МААМ-картинки

Дополнительная общеобразовательная общеразвивающая программа «Детская азбука безопасности»

Эльвира Лукьяненко
Дополнительная общеобразовательная общеразвивающая программа «Детская азбука безопасности»

Актуальность программы

Разработка данной программы вызвана необходимостью подготовить ребёнка к изменениям в современном обществе. Почему же так важно сформировать у ребёнка навыки безопасного поведения?

Все стороны жизни человека напрямую связаны с его безопасностью.

В настоящее время актуальность вопроса «Как обеспечить безопасность и здоровый образ жизни нашим детям?» очевидна, поэтому необходимо дать ребёнку соответствующие знания по данной теме, согласно ст. 13 Федерального закона от 29 декабря 2012 г. № 273-ФЗ «Об образовании в Российской Федерации» - «обеспечение права на образование в течение всей жизни в соответствии с потребностями личности, особенностям развития, способностям и интересам человека». Основная цель – подготовить ребёнка к безопасной жизни в окружающей среде – природной, техногенной и социальной.

Публикация «Дополнительная общеобразовательная общеразвивающая программа „Детская азбука безопасности“» размещена в разделах

В дошкольных учреждениях всё больше внимания уделяется формированию у дошкольников навыков безопасного поведения.

В современном обществе на передний план выдвигаются проблемы, когда ребенок – дошкольник попадает в различные жизненные ситуации, в которых он может растеряться, поэтому нужно не только оберегать и защищать детей, но и подготовить к встрече с различными сложными, а порой и опасными жизненными ситуациями.

Анализ родительского спроса на дополнительные образовательные услуги в данном виде деятельности показал, что родители заинтересованы в формировании основ безопасности жизнедеятельности у своих детей.

На основании результатов анализа образовательной деятельности учреждения за 2022 – 2023 учебный год был сделан вывод о необходимости успешного воспитания у детей навыков безопасного поведения.

В детском саду №1 «Журавушка» имеется материально – техническая база и потребность к подготовке воспитанников к жизни в современном обществе, обеспечению безопасности жизнедеятельности дошкольников, поэтому была разработана и готова к реализации программа по ОБЖ «Детская азбука безопасности».

Анализ педагогического опыта показал необходимость обучение по ПДД и ОБЖ осуществлять в комплексе всего воспитательно - образовательного процесса с применением новых педагогических технологий (ТРИЗ) в соответствии ФГОС ДО и в тесной связи с семьей, так как пример родителей – один из основных факторов успешного воспитания у детей навыков безопасного поведения. Защитить себя и своих детей от многих проблем, с которыми может столкнуться семья, можно при условии постоянной заботы о детской безопасности.

Возможность использования программы в других образовательных системах

Программа реализуется в Филиале МАОУ Холмогорская средняя школа имени М. В. Ломоносова – Детский сад №1 «Журавушка».

Дополнительная общеразвивающая программа «Детская азбука безопасности» реализуется

в сетевой форме совместно с Филиалом МАОУ Холмогорская средняя школа имени М. В. Ломоносова – Детский сад №1 «Журавушка».

Цель программы

Формирование высоконравственной, разносторонне развитой личности, способной к активной социальной адаптации в обществе к самообразованию и самосовершенствованию, повышению уровня знаний детей дошкольного возраста по изучению правил ОБЖ и применению их на практике по темам: бережем свое здоровье, безопасный отдых на природе, безопасность на дорогах, безопасность собственной жизнедеятельности.

Задачи программы

Предметные/ обучающие:

- формирование начальных знаний и умений в области «Безопасность собственной жизнедеятельности». Формирование представлений о том, что полезные и необходимые бытовые предметы при неумелом обращении могут причинить вред и стать причиной беды (электроприборы, газовая плита, инструменты и бытовые предметы и другое);

- знакомство с правилами поведения на природе.

Метапредметные/ развивающие:

- развитие познавательных умений, закрепление умения называть свою: фамилию, имя, отчество;

- развитие способностей обучающегося, внимания, мышления, памяти, воображения, мотивации к дальнейшему изучению;

- развитие эмоциональной сферы детей в процессе обучающих и развивающих игр, бесед, викторин.

Личностные/ воспитательные:

- воспитание уважительного отношения к сверстникам, взрослым; .

- воспитание и развитие личностных качеств (трудолюбия, ответственности, коммуникабельности, целеустремленности и другое).

Программа строится на следующих дидактических принципах:

доступности – соответствие возрастным и индивидуальным особенностям;

наглядности – иллюстративность, наличие дидактического материала;

научности – обоснованность, наличие методологической базы и теоретической основы.

Отличительные особенности программы

1. Методика работы строится в направлении личностно-ориентированного подхода, делается акцент на активность самих детей, на принцип единства переживания, сотворчества воспитателя и ребенка.

2. Необходимым условием эффективной реализации программы является единство и взаимосвязь детского сада, семьи и ГИБДД.

3. Для осуществления программы разработаны стандартные и нестандартные инновационные занятия, которые являются хорошим апробированным материалом.

Программа является разно уровневой. Особенностью содержания программы является дифференциация содержания по уровням сложности: «Стартовый уровень»,

«Базовый уровень», «Продвинутый уровень».

При реализации программы предусмотрена возможность последовательного/параллельного освоения содержания программы на разных уровнях углубленности, доступности и степени сложности, исходя из

диагностики и стартовых возможностей каждого обучающегося.

Программа предполагает :

- индивидуальный подход (ориентация на личностный потенциал ребенка и его самореализацию);

- тесная связь с практикой, ориентация на создание конкретного персонального продукта;

- возможность проектной и/или исследовательской деятельности;

- взаимодействие с родителями: участие в спортивных и тематических праздниках, КВН, контрольных занятиях, проведение экскурсий, анкетирование.

Программа состоит из следующих разделов/ модулей:

1. Раздел/модуль «Безопасность собственной жизнедеятельности», «Бережем свое здоровье» - продолжает знакомить детей с элементарными правилами поведения в детском саду, формирует навыки безопасного поведения в подвижных играх и при пользовании спортивным инвентарём. Закрепляет правила безопасного передвижения в помещении: осторожно подниматься и опускаться по лестнице; держаться за перила; открывать и закрывать дверь, держась за дверную ручку.

Знакомит обучающихся с первичными представлениями о здоровом образе жизни. Развивает желание сохранять и укреплять свое здоровье (соблюдать режим дня, правильно питаться, заниматься спортом). Уточнение и расширение представлений о связи между болезнью и ее причиной, позволяет закрепить правила безопасного общения с больным.

2. Раздел/модуль «Безопасный отдых на природе» - формирует основы экологической культуры. Уточнение и расширение представлений о таких явлениях природы, как гроза, гром, молния, радуга, ураган – знакомит с правилами поведения человека в этих условиях.

3. Раздел/модуль «Безопасность на дорогах» - систематизирует знания детей о правилах дорожного движения: переходить улицу только с взрослым, в строго отведённых местах и на зелёный сигнал светофора. Продолжает знакомить с элементами дороги, напоминает, как пешеходы должны переходить дорогу.

Закрепляет знания о специальных видах транспорта: «Скорая помощь» (едет на вызов к больным людям, пожарная машина (едет тушить пожар, «Полиция» (едет на помощь людям, попавшим в беду, машина МЧС.

Знакомство с дорожными знаками: «Пешеходный переход», «Дети», «Остановка общественного транспорта» расширяет знания детей о ПДД.

Характеристика обучающихся по программе

В период от пяти до шести лет начинаются формироваться устойчивые представления о том, «что такое хорошо» и «что такое плохо», которые становятся внутренними регуляторами поведения ребёнка. Формируется произвольность поведения, социально значимые мотивы начинают управлять личными мотивами. Но в то же время, в личности и самооценке складывается первая иерархия мотивов. Формируется дифференцированность самооценки. Но при этом преобладает высокая, неадекватная самооценка, поэтому задача педагога научить ребёнка соблюдать правила безопасного поведения в разных видах деятельности.

По программе могут обучаться дети в возрасте от 5 до 6 лет, проходящие обучение по программе «От рождения до школы» Н. Е. Вераксы, М. А. Васильева, Т. С. Комарова, образовательная область «Безопасность» соответственно возрасту детей.

Формирование групп осуществляется без вступительных испытаний. Наполняемость группы до 20 обучающихся.

Содержание программы, сроки и этапы реализации программы

Программа рассчитана на один год обучения, разделена на разделы/модули

и основана на изложении материала в доступной и увлекательной форме.

Один год обучения – 36 часов.

1 раздел/модуль (Безопасность собственной жизнедеятельности», «Бережем свое здоровье») – 16 часов

2 раздел/модуль («Безопасность на дорогах») – 10 часов.

3 раздел/модуль («Безопасный отдых на природе») – 6 часов.

Мониторинг – 4 часа.

Объём программы : 36 академических часов.

Формы и режим занятий по программе

В соответствии с нормами СанПин 2.4.4.3172-14 занятия проводятся 1 раз в неделю.

Продолжительность занятий – 1 академический час.

Формы организации образовательного процесса предполагают проведение коллективных занятий (всей группой).

Формы проведения занятий: комбинированное занятие, практическое занятие, игра (сюжетно - ролевая, логическая, проектная и исследовательская деятельность и т. д.

Структура занятия:

I этап. Организационная часть.

Ознакомление с правилами поведения на занятии, организацией рабочего места.

II этап. Основная часть.

Постановка цели и задач занятия.

Создание мотивации предстоящей деятельности. Получение и закрепление новых знаний.

Физкультминутка.

Практическая работа группой (подгруппой, индивидуально, парах).

III этап. Заключительная часть.

Анализ работы. Подведение итогов занятия. Рефлексия.

Ожидаемые результаты и форма их проверки (формулируются с учетом цели и задач обучения, развития и воспитания, а также уровня освоения программы)

Иметь представление о родственных, безопасных отношениях, в семье, о культуре общения с взрослыми.

Знать правила безопасного поведения на улице, научить как правильно вести себя в опасной ситуации.

Уметь с правильно обращаться с «опасными предметами», которые могут, причинит вред здоровью.

Иметь опыт практической (творческой) деятельности в обращении с ядовитыми ягодами и грибами.

Демонстрировать правила пешехода – перехода перекрестка и дороги.

Осознанно относиться к тому, как легко может возникнуть пожар, закрепление знаний о пожароопасных предметах.

Иметь представление о родственных, безопасных отношениях, в семье, о культуре общения с взрослыми.

Знать правила безопасного поведения на улице, научить как правильно вести себя в опасной ситуации.

Уметь с правильно обращаться с «опасными предметами», которые могут, причинит вред здоровью.

Иметь опыт практической (творческой) деятельности в обращении с ядовитыми ягодами и грибами.

Демонстрировать правила пешехода – перехода перекрестка и дороги.

Осознанно относиться к тому, как легко может возникнуть пожар, закрепление знаний о пожароопасных предметах

Способ оценки результатов в форме:

- выставка творческих работ по теме

- открытое развлечение для родителей «В гостях у Светофора».

Диагностика результатов обучения по программе проводится 2 раза за период обучения: входная диагностика – в начале учебного года, итоговая диагностика - в конце обучения по программе.

При поступлении в объединение новых обучающихся с ними проводится входная диагностика в индивидуальном порядке.

Диагностика проводится по 3-х балльной шкале.

Диагностика.

Вопросы:

1. Как зовут родителей?

2. Назови номера служб спасения?

3. Назови съедобные (несъедобные) ягоды, грибы?

4. Как надо вести себя с незнакомыми людьми?

5. Как надо вести себя на природе?

6. Что нужно делать, чтобы быть здоровым?

7. Правила обращения с пожароопасными предметами, назови.

8. Какие правила нужно соблюдать, чтобы тебя назвали воспитанным ребёнком?

Диагностическая карта

В каждом столбце выставляется от 1 до 3-х баллов. В начале и конце года все баллы суммируются и заносятся в разделы: входная диагностика; итоговая диагностика.

Уровень:

0 – 9 балла – низкий уровень

10 - 17 балла – средний уровень

18 – 24 балла – высокий уровень

Оценка ответа:

1-не отвечает;

2 - отвечает с помощью педагога;

3 - отвечает самостоятельно.

№ 8 Фамилия. Имя Входная

диагностика Уровень

Итоговая

диагностика Уровень

Формы контроля и

подведения итогов

реализации программы

Контроль знаний, умений и навыков по программе проводится согласно

«Положению об итоговой (входной) диагностике в рамках реализации дополнительных образовательных программ» Филиала МАОУ «Холмогорская средняя школа имени М. В. Ломоносова» - Детский сад №1 «Журавушка».

Формами подведения итогов реализации дополнительной общеобразовательной общеразвивающей программы являются представление знаний детей на итоговом мероприятии.

Учебно-тематический план

Разделы Старшая группа

теоретические практические

Безопасный отдых на природе 4 2

Безопасность на дорогах и улицах 5 5

Безопасность собственной жизнедеятельности. 5 3

Бережем свое здоровье 4 4

Мониторинг - 4

Всего 18 18

Итого 36

Материально-техническое обеспечение: набор машин; иллюстрации; набор картин и открыток; раздаточный материал (разрезные картинки, таблицы); альбомы по темам; подборки книг; познавательных детских энциклопедий; слайдов, фильмов; демонстрационный материал (плакаты, дорожные знаки, модели разных видов транспорта, детские коляски, куклы, атрибуты для игр по правилам уличного движения, макеты перекрестка, домов и улиц села).

Формы работы: беседы; практическая деятельность; рассказ воспитателя; чтение произведений; просмотр видефильма, мультфильма, контрольное занятие; дидактические и настольно – печатные игры по профилактике детского дорожно-транспортного травматизма, воспитанию ЗОЖ («Осторожно, дорога!», «Незнайка на улице», «Дорожные знаки», «Зеленый светофор»).

Методы и приё мы: мотивация, стимулирование (познавательные игры, творческие задания и др.); метод организации учебно-познавательной деятельности (словесные, наглядные, анализ, обобщение и др.); контроль и коррекция (самоанализ, работа над ошибками и др.).

Список информационных ресурсов

1. Авдеева Н. Н., Князева H.Л., Стеркина Р. Б. Безопасность : Учебное пособие по основам безопасности жизнедеятельности детей. «ДЕТСТВО ПРЕСС», 2013 г.

2. Белая К. Ю. «Формирование основ безопасности у дошкольников», «Мозайка- Синтез», 2011год.

3. Полынова В. К., Дмитренко З. С. «Основы безопасности жизнедеятельности детей дошкольного возраста», «Детство- Пресс», 2009 год.

Публикации по теме:

Дополнительная общеобразовательная (общеразвивающая) программа «Автомодельный спорт» для обучающихся 10–16 лет Пояснительная записка - направленность программы: физкультурно-спортивная Моделизм спортивный – это конструирование и постройка действующих.

Дополнительная общеобразовательная общеразвивающая программа «Фитнес кидс» «Fitness kids» 1. ПОЯСНИТЕЛЬНАЯ ЗАПИСКА Стратегическое направление государственной политики в области поддержки и сохранения здоровья детей регламентируется.

Дополнительная общеобразовательная общеразвивающая программа физкультурно-спортивной направленности «Волейбол» Пояснительная записка Дополнительная образовательная программа имеет физкультурноспортивную направленность. Игра в волейбол – это народная.

Дополнительная общеобразовательная общеразвивающая программа «Волшебные ручки»Дополнительная общеобразовательная общеразвивающая программа «Волшебные ручки» .

Дополнительная общеобразовательная программа художественной направленности «Карусель» для детей от 2–3 лет ПОЯСНИТЕЛЬНАЯ ЗАПИСКА Дополнительная образовательная программа по художественно-эстетическому развитию на основе интеграции различных видов.

Дополнительная общеобразовательная программа «Эколята»Дополнительная общеобразовательная программа «Эколята» Содержание 1. Целевой раздел 1.1. Актуальность 1.2. Цель и задачи рабочей программы 1.3. Принципы организации кружковой работы 1.4.

Дополнительная общеобразовательная программа «Юный исследователь»Дополнительная общеобразовательная программа «Юный исследователь» Дополнительная общеобразовательная программа «Юный исследователь» Содержание программы I. Целевой раздел …. 3 1.1.

Дополнительная общеразвивающая программа естественнонаучной направленности «Волшебное окошко в чудесный микромир» Дополнительная общеразвивающая программа естественнонаучной направленности «Волшебное окошко в чудесный микромир» в подготовительных группах.

Библиотека изображений:
Автор публикации:
Дополнительная общеобразовательная общеразвивающая программа «Детская азбука безопасности»
Опубликовано: 20 октября 2023 в 13:17
0Карма+ Голосовать
Расскажите коллегам и друзьям!
Комментарии:
Всего комментариев: 0.
Для просмотра комментариев
Популярное из нового
7 мая. День военных памятников. Передвижка «Как рассказать детям о войне»

9 мая мы отмечаем всенародный праздник — День Победы. Это хороший повод рассказать детям о войне и вспомнить, какой ценой досталась победа, ведь «нет в России семьи такой, где не памятен был свой герой».

6 мая. День животных-героев. Передвижка «Животные на войне»

 В годы Великой Отечественной войны вместе с людьми воевали и животные. Воевать нашим бойцам помогали лошади, собаки, голуби, верблюды, медведи, олени и даже кошки.


Горячие темочки



РЕГИСТРИРУЙТЕСЬ!
Используя МААМ принимаете Cоглашение и ОД