Дополнительная общеразвивающая программа художественной направленности «Задорные ложкари»

Ольга Гусева
Дополнительная общеразвивающая программа художественной направленности «Задорные ложкари»

Дополнительная общеразвивающая программа художественной направленности "Задорные ложкари" муниципального бюджетного дошкольного образовательного учреждения детский сад комбинированного вида №3

города Лебедянь Липецкой области

Составитель:

воспитатель МБДОУ д/с №3

Гусева Ольга Анатольевна

ПОЯНИТЕЛЬНАЯ ЗАПИСКА

Дополнительная общеразвивающая программа разработана в соответствии со следующими нормативными правовыми документами:

Федеральный закон от 29.12.2012 № 273-ФЗ «Об образовании в Российской Федерации»;

Федеральный закон от 24.07.1998 № 124-ФЗ «Об основных гарантиях прав ребенка в Российской Федерации»;

Приказ Минобрнауки России от 29.08.2013 № 1008 «Об утверждении Порядка организации и осуществления образовательной деятельности по дополнительным общеобразовательным программам»

Постановлением главного государственного санитарного врача РФ от 15.05.2013г. № 26 «Об утверждении СанПин 2.4.1.3049-13 «Санитарно-эпидемиологические требования к устройству, содержанию и организации режима работы ДОО»

Уставом муниципального бюджетного дошкольного образовательного учреждения.

Актуальность.

В настоящее время, в условиях современной социально-экономической и культурной жизни России одним из приоритетных направлений совершенствования общества является духовное возрождение национальной культуры. Воспитание человека культурой начинается с раннего детства. Музыкальное воспитание играет важную роль в формировании личности ребенка, развитии эстетических чувств, художественного вкуса, творческой активности и нравственных и патриотических качеств.

В последние годы всё увереннее набирает силу процесс реализации регионального компонента содержания образования, который реализуется как принцип культуросообразности воспитания, выполняющего стимулирующую роль и для развития самой педагогики как науки, и для совершенствования педагогической практики. Проблема построения модели образовательного процесса на основе многовековых традиций русского народа, его богатейшего культурного наследия, в частности, народной инструментальной музыки, является в настоящее время особенно актуальной. То есть актуальность данной программы обусловлена социальным заказом общества, необходимостью научного осмысления идей культурного образования и реализации народной и культурной направленности регионального компонента дошкольного образования.

Новизна. При разработке данной программы отбирались наиболее интересные доступные темы, которые смогли бы завлечь ребенка и помочь ему раскрыться. К каждому занятию подобраны соответствующие игры с движением, пальчиковая гимнастика, разминка для рук. Важно, что, работая по плану, занятия проводятся системно от простого к сложному. Занятия по программе «Задорные ложкари» являются частью регионального компонента и вплетаются в основную образовательную программу ДО не навязчиво, дополняя её. Практически ничего не проводится специально, а является частью других занятий, мероприятий, праздников в ДОУ и за его пределами.

Для решения поставленных задач, на занятиях максимально используются все анализаторы ребенка: слуховой, зрительный, тактильный и т. д.

Игровые приемы обеспечивают динамичность процесса обучения, максимально удовлетворяют потребности ребенка в самостоятельности – речевой и поведенческой (движения, действия и т. п.).

Программа составлена с учётом реализации интеграции образовательных областей:

«Художественно-эстетическое» - все виды образовательной деятельности направлены на решение эстетических задач.

«Познавательное развитие» - осуществляется знакомство с явлениями общественной жизни.

Идет исследовательская образовательная деятельность по следующим темам:

«Откуда мы родом?» (происхождение своей фамилии, «Инструмент с секретом» (изготовление инструментов- шумелок, «Семь вёрст до небес», (Семейные традиции, легенды, истории, «Достоин будь награды русской!» (о наградах Руси, России, наградах семьи).

«Коммуникативно-личностное развитие», где осуществляется обогащение словаря, звуковой культуры речи, развитие речи, общение.

«Физическое развитие» - дети выполняют упражнения пальчиковой гимнастики, динамические паузы.

Реализация: данный курс разработан для детей подготовительного возраста. Работа с детьми по дополнительному образованию строится в течение учебного года. Организация совместной деятельности осуществляется во вторую половину дня 1 раз в неделю, 4 раза в месяц с подгруппой 8-10 детей. 25мин.

Цель: Формирование и развитие творческих способностей детей; удовлетворение их индивидуальных потребностей в интеллектуальном, нравственном и физическом совершенствовании; формирование культуры здорового и безопасного образа жизни, укрепление здоровья, а также организация свободного времени детей. Выявление и поддержка детей, проявляющих способности, учитывая возрастные и индивидуальные их особенности.

Задачи

Обучающие: формировать и развивать у ребёнка интерес и любовь к народному творчеству; расширять представления детей о культурном наследии своего народа; обучение основам техники игры на ложках и других народных инструментах, формирование необходимых умений и навыков для дальнейшего совершенствования в игре на музыкальных инструментах.

Развивающие: развивать познавательный интерес детей к народному искусству, творческую активность. Предоставлять возможность применить полученные навыки игры на ложках на практике во время проведения праздников и народных гуляний, дать ребёнку почувствовать, что он- частичка Российской культуры.

Воспитательные: воспитывать стремление к доброте, любви к Родине и её истории, культуре, чувство гражданина своей страны, к ближнему, семье. Воспитание интереса, любви и потребности к занятиям музыкой.

Планируемые результаты.

К концу года ребенок должен уметь:

- ребенок активно и с желанием участвует в разных видах творческой художественной деятельности;

- ребенок способен принимать задачу;

- у ребенка развиты сенсорные эталоны;

- играет индивидуально и в ансамбле, соблюдая ритм;

- применяет в ансамбле практические навыки игры на 3-х ложках и других музыкальных инструментах;

- слушает и понимает музыкальные произведения – их основную тему;

- поет чисто, интонирует мелодию и одновременно играет на музыкальном инструменте;

- ритмично двигается, соблюдая колорит и удаль русской души;

К концу года ребенок должен знать:

-о шумовых музыкальных инструментах;

- об ответственности за правильное исполнение в ансамбле;

- о мелодии и ритме музыкальных произведениях.

Формы проведения итогов реализации дополнительно-образовательной программы: контроль за эффективностью проведению занятий ведется в ходе индивидуального подхода, систематической организации концертов внутри детского сада, через открытые занятия, как для родителей, так и сотрудников, участие в конкурсах муниципального и регионального уровня.

Учебный план

Наименование модуля Количество часов

1. «Освоение игры на 3-х ложках и на народных музыкальных инструментах. Настоящее и прошлое родного края».

20

2. «Связь времён в народном искусстве и декоративное искусство в современном мире»

17

Итого 37

Формы проведения аттестации. Промежуточная аттестация по каждому модулю проводится после проведения запланированных занятий по теме в форме проведения игры, а итоговой аттестацией будут выступать выставки детских работ в детском саду.

Календарный учебный график

1. Режим образовательной деятельности: 1 раз в неделю.

2. Продолжительность учебного периода: 37 недель.

3. Срок реализации: с 1 сентября по 31 мая.

4. Возрастной состав:

- подготовительная группа (седьмой год жизни) – 10 человек

Сетка занятий подготовительная группа (седьмой год жизни)

понедельник

вторник

среда

четверг

пятница

1 неделя месяца

15.40-16.05

2 неделя месяца 15.40-16.05

3 неделя месяца 15.40-16.05

4 неделя месяца 15.40-16.05

Образовательная нагрузка

Продолжительность ДОД Количество ДОД в месяц Месячная образовательная нагрузка

25 минут 4 25 мин. Х 4 = 100 мин.

Содержание изучаемого курса

Модуль «Освоение игры на 3-х ложках и на народных музыкальных инструментах. Настоящее и прошлое родного края»

Формировать целостное и дифференцированное восприятие музыкальных произведений на основе интонационно-образного анализа. Учить детей давать осознанную оценку сочинениям различных композиторских школ, а так же народным произведениям. Совершенствовать восприятие детей в различении звуков по высоте, в узнавании известных сочинений. Учить высказывать предпочтения и давать эстетическую оценку, различать жанровые признаки произведения, части произведения.

Совершенствовать навыки и умения детей игры на 2-х и 3-х ложках и других народных музыкальных инструментах. Учить играть индивидуально, в ансамбле и в оркестре, добиваться от детей слаженности, четкости, выразительности. Проявление творческой инициативы.

Модуль «Связь времён в народном искусстве и декоративное искусство в современном мире»

Обогащение знаний детей о народном декоративном искусстве.

Подведение детей к пониманию роли искусства в жизни человека.

Формирование умения отмечать своеобразие национального декоративного искусства, его характерные особенности, а также общие черты.

Формирование знаний предлагаемые - детям, можно разделить следующим образом:

Характерные мотивы в русских орнаментальных узорах, особенности их компоновки и колорита.

Специфические особенности русских орнаментов: полихромность, наличие асимметричных узоров, наличие зооморфных, сюжетных мотивов, своеобразие дымковской, хохломской, городецкой, жостовской росписей — в русских узорах.

Формирование умения отмечать своеобразие национального декоративного искусства, его характерные особенности, а также общие черты.

Вариативность орнаментации на русских изделиях (платки, сарафан, рубаха, пояс).

Эстетическая ценность произведений народного искусства: нарядность, красота, яркость, привлекательность, утилитарное значение декоративных изделий.

Формировать общеразвивающие ситуации по ознакомлению с декоративно-прикладным искусством русского народа, которые помогут подвести детей к пониманию:

самобытности, своеобразия русского народного декоративного искусства (типичность мотивов, цветовое и композиционное решение);

связи содержания орнамента с окружающей природой;

связи искусства с бытом и жизнью народа;

преемственности традиций народного искусства.

Модуль «Конкурсы на лучшее исполнение сольной пьесы, ансамбль внутри коллектива, викторина по пройденному материалу. Участие ансамбля в мероприятиях муниципального уровня».

Участие и победы в конкурсах различных уровней.

Развивать исполнительское мастерство на русских народных инструментах:

-совершенствовать технику игры на трех ложках, народных и самодельных музыкальных инструментах;

-играть ансамблем: ложкарей, ударных народных инструментов, самодельных музыкальных инструментов.

-учить выразительному осознанному исполнению народных песен различного характера.

Создать предпосылки к творческой самореализации детей:

- создавать творческие композиции, танцевальные импровизации на ложках, народных и самодельных музыкальных инструментах;

- находить новые приемы игры на ложках и самодельных музыкальных инструментах;

Побуждать к самостоятельному исполнению народных песен и игре на русских народных инструментах в самостоятельной деятельности: в условиях детского сада и семьи. Развитие умения работать в коллективе.

Литература

1. Акимов В. В. «Лебедянь от А до Я», 2005г.

2. Бухарева И. С. «Диагностика и развитие творческих способностей детей младшего школьного возраста», 2002 г.

3. Бычков И. В. «Музыкальные инструменты», 2000 г.

4. Ветлугина Н. А. «Художественное творчество в детском саду», 1974 г.

5. Гомозова Ю. Б., Гомозова С. А. «Праздник своими руками», - Ярославль 2001 г.

6. Журнал «Дошкольное воспитание»

7. Журнал «Книжки, ложки и и грушки для Танюшки и Андрюшки»

8. Князева О. Л., Миханева М. Д. «Приобщение детей к истокам русской народной культуры», 200 г.

9. Комарова Т. С., Савенков А. И. «Коллективное творчество детей», 1998 г.

10. Кононова Н. Г. «Обучение игре на детских музыкальных инструментах в детском саду», 1990 г.

11. Мельников «Русский детский фольклор», 1987

12. Михайлов М. А. «Развитие музыкальных способностей детей» - Ярославль, 1997 г.

13. Науменко «Жаворонушки» русские песни, прибаутки, скороговорки, сказки, 1977 г.

14. Науменко «Русские народные сказки, скороговорки и загадки с напевами», 1977 г.

15. Науменко «Фольклорный праздник», 2000 г.

Публикации по теме:

Дополнительная общеобразовательная общеразвивающая программа физкультурно-спортивной направленности «Осьминожка» .

Дополнительная общеобразовательная общеразвивающая программа художественно-эстетической направленности «Веснушки» ДЕПАРТАМЕНТ ОБРАЗОВАНИЯ ГОРОДА МОСКВЫ Государственное бюджетное общеобразовательное учреждение города Москвы «Школа № 1002» Дополнительная.

Дополнительная общеобразовательная общеразвивающая программа социально-педагогической направленности Муниципальное бюджетное дошкольное образовательное учреждение «Детский сад №34» Принято Педагогическим советом Муниципального бюджетного.

Дополнительная общеразвивающая программа физкультурно-спортивной направленности «Фитбол — гимнастика на мячах» АДМИНИСТРАЦИЯ ВОЛЬСКОГО МУНИЦИПАЛЬНОГО РАЙОНА Утверждаю: Заведующий МДОУ «Детский сад №50 р. п. Сенной Вольского района Саратовской области».

Дополнительная общеразвивающая программа художественно-эстетической направленности «В стране творчества» (ч.1) Раздел №1. Комплекс основных характеристик программы 1.1. Пояснительная записка. «… Это правда! Ну чего же тут скрывать? Дети любят, очень.

Дополнительная общеразвивающая программа художественно-эстетической направленности «В стране творчества» (ч.2) Тема: «Космос». 1. Рисование (цветной граттаж) «Космос». - Продолжать знакомить с новой техникой «граттаж». Учить аккуратно процарапывать.

Дополнительная общеразвивающая программа художественной направленности музыкально-театрализованного кружка «Фабрика звезд» Дополнительная общеразвивающая программа художественной направленности музыкально-театрализованного кружка «Фабрика звезд» ПОЯСНИТЕЛЬНАЯ.

Дополнительная общеразвивающая программа художественной направленности «В гостях у сказки» Дополнительная общеразвивающая программа художественной направленности «В ГОСТЯХ У СКАЗКИ» (срок освоения программы 1 год) Разработчик :.

Дополнительная общеразвивающая программа художественной направленности «Волшебный карандаш» (10–11 лет) 1. Пояснительная записка 1.1. Дополнительная общеразвивающая программа «Волшебный карандаш» (далее – программа) составлена в соответствии.

Дополнительная общеразвивающая программа творческой направленности «Город мастеров» Пояснительная записка Направленность общеразвивающей программы Общеразвивающая программа «Город мастеров» разработана в соответствии с.

Библиотека изображений:
  • Музыка, музыкальные инструменты
  • Предметы старины, утварь
Автор публикации:
Дополнительная общеразвивающая программа художественной направленности «Задорные ложкари»
Опубликовано: 25 февраля 2018 в 09:59
+22Карма+ Голосовать
Расскажите коллегам и друзьям!
Скачать и печатать
Комментарии:
Всего комментариев: 7.
Для просмотра комментариев
Популярное из нового
18 июня. День рождения детской коляски

Мода на детские коляски возникла в Викторианскую эпоху. До 19 века мамы с новорожденными редко выходили из дома, но благодаря появлению колясок ежедневные прогулки с младенцами вошли в обычай. Сама...

17 июня. Всемирный день борьбы с опустыниванием и засухой

Все мы видели на фото и видео фантастические пейзажи высохшего Аральского моря – с кораблями, ржавеющими посреди пустыни. Это яркий и самый известный нам, жителям бывшего Советского Союза, факт...

Игра «Что? Где? Когда?» в 7 классе по теме «А. Ф. Юртов — предтеча мордовского...
Интеллектуальная игра «Что? Где? Когда? » Форма проведения: Интеллектуальная игра Место проведения: Кабинет географии Класс: 7а класс Количество...
Декупаж «Пасхальный сувенир»
Декупаж "Пасхальный сувенир" Материалы для работы: Деревянные яйца по количеству детей, клей ПВА, кисточки, салфетки для декупажа ( можно использовать...
Пособие по изодеятельности «Палитра цвета»
Изобразительное искусство занимает важное место в эстетическом развитии детей дошкольного и младшего школьного возраста. Образы, рожденные фантазией...