Мария Плеханова Бурковская
Дополнительная общеобразовательная общеразвивающая программа художественной направленности «Бумажные истории»
▼ Скачать + Заказать документы
Пояснительная записка.
Дополнительная общеобразовательная общеразвивающая программа «Бумажные истории» является программой художественной направленности.
Актуальность программы заключается в том, что для эстетического развития личности ребенка огромное значение имеет разнообразная художественная деятельность – изобразительная, музыкальная, художественно-речевая и др. Важной задачей эстетического воспитания является формирование у детей эстетических интересов, потребностей, эстетического вкуса, а также творческих способностей. Богатейшее поле для эстетического развития детей, а также развития их творческих способностей представляет аппликация.
Публикация «Дополнительная общеобразовательная общеразвивающая программа художественной направленности „Бумажные истории“» размещена в разделах
- Бумагопластика. Программы по конструированию из бумаги
- Поделки из бумаги
- Программы образовательные, основные и дополнительные
- Темочки
Аппликация - один из популярнейших видов рукоделия, который представляет интерес современных детей и даже взрослых. И преданность этому виду рукоделия продолжает расти, ведь обладать и пользоваться вещью, сделанной своими руками не только модно, но и практично! Аппликация превращается от ручного труда к образу жизни. Ребёнок по средствам бумаги или какого-либо другого материала выражает своё отношение к окружающему миру. Данный вид ручного труда помогает ребёнку реализовать свои впечатления миропонимания.
Новизна программы в системе специально организованных интегрированных занятий по художественно-эстетическому воспитанию, способствующих не только более полному формированию художественно-творческих способностей ребенка, но коррекции недостатков в психологическом и эмоциональном развитии детей. Раскрыть у детей творческий потенциал и помочь найти оптимальный способ решения своих проблем при помощи методов арттерапии. Арттерапия включает в себя целый комплекс воздействий, основанных на использовании силы искусства для устранения проблем различного характера у детей особенно в дошкольном возрасте.
Адресат: Программа «Бумажные истории» рассчитана на детей: 4-5 лет.
Объем и сроки реализации программы «Бумажные истории».
Режим занятий, периодичность и продолжительность занятий.
Общее количество часов в год – 36 часов. Продолжительность занятий исчисляется в академических часах: для детей 4-5 лет – 20 минут. Занятия проводятся 4 раза в месяц, 1 раз в неделю.
Срок реализации: 1 год.
Возрастная группа - Средняя группа (4-5 лет)
Продолжительность занятия 20 минут
Количество занятий в неделю - 1
Количество занятий в месяц - 4
Общее количество часов за год - 36 часов
Форма обучения: очная
Особенности освоения программы: Специального отбора детей по дополнительной общеобразовательной общеразвивающей программе «Бумажные истории» не предусмотрено.
Состав группы - 10-15 человек.
Учебный план.
№ Название раздела Количество часов Форма аттестации
Всего Теория Практика
1 Обрывная аппликация 5 1 4 Беседа, выставка поделок
2 Аппликация при помощи салфетки 4 1 3 Беседа, выставка поделок
3 Аппликация с нитками 6 1,5 4,5 Беседа, выставка поделок
4 Объемная аппликация 2 0,5 1,5 Беседа, выставка поделок
5 Аппликация с ватой 6 1,5 4,5 Беседа, выставка поделок
6 Традиционная аппликация 13 3 10 Беседа, выставка поделок
Итого 36 8,5 27,5
Педагогическая целесообразность: ребенок расширяет кругозор, знакомится с художественными материалами, изучает методы и приемы работы с бумагой. Ребенок расширяет свой кругозор, совершенствует технику выполнения.
Практическая значимость: Весь образовательный цикл делится на 5 этапов.
1 этап – подготовительный (подбор литературы, сбор различного материала для поделок и т. д.).
2 этап - знакомство со свойствами материалов.
3 этап - обучение приемам изготовления.
4 этап - изготовление поделок.
5 этап – выставки детских работ.
Календарный учебный график.
1 Начало учебного года - 1 октября
2 Продолжительность учебного периода - 34 учебные недели
3 Продолжительность учебной недели - 5 дней
4 Периодичность учебных занятий - 4 раза в месяц
5 Количество занятий - 36
6 Количество часов - 36
7 Окончание учебного года - 30 мая
8 Период реализации программы 1.10.2021 – 31.05.2022
Цель: развитие творческих способностей детей через выполнение аппликации.
Задачи:
1. Обучать техническим приемам и способам создания различных поделок из бумаги.
2. Формировать сенсорные способности
3. Создавать условия для развития творческой активности детей, участвующих в кружковой деятельности
4. Формировать умение оценивать создаваемые предметы, развивать эмоциональную отзывчивость.
5. Воспитывать у детей интерес к аппликации
6. Развивать творческие способности дошкольников.
7. Воспитывать культуру деятельности, формировать навыки сотрудничества.
8. Способствовать развитию мелкой моторики рук, воображения и фантазии.
Формы работы: коллективная, групповая, индивидуальная.
Принципы построения педагогического процесса.
1. От простого к сложному.
2. Системность работ.
3. Принцип тематических циклов.
4. Индивидуального подхода.
Основные формы и методы работы. Для реализации программы в зависимости от поставленных задач на занятиях используются различные методы обучения (словесные, наглядные, практические, чаще всего работа основывается на сочетании этих методов.
1. Словесные:
-рассказ;
-беседа; -объяснение;
-чтение художественной литературы, художественное слово;
-образное слово (стихи, загадки, пословицы);
- анализ результатов собственной деятельности и деятельности товарищей.
2. Наглядные: -использование в работе иллюстраций, фотографий, готовых изделий, пособий. Большое место отводится наглядности, то есть реальному предмету (выполненное взрослым панно, аппликация и т. д.). В процессе занятий наглядность используется в одних случаях для того, чтобы направить усилия ребёнка на выполнение задания, а в других – на предупреждение ошибок. В конце занятия наглядность используется для подкрепления результата, развития образного восприятия предметов, сюжета, замысла.
3. Практический прием: Используется на занятиях и такой приём, как практический. Изготовление поделки, составление композиции в присутствии детей и рассказывание вслух. Тем самым, поощряется желание «думать вслух», то есть мастерить и проговаривать действия. Для того чтобы детские работы были интересными, качественными, имели эстетичный вид, необходимо стимулировать творческую активность детей, обеспечить ребёнку максимальную самостоятельность в деятельности не давать прямых инструкций, создавать условия для проявления собственной фантазии.
Организационно-педагогические условия реализации проекта.
Для работы с детьми используются:
- наборы цветной бумаги, картон белый и цветной,
- гофрированная цветная бумага, салфетки разных цветов,
- клейстер, кисти и клеящий карандаш,
- ножницы, клеенка, салфетки,
- трафареты, шаблоны.
Дидактический материал:
- альбомы иллюстраций работ по разным видам аппликаций.
- образцы работ взрослых и старших детей.
- дидактические игры
Планируемы результаты: По итогам обучения по программе ребенок демонстрирует следующие результаты:
1. Знает название и назначение инструментов, необходимых при работе над аппликацией;
2. Знает правила общения;
3. Знает названия и свойства материалов, которые учащиеся используют в своей работе;
4. Умеет наблюдать, сравнивать, делать простейшие обобщения;
5. Умеет качественно выполнять несложные изделия;
6. Умеет безопасно использовать и хранить режущие инструменты.
Механизм оценивания образовательных результатов.
В начале учебного года проводятся ознакомительные занятия для детей с целью формирования интереса к художественному труду. В конце учебного года проводится фото выставка детских работ с целью подведения итогов реализации программы. Диагностика проводится 2 раза в год (октябрь, май). Оценка освоения изобразительной деятельности производится с опорой на исследования, разработки и диагностические методики, предлагаемые программой «От рождения до школы» Н. Вераксы, Т. Комаровой, В. Гербовой.
Содержание дополнительной общеобразовательной общеразвивающей программы художественной направленности «Бумажные истории».
Октябрь
1. Вводное занятие
Знакомство с техникой безопасности; видами бумаги.
2. Осенние листочки
(обрывная аппликация) Учить детей аккуратно разрывать бумагу на кусочки разного размера и формы, приклеивать кусочки бумаги к картону, создавать изображение листопада, продолжать знакомство с «теплыми» цветами (желтый, оранжевый, красный).
3. Ветка рябины
(работа с мятой салфеткой) Продолжать учить скатывать маленькие кусочки бумаги в плотный комочек и составлять из них гроздь рябины. Воспитывать желание делать аппликацию и доводить начатое дело до конца. Укреплять кисть рук, развивать мелкую моторику.
4. Гриб
(традиционная аппликация + обрывная аппликация) Совершенствовать умение детей составлять аппликацию и наносить клей на детали. Развивать точность и координацию движений. Поговорить с детьми о грибах, расскажите, где растут грибы, в какое время года они появляются. Предложить детям изобразить в аппликации гриб.
Изобразить травку в технике обрывной аппликации.
Ноябрь
1. Мухомор (аппликация из ниток)
Знакомство детей с новой техникой.
Закрепить знания детей о съедобных и ядовитых грибах.
2. Весёлая восьминожка (объёмная аппликация)
Закрепить знания детей о морских обитателях. Учить детей создавать частично объемные аппликации. (ножки у осьминога)
3. В гостях у сказки (аппликация + рисование)
Учить детей раскладывать на листе бумаги сюжетную композицию. Закреплять приёмы наклеивания. Учить дорисовывать предметы фломастерами, доводя до нужного образа. Продолжать учить слушать сказки и понимать их содержание. Повторить названия геометрических фигур (круг, овал).
4. А по морю кораблики плывут
(обрывная аппликация + готовая фигурка корабля) Совершенствовать умение выполнять обрывную аппликацию.
Закреплять приёмы наклеивания.
Декабрь
1. Снежный дом
(аппликация из ваты + раскрашивание) Учить детей аккуратно раскрашивать рисунок (домик, украшать «крышу» дома ватой (сугробы).
Уточнить знания о времени года - зима. Знакомство с понятием «снегопад», «сугробы».
2. Весёлый клоун Клёпа
(аппликация из салфеток + раскрашивание) Совершенствовать умение раскрашивать картинку аккуратно; дополнять рисунок аппликацией.
Вызвать у детей положительные, радостные эмоции.
3. Бусы (гирлянда) на ёлочку.
(аппликация из полосок) Изготовление гирлянды для украшения новогодней ёлки или группы. (Цветная бумага)
4. Новогодняя ёлочк
(коллективная работа)
Учить детей создавать образ нарядной праздничной елочки из ладошек вырезанных из бумаги
Январь
1. Бородатый Дед Мороз
(аппликация из ваты + раскрашивание) Украшение «бороды» Деда Мороза ватой. Беседа «Родина Деда Мороза».
2. Красавица Снегурочка
(аппликация из ваты + раскрашивание) Создать объемную аппликацию «Снегурочка» используя бумагу и вату.
Способствовать развитию у детей воображения, умения использовать в аппликации дополнительный материал.
3. Белая шубка для зайки (мятая салфетка) Знакомить с сезонными изменениями в природе. Закреплять умение аккуратно наклеивать комочки к поверхности листа с силуэтом зайца.
4. Совушка-сова умная голова.
(аппликация из ватных дисков) Знакомство детей с птицей, с его образом жизни и поведении.
Совершенствовать умение выполнять аппликацию из ватных дисков, дополняя ее обычной аппликацией из бумаги.
Февраль
1. Весёлый снеговик
(аппликация из ватных дисков + традиционная аппликация) Продолжать учить наклеивать готовые формы в определенной последовательности, правильно держать кисточку, использовать тряпочку для приклеивания; формировать интерес и положительное отношение к аппликации, подвести к практическому освоению понятия «часть и целое».
2. Самосвал
Изготовление аппликации из геометрических фигур. Развивать умение работать ножницами. Учить правильно располагать детали на листе бумаги.
3.Ёж колючий
(аппликация из ниток) Совершенствовать умение выполнять аппликацию из ниток. Развивать аккуратность при работе с клеем.
4. Рыбки в аквариуме
(работа парами; аппликация из геометрических фигур) Развивать умение работать в паре, сообща. Закрепить умение определять и называть геометрические фигуры.
Март
1. Букет цветов для мамы
(аппликация из салфеток) Изготовление букета из цветных салфеток (готовых). (Коллективная работа)
Продолжать обучать детей работать вместе.
2. Смотрит солнышко в окошко
(обрывная аппликация + традиционная аппликация) Продолжать учить детей работать в смешанной технике: бумажная пластика + рваная бумага, дополнять по желанию недостающими деталями, развивать воображение, чувство цвета и формы.
3. Носит одуванчик желтый сарафанчик
(работа с нитками) Расширять представления детей о времени года – весне, её признаках, о первых весенних цветах; создание выразительных образов луговых цветов - жёлтых одуванчиков.
4. Овечка
(аппликация из ваты) Уточнить знания детей о домашних животных; их пользе для людей.
Совершенствовать умение работать с ватой и клеем.
Апрель
1. Русские берёзки
(обрывная аппликация) Совершенствовать умение выполнять обрывную аппликацию. Закрепить умение определять и называть деревья.
Приучать детей видеть красоту родной природы.
2. Мы летим в космос
(аппликация из геометрических фигур) Знакомство детей с праздником-День Космонавтики. Уточнить знания детей о космонавтах, ракетах, о космосе.
Совершенствовать умение вырезать из квадрата треугольник.
3. Подсолнух
(аппликация из ниток + раскрашивание) Познакомить детей с растением-подсолнух, рассказать об особенностях строения, этапах роста, о том, как применяют его люди.
Совершенствовать умение раскрашивать аккуратно картинку, не выходя за линии; выполнять аппликацию из ниток.
4. Пасхальное яйцо Знакомство детей с праздником Пасхи; с традициями его празднования.
Совершенствовать умение выполнять аппликацию из мятых салфеток.
Май
1. Кто сказал «Мяу» (работа с нитками)
Продолжать знакомить детей с приемом в аппликации при помощи нетрадиционных материалов; развивать мышление, мелкую моторику рук, развивать эстетическое восприятие, создать радостное настроение.
2. Праздничный салют
(аппликация из мятой салфетки) Уточнить знания детей о празднике-День Победы. Вызвать в детях чувство гордости за свою Родину и народ.
Совершенствовать умение выполнять рисунок (салют) дополнять рисунок аппликацией.
3. Божья коровка
(объемная аппликация) Уточнить знания детей о насекомых; их внешнем виде.
Закрепить умение выполнять объемную аппликацию.
4. Итоговое занятие. Выставка изделий.
Список используемой литературы.
1. От рождения до школы. Примерная общеобразовательная программа дошкольного образования // Н. Е. Веракса, Т. С. Комарова, М. А. Васильева. - М. : Мозаика-Синтез, 2015. - 333 с.
2. Колдина Н. И. «Аппликация с детьми 4-5 лет» Конспекты занятий издательство Мозаика-синтез.
3. Лыкова И. А. Изобразительная деятельность в детском саду. Планирование, конспекты занятий, методические рекомендации. Средняя группа. Карапуз, 2009.
4. Лыкова И. А. «Я делаю аппликации», Карапуз, 2011г. ;
5. Петрова И. М. «Объемная аппликация»: Учебно – методическое пособие. - СПб. : «Детство – пресс»; 2008;
6. Петрова И. М. «Объемная аппликация в детском саду» Санкт-Петербург «Детство-Пресс» 2010год;
7. «Сенсорное восприятие в детском саду» под редакцией Подъякова Н. Н., Аванесовой В. Н. Москва, 2003г.