МААМ-картинки

Дополнительная общеразвивающая программа художественной направленности «Задорные ложкари»

Ольга Гусева
Дополнительная общеразвивающая программа художественной направленности «Задорные ложкари»
▼ Скачать + Заказать документы

Дополнительная общеразвивающая программа художественной направленности "Задорные ложкари" муниципального бюджетного дошкольного образовательного учреждения детский сад комбинированного вида №3

города Лебедянь Липецкой области

Составитель:

воспитатель МБДОУ д/с №3

Гусева Ольга Анатольевна

ПОЯНИТЕЛЬНАЯ ЗАПИСКА

Дополнительная общеразвивающая программа разработана в соответствии со следующими нормативными правовыми документами:

Публикация «Дополнительная общеразвивающая программа художественной направленности „Задорные ложкари“» размещена в разделах

Федеральный закон от 29.12.2012 № 273-ФЗ «Об образовании в Российской Федерации»;

Федеральный закон от 24.07.1998 № 124-ФЗ «Об основных гарантиях прав ребенка в Российской Федерации»;

Приказ Минобрнауки России от 29.08.2013 № 1008 «Об утверждении Порядка организации и осуществления образовательной деятельности по дополнительным общеобразовательным программам»

Постановлением главного государственного санитарного врача РФ от 15.05.2013г. № 26 «Об утверждении СанПин 2.4.1.3049-13 «Санитарно-эпидемиологические требования к устройству, содержанию и организации режима работы ДОО»

Уставом муниципального бюджетного дошкольного образовательного учреждения.

Актуальность.

В настоящее время, в условиях современной социально-экономической и культурной жизни России одним из приоритетных направлений совершенствования общества является духовное возрождение национальной культуры. Воспитание человека культурой начинается с раннего детства. Музыкальное воспитание играет важную роль в формировании личности ребенка, развитии эстетических чувств, художественного вкуса, творческой активности и нравственных и патриотических качеств.

В последние годы всё увереннее набирает силу процесс реализации регионального компонента содержания образования, который реализуется как принцип культуросообразности воспитания, выполняющего стимулирующую роль и для развития самой педагогики как науки, и для совершенствования педагогической практики. Проблема построения модели образовательного процесса на основе многовековых традиций русского народа, его богатейшего культурного наследия, в частности, народной инструментальной музыки, является в настоящее время особенно актуальной. То есть актуальность данной программы обусловлена социальным заказом общества, необходимостью научного осмысления идей культурного образования и реализации народной и культурной направленности регионального компонента дошкольного образования.

Новизна. При разработке данной программы отбирались наиболее интересные доступные темы, которые смогли бы завлечь ребенка и помочь ему раскрыться. К каждому занятию подобраны соответствующие игры с движением, пальчиковая гимнастика, разминка для рук. Важно, что, работая по плану, занятия проводятся системно от простого к сложному. Занятия по программе «Задорные ложкари» являются частью регионального компонента и вплетаются в основную образовательную программу ДО не навязчиво, дополняя её. Практически ничего не проводится специально, а является частью других занятий, мероприятий, праздников в ДОУ и за его пределами.

Для решения поставленных задач, на занятиях максимально используются все анализаторы ребенка: слуховой, зрительный, тактильный и т. д.

Игровые приемы обеспечивают динамичность процесса обучения, максимально удовлетворяют потребности ребенка в самостоятельности – речевой и поведенческой (движения, действия и т. п.).

Программа составлена с учё том реализации интеграции образовательных областей:

«Художественно-эстетическое» - все виды образовательной деятельности направлены на решение эстетических задач.

«Познавательное развитие» - осуществляется знакомство с явлениями общественной жизни.

Идет исследовательская образовательная деятельность по следующим темам:

«Откуда мы родом?» (происхождение своей фамилии, «Инструмент с секретом» (изготовление инструментов- шумелок, «Семь вёрст до небес», (Семейные традиции, легенды, истории, «Достоин будь награды русской!» (о наградах Руси, России, наградах семьи).

«Коммуникативно-личностное развитие», где осуществляется обогащение словаря, звуковой культуры речи, развитие речи, общение.

«Физическое развитие» - дети выполняют упражнения пальчиковой гимнастики, динамические паузы.

Реализация: данный курс разработан для детей подготовительного возраста. Работа с детьми по дополнительному образованию строится в течение учебного года. Организация совместной деятельности осуществляется во вторую половину дня 1 раз в неделю, 4 раза в месяц с подгруппой 8-10 детей. 25мин.

Цель: Формирование и развитие творческих способностей детей; удовлетворение их индивидуальных потребностей в интеллектуальном, нравственном и физическом совершенствовании; формирование культуры здорового и безопасного образа жизни, укрепление здоровья, а также организация свободного времени детей. Выявление и поддержка детей, проявляющих способности, учитывая возрастные и индивидуальные их особенности.

Задачи

Обучающие: формировать и развивать у ребёнка интерес и любовь к народному творчеству; расширять представления детей о культурном наследии своего народа; обучение основам техники игры на ложках и других народных инструментах, формирование необходимых умений и навыков для дальнейшего совершенствования в игре на музыкальных инструментах.

Развивающие: развивать познавательный интерес детей к народному искусству, творческую активность. Предоставлять возможность применить полученные навыки игры на ложках на практике во время проведения праздников и народных гуляний, дать ребёнку почувствовать, что он- частичка Российской культуры.

Воспитательные: воспитывать стремление к доброте, любви к Родине и её истории, культуре, чувство гражданина своей страны, к ближнему, семье. Воспитание интереса, любви и потребности к занятиям музыкой.

Планируемые результаты.

К концу года ребенок должен уметь:

- ребенок активно и с желанием участвует в разных видах творческой художественной деятельности;

- ребенок способен принимать задачу;

- у ребенка развиты сенсорные эталоны;

- играет индивидуально и в ансамбле, соблюдая ритм;

- применяет в ансамбле практические навыки игры на 3-х ложках и других музыкальных инструментах;

- слушает и понимает музыкальные произведения – их основную тему;

- поет чисто, интонирует мелодию и одновременно играет на музыкальном инструменте;

- ритмично двигается, соблюдая колорит и удаль русской души;

К концу года ребенок должен знать:

-о шумовых музыкальных инструментах;

- об ответственности за правильное исполнение в ансамбле;

- о мелодии и ритме музыкальных произведениях.

Формы проведения итогов реализации дополнительно-образовательной программы : контроль за эффективностью проведению занятий ведется в ходе индивидуального подхода, систематической организации концертов внутри детского сада, через открытые занятия, как для родителей, так и сотрудников, участие в конкурсах муниципального и регионального уровня.

Учебный план

Наименование модуля Количество часов

1. «Освоение игры на 3-х ложках и на народных музыкальных инструментах. Настоящее и прошлое родного края».

20

2. «Связь времён в народном искусстве и декоративное искусство в современном мире»

17

Итого 37

Формы проведения аттестации. Промежуточная аттестация по каждому модулю проводится после проведения запланированных занятий по теме в форме проведения игры, а итоговой аттестацией будут выступать выставки детских работ в детском саду.

Календарный учебный график

1. Режим образовательной деятельности: 1 раз в неделю.

2. Продолжительность учебного периода: 37 недель.

3. Срок реализации: с 1 сентября по 31 мая.

4. Возрастной состав:

- подготовительная группа (седьмой год жизни) – 10 человек

Сетка занятий подготовительная группа (седьмой год жизни)

понедельник

вторник

среда

четверг

пятница

1 неделя месяца

15.40-16.05

2 неделя месяца 15.40-16.05

3 неделя месяца 15.40-16.05

4 неделя месяца 15.40-16.05

Образовательная нагрузка

Продолжительность ДОД Количество ДОД в месяц Месячная образовательная нагрузка

25 минут 4 25 мин. Х 4 = 100 мин.

Содержание изучаемого курса

Модуль «Освоение игры на 3-х ложках и на народных музыкальных инструментах. Настоящее и прошлое родного края»

Формировать целостное и дифференцированное восприятие музыкальных произведений на основе интонационно-образного анализа. Учить детей давать осознанную оценку сочинениям различных композиторских школ, а так же народным произведениям. Совершенствовать восприятие детей в различении звуков по высоте, в узнавании известных сочинений. Учить высказывать предпочтения и давать эстетическую оценку, различать жанровые признаки произведения, части произведения.

Совершенствовать навыки и умения детей игры на 2-х и 3-х ложках и других народных музыкальных инструментах. Учить играть индивидуально, в ансамбле и в оркестре, добиваться от детей слаженности, четкости, выразительности. Проявление творческой инициативы.

Модуль «Связь времён в народном искусстве и декоративное искусство в современном мире»

Обогащение знаний детей о народном декоративном искусстве.

Подведение детей к пониманию роли искусства в жизни человека.

Формирование умения отмечать своеобразие национального декоративного искусства, его характерные особенности, а также общие черты.

Формирование знаний предлагаемые - детям, можно разделить следующим образом:

Характерные мотивы в русских орнаментальных узорах, особенности их компоновки и колорита.

Специфические особенности русских орнаментов: полихромность, наличие асимметричных узоров, наличие зооморфных, сюжетных мотивов, своеобразие дымковской, хохломской, городецкой, жостовской росписей — в русских узорах.

Формирование умения отмечать своеобразие национального декоративного искусства, его характерные особенности, а также общие черты.

Вариативность орнаментации на русских изделиях (платки, сарафан, рубаха, пояс).

Эстетическая ценность произведений народного искусства: нарядность, красота, яркость, привлекательность, утилитарное значение декоративных изделий.

Формировать общеразвивающие ситуации по ознакомлению с декоративно-прикладным искусством русского народа, которые помогут подвести детей к пониманию:

самобытности, своеобразия русского народного декоративного искусства (типичность мотивов, цветовое и композиционное решение);

связи содержания орнамента с окружающей природой;

связи искусства с бытом и жизнью народа;

преемственности традиций народного искусства.

Модуль «Конкурсы на лучшее исполнение сольной пьесы, ансамбль внутри коллектива, викторина по пройденному материалу. Участие ансамбля в мероприятиях муниципального уровня».

Участие и победы в конкурсах различных уровней.

Развивать исполнительское мастерство на русских народных инструментах:

-совершенствовать технику игры на трех ложках, народных и самодельных музыкальных инструментах;

-играть ансамблем: ложкарей, ударных народных инструментов, самодельных музыкальных инструментов.

-учить выразительному осознанному исполнению народных песен различного характера.

Создать предпосылки к творческой самореализации детей:

- создавать творческие композиции, танцевальные импровизации на ложках, народных и самодельных музыкальных инструментах;

- находить новые приемы игры на ложках и самодельных музыкальных инструментах;

Побуждать к самостоятельному исполнению народных песен и игре на русских народных инструментах в самостоятельной деятельности: в условиях детского сада и семьи. Развитие умения работать в коллективе.

Литература

1. Акимов В. В. «Лебедянь от А до Я», 2005г.

2. Бухарева И. С. «Диагностика и развитие творческих способностей детей младшего школьного возраста», 2002 г.

3. Бычков И. В. «Музыкальные инструменты», 2000 г.

4. Ветлугина Н. А. «Художественное творчество в детском саду», 1974 г.

5. Гомозова Ю. Б., Гомозова С. А. «Праздник своими руками», - Ярославль 2001 г.

6. Журнал «Дошкольное воспитание»

7. Журнал «Книжки, ложки и и грушки для Танюшки и Андрюшки»

8. Князева О. Л., Миханева М. Д. «Приобщение детей к истокам русской народной культуры», 200 г.

9. Комарова Т. С., Савенков А. И. «Коллективное творчество детей», 1998 г.

10. Кононова Н. Г. «Обучение игре на детских музыкальных инструментах в детском саду», 1990 г.

11. Мельников «Русский детский фольклор», 1987

12. Михайлов М. А. «Развитие музыкальных способностей детей» - Ярославль, 1997 г.

13. Науменко «Жаворонушки» русские песни, прибаутки, скороговорки, сказки, 1977 г.

14. Науменко «Русские народные сказки, скороговорки и загадки с напевами», 1977 г.

15. Науменко «Фольклорный праздник», 2000 г.

Публикации по теме:

Дополнительная общеобразовательная общеразвивающая программа физкультурно-спортивной направленности «Осьминожка» .

Дополнительная общеобразовательная общеразвивающая программа художественно-эстетической направленности «Веснушки» ДЕПАРТАМЕНТ ОБРАЗОВАНИЯ ГОРОДА МОСКВЫ Государственное бюджетное общеобразовательное учреждение города Москвы «Школа № 1002» Дополнительная.

Дополнительная общеобразовательная общеразвивающая программа социально-педагогической направленности Муниципальное бюджетное дошкольное образовательное учреждение «Детский сад №34» Принято Педагогическим советом Муниципального бюджетного.

Дополнительная общеразвивающая программа физкультурно-спортивной направленности «Фитбол — гимнастика на мячах» АДМИНИСТРАЦИЯ ВОЛЬСКОГО МУНИЦИПАЛЬНОГО РАЙОНА Утверждаю: Заведующий МДОУ «Детский сад №50 р. п. Сенной Вольского района Саратовской области».

Дополнительная общеразвивающая программа художественно-эстетической направленности «В стране творчества» (ч.1) Раздел №1. Комплекс основных характеристик программы 1.1. Пояснительная записка. «… Это правда! Ну чего же тут скрывать? Дети любят, очень.

Дополнительная общеразвивающая программа художественно-эстетической направленности «В стране творчества» (ч.2) Тема: «Космос». 1. Рисование (цветной граттаж) «Космос». - Продолжать знакомить с новой техникой «граттаж». Учить аккуратно процарапывать.

Дополнительная общеразвивающая программа художественной направленности музыкально-театрализованного кружка «Фабрика звезд» Дополнительная общеразвивающая программа художественной направленности музыкально-театрализованного кружка «Фабрика звезд» ПОЯСНИТЕЛЬНАЯ.

Дополнительная общеразвивающая программа художественной направленности «В гостях у сказки» Дополнительная общеразвивающая программа художественной направленности «В ГОСТЯХ У СКАЗКИ» (срок освоения программы 1 год) Разработчик :.

Дополнительная общеразвивающая программа художественной направленности «Волшебный карандаш» (10–11 лет) 1. Пояснительная записка 1.1. Дополнительная общеразвивающая программа «Волшебный карандаш» (далее – программа) составлена в соответствии.

Дополнительная общеразвивающая программа творческой направленности «Город мастеров» Пояснительная записка Направленность общеразвивающей программы Общеразвивающая программа «Город мастеров» разработана в соответствии с.

Автор публикации:
Дополнительная общеразвивающая программа художественной направленности «Задорные ложкари»
Опубликовано: 25 февраля 2018 в 09:59
+22Карма+ Голосовать

Юридическая информация: публикация «Дополнительная общеразвивающая программа художественной направленности «Задорные ложкари»» (включая файлы) размещена пользователем Ольга Гусева (УИ 80823) на основе Пользовательского Соглашения МААМ. СМИ МААМ действует в соответствии со ст. 1253.1 ГК РФ. Используя МААМ принимаете Пользовательское Соглашение.

Расскажите коллегам и друзьям!
Поделитесь в сетях и мессенджерах:


Комментарии:
Всего комментариев: 7.
Для просмотра комментариев



РЕГИСТРИРУЙТЕСЬ!
Используя МААМ принимаете Cоглашение и ОД