Папки-передвижки

Дополнительная общеобразовательная общеразвивающая программа «Оказание первой медицинской помощи»

Зинаида Трубина
Дополнительная общеобразовательная общеразвивающая программа «Оказание первой медицинской помощи»

ДОПОЛНИТЕЛЬНАЯ ОБЩЕОБРАЗОВАТЕЛЬНАЯ

ОБЩЕРАЗВИВАЮЩАЯ ПРОГРАММА

«Оказание первой медицинской помощи»

(Указывается наименование программы)

Уровень программы : ознакомительный

(ознакомительный, базовый или углубленный)

Срок реализации программы : 1 год 72 часа

(общее количество часов)

Возрастная категория: от 8 до 16лет

Вид программы : авторская

(типовая, модифицированная, авторская)

Автор: З. В. Трубина

2021г.

Публикация «Дополнительная общеобразовательная общеразвивающая программа „Оказание первой медицинской помощи“» размещена в разделах

ПОЯСНИТЕЛЬНАЯ ЗАПИСКА.

Начальная медицинская подготовка является одним из важных элементов гражданского воспитания молодежи, является основой формирования представлений о здоровом образе жизни.

ОБЪЕДИНЕНИЕ «Оказание первой медицинской помощи» ориентирует ребят на знания особенностей анатомии и физиологии человека. Рабочая программа дополнительного образования «Оказание первой медицинской помощи» для обучающихся 5-7-х классов составлена в соответствии с основными положениями федерального государственного образовательного стандарта основного общего образования, Примерных программ по биологии и основам безопасности и жизнедеятельности. М. : Просвещение, 2013. на основе авторской рабочей программы курса внеурочной деятельности «Оказание первой медицин ской помощи»(социальной направленности, педагога Молчановой Л. Д.

Направленность программы – естественно-научная

Программа направлена на расширение знаний, навыков владения достаточно широким спектром реанимационных процедур, а также мер профилактики и предупреждения различных повреждений организма человека, необходим высокий уровень морально-психологической подготовки, знаний о защите жизни, здоровья и безопасности человека ;

Актуальность предложенной программы связана с необходимостью обучения современного подростка навыками действия в чрезвычайных и опасных ситуациях.

Актуальность и педагогическая целесообразность изучения данной программы обосновываются также необходимостью пристального внимания к формированию здорового образа жизни у обучающихся, естественной потребности в соблюдении санитарно-гигиенических норм повседневной жизни. При изучении программы активно используются знания обучающихся, полученные при изучении других дисциплин: ОБЖ, природоведение, биология, математика. С необходимостью помочь человеку при внезапном травмировании или возникновении заболевания в наше время приходится сталкиваться достаточно часто: это и дорожно-транспортные происшествия, в которых риск получить травму испытывают все участники процесса (водители, пассажиры, пешеходы, это агрессивно настроенные группы граждан, пожары. В природной среде при проведении досуга также существует множество травмирующих факторов и травм опасных действий: травмы на воде, солнечные и тепловые удары, контакт с ядовитыми и опасными животными и растениями, получение травм при катании на качелях, детских горках, велосипедах. В быту при несоблюдении элементарных правил техники безопасности провоцирует получение внезапных травм и других повреждений, при отравлении препаратами бытовой химии и пищевом отравлении, падении с высоты, электротравм, получение травм при неосторожном обращении с огнем, колющими и режущими предметами, неграмотном использовании пиротехники.

Новизна данного ДООП заключается в том, что на нем дети приобретут практические умения и навыки оказания первой медицинской помощи,которые не используются при изучении других предметов. Произойдет формирование ценностного отношения к здоровому образу жизни, готовности к жизни, труду и социальному творчеству.

Занимаясь в ДООП «Оказание первой медицинской помощи» учащиеся приобретут знания, умения и навыки по основам первой помощи при травмах различного характера, полученных как в чрезвычайных ситуациях, так и в быту, по основам гигиены. Кроме того, в программе заложены воспитательные и развивающие цели и задачи, направленные на формирование социально-активной личности. Особое внимание уделено привитию формированию умения сострадать, быть милосердным. Обучающиеся знакомятся с такой социально-значимой профессией, как медицинская сестра. В условиях современной жизни молодым людям нужны разносторонние знания, навыки владения достаточно широким спектром реанимационных процедур, а также мер профилактики и предупреждения различных повреждений организма человека, необходим высокий уровень морально-психологической подготовки. Все эти качества должны закладываться уже сегодня, в подростковом возрасте.

Уровень программы, объем и сроки реализации дополнительной образовательной программы.

Программа рассчитана на разновозрастную целевую аудиторию с 5 по 7 классы, реализация программы на ознакомительном уровне.

Срок реализации программы : 1года

Занятия проводятся в форме: беседы, практических занятий.

Занятия проводятся один раз в неделю с нагрузкой по 2 часа в неделю (72 час в год).

Цели и задачи программы

- формирование ценностного отношения к здоровому образу жизни, готовности к жизни, труду и социальному творчеству. формирование общественной активности личности, гражданской позиции, культуры общения и поведения в социуме, навыков здорового образа жизни ; развитие познавательного интереса, включение в познавательную деятельность, приобретение знаний, умений, навыков, компетенций в оказании первой медицинской помощи.

Задачи: Образовательные:-сформировать у обучающихся прочные и осознанные навыки оказания первой доврачебной медицинской помощи;

- формирование знаний об основах анатомии, физиологии и гигиены человека;

-сформировать алгоритм оптимальных действий в опасной и чрезвычайной ситуации различного характера.

Воспитательные:- гуманного отношения к больным;

-формирование таких нравственных качеств, как милосердие, сострадание, соучастие.

-воспитание коллективизма, чувства ответственности за свои поступки, за жизнь и здоровье окружающих.

- формирование устойчивого интереса к сохранению своего здоровья;

Развивающие:-расширение представлений о социально-значимых профессиях, направленных на защиту жизни, здоровья и безопасности человека и окружающей среды;

- формирование устойчивого интереса к сохранению своего здоровья;

- расширение кругозора учащихся в области медицины, фармакологии, лечебной физкультуры;

Принципы обучения

Программа курса «Оказание первой помощи» построена на соблюдении общепризнанных, основополагающих принципах обучения:

* принцип сознательности и активности обучающихся

Содержание программы предусматривает глубокое осмысление знаний, приобретаемых детьми путем интенсивного напряжения собственной умственной деятельности. Собственная познавательная активность обучающихся является важным фактором обучаемости и оказывает решающее влияние на темп, глубину и прочность овладения учебным материалом.

Принцип сознательности и активности обучения осуществляется педагогом через:

- осознание целей и задач предстоящей на занятии работы;

- использование разнообразных видов и форм познавательной деятельности, объединение анализа с синтезом, сопоставление с противопоставлением, частое использование аналогии;

- опору на уже имеющиеся знания и опыт обучающихся в данной области деятельности;

- использование взаимообучения занимающихся по данному курсу;

- разъяснение причинно-следственных связей;

- использование в обучении практических ситуаций, связанных с безопасностью здоровья человека и от ребенка самостоятельного видения, понимания и осмысления;

- изучение и использование индивидуальных интересов обучающихся

II. Содержание программы

Учебный план:

п/п Наименование

Разделов, тем. Всего часов Теория Практика Формы аттестации/контроля

1. 1 РАЗДЕЛ Оказание первой медицинской помощи 38 38 6 Устный опрос, познавательная игра,

фронтальный опрос.

2. 2 РАЗДЕЛ Введение. Первая помощь при острых заболеваниях и отравлениях. 6 6 2 Самооценка обучающихся своих знаний и умений, взаимный контроль.

3 3 РАЗДЕЛ Способы сохранения здоровья. 8 8 4 Практические занятия,

фронтальный опрос.

4 4 Раздел. История. 2 2 2 Письменный опрос,

самооценка обучающихся своих знаний и умений

5 5 Раздел практические занятия 18 0 18 Практические занятия. Самооценка обучающихся своих знаний и умений, взаимный контроль.

Итого: 72 54 30

Содержание учебного плана

1 РАЗДЕЛ Оказание первой медицинской помощи

Теория (38ч) : Вводное занятие. Инструктаж по ТБ. Значение первой медицинской помощи. Понятие о травматизме и травматическом шоке.

Понятие о кровотечении. Виды кровотечений. Остановка кровотечения, обезболивание. Первая помощь при кровотечениях

Донорство – проявление гуманности и патриотизма. Показания и

противопоказания к переливанию крови. Опасность кровопотери

Виды ран: резанные, колотые, ушибленные, рваные, укушенные

Значение повязок. Общие правила наложения повязок. Перевязочный материал.

Опорно-двигательная система.

Общее понятие закрытой травмы, классификация травм.

Ушибы мягких тканей. Растяжение и разрывы связок, сухожилий и мышц. Вывих.

Понятие об ожогах. Меры борьбы и профилактика.

Тушение горящей одежды и оказание помощи обгоревшему. Действия спасателя при пожаре.

Отморожения. Первая помощь и уход за пострадавшим.

Общее охлаждение организма. Простудные заболевания.

Первая помощь при утоплении.

Первая помощь при отравлениях и обмороках.

Оказание первой помощи при тепловом и солнечном ударе. Меры профилактики.

Укусы насекомых, змей, клещей, животных. Меры профилактики.

Распознавание больных животных. Болезни, передающиеся через животных.

Содержание аптечки

Практика (4ч) :. Способы временной и окончательной остановки кровотечения. Правила использования подручных средств для наложения повязок. Первая помощь при переломах костей, виды, признаки и возможные осложнения. Первая помощь при ожогах, наложение стерильной повязки.

2 РАЗДЕЛ Введение. Первая помощь при острых заболеваниях и отравлениях.

Теория (6ч) : Цели и задачи лекарственной терапии. Пути введения лекарственных веществ в организме человека. Их достоинства и недостатки. Понятие об аллергии.

Факторы, способствующие заболеваниям сердечно-сосудистой системы. Краткий анатомо-физиологический обзор органов пищеварения. Классификация острых травлений. Общие признаки, оказания помощи. Съедобные и ядовитые грибы, способы распознавания,

Практика(2 ч) Неотложная помощь при обмороке, стенокардии, гипертоническом кризе, инфаркте миокарда. Первая помощь при отравлении. Правила поведения на природе, способы выживания.

3 РАЗДЕЛ Способы сохранения здоровья

Теория (8) Лекарственные травы.

Применение лекарственных растений в качестве источника витаминов. Правила хранения и потребления лекарственных растений в домашних условиях.

Изучение видов ядовитых растений: белена черная, дурман обыкновенный, мак снотворный, бузина, клещевина, болиголов крапчатый, лютик ядовитый, красавка белладонна, донник лекарственный и др.

Лекарственные растения на приусадебных участках. Овощные и плодово–ягодные культуры лекарственные растения и источники витаминов. Способы применения овощных культур в качестве лекарственных растений.

Применение лекарственных растений в качестве источника витаминов.

Правила хранения и потребления лекарственных растений в домашних условиях.

Изучение видов ядовитых растений: белена черная, дурман обыкновенный, мак снотворный, бузина, клещевина, болиголов крапчатый, лютик ядовитый, красавка белладонна, донник лекарственный и др. Лекарственные растения на приусадебных участках. Овощные и плодово–ягодные культуры Лекарственные растения и источники витаминов.

.Практика (4) Способы применения овощных культур в качестве лекарственных растений. Приготовление настоек, мазей, отваров. Блюда из растительного сырья.

. 4 Раздел История. 2

История основания участковой больницы.

Почётные работники участковой больницы.

Практика (2) Тестирование, письменный опрос, самооценка обучающихся своих знаний и умений

5 Раздел практические занятия

Практика (18) Практические занятия:

«Косыночные повязки на различные части тела»,

«Плащевидные повязки».

«Бинтовые повязки: Циркулярная, спиральная, черепашья, сходящая,

расходящаяся»,

«Повязки на верхнюю конечность, на кисть, локтевой сустав.

«Повязки на верхнюю конечность плечо, плечевой сустав»,

«Техника временной остановки кровотечения.»

«Наложением давящей повязки, жгутов, закрутки и подручных средств».

«Понятие о лечебном питании»,

«Оказание помощи при икоте»,

«Наблюдение за дыханием, измерение температуры тела»,

«Измерение пульса и артериального давления».

Экологический фитодизайн интерьера.

Волшебная сила ароматов.

Культура пользования химическими средствами.

Здоровье и факторы, формирующие его.

Врожденные и приобретенные заболевания.

«Болезни цивилизации»

Планируемые результаты

Личностные результаты:-формирование гармонично развитой личности с активной гражданской позицией, обладающей желанием и необходимыми навыками для преобразовательной деятельности в области профилактики травматизма, инфекционных болезней и последствий нездорового образа жизни;-формирование таких нравственных качеств, как милосердие, сострадание, соучастие;-формирование потребности соблюдать нормы здорового образа жизни;-воспитание ответственного отношения к личному здоровью и здоровью окружающих.

Метапредметные результаты:-умение работать с разными источниками медицинской информации;

-умение сравнивать разные точки зрения, аргументировать свою точку зрения, отстаивать свою позицию;-способность выбирать целевые и смысловые установки в своих действиях и поступках по отношению к своему здоровью и здоровью окружающих.

Предметные результаты:-освоение правил оказания первой доврачебной медицинской помощи при различных видах повреждений;-умение анализировать возможные последствия различных повреждений и травм;-отработка приемов оказания первой доврачебной медицинской помощи;-овладение манипуляционной техникой

Обучающийся должен знать-основы оказания первой доврачебной помощи :-правила личной гигиены. уметь:-оказывать первую доврачебную помощь и взаимопомощь при порезах, ожогах, отморожениях, солнечном и тепловом ударах, утоплении и укусах ядовитыми змеями и насекомыми;.

Раздел 2 «Комплекс организационно-педагогических условий, включающий формы аттестации»

Занятия, непредусмотренные расписанием

2.3 Формы аттестации

На занятиях используются разные виды контроля усвоения знаний:

• текущий – устный или письменный опрос, самооценка учащихся

• промежуточный – практические занятия;

• итоговый –самостоятельная работа, итоговое практическое занятие.

Контроль и оценка образовательной деятельности осуществляется постоянно, по мере изучения материала. Промежуточный контроль теоретических знаний в течение года проводится в игровой форме (устный или письменный опрос, самооценка учащихся; занятие – викторина, практических умений через систему практических работ.

2.4 Оценочные материалы

В конце каждого полугодия проводится мониторинг результатов обучения детей по дополнительной общеобразовательной общеразвивающей программе (Приложение).

Показатели

(оцениваемые параметры) Критерии Степень выраженности оцениваемого качества Число баллов Методы диагностики

Теоретическая подготовка

теоретические знания по основным разделам учебно-тематического плана программы соответствие теоретических знаний программным требованиям практически не усвоил теоретическое содержание программы;

овладел менее чем объема знаний, предусмотренных программой;

объем усвоенных знаний составляет более ;

освоил практически весь объем знаний, предусмотренных программой за конкретный период

3 наблюдение, тестирование, контрольный опрос и др.

владение специальной терминологией осмысленность и правильность использования специальной терминологии не употребляет специальные термины;

знает отдельные специальные термины, но избегает их употреблять;

сочетает специальную терминологию с бытовой;

специальные термины употребляет осознанно и в полном соответствии с их содержанием. 0 наблюдение, собеседование

Практическая подготовка

практические умения и навыки, предусмотренные программой (по основным разделам учебно-тематического плана программы) соответствие практических умений и навыков программным требованиям практически не овладел умениями и навыками;

овладел менее чем предусмотренных умений и навыков;

объем усвоенных умений и навыков составляет более ;

овладел практически всеми умениями и навыками, предусмотренными программой за конкретный период 0

наблюдение, контрольное задание

творческие навыки креативность в выполнении практических заданий

начальный (элементарный) уровень развития креативности- ребенок в состоянии выполнять лишь простейшие практические задания педагога;

репродуктивный уровень – в основном, выполняет задания на основе образца;

творческий уровень (I) – видит необходимость принятия творческих решений, выполняет практические задания с элементами творчества с помощью педагога;

творческий уровень (II) - выполняет практические задания с элементами творчества самостоятельно.

3 наблюдение, контрольное задание

Основные компетентности

Учебно-интеллектуальные

подбирать и анализировать специальную литературу, осуществлять учебно-исследовательскую работу (писать рефераты, проводить учебные исследования, работать над проектом и пр.) самостоятельность в подборе и работе с литературой и в учебно-исследовательской работ

учебную литературу не использует, работать с ней не умеет;

испытывает серьезные затруднения при выборе и работе с литературой, нуждается в постоянной помощи и контроле педагога;

работает с литературой с помощью педагога или родителей;

работает с литературой самостоятельно, не испытывает особых трудностей.

наблюдение, анализ способов деятельности детей, их учебно-исследовательских работ

Коммуникативные

слушать и слышать педагога, принимать во внимание мнение других людеадекватность восприятия информации, идущей от педагога

объяснения педагога не слушает, учебную информацию не воспринимает;

испытывает серьезные затруднения в концентрации внимания, с трудом

воспринимает учебную информацию;

слушает и слышит педагога, воспринимает учебную информацию при напоминании и контроле, иногда принимает во внимание мнение других;

сосредоточен, внимателен, слушает и слышит педагога, адекватно воспринимает

информацию, уважает мнении других.

3 нблюдение, анализ работы детей

участвовать в дискуссии, защищать свою точку зрения самостоятельность в дискуссии, логика в построении доказательств участие в дискуссиях не принимает, свое мнение не защищает;

испытывает серьезные затруднения в ситуации дискуссии, необходимости предъявления доказательств и аргументации своей точки зрения, нуждается в значительной помощи педагога;

участвует в дискуссии, защищает свое мнение при поддержке педагога;

самостоятельно участвует в дискуссии, логически обоснованно предъявляет доказательства, убедительно аргументирует свою точку зр

Организационные

организовывать свое рабочее (учебное) мест

способность самостоятельно организовывать свое рабочее место к деятельности и убирать за собой рабочее место организовывать не умеет;

испытывает серьезные затруднения при организации своего рабочего места, нуждается в постоянном контроле и помощи педагога;

организовывает рабочее место и убирает за собой при напоминании педагога;

самостоятельно готовит рабочее место и убирает за собой 0

аккуратно, ответственно выполнять работу аккуратность и ответственность в работе безответственен, работать аккуратно не умеет и не стремится;

испытывает серьезные затруднения при необходимости работать аккуратно, нуждается в постоянном контроле и помощи педагога;

работает аккуратно, но иногда нуждается в напоминании и внимании педагога;

аккуратно, ответственно выполняет работу, контролирует себя сам. 0

2.5 Методические материалы

Методические приемы организации занятий:

- поисковый метод контакта с учащимся, убеждение в необходимости обучения и правильного выполнения работы;

- наглядность – объяснение и показ выполнения задания;

- словесный метод – объяснение теоретического материала с методическими указаниями;

- практический – выполнение заданий с учетом индивидуальных способностей, выполнение рисунков; составление макетов и т. д. ;

- сравнение и обсуждение выполненной работы. Сравнивая, учащийся подходит к самоанализу, стремится работать аккуратнее, грамотнее;

- викторины, игры- соревнования, позволяющие укреплять знания, провести промежуточный контроль;

- коллективное творчество воспитывает ответственность за конечный результат.

Методы стимулирования и мотивации:

- эмоциональные (поощрение и порицание, создание ситуации успеха, свободный выбор задания, удовлетворение желания быть значимой личностью);

- познавательные (опора на субъективный опыт ребенка, решение задач, создание проблемных ситуаций);

- волевые (предъявление учебных и организационных требований, информирование о результатах обучения, самооценка, прогнозирование будущей деятельности);

- социальные (развитие желания быть полезным, побуждение подражать сильной личности, создание ситуации взаимопомощи, заинтересованность в результатах коллективной работы, устойчивый интерес к данному виду деятельности).

Совокупность этих форм и методов плюс наглядные средства, образцы и дополнительная литература позволяют прийти к положительному результату обучения и получить по окончании прочные навыки и знания.

Условия реализации программы

Для успешной реализации программы необходимо оборудование:

Современный ПК, локальная сеть, проектор, диски (информационные материалы).

Программное обеспечение :

Пакет Microsoft Office 2010

Материально- техническое обеспечение

• таблицы

• схемы

• плакаты

• журналы

• рисунки

• ксерокс

• учебники

• фотоаппарат

• демонстрационный набор лекарственных препаратов

• бинты

• шины

аптечные заготовки лекарственных растений

Кадровое обеспечение: Для реализации программ необходим педагог со средним или высшим педагогическим образованием, обладающий профессиональными знаниями в предметной области, владеющий электронными образовательными ресурсами и информационными технологиями.

Учебно-методическое обеспечение

Литература1. А. Т. Смирнова «Основы безопасности жизнедеятельности» М. :, «Просвящение», 2017г. 6-е издание. П. А. Курцева «Медико-санитарная подготовка учащихся» М. «Просвещение»,1986 г, «Медико-санитарная подготовка учащихся» под редакцией П. А. Курцева М. : «Просвещение» 2009г. ПЕРВАЯПОМОЩЬ : Учебное пособие для лиц, обязанных и (или) имеющих право оказывать первую помощь. М. :

ФГБУ «ЦНИИОИЗ» Минздрава России, 2018. 68 с.

Авторы: Л. И. Дежурный, Ю. С. Шойгу

Публикации по теме:

Дополнительная общеобразовательная (общеразвивающая) программа «Автомодельный спорт» для обучающихся 10–16 лет Пояснительная записка - направленность программы: физкультурно-спортивная Моделизм спортивный – это конструирование и постройка действующих.

Дополнительная общеобразовательная общеразвивающая программа «Фитнес кидс» «Fitness kids» 1. ПОЯСНИТЕЛЬНАЯ ЗАПИСКА Стратегическое направление государственной политики в области поддержки и сохранения здоровья детей регламентируется.

Дополнительная общеобразовательная общеразвивающая программа физкультурно-спортивной направленности «Волейбол» Пояснительная записка Дополнительная образовательная программа имеет физкультурноспортивную направленность. Игра в волейбол – это народная.

Дополнительная общеобразовательная общеразвивающая программа «Волшебные ручки»Дополнительная общеобразовательная общеразвивающая программа «Волшебные ручки» .

Дополнительная общеобразовательная программа художественной направленности «Карусель» для детей от 2–3 лет ПОЯСНИТЕЛЬНАЯ ЗАПИСКА Дополнительная образовательная программа по художественно-эстетическому развитию на основе интеграции различных видов.

Дополнительная общеобразовательная программа «Эколята»Дополнительная общеобразовательная программа «Эколята» Содержание 1. Целевой раздел 1.1. Актуальность 1.2. Цель и задачи рабочей программы 1.3. Принципы организации кружковой работы 1.4.

Дополнительная общеобразовательная программа «Юный исследователь»Дополнительная общеобразовательная программа «Юный исследователь» Дополнительная общеобразовательная программа «Юный исследователь» Содержание программы I. Целевой раздел …. 3 1.1.

Дополнительная общеразвивающая программа кружка «РобоСтарт»Дополнительная общеразвивающая программа кружка «РобоСтарт» Дополнительная общеразвивающая программа кружка «РобоСтарт»Автор: воспитатель А. А. Голудина Руководитель: старший воспитатель Е. А. Земляк.

Дополнительная общеразвивающая программа «Смышленыш». Пояснительная записка. ПОЯСНИТЕЛЬНАЯ ЗАПИСКА 1. Направленность дополнительной образовательной программы - познавательная. Дополнительная образовательная программа.

Консультация для родителей «Лето. Оказание первой медицинской помощи детям»Консультация для родителей «Лето. Оказание первой медицинской помощи детям» Лето - самое любимое время года для детей, период для получения положительных эмоций! Дети много времени проводят на улице. Взрослые должны.

Библиотека изображений:
Автор публикации:
Дополнительная общеобразовательная общеразвивающая программа «Оказание первой медицинской помощи»
Опубликовано: 17 июня 2022 в 14:25
+12Карма+ Голосовать
Расскажите коллегам и друзьям!
Комментарии:
Всего комментариев: 3.
Для просмотра комментариев
Популярное из нового
7 мая. День военных памятников. Передвижка «Как рассказать детям о войне»

9 мая мы отмечаем всенародный праздник — День Победы. Это хороший повод рассказать детям о войне и вспомнить, какой ценой досталась победа, ведь «нет в России семьи такой, где не памятен был свой герой».

6 мая. День животных-героев. Передвижка «Животные на войне»

 В годы Великой Отечественной войны вместе с людьми воевали и животные. Воевать нашим бойцам помогали лошади, собаки, голуби, верблюды, медведи, олени и даже кошки.


Горячие темочки



РЕГИСТРИРУЙТЕСЬ!
Используя МААМ принимаете Cоглашение и ОД