МААМ-картинки

Дополнительная общеобразовательная общеразвивающая программа технической направленности «Lego-конструирование»

Екатерина Сергеевна
Дополнительная общеобразовательная общеразвивающая программа технической направленности «Lego-конструирование»

муниципальное бюджетное дошкольное образовательное учреждение

«Детский сад № 357» городского округа Самара

Принята Утверждена:

Педагогическим советом Зведующим

МБДОУ «Детский сад № 357» МБДОУ «Детский сад № 357»

г. о. Самара г. о. Самара

Протокол № ___ ___

от ___

Дополнительная общеобразовательная общеразвивающая

программа

«Lego - конструирование»

технической направленности

Срок реализации: 1 год

Возраст : 6-7 лет

Автор – составитель:

Публикация «Дополнительная общеобразовательная общеразвивающая программа технической направленности „Lego-конструирование“» размещена в разделах

Старший воспитатель – Ликс Е. С.

Самара 2023

Содержание

Пояснительная записка…. 2

Учебно - тематический план…. 5

Содержательный раздел…. 6

Методическое обеспечение …. 8

Список литературы …. …9

Приложение …10

«Календарно-тематический план»

Пояснительная записка

Игрушки, игры - одно из самых сильных воспитательных средств, в руках общества. Игру принято называть основным видом деятельности ребёнка. Именно в игре проявляются и развиваются разные стороны его личности, удовлетворяются многие интеллектуальные и эмоциональные потребности, складывается характер, что положительно влияет на социальное здоровье дошкольника. Такими играми нового типа являются Лего-конструкторы, которые при всём своём разнообразии исходят из общей идеи и обладают характерными особенностями. Конструирование в детском саду было всегда, но раньше приоритеты ставились на мышление и развитие мелкой моторики, то сегодня в соответствии с новыми стандартами необходим новый подход. Конструктор побуждает работать и голову и руки, при этом работают два полушария головного мозга, что оказывает всестороннее развитие ребенка. Каждая игра с конструктором представляет собой набор задач, которые ребёнок решает с помощью деталей из конструктора. Задачи даются ребё нку в различной форме: в виде модели, рисунка, фотографии, чертежа, устной инструкции и т. п. и таким образом знакомят его с разными способами передачи информации. Постепенное возрастание трудности задач в конструировании позволяет ребёнку идти вперёд и совершенствоваться самостоятельно, т. е. развивать свои творческие способности, в отличие от обучения, где всё объясняется и где формируются только исполнительские черты в ребёнке.

Большинство игр с конструктором не исчерпывается предлагаемыми заданиями, а позволяет детям составлять новые варианты заданий и придумывать новые игры с конструктором, т. е. заниматься творческой деятельностью. Так моделирование из Лего-конструкторов позволяет разрешить сразу несколько проблем, связанных с развитием творческих способностей, воображения, интеллектуальной активности; формированием на основе создания общих построек коммуникативных навыков: умением в совместной деятельности высказывать свои предложения, советы, просьбы, в вежливой форме отвечать на вопросы; доброжелательно предлагать помощь; объединяться в игре в пары, микро-группы.

Актуальность. Внедрение LEGO конструкторов в образовательный процесс делает его гораздо более привлекательным для ребенка, способствует многогранному развитию личности ребенка и побуждает его к самообучению в дальнейшем. Современное образование ориентировано на усвоение определённой суммы знаний. Вместе с тем необходимо развивать личность ребенка, его познавательные способности. Конструкторы Лего стимулируют практическое и интеллектуальное развитие детей, не ограничивают свободу экспериментирования, развивают воображение и навыки общения, помогают жить в мире фантазий, развивают способность к интерпретации и самовыражению. Лего - конструктор дает возможность не только собрать игрушку, но и играть с ней. Используя детали не одного, а двух и более наборов Лего можно собрать неограниченное количество вариантов игрушек, задающих сюжеты игры.

Новизна программы. Новизна программы заключается в том, что Лего конструирование позволяет ребенку в форме игры узнать много нового и приобрести для дальнейшей жизни необходимые умения и навыки. Все дети любят играть, но готовая игрушка, не позволяет ребенку творить самому, Лего предоставляет ребенку открыть новый мир: научиться воображать, фантазировать, творчески мыслить. Дети учатся работать в команде, общаются друг с другом, устраивают совместные игры, уважают свой и чужой труд. Данная программа составлена на основе методических рекомендаций Е. В. Фешиной «Конструирование в детском саду», «Методический комплект заданий к набору первые механизмы Legoeducation, «Образовательная робототехника LEGO WEGO» сборник методических рекомендаций и практикумов, в помощь педагогу ДОО «Лего-конструирование программы, занятия, конструкторские модели». Отличительная особенность и новизна программы выражается в реализации задач по развитию творчества и конструктивных навыков через такие формы работы как игровые мини-проекты с использованием конструкторов Лего. Конструирование на занятиях проходит в нескольких формах. Первое: конструирование по условию, т. е. дети должны произвести конструкцию по заданному условию, второе: конструирование по образцу, где ребята работают на примере образца и способа изготовления, в основе лежит подражательная деятельность, третье: конструирование по чертежам и схемам, четвертое: конструирование по замыслу. Т. е. педагог подводит к тому, чтобы дети могли самостоятельно и творчески использовать навыки полученные ранее.

Цель программы :

Развивать конструкторские способности детей дошкольного возраста в условиях детского сада и создать благоприятные условия для развития первоначальных конструкторских умений на основе Лего- конструирования.

Задачи:

1. Формировать у детей познавательную и исследовательскую активность, стремление к умственной деятельности.

2. Развивать мелкую моторику рук, эстетический вкус, конструктивные навыки и умения.

3. Совершенствовать коммуникативные навыки детей при работе в паре, коллективе, распределении обязанностей.

4. Обучать конструированию по образцу, чертежу,схеме, условию, замыслу, по теме.

Срок реализации: 1 учебный год.

Программа «Лего- конструирование» направлена на развитие конструкторских способностей детей.

Данная рабочая программа является вспомогательной по отношению к основной программе, реализуемой в ДОУ, так как помогает процессу воспитания и развития дошкольников.

Данная работа организуется в подготовительной группе с сентября по май учебного года включительно в форме кружковой работы, дополняющей и обогащающей реализацию образовательной области «Познание».

Возрастная категория: дети 6-7 лет.

Состав групп: 8-12 человек. Формирование групп происходит пожеланию воспитанников с согласия их родителей.

Количество занятий:1 раза в неделю, 4 занятия в месяц, 36 занятия в год.

Продолжительность занятий - 30 минут

Принципы Лего-конструирования:

Основные принципы по Лего-конструированию:

- от простого к сложному;

- учёт индивидуальных возможностей детей в освоении коммуникативных и конструктивных навыков;

- активности и созидательности - использование эффективных методов и целенаправленной деятельности, направленных на развитие творческих способностей детей;

- комплексности решения задач - решение конструктивных задач в разных видах деятельности: игровой, познавательной, речевой;

- результативности и гарантированности - реализация прав ребёнка на получение помощи и поддержки, гарантии положительного результата независимо от возраста и уровня развития детей.

Учебно – тематический план

Название раздела, темы

Кол-во

часов

1.

История Лего.

1

2.

Классификация кубиков Лего и их группировка. Виды деталей Лего и способы их соединения. Этапы проектирования.

1

3.

Животные и люди.

3

4.

Как построить дом?

Из чего он состоит?

3

5.

Конструирование квартиры.

3

6.

Транспорт.

4

7.

Космос.

2

8.

Город.

4

9.

Зоопарки мира.

3

10.

Безопасность.

2

11.

Знакомство с симметрией.

2

12.

Устойчивость лего – моделей.

1

13.

Животные в литературных произведениях.

2

14.

Роботы.

1

15.

Создание собственных моделей.

2

16.

Конкурс «Я конструктор».

2

Всего

36

0

Содержательный раздел

С целью развития детского конструирования как деятельности, в процессе которой развивается ребенок используются формы организации обучения, рекомендованные исследователями З. Е. Лиштван, В. Г. Нечаева, Л. А. Парамонова:

1. Конструирование по образцу: заключается в том, что детям предлагаются образцы построек, выполненных из деталей строительного материла и конструкторов, и показывают способы их воспроизведения. Данная форма обучения обеспечивает детям прямую передачу готовых знаний, способов действий основанных на подражании. Такое конструирование трудно напрямую связать с развитием творчества. Конструирование по образцу, в основе которого лежит подражательная деятельность - важный решающий этап, где можно решать задачи, обеспечивающие переход детей к самостоятельной поисковой деятельности творческого характера.

2. Конструирование по модели: детям в качестве образца предлагается модель, скрывающую от ребенка очертание отдельных ее элементов. Эту модель дети могут воспроизвести из имеющихся у них строительного материала. Таким образом, им предлагают определенную задачу, но не дают способа ее решения. Постановка таких задач перед дошкольниками -достаточно эффективное средство решения активизации их мышления. Конструирование по модели – усложненная разновидность конструирования по образцу.

3. Конструирование по условиям: не давая детям образца постройки рисунков и способов ее возведения, определяют лишь условия, которым постройка должна соответствовать и которые, как правило, подчеркивают практическое ее назначение. Задачи конструирования в данном случае выражаются через условия и носят проблемный характер, поскольку способов их решения не дается. В процессе такого конструирования у детей формируется умение анализировать условия и на основе этого анализа строить практическую деятельность достаточно сложной структуры. Данная форма организации обучения в наибольшей степени способствует развитию творческого конструирования.

4. Конструирование по простейшим чертежам и наглядным схемам: моделирующий характер самой деятельности, в которой из деталей строительного материала воссоздаются внешние и отдельные функциональные особенности реальных объектов, создает возможности для развития внутренних форм наглядного моделирования. В результате такого обучения у детей формируется мышление и познавательные способности.

5. Конструирование по замыслу: обладает большими возможностями для развертывания творчества детей и проявления их самостоятельности, они сами решают, что и как будут конструировать. Данная форма не средство обучения детей по созданию замыслов, она лишь позволяет самостоятельно и творчески использовать знания и умения, полученные раннее.

6. Конструирование по теме: детям предлагают общую тематику конструкций, и они сами создают замыслы конкретных построек, выбирают материал и способы из выполнения. Это достаточно распространенная в практике форма конструирования очень близка по своему характеру конструированию по замыслу-с той лишь разницей, что замыслы детей здесь ограничиваются определенной темой. Основная цель конструирования по заданной теме- актуализация и закрепление знаний и умений.

Виды занятий:

1. Свободное исследование (дети создают различные модификации простейших моделей или построек).

2. Под руководством педагога (пошаговое выполнение инструкций, в результате которого дети строят модель или конструкцию).

3. Свободное творчество (решение творчески задач, в процессе которого дети делают модели или конструкции по собственному замыслу или проектам).

Форма представления результатов

• Открытые занятия для педагогов ДОУ и родителей;

• Выставки по LEGO-конструированию.

Планируемые результаты освоения Программы

К концу года дети должны знать:

Об истории возникновения конструкторов LEGO, о профессиях архитектора и инженера – конструктора;

О простых архитектурных формах и их вариативности;

Основные деталиLEGO-конструкторов (назначение, особенности);

Простейшие основы механики (устойчивость конструкций,

прочность соединения);

Виды конструкций–плоские,объёмные, неподвижные и подвижные соединения деталей;

Технологическую последовательность изготовления конструкций (моделей).

Дети должны уметь:

• Строить на основе самостоятельного анализа предлагаемого образца или словесной инструкции.

• Создавать различные варианты конструкций (моделей) по образцу, карте – схеме, инструкции или замыслу.

• Самостоятельно определять этапы будущей конструкции и творчески реализовывать свои собственные замыслы.

• Видеть взаимосвязи между назначением предмета и егостроением.

• Располагать конструкции в нужной плоскости, точно соединять и скреплять её детали. Сооружать устойчивые, симметричные конструкции; использовать перекрытия, надстройки.

• Работать в парах и группах, общаясь в процессе работы.

• Использовать в речи конструкторские и технические термины.

• Передавать форму объектов посредством конструкторов LEGO.

• Использовать знакомые технические термины при описании конструкций и моделей.

• Определять категории животных, техники, построек.

• Создавать простые движущиеся конструкции.

• Изменять пространственное положение объекта и его частей

• Различать и называть детали LEGO – конструкторов.

• Объединять постройки по сюжету и обыгрывать их.

Методическое обеспечение

Для успешного выполнения поставленных задач необходимы следующие условия:

Предметно-развивающая среда:

Строительные наборы и конструкторы:

- настольные;

- напольные;

- деревянные;

- металлические;

- пластмассовые (с разными способами крепления);

- «Лего-Дупло», «Лего-Дакта», подобные отечественным конструкторам;

Для обыгрывания конструкций необходимы игрушки (животные, машинки и др.).

Демонстрационный материал:

- наглядные пособия;

- цветные иллюстрации;

- фотографии;

- схемы;

- образцы;

- необходимая литература.

Техническая оснащенность :

- магнитофон;

- фотоаппарат;

- диски с записями (познавательная информация, музыка, видеоматериалы);

- компьютер;

- демонстрационная магнитная доска.

Список литературы:

1. Мельникова О. В. «Лего – конструирование». Программа, занятия. – Волгоград: издательство «Учитель», 2012.

2. Комарова Л. Е «Строим из Lego» (моделирование логических отношений и объектов реального мира средствами конструктора Lego).-М. ; Линка Прес,2001г.

3. Куцакова Л. В «Конструирование и ручной труд в детском саду» Издательство: Мозаика-Синтез 2010г.

4. ФешинаЕ. В. Лего-конструирование в детском саду. - М. : ТЦ Сфера, 2012.

Приложение

Календарно-тематический план

Месяц

Тема занятия

Программное содержание

сентябрь

История Лего. Кубики Лего.

Что такое проект.

Знакомство с материалом. Просмотр фрагмента передачи «Галилео» о конструкторе Лего.

Классификация кубиков Лего и их группировка. Виды деталей Лего и способы их соединения. Этапы проектирования.

Придумывание названий для разных кубиков и способы их обозначения.

Сборка столбиков и лесенок из стандартных кубиков.

Животные и люди. Модели «Лошадка», «Человечки».

Учить строить лошадку из легокоструктора. Развивать творческие навыки.

Учить строить мальчика и девочку из лего – конструктора. Учить рассказывать о постройке.

Дикие животные. Модели «Жираф», «Крокодил».

Закреплять представления о многообразии животного. Развивать способность анализировать, делать выводы.

Домашние животные. Модели «Кот», «Пёс».

Знакомить детей с простейшими архитектурными формами и сооружениями. Учить обсуждать из каких частей и деталей будут состоять конструкции, устанавливать причинно-

следственные связи.

Закреплять понятия: высокий - низкий, широкий – узкий, длинный – короткий. Умение работать по инструкции.

Учить строить собаку и кошку. Развивать творчество, фантазию, навыки конструирования.

октябрь

Как построить дом?

Из чего он состоит?

Презентация о домах. Простой плоский дом (фасад) в программе LEGO

Конструирование городского многоэтажного дома по замыслу (работа в парах).

Учить обдумывать и обсуждать детали предстоящей совместной работы, распределять обязанности. Развивать

умение располагать все конструкции в нужной плоскости, точно соединять и скреплять детали. Поощрять творческую инициативу, умение работать в команде на общий результат, умение

обыгрывать постройки. Продолжать учить детей работать по замыслу, применяя полученные ранее конструкторские умения и навыки.

Конструирование квартиры и её комнат.

Учить детей создавать конструкции по представлению. Познакомить с

проектной деятельностью (наличие проекта для постройки). Сооружать

устойчивые конструкции, применяя перекрытия, надстройки, и пр.

ноябрь

Конструирование предметов мебели для квартиры.

Учить располагать конструкции в

нужной плоскости, точно соединять и скреплять их детали. Продолжать учить детей самостоятельно отбирать

необходимые детали для будущей конструкции. Поощрять самостоятельность и проявление творческой

инициативы у детей. Учить делать презентацию к проекту. Совместно

обыгрывать постройки. Выставка.

Городской транспорт. Модель «Грузовой автомобиль».

Учить создавать конструкции по

карте схеме. Продолжать знакомить с названиями деталей для моделирования, развивать технические навыки детей. Пополнять словарь техническими терминами. Обыгрывание.

Безопасность в городе. Модель «Полицейский вертолёт».

Продолжать знакомить детей с основными типами служебных транспортных средств. Дать представления о

работе различных служб. Расширять технические навыки детей, их умение

работать по картам-схемам. Обыгрывание.

декабрь

Воздушный транспорт. Модель «Самолёт».

Мосты и их значение. Модель «Мост».

Знакомить детей с воздушным транспортом. Учить создавать конструкции самолётов по инструкции, на основе анализа частей и деталей конструкции. Развивать конструкторские способности и технические навыки. Пополнять словарь техническими терминами. Выставка.

Познакомить с основными видами мостов и собрать модель моста.

январь

Наша Вселенная. Модель «Космический корабль по замыслу».

Знакомить детей с понятием космос. Дать представления о космических кораблях, о луноходе, о работе конструкторов. Учить создавать конструкцию лунохода по инструкции или по

схеме, осуществляя анализ её частей и необходимых деталей, способов их скрепления. Учить создавать конструкции космических кораблей по карте-схеме или замыслу. Развивать

техническое творчество. Обыгрывание.

Симметричность лего - моделей.

Раскрыть понятие «симметрия» через проблемно – поисковую, конструкторскую и проектную деятельность.

Моделирование бабочки.

Закрепить понятие «симметрия» в процессе моделирования и конструирования.

февраль

Устойчивость лего – моделей. Постройка пирамид.

Развивать у детей творческий потенциал. Закреплять полученные конструктивные навыки, знания о деталях, их соединении. Обучать создавать конструкции по замыслу. Развивать

творческое воображение и фантазию.

Выставка.

Зоопарки мира. Модели «Верблюд», «Слон», «Жираф».

Учить детей работать по образцу, инструкции и картам - схемам. Внимательно отбирать необходимые детали и скреплять их в правильной последовательности. Беседа о диких животных, живущих в зоопарке, об их отличительных особенностях, классификации. Обыгрывание.

март

Доисторические животные. модель «Динозавр».

Наш двор. Моделирование по замыслу «Детская площадка».

Учить собирать модель динозавра по картинке без инструкции.

Продолжать знакомить детей с устройством и работой различных сооружений. Продолжать развивать

навыки создания устойчивых симметричных моделей (конструкций) по картам – схемам, соотнося с ними

результаты своей работы.

Безопасность на улице. моделирование по замыслу «Безопасная дорога». Модель «Светофор».

Учить моделировать объекты по карте-схеме. Закреплять навыки отбора и

скрепления деталей. Обратить внимание на их устойчивость.

апрель

Животные в литературных произведениях. Модель «Утёнок».

Продолжать учить детей создавать конструкции по образцу, инструкции или карте – схеме. Закреплять конструкторские навыки, знания о необходимых деталях, их соединении.

Роботы – помощники. Модель «Перворобот».

Побуждать детей к творческому конструированию по собственному замыслу. Развивать воображение, фантазию, познавательный интерес. Продолжать учить детей творчески по собственному замыслу создавать модели.

Создание собственных моделей.

Работа над созданием проектов по плану.

май

Представление и защита проектов.

Конкурс «Я конструктор».

Публикации по теме:

Дополнительная общеобразовательная (общеразвивающая) программа «Автомодельный спорт» для обучающихся 10–16 лет Пояснительная записка - направленность программы: физкультурно-спортивная Моделизм спортивный – это конструирование и постройка действующих.

Дополнительная общеобразовательная общеразвивающая программа «Фитнес кидс» «Fitness kids» 1. ПОЯСНИТЕЛЬНАЯ ЗАПИСКА Стратегическое направление государственной политики в области поддержки и сохранения здоровья детей регламентируется.

Дополнительная общеобразовательная общеразвивающая программа физкультурно-спортивной направленности «Волейбол» Пояснительная записка Дополнительная образовательная программа имеет физкультурноспортивную направленность. Игра в волейбол – это народная.

Библиотека изображений:
Автор публикации:
Дополнительная общеобразовательная общеразвивающая программа технической направленности «Lego-конструирование»
Опубликовано: 17 апреля 2024 в 10:24
0Карма+ Голосовать
Расскажите коллегам и друзьям!
Комментарии:
Всего комментариев: 0.
Для просмотра комментариев
Популярное из нового
3 мая. День оформления окон к 9 мая. Передвижка «Окна День Победы»

9 мая всей страной отмечаем самый народный и трогательный праздник – День Победы. Украсим наши окна к этому дню красочными композициями, чтобы повсюду чувствовалась праздничная атмосфера.

2 мая. Готовимся к выпускному. Передвижка «Скоро выпускной»

 Выпускной праздник в детском саду – первое официальное отчетное событие для ребенка. Это ответственное мероприятие в жизни семьи. Малыши прощаются с детским садом и вступают в новую, более...


Горячие темочки



РЕГИСТРИРУЙТЕСЬ!
Используя МААМ принимаете Cоглашение и ОД