МААМ-картинки

Дополнительная общеобразовательная программа «Веселый язычок»

Светлана Чучунова
Дополнительная общеобразовательная программа «Веселый язычок»

Содержание

I. Целевой раздел

1.1 Пояснительная записка…. 3

1.2. Принципы реализации программы ….…. 4

1.3. Цели и задачи программы….4

1.4. Ожидаемые результаты освоения программы…. 4

II. Содержательный раздел

2.1. Содержание и формы работы…. …. 5

2.2. Методы реализации программы …. 5

III Организационный раздел

3.1. Учебный план ….5

3.2. Расписание занятий …. 5

3.3. Материально-технические условия реализации программы…. 5

3.4. Календарно-тематическое планирование…. 6

3.5. Использованная литература…7

Публикация «Дополнительная общеобразовательная программа „Веселый язычок“» размещена в разделах

1. Целевой раздел

1.1. Пояснительная записка

Все движения организма и речевая деятельность имеют единые механизмы, поэтому развитие тонкой моторики рук положительно сказывается на развитии речи ребенка. В фольклоре существует масса потешек, в которых сочетаются речь и движения ладошек. Видимо, уже в древности была подмечена взаимосвязь этих процессов. У детей часто наблюдается недостаточность двигательной сферы, в том числе недостаточная координация мелкой моторики. Ребенку в этом возрасте необходимы гимнастика рук и пальчиковые игры, они в сопровождении стихов разовьют речь и умение слушать. Дошкольник научится понимать смысл услышанного и улавливать ритм речи. Развитие движений пальцев подготовит почву для последующего формирования познавательной сферы ребенка.

Движения конкретизирует образ, а слово помогает более четко и выразительно выполнять движения. При этом ребенок постигает не только общее значение слова, но и глубокий смысл выражения благодаря образности движений и восприятию их на эмоциональном уровне. Текст упражнений – это рифмованные подсказки к заданным движениям. Благоприятное воздействие на развитие движений всей кисти и пальцев рук оказывают игры с предметами; мозаика, пирамидки, застегивание пуговиц, кнопок, закрепление на липучках, игры с карандашами и крупой, «пальчиковый» бассейн.

Возраст от 3 до 4 лет имеет особое значение для речевого развития ребенка. Главная задача педагога в области развития речи детей младшего дошкольного возраста – помочь им в освоении разговорной речи, овладеть родным языком. Важнейшими источниками развития выразительности детской речи являются произведения устного народного творчества, в том числе малые фольклорные формы (потешки, колыбельные песни, считалки, сказки, загадки) и пальчиковые игры.

Воспитательное, познавательное и эстетическое значение фольклора огромно, так как оно расширяет знания ребенка об окружающей действительности, развивает умения тонко чувствовать художественную форму, мелодику и ритм родного языка. Развитие мелкой моторики кистей и пальцев рук у детей важно для общего развития ребёнка, так как ему понадобятся точные координированные движения, чтобы писать, одеваться, а также выполнять различные бытовые и прочие движения. Следовательно, движения руки всегда тесно связаны с речью и способствуют её развитию. Тренировка пальцев рук влияет на созревании речевой функции.

Иначе говоря, если у малыша ловкие, подвижные пальчики, то и говорить он научится без особого труда, речь будет развиваться правильно. Игры с пальчиками – это не только стимул для развития речи и мелкой моторики, но и один из вариантов радостного общения. Недаром из поколения в поколение передаются забавные народные потешки, сказки, пальчиковые игры, игры «Расскажи стихи руками», пальчиковый театр.

Речь – неотъемлемая часть социального бытия людей, необходимое условие существования человеческого общества.

Речь является с одной стороны орудием для выражения наших представлений, мыслей, познаний, а с другой - средством к их обогащению и расширению. Владеть, по возможности, в совершенстве всеми видами и проявлениями речи - значит владеть могущественнейшим орудием умственного развития человека, а стало быть, и культуры человечества. Ничто не отражается так отрицательно на общем развитии, как отсталость языка.

Ребёнок с хорошо развитой речью легко вступает в общение с окружающим его миром. Он может понятно выразить свои мысли, желания, посоветоваться со сверстниками, родителями, педагогами.

Полноценное владение родным языком в дошкольном детстве является необходимым условием решения задач умственного, эстетического и нравственного воспитания детей. Чем раньше будет начато обучение родному языку, тем свободнее ребенок будет им пользоваться в дальнейшем.

1.2. Принципы реализации программы

Организация деятельности дошкольников основывается на следующих

принципах:

• принцип индивидуализации, учета возможностей, особенностей развития и потребностей каждого ребенка;

• принцип поддержки детской инициативы и формирования познавательных интересов каждого ребенка;

• принцип конкретности и доступности учебного материала, соответствия требований, методов, приемов и условия образования индивидуальным и возрастным особенностям детей;

• принцип систематичности и взаимосвязи учебного материала;

• принцип постепенности подачи учебного материала;

• принцип признания каждого ребенка полноправным участником образовательного процесса.

1.3. Цели и задачи образовательной программы

Цель: развитие речи детей младшего дошкольного возраста. Формирование умения выразительно читать стихи, потешки. Ознакомление с разновидностями пальчиковых игр.

Задачи:

- Знакомить детей с устным народным творчеством, русским фольклором.

- Побуждать к активности в выборе роли, к вхождению в роль.

- Закреплять умение согласовывать движение рук с текстом потешки.

1.4. Ожидаемый результат освоения Программы

Кружковая работа позволит занять детей в свободное от организованной образовательной деятельности время,

раскрепостить детей, способствовать развитию фантазии, воображения, памяти детей, научить их передавать различные эмоциональные состояния.

Повышение уровня словарного запаса, речевых навыков детей; овладение разнообразными речевыми умениями, средствами языковой выразительности. Повышение уровня развития артикуляционной, общей и мелкой моторики рук.

1. Обогащение активного и пассивного словаря детей;

2. Знакомство детей с фольклором;

3. Интерес к фольклору, пальчиковым играм.

Итоги реализации программы : чтение стихов на утренниках ДОУ; театрализация русских народных сказок «Колобок», «Репка», «Теремок».

II. Содержательный раздел

2.1. Содержание и формы работы

Содержание программы определяется в соответствии с направлениями развития ребенка, соответствует основным положениям возрастной психологии и дошкольной педагогики и обеспечивает единство воспитательных, развивающих и обучающих целей и задач.

Формы:

1. Художественное слово;

2. Пальчиковая гимнастика;

3. Артикуляционная гимнастика;

4. Речевые игры;

5. Подвижные игры.

2.2. Методы реализации

1. Правильный образец речи педагога.

2. Показ картинок, стихов, сказок, загадок руками.

3. Артикуляционная гимнастика в сочетании с упражнениями для рук.

4. Динамические паузы (чередование нагрузки и отдыха).

5. Смена деятельности на занятии, соблюдение регламента.

Методы:

1. Словесный (беседа, разучивание потешек, стихов, загадок, русских народных песен, тексты пальчиковых игр);

2. Наглядный - показ действий.

3. Действия руками ребёнка.

4. Самостоятельные действия ребёнка.

III. Организационный раздел

3.1. Учебный план

Год обучения Кол-во занятий в неделю Кол-во занятий в месяц Кол-во занятий в год Продолжительность занятий, мин. Кол-во воспитанников

2023 - 2024 0,5 2 18 15-20 27

3.2. Расписание занятий

День недели: вторник

Время: 15: 30 - 15:50

3.3. Материально-технические условия реализации программы

1. Иллюстрации

2. Раздаточный материал

3. Природный материал (семена, крупы)

3.4. Календарно – тематическое планирование

Сентябрь

1. Пальчиковая игра «Осенние листья». «Листик» - раскрась по образцу

2. Потешка «Тили-бом! Тили-бом!»

Октябрь

1. Русская народная сказка «Колобок» (настольный театр)

2. Пальчиковая игра «Перелётные птицы». Упражнение – заштрихуй птичку по образцу

Ноябрь

1. Потешка «Зайка серенький сидит». Упражнение «Что тонет, что не тонет?» - выбрать из группы то, что тонет.

2. Потешка «Сидит белка на тележке». Упражнение «Помоги Золушке» - рассортируй фасоль (белую отдельно, красную отдельно).

Декабрь

1. Знакомство с русскими народными загадками о домашних животных.

2. «Зеленый лужок» - рисуем травку для коровки. Упражнение «Домашние животные» - найти в «волшебном» мешочке фигурки животных на ощупь.

Январь

1. Потешка «Ты, мороз, мороз, мороз». Игра с резиновыми ребристыми мячиками (ежиками).

2. Русская народная сказка «Колобок» (драматизация).

Февраль

1. Потешка «Снежинки». Игра с прищепками «Наряжаем елочку».

2. Загадывание загадок о зиме. Упражнение «Собери снежинку» - выкладывание узора счетными палочками.

Март

1. Лабиринт «К какому растению летит бабочка». Упражнение «Бусы для мамы»- нанизывание макарон на ленту.

2. Русская народная сказка «Заюшкина избушка» (инсценировка).

Апрель

1. Потешка «Солнышко». Упражнение «Арбуз» - нарисовать побольше черных зернышек – семян.

2. Потешка «Пекла кошка пирожки». Упражнение «Погуляем» - двумя пальцами руки ходить по столу сначала медленно, затем быстро.

Май

1. Русская народная сказка «Курочка Ряба» (кукольный театр).

2. Пальчиковая игра «Дом». Упражнение «Что внутри» - подушечки с различным наполнением (фасоль, рис, греча).

3.5. Список использованной литературы

1. Ушакова О. С., Струнина Е. М. Методика развития речи детей дошкольного возраста: Пособие для педагогов дошкольных учреждений. - М., 2004.

2. Красненкова С. В. Пальчиковые игры. Авторское пособие для воспитателей. - г. Липецк 2012г.

3. Шмелева. Пальчиковые игры. Пособие по развитию мелкой моторики и речи у детей дошкольного возраста. -М. : Ювента, 2013г.

4. Бардышева Т. Ю. Учебное пособие. Вышли пальчики гулять. М. : Карапуз, 2013г.

5. Калинина Т. В. Пальчиковые игры и упражнения для детей Издательство: Учитель М. : 2015г.

6. «Методика развития речи детей»- Е. И. Тихеева, Ф. А. Сохина, А. М. Бородич;

7. «Воспитание правильной речи»- В. Рождественская, Е. Радина;

8. «Словесные игры в детском саду» - А. К. Бондаренко;

9. Сборник потешек «Прилетели гули» - составитель К. М. Скопцов;

10. Сборник русских народных песен «Колокольчик нам поет» - составитель Н.

Френкель, В. Карасева;

11. «Учите детей отгадывать загадки» - Ю. Г. Илларионова

12. «Пальчиковые и жестовые игры в стихах для дошкольников» Е. А. Савельева.

Публикации по теме:

Дополнительная общеобразовательная (общеразвивающая) программа «Автомодельный спорт» для обучающихся 10–16 лет Пояснительная записка - направленность программы: физкультурно-спортивная Моделизм спортивный – это конструирование и постройка действующих.

Дополнительная общеобразовательная общеразвивающая программа «Фитнес кидс» «Fitness kids» 1. ПОЯСНИТЕЛЬНАЯ ЗАПИСКА Стратегическое направление государственной политики в области поддержки и сохранения здоровья детей регламентируется.

Дополнительная общеобразовательная общеразвивающая программа физкультурно-спортивной направленности «Волейбол» Пояснительная записка Дополнительная образовательная программа имеет физкультурноспортивную направленность. Игра в волейбол – это народная.

Дополнительная общеобразовательная общеразвивающая программа «Волшебные ручки»Дополнительная общеобразовательная общеразвивающая программа «Волшебные ручки» .

Автор публикации:
Дополнительная общеобразовательная программа «Веселый язычок»
Опубликовано: 7 марта 2024 в 15:50
+19Карма+ Голосовать
Расскажите коллегам и друзьям!
Комментарии:
Всего комментариев: 4.
Для просмотра комментариев
Популярное из нового
6 мая. День животных-героев. Передвижка «Животные на войне»

 В годы Великой Отечественной войны вместе с людьми воевали и животные. Воевать нашим бойцам помогали лошади, собаки, голуби, верблюды, медведи, олени и даже кошки.

5 мая. Пасха. Передвижка «Пасха»

Наконец настал день, когда мы снова отмечаем Светлое Христово Воскресение. Расскажите детям о традициях Пасхи и вместе займитесь пасхальным творчеством!


Горячие темочки



РЕГИСТРИРУЙТЕСЬ!
Используя МААМ принимаете Cоглашение и ОД