Наталья Желудкова
Дополнительная общеобразовательная программа физкультурно-оздоровительной направленности «Крепыш» для детей 5–7 лет
▼ Скачать + Заказать документы
Дополнительная
общеобразовательная программа
физкультурно-оздоровительной направленности
«Крепыш»
Уровень программы: стартовый
Срок реализации программы: 2021-2022 учебный год 64 часа
Адресат: от 5 до 7 лет
Форма обучения: очная
Вид программы: модифицированная
автор-составитель:
Желудкова Н. В. воспитатель ДО№8
Содержание
1. Комплекс основных характеристик образования:
объем, содержание, планируемые результаты
• пояснительная записка 3
• цель и задачи программы 5
• содержание программы; 6
• планируемые результаты 9
Публикация «Дополнительная общеобразовательная программа физкультурно-оздоровительной направленности „Крепыш“ для детей 5–7 лет» размещена в разделах
- ЗОЖ, здоровье. Все о здоровье для детей
- Программы образовательные, основные и дополнительные
- Работа инструкторов по физической культуре
- Физкультура. Программы рабочие и дополнительные
- Темочки
2. Комплекс организационно-педагогических условий
• календарный учебный график 9
• условия реализации программы 10
• формы аттестации 10
• оценочные материалы 10
• методическое и дидактическое обеспечение 11
Список литературы 12
Приложения 14
1. Комплекс основных характеристик образования
Пояснительная записка
Согласно ФЗ «Об образовании в Российской Федерации» № 273 от 29.12.2012г., дополнительные услуги реализуются в целях формирования и развития творческих способностей детей, удовлетворения их индивидуальных потребностей в интеллектуальном, нравственном и физическом совершенствовании, формирования культуры здорового и безопасного образа жизни, укрепления здоровья, а также организации их свободного времени. Дополнительное образование детей обеспечивает их адаптацию к жизни в обществе, профессиональную ориентацию, а также выявление и поддержку детей, проявивших выдающиеся способности. Дополнительные общеобразовательные общеразвивающие программы для детей должны учитывать возрастные и индивидуальные особенности детей.
Дополнительная общеобразовательная общеразвивающая программа «Крепыш» разработана в соответствии с положениями, статьями и пунктами:
• Федерального закона РФ «Об образовании в Российской Федерации» № 273-ФЗ;
• Постановления Правительства РФ от 28 октября 2013 г. № 966 "О лицензировании образовательной деятельности";
• Приказа Минобрнауки России от 09.11.2018 г. № 196 "Об утверждении Порядка организации и осуществления образовательной деятельности по дополнительным общеобразовательным программам".
• Методических рекомендаций по разработке и реализации дополнительных общеобразовательных общеразвивающих программ, ГБОУ «Центр непрерывного повышения профессионального мастерства педагогических работников» Минпросвещения КБР «Региональный модельный центр», 2021г.
• Санитарно-эпидемиологических требований к устройству, содержанию и организации режима работы образовательных организаций дополнительного образования детей, утвержденный постановлением Главного государственного санитарного врача Российской Федерации от 4 июля 2014 г. № 41;
• Стратегии развития воспитания в Российской Федерации на период до 2025 года (утверждена Распоряжением Правительства Российской Федерации от 29 мая 2015 г. N 996-р)
• Локальных нормативно-правовых актов МБОУ «СОШ №4».
Дополнительная общеобразовательная общеразвивающая программа «Крепыш» имеет физкультурно-спортивную направленность. Физкультурно-спортивнаянаправленность программы обусловлена тем, что занятия по программе направлены на формирование у маленького ребенка интереса к своему личному здоровью, на совершенствование всех видов движений и развитие физических качеств.
Новизна, актуальность, педагогическая целесообразность,
отличительная особенность
Новизна программы «Крепыш» выражается в интеграции традиционных методов деятельности с оригинальными педагогическими технологиями.
Актуальностьпрограммы. Сегодня сохранение и укрепление здоровья детей - одна из главных стратегических задач развития страны. Она регламентируется и обеспечивается такими нормативно – правовыми документами, как Закон РФ «Об образовании», «О санитарно – эпидемиологическом благополучии населения», а также Указами Президента России «О неотложных мерах по обеспечению здоровья населения Российской Федерации». В настоящее время происходят качественные изменения в осознании ценности жизни и здоровья человека.
Проблема сохранения здоровья, привитие навыков здорового образа жизни у дошкольников на сегодня очень актуальна.
Необходимо приложить все усилия для того, чтобы здоровье дошкольников не ухудшалось, приобщить детей к соблюдению здорового образа жизни, развить у детей физические данные, укрепить организм. т. к. именно в этот возрасте, закладывается фундамент правильного отношения к своему здоровью.
Педагогическаяцелесообразность. Методики, приемы и технологии, используемые в процессе реализации Программы, подобраны из числа адаптированных к особенностям физиологии и психологии дошкольников.
Образовательную деятельность предполагается осуществлять средствами игры, являющейся основной формой работы с детьми дошкольного возраста и ведущим видом деятельности, на основе ненасильственного физического воспитания. Роль педагога заключается в создании игровой ситуации и организации игровой предметно-пространственной среды. Педагогическая технология опирается на принцип активности воспитанников, характеризуемый высоким уровнем мотивации, наличием творческой и эмоциональной составляющих. Педагогически значимым итогом освоения программы является содействие всестороннему, гармоничному развитию детей старшего дошкольного возраста.
Отличительной особенностью данной программы является расширение возможностей физического воспитания на основе планирования и организации процесса развития двигательных способностей в процессе выполнения таких видов деятельности как ходьба, оздоровительный бег, прыжки, упражнения на равновесие, и т. д., разнообразные виды массажа, дыхательная гимнастика, упражнения на релаксацию.
Адресат и уровень программы
Данная программа ориентирована на детей 5-7 лет с целью укрепления здоровья, развития пластичности, гибкости, правильной осанки, развития музыкальных и творческих способностей, психических процессов, нравственно-коммуникативных качеств личности. Прием осуществляется на основании личного заявления родителей. Форма обучения – очная, в образовательной организации.
Особенности организации образовательного процесса - системно-деятельностный подход:
• возрастная преемственность и поэтапность;
• широкая мотивация – опора на значимые мотивы, активное целеполагание;
• содействие гармоническому физическому развитию воспитанников и укреплению их здоровья;
• создание условий для развития жизненно важных двигательных умений и навыков, для формирования и развития опыта двигательной активности;
• представление механизмов, направленных на овладение воспитанниками общеразвивающими и корригирующими упражнениями;
• способствует воспитанию у дошкольников познавательной активности и интереса к занятиям физическими упражнениями, а также представления о том, что физическая культура - неотъемлемая часть жизни гармонично развитого человека. эмоциональная насыщенность занятий;
• сотрудничество педагога и воспитанников.
Формы реализации образовательной программы:
Традиционная модель реализации программы представляет собой линейную последовательность освоения содержания в течение одного года обучения в одной образовательной организации.
Формой осуществления образовательного процесса является учебная группа (до 15 человек) с постоянным составом, организованные по возрастному принципу (дети от 5 до 7 лет). Набор детей в группы свободный для всех физически здоровых детей, не имеющих противопоказаний к занятиям по состоянию здоровья.
Режим занятий - периодичность занятий 2 раза в неделю, продолжительностью 30 минут, общее количество часов в год – 64 часа; количество часов в неделю 60 минут.
Срок реализации программы 2021 -2022 учебный год.
Занятия начинаются с 1октября и продолжаются до 25 мая.
Цель и задачи программы
Цель – Коррекция нарушений осанки и плоскостопия у детей младшего и старшего дошкольного возраста в процессе выполнения специализированных упражнений. Сохранение и укрепление психического и физического здоровья детей за счет качественного улучшения работы по укреплению здоровья воспитанников и формирования привычки к ЗОЖ, как показателей общечеловеческой культуры.
В рамках реализации программы «Крепыш» решаются следующие основные задачи:
1. Предметные:
• Формировать умения и навыков у детей правильного выполнения движений.
• Развивать физические качества детей (сила, выносливость, быстрота, ловкость, гибкость)
• Создавать условия для реализации потребностей дошкольников в двигательной активности.
2. Личностные:
• Формировать потребности детей в здоровом образе жизни.
• Воспитывать чувство уверенности в себе.
• Воспитывать правильное отношение к своему здоровью у детей.
• Оптимизировать работу с родителями.
3. Метапредметные:
• Укреплять физическое и психологическое здоровье детей.
• Повышать защитные свойства организма и его устойчивости к заболеваниям.
• Совершенствовать жизненно важные навыки и умения, посредством обучения подвижным играм, физическим упражнениям.
• Формировать общие представления о физической культуре и спорте, их значении в жизни человека, роли в укреплении здоровья.
• Развивать интерес к самостоятельным занятиям физическими упражнениями, подвижным играм, формам активного отдыха и досуга.
Содержание ДООП «Крепыш»
Учебный план программы «Крепыш»
№ п/п Название раздела, темы Количество часов Формы аттестации/контроля
всего теория практика
I. Комплексы упражнений для формирования правильной осанки и коррекции плоскостопия. 64 24 40
1-9 Комплекс упражнений для формирования
правильной осанки 9 4 5
10-18 Комплекс упражнений для профилактики и коррекции плоскостопия 9 4 5 Наблюдение
19-20 Комплекс упражнений для укрепления мускулатуры ног и свода стопы 2 1 1
21-22 Комплекс для профилактики
и коррекции плоскостопия «загадки» 2 1 1 Викторина
23-24 Комплекс для профилактики нарушений осанки на гимнастической стенке 2 1 1
25-26 Комплекс упражнений для профилактики нарушений осанки на гимнастической стенке 2 0 2
27-28 Комплекс упражнений для профилактики нарушений осанки на гимнастической стенке 2 0 2
29-30 Комплекс для профилактики правильной осанки у стены 2 1 1
31-32 Комплекс для профилактики и коррекции плоскостопия
«весёлый зоосад» 2 0 2 Викторина
33-34 Комплекс для формирования правильной осанки с удержанием предметов на голове у стены 2 1 1
35-36 Комплекс упражнений направленных на формирование правильной осанки и коррекции плоскостопия «весёлый зоосад». 2 0 2 Викторина
37-38 Комплекс для формирования правильной осанки 2 0 2
39-40 Комплекс упражнений направленных на профилактику и коррекцию плоскостопия «юные художники»
Формирование правильной осанки 2 1 1 Викторина
41-42 Комплекс для оформления правильной осанки и коррекции плоскостопия с гимнастической палкой 2 1 1
43-52 Комплекс упражнений для формирования правильной осанки и коррекции плоскостопия 10 4 6 Наблюдение
53-56 Комплекс для профилактики и коррекции плоскостопия с мячом и малым мячом 4 1 3
57-63 Комплекс для формирования правильной осанки с удержанием предметов на голове 7 3 4
64 Итоговое занятие 1 1 0 Наблюдение
Содержание учебного плана «Крепыш»
Комплексы упражнений и оздоровительных мероприятий.
Теория:Весь комплекс оздоровительных мероприятий осуществляется на протяжении всего года. Чтобы воспитать у дошкольников осмысленное и целостное отношение к собственному здоровью, проводятся практические и теоретические занятия с учетом предусмотренного учебного плана. В структуру занятий вплетены различные виды деятельности, такие как ходьба, оздоровительный бег, прыжки, упражнения на равновесие, и т. д., разнообразные виды массажа, дыхательная гимнастика, упражнения на релаксацию. Методика составления комплексов физкультурно-оздоровительных занятий состоит из нескольких частей. Подготовительная часть включает в себя общеразвивающие и корригирующие упражнения. Основная часть состоит из упражнений стоя, сидя, лежа на спине, на боку, на животе. В заключительную часть входят упражнения на релаксацию и подвижные игры.
Практика: оздоровительные упражнения, массаж спины, дыхательные упражнения, хождение по дорожкам – массажорам, массаж стоп, подвижные игры «Солнышко и дождик», «Мой весёлый звонкий мяч», «Птички летают», «Птички в гнёздышках», «Ловишки», «Береги предмет», «Найди свой домик», «Найди флажок», «Через ручеёк»,«Кошка и мышки», «Кто скорее к своему флажку», «Эстафета с обручами», «Гуси лебеди», «Совушка». «Передай мяч», «Мы весёлые ребята», «Мышеловка», «Удочка», «Бездомный заяц».
Планируемые результаты развивающей работы имеют дифференцированный характер и определяются индивидуальными достижениями учащегося.
1. Предметные:
• дошкольник научится планировать свои действия, овладеет самостоятельными формами работы;
• овладеет разнообразными видами двигательной активности.
2. Личностные:
• Овладеет чувством уверенности в себе;
• Овладеет правильным отношением к своему здоровью;
• У дошкольника улучшатся умственные способности: внимание, быстрота реакции, памяти, воображения.
3. Метапредметные:
• Расширит представления о физической культуре и спорте, их значении в жизни человека, роли в укреплении здоровья;
• Разовьет интерес к самостоятельным занятиям физическими упражнениями, подвижным играм, формам активного отдыха и досуга;
• выработает привычку к повседневной двигательной активности и заботе о здоровье.
2. «Комплекс организационно-педагогических условий,включающий формы аттестации»
Календарный учебный график программы
год обучения Дата начала обучения по программе Дата окончания обучения по программе Всего учебных недель Кол-во учебных часов Режим занятий
2021-2022 учебный год 1.10.2021 25.05.2022 32 64 2 раза в неделю по 30 минут
Условия реализации программы
Материально-техническое обеспечение – характеристика помещения для занятий по программе.
Оборудование спортивного/музыкального зала:
• наглядные пособия для теоретических занятий;
• научная, специальная методическая литература;
• авторские разработки конспектов занятий, сценарии;
• мультимедиа аппаратура, фонотека;
• ортопедические мячи;
• дорожки для профилактики плоскостопия и коррекции осанки;
• обеспечение температурного режима и чистоты воздуха.
Кадровое обеспечение
Реализация программы обеспечивается педагогическими кадрами, имеющими среднее профессиональное образование или высшее образование, соответствующее направленности дополнительной общеобразовательной программы. Требования к педагогам дополнительного образования и преподавателям:
среднее профессиональное образование – программы подготовки специалистов среднего звена или высшее образование – бакалавриат, направленность по профилю «Воспитатель детей дошкольного возраста»;
дополнительное профессиональное образование – профессиональная переподготовка в объеме не менее 360 часов;
при отсутствии педагогического образования – дополнительное профессиональное педагогическое образование; дополнительная профессиональная программа может быть освоена после трудоустройства.
Формы промежуточной (итоговой) аттестации
Для определения эффективности занятий необходимо использовать мониторинговые исследования: метод педагогического наблюдения.
При педагогических наблюдениях, которые наблюдаются в течении года, отмечаются основные знания, умения, навыки и личностные качества, приобретенные дошкольниками в период обучения.
При повторении и закреплении дошкольниками учебного материала используются формы контроля: устные ответы, показ упражнений, беседы с родителями, осуществление самоконтроля и взаимоконтроля. В приложении № 1 прописаны методы диагностики сколиоза, плоскостопия.
Порядок проведения оценочных процедур:
- оценочные листы предоставляются медицинской сестре и методисту дополнительного образования.
В результате прохождения программного материала учащиеся будут знать и уметь:
- технику выполнения упражнений
- методы показа упражнений
- методы самоанализа состояния организма
- комплекс ОРУ с гимнастическими палками при нарушении плоскостопии и осанки
- выполнять специальные дыхательные упражнения
- упражнения для расслабления мышц
- сохранять положение «правильной осанки» в положении стоя, сидя, лежа, при ходьбе;
- самостоятельно организовать подвижные игры с профилактической направленностью.
Методическое и дидактическое обеспечение
-Двигательная активность, занятия физкультурой;
-Наглядно-зрительные – показ физических упражнений, использование наглядных пособий, имитация, зрительные ориентиры.
-Словесные – объяснения, пояснения, указания; подача команд, распоряжений, сигналов; вопросы к детям; образный сюжетный рассказ, беседа; словесная инструкция.
-Практические – повторение упражнений без изменения и с изменениями; проведение упражнений в игровой форме; проведение упражнений в соревновательной форме.
Основными методами и приемами организации учебно-воспитательного процесса являются:
-методы развития быстроты движений - игровой метод; метод облегченных внешних усилий (уменьшение дистанции, высоты и т. д.); метод многократного повторения скоростных упражнений с предельной интенсивностью, соревновательный метод и др. ;
-методы развития выносливости - интервальный метод (разновидность повторного метода, т. е. дозированное повторное выполнение упражнений относительно небольшой интенсивности и продолжительности со строго определенным временем отдыха, где интервалом отдыха служит обычно ходьба либо медленный бег; метод игры скоростей (заключается в непрерывном движении, но с изменением скорости на отдельных участках движения) и др. ;
-методы развития гибкости - метод многократного растягивания; игровой метод; музыкально-ритмические упражнения и др.
-методы развития ловкости - повторный и игровой методы; соревновательный метод и др. ;
-показ;
-объяснение;
-пошаговая устная инструкция к выполнению упражнений;
-повторение;
-рассматривание иллюстративного материала;
-просмотр тематических презентаций;
-музыкальное сопровождение.
При этом в работе с детьми преобладают приемы опосредованного обучения (игра, объяснение, сопровождающееся показом, выполнение детьми упражнений совместно с педагогом.
С целью профилактики развития плоскостопия у детей и общего укрепления организма во время оздоровительных занятий дети занимаются босиком.
Во время проведения двигательной активности детей для эмоционального комфорта используется музыкальное сопровождение.
Учебно – методическое и информационное обеспечение:
• Амосова Т. Ю. "Дыхательная гимнастика по Стрельниковой"- М: РИПОЛ классик, 2008.
• Батурина Е. Г. «Сборник игр к Программе воспитания в детском саду».Изд. 3-е, перераб. и доп. — М. : Просвещение, 1974. — 128 с.
• Доронова Т. Н., Голубева Л. Г. и др. Из детства - в отрочество: Программа для родителей и воспитателей по формированию здоровья и развитию детей 4-7 лет. - М. : Просвещение, 2012.
• Журналы «Дошкольное воспитание» №8 2003 год, №2 1993 год, №9 1993 год, №3 1997 год, №8 2003 год, №2 1993 год, №9 1993 год, №3 1997 год, №5 1997 год.
• Зимонина В. Н. Программа «Росинка».М. :Гуманитар. -изд. центр ВЛАДОС, 2003.
• Матюшонок М. Т. «Гимнастические упражнения для профилактики плоскостопия у дошкольников».Минск : Нар. асвета, 1967.
• Моргунова О. Н. «Профилактика плоскостопия и нарушений осанки в ДО».Воронеж : ТЦ "Учитель", 2005 (ГУП Смол. полигр. комб.)
• Пензулаева Л. И. «Физкультурные занятия с детьми 4 – 5 лет».М. : Просвещение, 1986.
• Пензулаева Л. И. Оздоровительная гимнастика для детей 3-7 лет. – М. : «Мозайка-Синтез» 2011.
• Тимофеева Е. А. «Подвижные игры с детьми младшего дошкольного возраста».Москва : Просвещение, 1979.
• Яковлева Л. В., Юдина Р. А. Программа «Старт»Москва : ВЛАДОС, 2014.
• Министерство образования и науки РФ ФГАУ «ФИРО» www.firo.ru/
• Учебно-методический кабинет http://ped-kopilka.ru/
• Электронная библиотека учебников и методических материаловhttp://window.edu.ru/
• Дошкольный возраст, воспитание дошкольников http://doshvozrast.ru/
• Образовательный портал http://ext.spb.ru/
• Список мультфильмов, рекомендуемый для просмотра детям.
«Ах и Ох» https://www.youtube.com/watch?v=snwAjhB95yA
«Дедушка и внучек» https://www.youtube.com/watch?v=KP7gzSl-sAM
«Здоровье начинается дома» https://www.youtube.com/watch?v=Uqb9ntxQk4M
«Ваше здоровье» https://www.youtube.com/watch?v=bYowRv2S8vk
«Лесная история» https://www.youtube.com/watch?v=JiAXCo0f3h0
«Мойдодыр» https://www.youtube.com/watch?v=Huu4c6DoZ_4
«Королева-зубная щетка» https://www.youtube.com/watch?v=nT-Z5lmhBo4
«Птичка Тари» https://www.youtube.com/watch?v=o5lGW2XLfiE