Приложение МААМ

Дополнительная общеобразовательная общеразвивающая программа социально-педагогической направленности «Весёлая математика»

Наталья Николаевна Турко
Дополнительная общеобразовательная общеразвивающая программа социально-педагогической направленности «Весёлая математика»
▼ Скачать + Заказать документы

Дополнительная общеобразовательная общеразвивающая программа социально - педагогической направленности «Весёлая математика»

для детей 4 – 5 лет

муниципального автономного дошкольного образовательного учреждения детский сад «Дарование»

Срок реализации программы : 03.09.2018 – 31.05.2019г

Автор - составитель: Турко Наталья Николаевна воспитатель первой квалификационной категории

Публикация «Дополнительная общеобразовательная общеразвивающая программа социально-педагогической направленности „Весёлая математика“» размещена в разделах

1. Целевой раздел дополнительной общеобразовательной общеразвивающей программы

1.1. Пояснительная записка

Дополнительная общеобразовательная общеразвивающая программа «Веселая математика» (далее – Программа) поформированию элементарным математическим представлениям детей 4,5–5,5 лет социально - педагогической направленности.

В настоящее время, а тем более в будущем, математика будет необходима огромному числу людей различных профессий. В математике заложены огромные возможности для развития мышления детей в процессе их обучения с самого раннего возраста. Дошкольный возраст - самый благоприятный период для интенсивного развития физических и умственных функций детского организма, в том числе и для математического развития. Навыки, умения, приобретённые в дошкольный период, служат фундаментом для получения знаний и развития способностей в старшем возрасте - школе.

Математическое развитие ребенка - это не только умение дошкольника считать и решать арифметические задачи, это и развитие способности видеть в окружающем мире отношения, зависимости, оперировать предметами, знаками, символами. Наша задача - развивать эти способности, дать возможность маленькому человеку познавать мир на каждом этапе его взросления. Но надо помнить, что математическое развитие является длительным и весьма трудоёмким процессом для дошкольников, так как формирование основных приёмов логического познания требует не только высокой активности умственной деятельности, но и обобщённых знаний об общих и существенных признаках предметов и явлений действительности.

Современные требования к дошкольному образованию ориентируют педагогов на развивающее обучение, диктуют необходимость использования новых форм его организации, при которых синтезировались бы элементы познавательного, игрового, поискового и учебного взаимодействия.

Реальное прямое обучение происходит как специально организованная познавательная деятельность.

Проблемно-поисковые ситуации, которые используются в реальном обучении, способствуют развитию математических представлений на основе эвристических методов, когда понятия, свойства, связи и зависимости открываются ребенком самостоятельно, когда им самим устанавливаются важнейшие закономерности.

Знания не самоцель обучения. Конечной целью является вклад в умственное развитие, количественные и качественные позитивные сдвиги в нем, что он способен постигать ее законы.

Работа в математическом кружке позволяет приобщать ребенка к игровому взаимодействию, обогащать ее математические представления, интеллектуально развивать дошкольника.

1.1.1. Цель и задачи реализации дополнительной общеразвивающей программы

Цель программы : развитие логико-математического мышления через интеграцию образовательных областей.

Задачи:

1. Дать детям возможность почувствовать радость познания, радость от получения новых знаний, иначе говоря, дать детям знания с радостью.

2. Выработать у детей привычку максимально полно включаться в занятие (в процесс обучения, что достигается благодаря заинтересованности и положительным эмоциям ребёнка).

3. Привить любовь к конкретному предмету – математике.

4. Формирование представлений о числе и количестве.

5. Развивать общие представления о множестве: умение формировать множества по заданным основаниям, видеть составные части множества, в которых предметы отличаются определенными признаками.

6. Совершенствовать навыки количественного и порядкового счета в пределах 10.

7. Познакомить с цифрами от 0 до 9.

8. Делить предмет на 2-4 и более равных частей путем сгибания предмета, а также используя условную меру; правильно обозначать части целого (половина, одна часть из двух (одна вторая) две части из четырех и) ; устанавливать соотношение целого и части, размера частей; находить части целого и целое по известным частям.

9. Учить измерять длину, ширину, высоту предметов (сантиметры, метры, километры, объем жидких и сыпучих веществ с помощью условной меры (литр).

10. Развивать представлений о форме: уточнить знание известных геометрических фигур, их элементов (вершины, углы, стороны) и некоторых их свойств, учить распознавать фигуры независимо от их пространственного положения, изображать, располагать на плоскости, фигуры из частей и разбивать на части, конструировать фигуры по словесному описанию и перечислению их характерных свойств; составлять тематические композиции из фигур по собственному замыслу; анализировать форму предметов в целом и отдельных их частей; воссоздавать сложные по форме предметы из отдельных частей по контурным образцам, по описанию, представлению.

11. Развитие пространственной ориентировки:учить ориентироваться на ограниченной территории; располагать предметы и их изображения в указанном направлении, отражать в речи их пространственное расположение. Учить «читать» простейшую графическую информацию, обозначающую пространственные отношения объектов и направление их движения в пространстве: слева направо, справа налево, снизу вверх, сверху вниз; самостоятельно передвигаться в пространстве, ориентируясь на условные обозначения (знаки и символы).

12. Развитие ориентировки во времени: учить пользоваться в речи словами-понятиями: сначала, потом, до, после, раньше, позже, в одно и то же время.

1.1.2. Принципы и подходы к формированию дополнительной общеобразовательной общеразвивающей программы

Процесс формирования математических представлений строится на следующих принципах:

Принцип систематичности и последовательности: концентрическое усвоение программы; организация и последовательная подача материала («от простого к сложному»).

Принцип наглядности: иллюстративное (наглядное) изображение изучаемых объектов и понятий способствует формированию более полных и четких образов и представлений в сознании дошкольников.

Принцип доступности и посильности: предполагает деление изучаемого материала на этапы и преподнесение его детям последовательными блоками и частями; учет индивидуальных особенностей детей.

Онтогенетический принцип (учет возрастных особенностей обучаемых).

Основополагающими подходами к построению образовательной деятельности в рамках программы по формированию элементарных математических представлений являются:

- системно - деятельностный - при разработке программы учитываются психологические и возрастные особенности воспитанников, что находит отражение в характерных для данного возраста формах детской деятельности;

- личностно - ориентированный - в процессе реализации программы ребенок принимается таким какой он есть, во всей совокупности его возрастных и индивидуальных особенностей, а также учитывается зона его ближайшего развития.

1.1.3. Значимые для разработки и реализации дополнительной общеобразовательной общеразвивающей программы характеристики, в том числе характеристики развития детей дошкольного возраста

Особенности развития детей 4-5 лет

Работать с детьми 4-5 лет - одно удовольствие. Они уже достаточно самостоятельны в быту и теперь проявляют самостоятельность в суждениях. Они очень любознательны. Взрослый становится интересен им как источник новой информации. Они лучше видят и чувствуют переживания и настроения и сверстников, и взрослых, могут приятно удивить своими проявлениями заботы и понимания вашего состояния.

В этом возрасте сознание детей выходит за пределы их «наличного бытия», появляется временная перспектива (дифференцируется прошлое, будущее и настоящее) и пространственная перспектива- их интересует жизнь в Африке, в космосе, в океане. Возрастает потребность ребёнка в построении связной картины мира.

Теперь, когда речь в основном сформирована, она может выполнять не только коммуникативную, но и мыслительную функцию, выражать мысль ребёнка и стать опорой новой формы его мышления- рассуждения. Познавательная деятельность приобретает новую форму: ребёнок активно впитывает информацию, может её продуктивно усваивать, запоминать и оперировать ею. Мышление становится наглядно-образным.

Если в 3-4 года ребёнок имел потребность в уважении взрослым проявлений его воли, теперь ему необходимо уважение к его самостоятельной, делающей первые шаги мысли. Он стремится высказать свои суждения, идеи, нуждается во внимании к ним со стороны взрослого, в одобрении его стремления понять что-то, в поддержке. В данном случае нет необходимости стремиться немедленно дать ребёнку «правильные» ответы на все возникающие у него вопросы - гораздо полезнее создать условия для разворачивания его собственных размышлений.

1.2. Планируемые результаты освоения дополнительной общеобразовательной общеразвивающей программы

По окончании освоениядополнительной общеразвивающей программы дети должны :

- формировать множества по заданным основаниям, видеть составные части множества, в которых предметы отличаются определенными признаками;

- делить предмет на 2-4 и более равных частей путем сгибания предмета, а также используя условную меру; правильно обозначать части целого;

- измерять длину, ширину, высоту предметов (с помощью условной мерки, объем жидких и сыпучих веществ с помощью условной меры (литр);

- сравнивать вес предметов путем взвешивания их на ладонях;

- знать цифры от 0 до 9;

- называть числительные по порядку;

- распознавать фигуры независимо от их пространственного положения, изображать, располагать на плоскости, фигуры из частей и разбивать на части, конструировать фигуры по словесному описанию и перечислению их характерных свойств;составлять тематические композиции из фигур по собственному замыслу; анализировать форму предметов в целом и отдельных их частей; воссоздавать сложные по форме предметы из отдельных частей по контурным образцам, по описанию, представлению;

- ориентироваться на ограниченной территории; располагать предметы и их изображения в указанном направлении, отражать в речи их пространственное расположение. «Читать» простейшую графическую информацию, самостоятельно передвигаться в пространстве, ориентируясь на условные обозначения (знаки и символы);

- пользоваться в речи словами-понятиями: сначала, потом, до, после, раньше, позже, в одно и тоже время.

2. Содержательный раздел дополнительной общеобразовательной общеразвивающей программы

2.1. Тематическое планирование по дополнительной общеобразовательной общеразвивающей программе

Блоки Темы занятий Кол-во часов

1 блок Путешествие по стране математике 7

2 блок Четырехугольники 6

3 блок Моделирование (палочки Кюизенера) 14

4 блок Страна «Числяндия» 19

5 блок Пространственные представления 8

6 блок В гостях у гнома «Часовщика» 6

7 блок Волшебный магический квадрат 3

8 блок Измерения 4

9 блок Я решаю логические задачи 4

10 блок Графические умения 3

ИТОГО 72

2.2. Содержание образовательной работы по освоению дополнительной общеобразовательной программы (Приложение)

2.3. Описание вариативных форм, методов, способов и средств реализации дополнительной общеобразовательной общеразвивающей программы

Активно используются вариативные формы обучения:

Фронтальная (группа 8 - 10 человек) - подача учебного материала всему коллективу детей, на этих занятиях важен «эффект эмоционального воздействия и сопереживания», что приводит к повышению умственной активности, побуждает ребенка к самовыражению (интегрированные и итоговые занятия, интеллектуальные игры).

Индивидуальная - используется при возникновении затруднения, не уменьшая активности детей и содействуя выработке навыков самостоятельной работы. В индивидуальных занятиях нуждаются дети с явно выраженными способностями к той или иной деятельности, дети с доминирующим познавательным интересом.

Подгрупповая (микрогруппы – 2 - 3 человека) – предоставляется возможность самостоятельно построить свою деятельность на основе принципа индивидуализации сознательности и активности, ощутить помощь со стороны друг друга, учесть возможности каждого на конкретном этапе деятельности. Всё это способствует более быстрому выполнению задания. Особым приёмом при организации этой формы работы служит использование ориентировки детей на создание подгрупп с учётом их личных отношений и опыта работы. Для этого группа распределяется на более маленькие подгруппы. Основанием для комплектования могут быть личные симпатии детей, общность их интересов, но, ни в коем случае не совпадение в уровнях развития.

В процессе обучения детей согласно программе используются следующие основные методы:

Наглядный

Словесный

Практический

Словесный метод является верховным, доминирующим.

Наглядный метод предусматривает непосредственный показ предметов и наглядных пособий с целью облегчения понимания, запоминания и использования учебного материала в практической деятельности учащихся.

Практический метод заключается в систематической отработке умения и навыка путем ритмично повторяющихся умственных действий, манипуляций, практических операций в процессе взаимодействия учащихся со взрослым. Функция метода направлена как на приобретение знаний, так и на перевод их в плоскость практических умений и навыков с последующим совершенствованием до репродуктивного и творческого уровня.

Программа предусматривает использование эвристических приемов, поисковых вопросов, приемов сравнения, различных способов работы с наглядностью.

Эффективна игровая форма работы, так как именно в игре развиваются творческие способности личности. Во все занятия включены всевозможные игры на развитие логики, занимательные упражнения. Часто вводятся игровые ситуации, сказочные персонажи, сюрпризные моменты, так нравящиеся детям.

В программу занятий включено множество загадок. Все они на занятиях сопровождаются иллюстративным или игровым материалом - муляжами, игрушками и др.

Для отдыха и снятия напряжения подобраны небольшие физкультминутки. Они сопровождают каждое занятие и ни на одном не повторяются, при этом многие из них соответствуют теме занятия.

В качестве форм организации образовательного процесса применяются:

Дидактическая игра

Игры – задания

Создание игровых ситуаций

Сюрпризные моменты

Работа в тетрадях

Открытые занятия для родителей

2.4. Содержание педагогической диагностики освоения дополнительной общеобразовательной общеразвивающей программы

Педагогический анализ освоения детьми программного материала проводится 2 раза в год: первичный – в сентябре, итоговый – в мае.

Для оценки результативности работы используются диагностика методик – Новиковой В П по разделам: «количество», «величина», «пространство», «время».

Показатели оценивания детей. Оценивание осуществляется по трем уровням:

высокий, средний, низкий.

Высокий уровень – самостоятельное выполнение задания.

Средний уровень – выполнение задания с помощью педагога.

Низкий уровень – задание не выполняет.

Количество

Ф И Р Умение считать Знание цифр Умение соотносить цифру с количеством Умение отсчитывать Умение составлять число из единиц Количеств. и порядков. счет Умение считать. по поряд.

1

2

3

Сравнение предметов по длине Умение различать Знание дней недели Умение различать

наклад приклад расклад лево право вчера сегодня Завтра

1

2

3

2.5. Формы, порядок и периодичность проведения промежуточной аттестации обучающихся

Промежуточная аттестация обучающихся по освоению дополнительной общеразвивающей программы социально - педагогической направленности «Веселая математика» для детей 4-5 лет проходит 1 раз в год в мае в форме математического праздника «Путешествие по островам».

3. Организационный раздел дополнительной общеобразовательной общеразвивающей программы

3.1. Организационные условия реализации дополнительной общеразвивающей программы

Занятия строятся в занимательной игровой форме с использованием дидактических, сюжетно-дидактических, подвижных логико-математическихигр и игр дляразвитие мелкой моторики, что позволяет детям успешно овладевать элементарными математическими представлениями.

Набор детей носит свободный характер и обусловлен интересами воспитанников и их родителей, в группу набираются все желающие.

Образовательная деятельность по дополнительной общеразвивающей программе «Веселая математика» осуществляется во вторую половину дня, ее продолжительность составляет 20 минут в день 2 раза в неделю. Общее количество занятий за учебный год зависит от рабочей программы дополнительной услуги.

В середине организованной образовательной деятельности проводится физкультурная минутка.

Продолжительность занятий Средняя группа (4-5 лет)

Продолжительность образовательной деятельности 20

Объем недельной образовательной нагрузки для реализации дополнительной общеобразовательной общеразвивающей программы 2

Объем недельной образовательной нагрузки по реализации дополнительной общеобразовательной общеразвивающей программы 2 ед. в неделю

40 мин

3.2. Программное и методическое обеспечение дополнительной общеобразовательной общеразвивающей программы

Методическое обеспечение программы :

1. Новиков В. П. «Математика в детском саду». Сценарии занятий с детьми 4-5 лет. - 2-е изд., испр. – М. : МОЗАИКА – СИНТЕЗ, 2017. – 80с.

2. Новиков В. П. «Математика в детском саду». Сценарии занятий с детьми 5-6 лет. - 2-е изд., испр. – М. : МОЗАИКА – СИНТЕЗ, 2017. – 112с.

3. Новиков В. П. «Математика в детском саду». Рабочая тетрадь для детей 4-5 лет.

4. Новиков В. П. «Математика в детском саду». Рабочая тетрадь для детей 5-6 лет

5. Бедено М В «Развивающие задания. Логика: тетрадь для занятий с детьми 5-6 лет. - 3-е изд. – М. : ВАКО 2017.-48с. – (Умный мышонок).

6. Колесникова Е. В. Геометрия вокруг нас Рисование по клеточкам 5-7 лет – М. : «ТЦ Сфера» 2015.- 48с. (Математические ступеньки).

7. Новиков В. П Тихонова Л И Развивающие игры и занятия с палочками Кюизенера. Для работы с детьми 3-7лет» : МОЗАИКА СИНТЕЗ; Москва; 2011.

3.3. Расписание занятий

Для освоения дополнительной общеразвивающей программы в ДОУ составлено расписание образовательной деятельности на учебный год.

Обучающиеся 4 - 5 лет

Понедельник 16.00-16.20

Среда 16.00-16.20

3.4. Описание материально-технического обеспечения дополнительной общеобразовательной общеразвивающей программы

Настольно – печатные игры:

Мозаика

Конструкторы

Дидактические игры

Логические игры

Наглядно - дидактические пособия

Набор магнитных карточек

Объемные геометрические фигуры

Набор цифры от1 до10

Набор: палочки Кюизенера

Раздаточный материал : карточки, цветные счетные палочки

- шаблоны из геометрических фигур, цифры, плоские геометрические фигуры, мелкий счетный материал

- цветная бумага

- клей карандаш

- цветные карандаши.

- цветные веревочки, ленты

- пуговицы

Публикации по теме:

Дополнительная общеобразовательная общеразвивающая программа физкультурно-спортивной направленности «Волейбол» Пояснительная записка Дополнительная образовательная программа имеет физкультурноспортивную направленность. Игра в волейбол – это народная.

Дополнительная общеобразовательная общеразвивающая программа художественно эстетической направленности «Особый взгляд» Пояснительная записка. Направленность программы «Особый взгляд» является программой художественно-творческой направленности, предполагает.

Дополнительная общеобразовательная общеразвивающая программа художественной направленности «Белошвейка» Автор - составитель: Хачатурова Наира Сергеевна педагог дополнительного образования Раздел 1. Комплекс основных характеристик дополнительной.

Дополнительная общеобразовательная общеразвивающая программа художественной направленности «Мир красок на ладошке» Муниципальная бюджетная организация дополнительного образования "Детско-юношеский центр" станицы Ленинградской муниципального образования.

Дополнительная общеобразовательная общеразвивающая программа художественной направленности «Теремок» .

Дополнительная общеобразовательная общеразвивающая программа социально-педагогической направленности «По дороге к азбуке» Раздел №1 «Комплекс основных характеристик программы» 1.1 Пояснительная записка Дополнительная общеобразовательная общеразвивающая программа.

Дополнительная общеобразовательная общеразвивающая программа социально-педагогической направленности «Развивайка» Муниципальное учреждение дополнительного образования «Дом детского творчества» Дополнительная общеобразовательная общеразвивающая.

Дополнительная общеразвивающая программа социально-педагогической направленности «Гениальный малыш» Паспорт дополнительной общеразвивающей программы Муниципальное бюджетное дошкольное учреждение №40 «Снегурочка» Название программы «Гениальный.

Дополнительная общеразвивающая программа социально-педагогической направленности «Готовимся в школу» Муниципальное бюджетное дошкольное образовательное учреждение детский сад комбинированного вида №3 города Лебедянь Липецкой области Принято.

Дополнительная общеразвивающая программа социально-педагогической направленности «Занимательная математика» Муниципальное дошкольное образовательное учреждение «Детский сад №4» Дополнительная общеразвивающая программа социально-педагогической.

Библиотека изображений:
Автор публикации:
Дополнительная общеобразовательная общеразвивающая программа социально-педагогической направленности «Весёлая математика»
Опубликовано: 12 марта 2019 в 20:25
+14Карма+ Голосовать

Юридическая информация: публикация «Дополнительная общеобразовательная общеразвивающая программа социально-педагогической направленности «Весёлая математика»» (включая файлы) размещена пользователем Наталья Николаевна Турко (УИ 924082) на основе Пользовательского Соглашения МААМ. СМИ МААМ действует в соответствии со ст. 1253.1 ГК РФ. Используя МААМ принимаете Пользовательское Соглашение.

Расскажите коллегам и друзьям!
Поделитесь в сетях и мессенджерах:


Комментарии:
Всего комментариев: 3.
Для просмотра комментариев



РЕГИСТРИРУЙТЕСЬ!
Используя МААМ принимаете Cоглашение и ОД