Екатерина Сергеевна
Дополнительная общеобразовательная общеразвивающая программа технической направленности «Lego-конструирование»
▼ Скачать + Заказать документы
муниципальное бюджетное дошкольное образовательное учреждение
«Детский сад № 357» городского округа Самара
Принята Утверждена:
Педагогическим советом Зведующим
МБДОУ «Детский сад № 357» МБДОУ «Детский сад № 357»
г. о. Самара г. о. Самара
Протокол № ___ ___
от ___
Дополнительная общеобразовательная общеразвивающая
программа
«Lego - конструирование»
технической направленности
Срок реализации: 1 год
Возраст : 6-7 лет
Автор – составитель:
Публикация «Дополнительная общеобразовательная общеразвивающая программа технической направленности „Lego-конструирование“» размещена в разделах
- Лего, LEGO. Программы дополнительного образования
- Лего. Конструктор LEGO
- Программы образовательные, основные и дополнительные
- Темочки
Старший воспитатель – Ликс Е. С.
Самара 2023
Содержание
Пояснительная записка…. 2
Учебно - тематический план…. 5
Содержательный раздел…. 6
Методическое обеспечение …. 8
Список литературы …. …9
Приложение …10
«Календарно-тематический план»
Пояснительная записка
Игрушки, игры - одно из самых сильных воспитательных средств, в руках общества. Игру принято называть основным видом деятельности ребёнка. Именно в игре проявляются и развиваются разные стороны его личности, удовлетворяются многие интеллектуальные и эмоциональные потребности, складывается характер, что положительно влияет на социальное здоровье дошкольника. Такими играми нового типа являются Лего-конструкторы, которые при всём своём разнообразии исходят из общей идеи и обладают характерными особенностями. Конструирование в детском саду было всегда, но раньше приоритеты ставились на мышление и развитие мелкой моторики, то сегодня в соответствии с новыми стандартами необходим новый подход. Конструктор побуждает работать и голову и руки, при этом работают два полушария головного мозга, что оказывает всестороннее развитие ребенка. Каждая игра с конструктором представляет собой набор задач, которые ребёнок решает с помощью деталей из конструктора. Задачи даются ребё нку в различной форме: в виде модели, рисунка, фотографии, чертежа, устной инструкции и т. п. и таким образом знакомят его с разными способами передачи информации. Постепенное возрастание трудности задач в конструировании позволяет ребёнку идти вперёд и совершенствоваться самостоятельно, т. е. развивать свои творческие способности, в отличие от обучения, где всё объясняется и где формируются только исполнительские черты в ребёнке.
Большинство игр с конструктором не исчерпывается предлагаемыми заданиями, а позволяет детям составлять новые варианты заданий и придумывать новые игры с конструктором, т. е. заниматься творческой деятельностью. Так моделирование из Лего-конструкторов позволяет разрешить сразу несколько проблем, связанных с развитием творческих способностей, воображения, интеллектуальной активности; формированием на основе создания общих построек коммуникативных навыков: умением в совместной деятельности высказывать свои предложения, советы, просьбы, в вежливой форме отвечать на вопросы; доброжелательно предлагать помощь; объединяться в игре в пары, микро-группы.
Актуальность. Внедрение LEGO конструкторов в образовательный процесс делает его гораздо более привлекательным для ребенка, способствует многогранному развитию личности ребенка и побуждает его к самообучению в дальнейшем. Современное образование ориентировано на усвоение определённой суммы знаний. Вместе с тем необходимо развивать личность ребенка, его познавательные способности. Конструкторы Лего стимулируют практическое и интеллектуальное развитие детей, не ограничивают свободу экспериментирования, развивают воображение и навыки общения, помогают жить в мире фантазий, развивают способность к интерпретации и самовыражению. Лего - конструктор дает возможность не только собрать игрушку, но и играть с ней. Используя детали не одного, а двух и более наборов Лего можно собрать неограниченное количество вариантов игрушек, задающих сюжеты игры.
Новизна программы. Новизна программы заключается в том, что Лего конструирование позволяет ребенку в форме игры узнать много нового и приобрести для дальнейшей жизни необходимые умения и навыки. Все дети любят играть, но готовая игрушка, не позволяет ребенку творить самому, Лего предоставляет ребенку открыть новый мир: научиться воображать, фантазировать, творчески мыслить. Дети учатся работать в команде, общаются друг с другом, устраивают совместные игры, уважают свой и чужой труд. Данная программа составлена на основе методических рекомендаций Е. В. Фешиной «Конструирование в детском саду», «Методический комплект заданий к набору первые механизмы Legoeducation, «Образовательная робототехника LEGO WEGO» сборник методических рекомендаций и практикумов, в помощь педагогу ДОО «Лего-конструирование программы, занятия, конструкторские модели». Отличительная особенность и новизна программы выражается в реализации задач по развитию творчества и конструктивных навыков через такие формы работы как игровые мини-проекты с использованием конструкторов Лего. Конструирование на занятиях проходит в нескольких формах. Первое: конструирование по условию, т. е. дети должны произвести конструкцию по заданному условию, второе: конструирование по образцу, где ребята работают на примере образца и способа изготовления, в основе лежит подражательная деятельность, третье: конструирование по чертежам и схемам, четвертое: конструирование по замыслу. Т. е. педагог подводит к тому, чтобы дети могли самостоятельно и творчески использовать навыки полученные ранее.
Цель программы :
Развивать конструкторские способности детей дошкольного возраста в условиях детского сада и создать благоприятные условия для развития первоначальных конструкторских умений на основе Лего- конструирования.
Задачи:
1. Формировать у детей познавательную и исследовательскую активность, стремление к умственной деятельности.
2. Развивать мелкую моторику рук, эстетический вкус, конструктивные навыки и умения.
3. Совершенствовать коммуникативные навыки детей при работе в паре, коллективе, распределении обязанностей.
4. Обучать конструированию по образцу, чертежу,схеме, условию, замыслу, по теме.
Срок реализации: 1 учебный год.
Программа «Лего- конструирование» направлена на развитие конструкторских способностей детей.
Данная рабочая программа является вспомогательной по отношению к основной программе, реализуемой в ДОУ, так как помогает процессу воспитания и развития дошкольников.
Данная работа организуется в подготовительной группе с сентября по май учебного года включительно в форме кружковой работы, дополняющей и обогащающей реализацию образовательной области «Познание».
Возрастная категория: дети 6-7 лет.
Состав групп: 8-12 человек. Формирование групп происходит пожеланию воспитанников с согласия их родителей.
Количество занятий:1 раза в неделю, 4 занятия в месяц, 36 занятия в год.
Продолжительность занятий - 30 минут
Принципы Лего-конструирования:
Основные принципы по Лего-конструированию:
- от простого к сложному;
- учёт индивидуальных возможностей детей в освоении коммуникативных и конструктивных навыков;
- активности и созидательности - использование эффективных методов и целенаправленной деятельности, направленных на развитие творческих способностей детей;
- комплексности решения задач - решение конструктивных задач в разных видах деятельности: игровой, познавательной, речевой;
- результативности и гарантированности - реализация прав ребёнка на получение помощи и поддержки, гарантии положительного результата независимо от возраста и уровня развития детей.
Учебно – тематический план
№
Название раздела, темы
Кол-во
часов
1.
История Лего.
1
2.
Классификация кубиков Лего и их группировка. Виды деталей Лего и способы их соединения. Этапы проектирования.
1
3.
Животные и люди.
3
4.
Как построить дом?
Из чего он состоит?
3
5.
Конструирование квартиры.
3
6.
Транспорт.
4
7.
Космос.
2
8.
Город.
4
9.
Зоопарки мира.
3
10.
Безопасность.
2
11.
Знакомство с симметрией.
2
12.
Устойчивость лего – моделей.
1
13.
Животные в литературных произведениях.
2
14.
Роботы.
1
15.
Создание собственных моделей.
2
16.
Конкурс «Я конструктор».
2
Всего
36
0
Содержательный раздел
С целью развития детского конструирования как деятельности, в процессе которой развивается ребенок используются формы организации обучения, рекомендованные исследователями З. Е. Лиштван, В. Г. Нечаева, Л. А. Парамонова:
1. Конструирование по образцу: заключается в том, что детям предлагаются образцы построек, выполненных из деталей строительного материла и конструкторов, и показывают способы их воспроизведения. Данная форма обучения обеспечивает детям прямую передачу готовых знаний, способов действий основанных на подражании. Такое конструирование трудно напрямую связать с развитием творчества. Конструирование по образцу, в основе которого лежит подражательная деятельность - важный решающий этап, где можно решать задачи, обеспечивающие переход детей к самостоятельной поисковой деятельности творческого характера.
2. Конструирование по модели: детям в качестве образца предлагается модель, скрывающую от ребенка очертание отдельных ее элементов. Эту модель дети могут воспроизвести из имеющихся у них строительного материала. Таким образом, им предлагают определенную задачу, но не дают способа ее решения. Постановка таких задач перед дошкольниками -достаточно эффективное средство решения активизации их мышления. Конструирование по модели – усложненная разновидность конструирования по образцу.
3. Конструирование по условиям: не давая детям образца постройки рисунков и способов ее возведения, определяют лишь условия, которым постройка должна соответствовать и которые, как правило, подчеркивают практическое ее назначение. Задачи конструирования в данном случае выражаются через условия и носят проблемный характер, поскольку способов их решения не дается. В процессе такого конструирования у детей формируется умение анализировать условия и на основе этого анализа строить практическую деятельность достаточно сложной структуры. Данная форма организации обучения в наибольшей степени способствует развитию творческого конструирования.
4. Конструирование по простейшим чертежам и наглядным схемам: моделирующий характер самой деятельности, в которой из деталей строительного материала воссоздаются внешние и отдельные функциональные особенности реальных объектов, создает возможности для развития внутренних форм наглядного моделирования. В результате такого обучения у детей формируется мышление и познавательные способности.
5. Конструирование по замыслу: обладает большими возможностями для развертывания творчества детей и проявления их самостоятельности, они сами решают, что и как будут конструировать. Данная форма не средство обучения детей по созданию замыслов, она лишь позволяет самостоятельно и творчески использовать знания и умения, полученные раннее.
6. Конструирование по теме: детям предлагают общую тематику конструкций, и они сами создают замыслы конкретных построек, выбирают материал и способы из выполнения. Это достаточно распространенная в практике форма конструирования очень близка по своему характеру конструированию по замыслу-с той лишь разницей, что замыслы детей здесь ограничиваются определенной темой. Основная цель конструирования по заданной теме- актуализация и закрепление знаний и умений.
Виды занятий:
1. Свободное исследование (дети создают различные модификации простейших моделей или построек).
2. Под руководством педагога (пошаговое выполнение инструкций, в результате которого дети строят модель или конструкцию).
3. Свободное творчество (решение творчески задач, в процессе которого дети делают модели или конструкции по собственному замыслу или проектам).
Форма представления результатов
• Открытые занятия для педагогов ДОУ и родителей;
• Выставки по LEGO-конструированию.
Планируемые результаты освоения Программы
К концу года дети должны знать:
Об истории возникновения конструкторов LEGO, о профессиях архитектора и инженера – конструктора;
О простых архитектурных формах и их вариативности;
Основные деталиLEGO-конструкторов (назначение, особенности);
Простейшие основы механики (устойчивость конструкций,
прочность соединения);
Виды конструкций–плоские,объёмные, неподвижные и подвижные соединения деталей;
Технологическую последовательность изготовления конструкций (моделей).
Дети должны уметь:
• Строить на основе самостоятельного анализа предлагаемого образца или словесной инструкции.
• Создавать различные варианты конструкций (моделей) по образцу, карте – схеме, инструкции или замыслу.
• Самостоятельно определять этапы будущей конструкции и творчески реализовывать свои собственные замыслы.
• Видеть взаимосвязи между назначением предмета и егостроением.
• Располагать конструкции в нужной плоскости, точно соединять и скреплять её детали. Сооружать устойчивые, симметричные конструкции; использовать перекрытия, надстройки.
• Работать в парах и группах, общаясь в процессе работы.
• Использовать в речи конструкторские и технические термины.
• Передавать форму объектов посредством конструкторов LEGO.
• Использовать знакомые технические термины при описании конструкций и моделей.
• Определять категории животных, техники, построек.
• Создавать простые движущиеся конструкции.
• Изменять пространственное положение объекта и его частей
• Различать и называть детали LEGO – конструкторов.
• Объединять постройки по сюжету и обыгрывать их.
Методическое обеспечение
Для успешного выполнения поставленных задач необходимы следующие условия:
Предметно-развивающая среда:
Строительные наборы и конструкторы:
- настольные;
- напольные;
- деревянные;
- металлические;
- пластмассовые (с разными способами крепления);
- «Лего-Дупло», «Лего-Дакта», подобные отечественным конструкторам;
Для обыгрывания конструкций необходимы игрушки (животные, машинки и др.).
Демонстрационный материал:
- наглядные пособия;
- цветные иллюстрации;
- фотографии;
- схемы;
- образцы;
- необходимая литература.
Техническая оснащенность :
- магнитофон;
- фотоаппарат;
- диски с записями (познавательная информация, музыка, видеоматериалы);
- компьютер;
- демонстрационная магнитная доска.
Список литературы:
1. Мельникова О. В. «Лего – конструирование». Программа, занятия. – Волгоград: издательство «Учитель», 2012.
2. Комарова Л. Е «Строим из Lego» (моделирование логических отношений и объектов реального мира средствами конструктора Lego).-М. ; Линка Прес,2001г.
3. Куцакова Л. В «Конструирование и ручной труд в детском саду» Издательство: Мозаика-Синтез 2010г.
4. ФешинаЕ. В. Лего-конструирование в детском саду. - М. : ТЦ Сфера, 2012.
Приложение
Календарно-тематический план
Месяц
Тема занятия
Программное содержание
сентябрь
История Лего. Кубики Лего.
Что такое проект.
Знакомство с материалом. Просмотр фрагмента передачи «Галилео» о конструкторе Лего.
Классификация кубиков Лего и их группировка. Виды деталей Лего и способы их соединения. Этапы проектирования.
Придумывание названий для разных кубиков и способы их обозначения.
Сборка столбиков и лесенок из стандартных кубиков.
Животные и люди. Модели «Лошадка», «Человечки».
Учить строить лошадку из легокоструктора. Развивать творческие навыки.
Учить строить мальчика и девочку из лего – конструктора. Учить рассказывать о постройке.
Дикие животные. Модели «Жираф», «Крокодил».
Закреплять представления о многообразии животного. Развивать способность анализировать, делать выводы.
Домашние животные. Модели «Кот», «Пёс».
Знакомить детей с простейшими архитектурными формами и сооружениями. Учить обсуждать из каких частей и деталей будут состоять конструкции, устанавливать причинно-
следственные связи.
Закреплять понятия: высокий - низкий, широкий – узкий, длинный – короткий. Умение работать по инструкции.
Учить строить собаку и кошку. Развивать творчество, фантазию, навыки конструирования.
октябрь
Как построить дом?
Из чего он состоит?
Презентация о домах. Простой плоский дом (фасад) в программе LEGO
Конструирование городского многоэтажного дома по замыслу (работа в парах).
Учить обдумывать и обсуждать детали предстоящей совместной работы, распределять обязанности. Развивать
умение располагать все конструкции в нужной плоскости, точно соединять и скреплять детали. Поощрять творческую инициативу, умение работать в команде на общий результат, умение
обыгрывать постройки. Продолжать учить детей работать по замыслу, применяя полученные ранее конструкторские умения и навыки.
Конструирование квартиры и её комнат.
Учить детей создавать конструкции по представлению. Познакомить с
проектной деятельностью (наличие проекта для постройки). Сооружать
устойчивые конструкции, применяя перекрытия, надстройки, и пр.
ноябрь
Конструирование предметов мебели для квартиры.
Учить располагать конструкции в
нужной плоскости, точно соединять и скреплять их детали. Продолжать учить детей самостоятельно отбирать
необходимые детали для будущей конструкции. Поощрять самостоятельность и проявление творческой
инициативы у детей. Учить делать презентацию к проекту. Совместно
обыгрывать постройки. Выставка.
Городской транспорт. Модель «Грузовой автомобиль».
Учить создавать конструкции по
карте схеме. Продолжать знакомить с названиями деталей для моделирования, развивать технические навыки детей. Пополнять словарь техническими терминами. Обыгрывание.
Безопасность в городе. Модель «Полицейский вертолёт».
Продолжать знакомить детей с основными типами служебных транспортных средств. Дать представления о
работе различных служб. Расширять технические навыки детей, их умение
работать по картам-схемам. Обыгрывание.
декабрь
Воздушный транспорт. Модель «Самолёт».
Мосты и их значение. Модель «Мост».
Знакомить детей с воздушным транспортом. Учить создавать конструкции самолётов по инструкции, на основе анализа частей и деталей конструкции. Развивать конструкторские способности и технические навыки. Пополнять словарь техническими терминами. Выставка.
Познакомить с основными видами мостов и собрать модель моста.
январь
Наша Вселенная. Модель «Космический корабль по замыслу».
Знакомить детей с понятием космос. Дать представления о космических кораблях, о луноходе, о работе конструкторов. Учить создавать конструкцию лунохода по инструкции или по
схеме, осуществляя анализ её частей и необходимых деталей, способов их скрепления. Учить создавать конструкции космических кораблей по карте-схеме или замыслу. Развивать
техническое творчество. Обыгрывание.
Симметричность лего - моделей.
Раскрыть понятие «симметрия» через проблемно – поисковую, конструкторскую и проектную деятельность.
Моделирование бабочки.
Закрепить понятие «симметрия» в процессе моделирования и конструирования.
февраль
Устойчивость лего – моделей. Постройка пирамид.
Развивать у детей творческий потенциал. Закреплять полученные конструктивные навыки, знания о деталях, их соединении. Обучать создавать конструкции по замыслу. Развивать
творческое воображение и фантазию.
Выставка.
Зоопарки мира. Модели «Верблюд», «Слон», «Жираф».
Учить детей работать по образцу, инструкции и картам - схемам. Внимательно отбирать необходимые детали и скреплять их в правильной последовательности. Беседа о диких животных, живущих в зоопарке, об их отличительных особенностях, классификации. Обыгрывание.
март
Доисторические животные. модель «Динозавр».
Наш двор. Моделирование по замыслу «Детская площадка».
Учить собирать модель динозавра по картинке без инструкции.
Продолжать знакомить детей с устройством и работой различных сооружений. Продолжать развивать
навыки создания устойчивых симметричных моделей (конструкций) по картам – схемам, соотнося с ними
результаты своей работы.
Безопасность на улице. моделирование по замыслу «Безопасная дорога». Модель «Светофор».
Учить моделировать объекты по карте-схеме. Закреплять навыки отбора и
скрепления деталей. Обратить внимание на их устойчивость.
апрель
Животные в литературных произведениях. Модель «Утёнок».
Продолжать учить детей создавать конструкции по образцу, инструкции или карте – схеме. Закреплять конструкторские навыки, знания о необходимых деталях, их соединении.
Роботы – помощники. Модель «Перворобот».
Побуждать детей к творческому конструированию по собственному замыслу. Развивать воображение, фантазию, познавательный интерес. Продолжать учить детей творчески по собственному замыслу создавать модели.
Создание собственных моделей.
Работа над созданием проектов по плану.
май
Представление и защита проектов.
Конкурс «Я конструктор».