячие темочки



РЕГИСТРИРУЙТЕСЬ!
Используя МААМ принимаете Cоглашение и ОД