МААМ-картинки

Дополнительная общеобразовательная общеразвивающая программа «Фелтинг» (шерстяная мастерская)

Шмелева Надежда
Дополнительная общеобразовательная общеразвивающая программа «Фелтинг» (шерстяная мастерская)

Краткая аннотация

Фелтинг - известный издревле вид рукоделия. Валяние из шерсти - это особая техника рукоделия, в процессе которой из шерсти для валяния создается рисунок на ткани или войлоке, объемные игрушки, панно, декоративные элементы, предметы одежды или аксессуары. Различают два вида валяния шерсти – сухое и мокрое.

Публикация «Дополнительная общеобразовательная общеразвивающая программа „Фелтинг“ (шерстяная мастерская)» размещена в разделах

Валяние из шерсти – самый древний вид рукоделия. На протяжении многих веков валяные изделия сопровождают человека. Как только люди приручили животных, они научились использовать их шерсть. Только натуральная шерсть имеет способность сваливаться. Мягкая, теплая на ощупь шерсть, окрашенная в различные цвета, способна в умелых руках превращаться в прекрасные живописные картины, быть покрывалом или нарядной наволочкой. Женские украшения в виде бус, колье, поясов, брошей, аксессуары повседневной жизни уже завоевали тысячи поклонников. Сегодня один из старых и очень древних материалов вновь приобретает актуальность. Полузабытое народное ремесло, в последние десятилетие, возрождается в современной жизни.

Отдельно стоит отметить, еще один вид рукоделия - это вязание. В настоящее время, такой вид творческой деятельности, очень популярен. Применяя натуральные шерстяные нити для своих изделий, получаются актуальные, экологические и теплые изделия, что сейчас в тренде у молодежи.

Данная программа разработана в связи с возникшей потребностью в комплексном обучении, посвящена не какому-то отдельному виду творчества, а включает одновременно несколько образовательных и воспитательных аспектов. Программа призвана способствовать развитию интереса к культуре своей Родины, истокам народного творчества, эстетического отношения к действительности. Она настроена на формирование целостного отношения к ремесленным ценностям, роли ребёнка, посредством занятия валяния из шерсти или создании шерстяных изделий.

Программа «Фелтинг (шерстяная мастерская) разноуровневая и составлена в соответствии с требованиями, предъявленными к образовательным программам дополнительного образования, с учётом запросов социального заказа населения и психолого-возрастных особенностей детей. Имеет 3 модуля: «Основы валяния шерсти», «Основы вязания крючком» и «Смешанные технологии в теплых изделиях»

Пояснительная записка

Направленность дополнительной общеобразовательной общеразвивающей программы «Фелтинг» (шерстяная мастерская) художественная.

Актуальность программы заключается в том, что она нацелена на решение задач, определенных в Стратегии развития воспитания в Российской Федерации на период до 2025 года от 29 мая 2015г. №996-р г., направленных на формирование гармоничной личности, ответственного человека, в котором сочетается любовь к Родине, общенациональная и этническая идентичности, уважение к культуре, традициям людей, которые живут рядом. Данная программа способствует к личному саморазвитию обучающихся, подготавливает их к самостоятельной жизни в современном мире, а так же профессиональному самоопределению. Обучаясь по программе воспитанники могут приобрести как первоначальные, так и углубленные знания и умения по данному виду творчества в соответствии с их образовательными потребностями и возможностями. Обучающиеся которые уже имеют первоначальные навыки, по желанию, могут индивидуально перейти сразу на углубленное обучение.

Настоящая дополнительная общеразвивающая программа «Фелтинг» (шерстяная мастерская) разработана с учетом следующих нормативных оснований для разработки дополнительной общеобразовательной программы :

Список нормативно-правовых документов:

• Федеральный закон от 29.12.2012 г. №273-ФЗ «Об образовании в Российской Федерации»

• Концепция развития дополнительного образования в РФ (утверждена распоряжением Правительства РФ от 04. 09.2014 № 1726-Р)

• Стратегия развития воспитания в Российской Федерации на период до 2025 года (утверждена распоряжением Правительства Российской Федерации от 29 мая 2015 г. № 996-р)

• Приказ Министерства просвещения России от 9.11.2018 № 196 «Об утверждении Порядка организации и осуществления образовательной деятельности по дополнительным общеобразовательным программам»

• Постановление Главного государственного санитарного врача Российской Федерации от 4 июля 2014 года № 41 «Об утверждении СанПиН 2.4.4.3172-14 "Санитарно-эпидемиологические требования к устройству, содержанию и организации режима работы образовательных организаций дополнительного образования детей»

• Санитарно-эпидемиологические правила СП 3.1/2.4 3598-20 «Санитарно-эпидемиологические требования к устройству, содержанию и организации работы образовательных организаций и других объектов социальной инфраструктуры для детей и молодежи в условиях распространения новой коронавирусной инфекции (COVID-19)», утвержденные постановлением Главного государственного санитарного врача Российской Федерации от 30.06.2020 № 16

• Приказ министерства образования и науки Самарской области от 20.08.2019 г. № 262-од «Об утверждении Правил персонифицированного финансирования дополнительного образования детей в Самарской области на основе сертификата персонифицированного финансирования дополнительного образования детей, обучающихся по дополнительным общеобразовательным программам»

• Методические рекомендации по проектированию дополнительных общеразвивающих программ, направленных письмом Минобрнауки России от 18.11.2015 № 09-3242.

• «Методические рекомендации по разработке дополнительных общеобразовательных программ» (Приложение к письму министерства образования и науки Самарской области 03.09.2015 № МО -16-09-01/826-ТУ)

• Устав ГБОУ СОШ с. Исаклы, положение о СП «Калейдоскоп» от 15 ноября 2011 г. №789-од.

Программа «Фелтинг» (шерстяная мастерская) ориентирована на развитие художественно-творческих способностей детей, развитие фантазии и зрительно-образной памяти, эмоционально-эстетического отношения к предметам и явлениям действительности, формирование творческой индивидуальности, что обосновывает педагогическую целесообразность данной программы. Применяемые в данной программе интерактивные формы и методы обучения помогут замотивировать детей на активное участие, достижения результатов и побудить их к осознанному овладению практическими приемами работы по созданию шерстяных изделий. Наличие разновозрастных групп обучающихся, предполагает использование дифференцированного подхода при выборе методов и форм, а так же выстраивание индивидуальных образовательных траекторий для детей с особыми образовательными потребностями (дети с уже имеющимися навыками этого творчества или одаренные дети).

Аспект реализации данной программы «Фелтинг» (шерстяная мастерская) является ее воспитанный потенциал, основанный на привитии интереса к культуре своей страны, к истокам народного творчества, на способность к самостоятельной творческой работе, формирование художественного вкуса и коммуникативной культуры. Обучение по программе представляет возможности для профессиональной ориентации воспитанников, вводя обучающихся в мир таких профессий, как мастер по созданию игрушек, мастер ручного художественного вязания, дизайнер по созданию одежды, модельер, индивидуальный предприниматель (открытие своего бизнеса, выпуск своей линейки теплых изделий).

Новизна программы заключается в развитии и формировании творческих способностей каждого. В преемственности и социализации подростков на занятиях объединения. Данную программу отличает то, что каждый воспитанник за время обучения знакомится с несколькими видами техник работы с шерстью : это сухое и мокрое валяние, а так же вязание. И в процессе обучения осваивает все техники поэтапно, проходя ознакомительный уровень, базовый и углубленный.

Отличительная особенность программы заключается в ее разноуровневости, как в общем содержании, так и внутри каждого модуля. В программе определены 3 уровня сложности: ознакомительный, базовый и углубленный. На обучение принимаются обучающиеся с разным уровнем подготовки.

Цель программы – создание условий для творческой самореализации обучающихся, стимулирующей дальнейшее совершенствование мастерства в области декоративно-прикладного творчества и способствующей выбору будущей профессии.

В процессе достижения поставленной цели, необходимо решить задачи:

Задачи Ознакомительный уровень Базовый уровень Углубленный уровень

Образовательные: - выявить выбор в деятельности обучающихся, их предпочтение;

- ознакомление с творческой деятельностью – валянием шерсти. С его понятием и понятиями связанные с этим творчеством;

- ознакомление с понятиями и символами, использующимися в схемах по вязанию крючком;

-обучить основным приемам вязания крючком и валяния шерсти, что позволит создать простейшие изделия.

- обучить правильному пользованию инструментами;

- научить соблюдать правила безопасной работы, гигиены и санитарии.

- сформировать систему базовых знаний, технических навыков и приемов в выполнении шерстяных изделий, позволяющих создать творческий продукт по образцу;

- обучить свободному использованию схем по вязанию и видео-инструкции по валянию изделий. -сформировать систему специальных знаний, умений и навыков в области валяния шерсти и вязания, позволяющих создавать оригинальный творческий продукт;

- сформировать навык отделки и оформления шерстяной работы, придания ей презентабельного вида;

- сформировать навык использования в изделии смешанных технологий;

- обучить свободному использованию схем по вязанию крючком и рисованию своих эскизов для создания игрушек из шерсти;

- обучить умению рассчитывать количество необходимых материалов и подбирать материалы, разрабатывать колористическое решение при выполнении изделий.

Развивающие: - развить навык самообслуживания;

- развить эмоционально-эстетическое восприятие действительности;

- развить у детей интерес к познанию жизни своих предков, к истории и традициям своего края;

- обогатить знания детей об истории возникновения традиционного декоративно-прикладного искусства по валянию шерсти и вязания. - способствовать развитию индивидуальных творческих способностей, художественно-образного восприятия мира, художественный и эстетический вкус, воображение, фантазию;

-развить способность логического и творческое мышления;

- развить терпеливость, упорство, умение доводить дело до конца - развить фантазию, эстетический и художественный вкус;

- развить самостоятельность;

- развить потребности к постоянному обучению и совершенствованию по валянию шерсти и вязанию крючком;

- развить творческую и самостоятельную активность.

Воспитательные: - воспитать интерес к художественному творчеству и к искусству по валянию шерсти и вязанию крючком;

- воспитывать уважительное отношение к традиционному декоративно-прикладному искусству. - воспитание взаимопомощи при выполнении изделия;

- воспитывать обучающихся быть аккуратными и внимательными, соблюдая инструкции безопасности.

- воспитывать умение организовать самостоятельно своё рабочее место и выполнять инструкции;

- привить интерес к исторической культуре своей Родины, к истокам народного творчества

- воспитывать в детях трудолюбие, терпение, настойчивость и целеустремлённость.

Возрастная категория обучающихся: 9 - 16 лет. В этом возрасте детям нравиться пробовать деятельность, которая для них новая, еще не знакома и не опробованная.

Срок реализации программы : 1 год. Объем: 108 часов (3 модуля по 36 часов).

Режим занятий одной группы: 1 раз в неделю по 3 академических часа. Продолжительность академического часа - 40 минут, перерыв между занятием одного академического часа – 10 минут.

Наполняемость учебных групп: в одной группе до 15 человек. При чем обучающийся может по желанию, перейти в любую группу, где ему будет комфортно себя чувствовать.

Форма организации деятельности: групповая и индивидуальная. Предусматриваются индивидуальные занятия (для обучающихся с уже имеющими навыки валяния шерсти или вязания крючком; для углубленного изучения, познавательного развития творческих способностей и навыков учащихся). Гибкая форма организации детского труда в досуговой деятельности позволяет учитывать индивидуальные особенности детей, желания, состояние здоровья, нахождение на определенном этапе реализации замысла и другие возможные факторы. Состав группы одновременно работающих детей может меняться. Каждый ребенок работает на своем уровне сложности.

Планируемые результаты (общие для всех модулей)

Ознакомительный уровень Базовый уровень Углубленный уровень

Метапредметные: - проявление навыка самообслуживания;

- умение эмоционально воспринимать действительность;

- проявление способности контролировать свои учебные действия. - умение контролировать свои учебные действия;

- проявление фантазии и эстетического вкуса;

- участие в совместном с педагогом планировании деятельности. - способность экспериментировать в процессе творчества;

- проявлении фантазии и эстетического вкуса;

- умение самостоятельно планировать свою деятельность.

Личностные: - высокий уровень адаптированности обучающихся;

-проявление трудолюбия, аккуратности, усидчивости, терпения, умение доводить начатое дело до конца.

- наличие устойчивой мотивации к познанию и творчеству;

- сформированность культуры взаимоотношений;

- проявление устойчивого интереса к творческой данной деятельности. - наличие устойчивой мотивации к самореализации и творчеству;

- проявлению элементов экономического мировоззрения;

- проявление устойчивого интереса к познанию жизни своих предков, к истории традициям своего народа.

Планируемые результаты обучающихся на всех уровнях обучения:

Должны знать:

-знать правила ТБ при работе с горячей водой, фильцовочными иглами, крючком, ножницами, швейными иглами;

-знать виды декоративно-прикладного искусства;

-знать историю возникновения и развития шерстеваляния и вязания;

-знать значение слов: фелтинг, очес, сливер, фильцевание, узор, эскиз и другие термины. Словарь терминов по валянию из шерсти в приложении №3.

Должны уметь:

-уметь владеть техникой сухого,мокрого валяния и вязанием крючком в соответствии с программой;

-уметь творчески подходить к выбору изделия, самостоятельно уметь подбирать нужные материалы и инструменты для его изготовления;

-уметь оригинально оформлять изделия, использую дополнительные материалы (бисер, бусины, мех, кожу, хлопчатобумажные нити);

-уметь снимать напряжение рук и глаз;

- уметь смешивать две технологии в одном изделии.

Модульный принцип построения программы предполагает описание предметных результатов в каждом конкретном модуле.

Форма обучения: очная. В рамках реализации программы в период временных ограничений, связанных с эпидемиологической или климатической ситуацией занятия, могут быть организованы в дистанционном режиме. Применяя ZOOM или группу Вконтакте "Фелтинг".

Формы организации образовательного процесса: занятия по данной программе состоят из теоретической и практической частей, причем большее количество времени занимает практическая часть.

Методы и приемы обучения:

-Словесный метод (беседа, устное изложение, лекции);

-Наглядный метод (показ видео уроко, иллюстраций, презентаций, мастер-классов, показ по образцу и схеме, показ педагогом приёмов исполнения);

-Практический метод: упражнения, самостоятельная работа обучающихся. Учебные методы дополняют друг друга и применяются с учетом возрастных и личностных особенностей детей. Так, например, целесообразно проводить учебные-теоретические часы по программным темам в тесной взаимосвязи словесного, наглядного и практических методов; теорию подкреплять практикой, на деле применяя сознательность и активность восприятия учащихся.

- Объяснительно-иллюстративный метод - ученики усваивают готовую информацию;

- Репродуктивный метод - воспроизведение образца, освоенных видов деятельности. Этот метод бывает необходим на первом этапе изучения темы, на уровне знакомства с новыми приемами работы, новыми инструментами.

- Частично-поисковый метод - наиболее часто используется в программе так как вовлекает учащихся в активный поиск решения поставленных учебных задач, стимулирует развитие мышления, творческой фантазии, подводит к деятельному накоплению знаний, умений и навыков, формированию универсальных учебных действий;

- Исследовательский метод - самостоятельная творческая работа, методы научного познания. Этот метод воплощается в постановке перед учащимися проблемы, учебной задачи которую надо решить.

- Проектный метод - наилучшим образом иллюстрирует применение на практике дидактического принципа сознательности и активности обучения.

- Самостоятельность, сознательность и активность-основа деятельного подхода в образовании. Метод помогает учащимся овладеть универсальными учебными действиями позволяющими самостоятельно строить процесс своего обучения, ставить задачи, продумывать этапы выполнения и оценивать результаты на всех этапах, исправлять ошибки и добиваться успеха. Сложная творческая работа приносит детям радость самосовершенствования, дарует веру в свои силы.

- Исследовательский метод - дает возможность учащимся наиболее глубоко проникнуть в суть изучаемого материала и приобрести прочные знания.

Все методы и приемы используются в комплексе, чередуются и дополняют друг друга, позволяя педагогу донести детям знания, помочь освоить специальные умения и навыки, развить внимание, мышление, творческое воображение. В процессе обучения применяется индивидуальный подход к каждому ребёнку.

Виды и формы контроля:

Вводный контроль: собеседование;

Текущий контроль: проверка усвоения и оценка результатов каждого занятия. Беседы в форме «вопрос-ответ», опросы с элементами викторины, конкурсные мероприятия, индивидуальные задания, тестирование;

Периодический контроль: проверка степени усвоения материала за определенный период (по каждому модулю);

Итоговый контроль: итоговый коллективный проект, выставка работ (в том числе онлайн выставка в группе) и зачеты по выбранным темам.

Средства контроля результатов и эффектов:

- педагогическое наблюдение;

- диагностика личностного роста и продвижения, анкетирование;

- участие обучающихся в конкурсах и мероприятиях (грамоты, дипломы);

- мониторинг

Критерии оценки знаний, умений и навыков при освоении программы :

По завершению учебного плана каждого модуля отслеживается личностный рост обучающегося по следующим параметрам: усвоение знаний по базовым темам; овладение навыками предусмотренными программой; развитии творческих навыков; формирование коммуникативных качеств, трудолюбия. Используются следующие формы проверки: конкурсы, выставки, творческий проект, викторины. Методы проверки: наблюдение, анкетирование, тестирование, опрос.

Результаты фиксируются и определяются по трё м уровням: высокий, средний, низкий:

Низкий: не может самостоятельно организовывать рабочее место, работать один, необходима помощь педагога. Трудности в работе с материалом и инструментами. Не может использовать полученные знания на практике.

Средний: есть некоторые трудности использовании и освоении техник. Есть некоторые неточности при создании композиций, изготовлении некоторых

элементов изделия. Есть некоторые «технические ошибки» при изготовлении изделий.

Высокий: могут самостоятельно составлять план работы над изделием. Правильно выбирают приемы различных техник. Начинают разрабатывать эскизы своих работ, знают и применяют элементы декорирования. Могут самостоятельно разработать проект изготовления изделия, картины и т. п,

учитывая себестоимость изделия.

Учебный план ДОП «Фелтинг» (шерстяная мастерская)

№ п/п Наименование модуля Количество часов

Всего Теория Практика

1 Модуль «Основы валяния шерсти» 36 14 22

2 Модуль «Основы вязания крючком» 36 11 25

3 Модуль «Смешанные технологии в теплых изделиях» 36 16 20

Итого: 108 41 67

Публикации по теме:

Дополнительная общеобразовательная (общеразвивающая) программа «Автомодельный спорт» для обучающихся 10–16 лет Пояснительная записка - направленность программы: физкультурно-спортивная Моделизм спортивный – это конструирование и постройка действующих.

Дополнительная общеобразовательная общеразвивающая программа «Фитнес кидс» «Fitness kids» 1. ПОЯСНИТЕЛЬНАЯ ЗАПИСКА Стратегическое направление государственной политики в области поддержки и сохранения здоровья детей регламентируется.

Дополнительная общеобразовательная общеразвивающая программа физкультурно-спортивной направленности «Волейбол» Пояснительная записка Дополнительная образовательная программа имеет физкультурноспортивную направленность. Игра в волейбол – это народная.

Дополнительная общеобразовательная общеразвивающая программа «Волшебные ручки»Дополнительная общеобразовательная общеразвивающая программа «Волшебные ручки» .

Дополнительная общеобразовательная программа художественной направленности «Карусель» для детей от 2–3 лет ПОЯСНИТЕЛЬНАЯ ЗАПИСКА Дополнительная образовательная программа по художественно-эстетическому развитию на основе интеграции различных видов.

Дополнительная общеобразовательная программа социально-педагогической направленности «Игротека для малышей» 3–4 лет Содержание программы. I Целевой раздел 1.1 Пояснительная записка 1.2 Цели и задачи реализации Дополнительной образовательной программы «Игротека.

Дополнительная общеобразовательная программа «Эколята»Дополнительная общеобразовательная программа «Эколята» Содержание 1. Целевой раздел 1.1. Актуальность 1.2. Цель и задачи рабочей программы 1.3. Принципы организации кружковой работы 1.4.

Дополнительная общеобразовательная программа «Юный исследователь»Дополнительная общеобразовательная программа «Юный исследователь» Дополнительная общеобразовательная программа «Юный исследователь» Содержание программы I. Целевой раздел …. 3 1.1.

Дополнительная общеразвивающая программа естественнонаучной направленности «Волшебное окошко в чудесный микромир» Дополнительная общеразвивающая программа естественнонаучной направленности «Волшебное окошко в чудесный микромир» в подготовительных группах.

Дополнительная общеразвивающая программа «Смышленыш». Пояснительная записка. ПОЯСНИТЕЛЬНАЯ ЗАПИСКА 1. Направленность дополнительной образовательной программы - познавательная. Дополнительная образовательная программа.

Автор публикации:
Дополнительная общеобразовательная общеразвивающая программа «Фелтинг» (шерстяная мастерская)
Опубликовано: 21 декабря 2021 в 22:49
+1Карма+ Голосовать
Расскажите коллегам и друзьям!
Комментарии:
Всего комментариев: 0.
Для просмотра комментариев
Популярное из нового
24 апреля. День российского стоматолога. Передвижка «Здоровье детских зубов»

Стоматологи России отмечают свой профессиональный праздник 24 апреля. Это хороший повод посетить своего зубного врача и заодно поздравить его с праздником.

24 апреля. Всемирная неделя иммунизации. Передвижка «Прививки — это серьезно»

Каждый год 24 апреля во всем мире стартует Всемирная неделя иммунизации. Цель этого мероприятия — повышение осведомленности населения о принципиальной важности полноценной иммунизации на протяжении всей...


Горячие темочки



РЕГИСТРИРУЙТЕСЬ!
Используя МААМ принимаете Cоглашение и ОД