Светлана Елисеева
Дополнительная общеразвивающая программа социально-гуманитарный направленности «Подготовка руки к письму»
▼ Скачать + Заказать документы
ПОЯСНИТЕЛЬНАЯ ЗАПИСКА
Разнообразные графические изображения, состоящие из линий, штрихов и точек, постоянно и повсеместно окружают человека в любом возрасте. С древнейших времён графическое общение было и остается самым простым и удобным видом связи между людьми. Специалисты прогнозируют, что в недалеком будущем более 60-70% всей получаемой нами информации будет иметь графическую форму предъявления. И конечно, каждый родитель хотел бы, чтобы его ребенок умел уверенно ориентироваться в современном мире, в море графической информации.
Публикация «Дополнительная общеразвивающая программа социально-гуманитарный направленности „Подготовка руки к письму“» размещена в разделах
Поэтому так важно помнить, что именно дошкольный возраст - это период возникновения, становления и развития многообразных представлений, которые затем перерастают в понятия об окружающем мире. Разработанная система занятий способствует не только развитию мелкой моторики руки, но и развитию двигательной (моторной) памяти, умению точно воспроизводить по образцу, выполнять упражнения по словесной инструкции. Тематические занятия включают в себя работу с трафаретами, карточками, шаблонами, упражнения для кистей и пальцев руки, гимнастику для глаз.
Актуальность общеразвивающей программы по подготовке руки ребенка старшего дошкольного возраста к письму заключается в том, что неподготовленность к письму, недостаточное развитие речи, мелкой моторики, зрительного восприятия, внимания, может привести к возникновению негативного отношения к учебе, тревожного состояния ребенка в школе. Поэтому в дошкольном возрасте важно развивать механизмы, необходимые для овладения письмом, создать условия для накопления ребенком двигательного и практического опыта, развития навыков ручной умелости.
Программа рассчитана на один год (старшего дошкольного возраста). Занятие проводится 1 раз в неделю, 4 раза в месяц, 36 занятий в год. Организовывается во время свободной деятельности детей, после обеденного сна. Занятия группой или подгруппой длительностью 25 - 30 минут. Длительность продуктивной деятельности с детьми может варьироваться в зависимости от ситуации и желания детей.
Цель программы : совершенствовать умение детей ориентироваться в пространстве, развивать моторику и координацию движений руки, развивать навыки ручной умелости.
Задачи программы :
Обучающие
- подготовка ребенка к письму;
- учить разбивать фигуры на части, воссоздавать фигуру из частей, преобразовывать форму фигур;
-заинтересованность в освоении навыков письма, стремление учиться писать в школе;
-положительное отношение к письму.
-способствовать развитию познавательных способностей, творческого воображения и пространственных представлений.
Развивающие:
-развивать мелкую моторику пальцев рук путем работы с карандашом, выполнения графических заданий, пальчиковых игр, штриховок и т. д. ;
-развивать индивидуальные способности, креативность, самостоятельность у детей дошкольного возраста посредством организации кружковой работы;
-развивать зрительно - моторную координацию;
-развивать познавательные процессы: зрительное и слуховое восприятие, пространственное восприятие, память, внимание, логику, аналитическое мышление, творческие способности;
- развивать чувство ритма посредством ритмических рисунков;
-развивать пространственную ориентировку.
Воспитательные:
-интерес к занятиям изобразительной и творческой деятельности;
-организованность, усидчивость и аккуратность в работе;
-заинтересованность в освоении навыков письма, стремление учиться писать в школе;
-положительное отношение к письму.
Методы и приемы работы с детьми
Методические условия реализации программы.
Методы, в основе которых лежит способ организации занятия:
Словесные: - беседа, - объяснение, - чтение стихов и загадок.
Наглядные: - работа по образцу (штриховка);
-показ иллюстраций, картинок, букв.
Практические: - самостоятельная работа детей (штриховка).
-пальчиковая гимнастика.
-физминутки.
Типы занятий:
- первичное ознакомление с материалом;
- усвоение новых знаний;
- применение полученных знаний и умений на практике;
- закрепления и повторения.
Форма организации учебного занятия – кружковое занятие.
Форма организации деятельности учащихся на занятии –групповое 16 человек.
Возрастная группа: подготовительная.
Содержание программы
Подготовка к обучению письму — процесс довольно сложный, так как, кроме развитых слуховых ощущений, у ребенка должен быть хорошо подготовлен двигательный аппарат, особенно мелкая мускулатура руки; развиты координация движений, тонкая моторика и такие процессы, как восприятие пространства, внимание, воображение, память, мышление. При письме возникает проблема взаимодействия зрительных и двигательных анализаторов, так как движения глаза и руки совершаются в пределах контура воспринимаемого предмета одновременно. Значительная часть детей при зрительном восприятии предмета склонна ограничиваться очень беглым осмотром экспонируемого предмета, так что складывающийся в их сознании образ носит весьма неполный характер. Это отражается на воспроизведении образов и их элементов. Дети могут успешно зрительно опознать предмет, но испытывают заметные затруднения при его воспроизведении. Изображение букв различной конфигурации требует довольно высокого уровня организации двигательного аппарата руки, весьма полного и детализированного изображения. Поэтому программа предлагает тщательно продуманную систему упражнений для подготовки к письму. Обучение строится на игровой деятельности и носит практический характер.
Прогноз результативности
Воспитанник будет знать:
-правила и различные виды штриховки (вертикальная, горизонтальная, наклонная, по уменьшающемуся и увеличивающемуся контуру);
-гигиенические правила письма (посадка, положение рук при письме, положение ручки, тетради);
-правила работы с тетрадью.
Воспитанник будет уметь:
-правильно сидеть за столом во время письма;
-правильно располагать рабочую тетрадь;
-правильно держать карандаш и ручку;
-проводить различные линии (прямые, ломаные, изогнутые);
-проводить линии в разных направлениях;
-обводить рисунки по контуру, стараясь не отрывать карандаш от бумаги;
-ориентироваться на плоскости и решать логические задачи.
Ожидаемые результаты:
Благодаря занятиям у ребенка повышается внимательность и способность сосредотачиваться; развитие мелкой моторики ведет за собой улучшение речевых навыков. У детей хорошо развита ручная умелость, в процессе чего развиваются такие качества, как точность произвольных движений руки, глазомер, аккуратность, внимание, сосредоточенность, пространственная ориентировка детей на листе бумаги. И как следствие, дети легко адаптируются в начальном звене школы, у детей не возникает проблем с техникой письма, у них достаточно развиты: память, зрительное и произвольное внимание, восприятие.
Организационно-педагогические условия реализации дополнительн ой [ общеразвивающей программы
Материально-технические условия.
Кабинет, соответствующий санитарным нормам СанПин. Пространственно-предметная среда (стенды, наглядные пособия и др.).
Материально-технические:
1. Наглядные материалы: иллюстрации к темам.
2. Картинки, книжки - раскраски.
3. Принадлежности для занятий: тетради в большую клетку на каждого ребенка, шаблоны и трафареты для штриховки, головоломок, графических упражнений, ручки цветные (синие красные черные, на каждого ребенка, простые и цветные карандаши на каждого ребенка.
УЧЕБНЫЙ ПЛАН
Количество занятий в неделю 1
Количество занятий в месяц 4
Количество занятий в год 36
№ Структура занятий
1 часть Упражнения на развитие координации пальцев рук:
пальчиковая гимнастика, пальчиковые игры, самомассаж пальцев и рук.
2 часть Упражнения на развитие графических движений, зрительного восприятия: штриховка.
3 часть Упражнения на развитие зрительно - моторной координации и ориентировке на листе: работа в тетради, графические диктанты дорисовка.
Перспективный план работы по подготовке руки ребенка старшего дошкольного возраста к письму
Занятие № 1
1. Пальчиковая игра «Моя семья»
2. Штриховка «Морской конек»
3. Рисование по клеточкам (тетрадь)
Занятие № 2
1. Пальчиковая игра «Прятки»
2. Штриховка «Улитка»
3. Продолжи узор (тетрадь)
Занятие № 3
1. Пальчиковая игра «Пальчик - мальчик»
2. Штриховка «Зонтик»
3. Головоломка «Раскраска по цифрам»
Занятие № 4
1. Пальчиковая игра
2. Штриховка «Листик»
3. Графическое упражнение
Занятие № 5
1. Пальчиковая игра «Мы рисовали»
2. Штриховка «Мячик»
3. Рисование по клеточкам (тетрадь)
Занятие № 6
1. Пальчиковая игра «Дружба»
2. Штриховка «Морковь»
3. Продолжи узор (тетрадь)
Занятие № 7
1. Пальчиковая игра «Замок»
2. Штриховка «Перья»
3. Головоломка «Раскраска по цифрам»
Занятие № 8
1. Пальчиковая игра «Паучок»
2. Штриховка «Стрекоза»
3. Графическое упражнение
Занятие № 9
1. Пальчиковая игра «Пальчики»
2. Штриховка «Тыква»
3. Рисование по клеточкам (тетрадь)
Занятие № 10
1. Пальчиковая игра «Котята»
2. Штриховка «Тыква»
3. Продолжи узор (тетрадь)
Занятие № 11
1. Пальчиковая игра «Мебель я начну считать»
2. Штриховка «Воздушный шар»
3. Головоломка «Раскраска по цифрам»
Занятие № 12
1. Пальчиковая игра «Гости»
2. Штриховка «Цветок»
3. Графическое упражнение
Занятие № 13
1. Пальчиковая игра «Моя семья»
2. Штриховка «Ракушка»
3. Рисование по клеточкам (тетрадь)
Занятие № 14
1. Пальчиковая игра «Прятки»
2. Штриховка «Лебедь»
3. Продолжи узор (тетрадь)
Занятие № 15
1. Пальчиковая игра «Пальчик - мальчик»
2. Штриховка «Снежинка»
3. Головоломка «Раскраска по цифрам»
Занятие № 16
1. Пальчиковая игра «Улей»
2. Штриховка «Новогодняя игрушка»
3. Графическое упражнение
Занятие № 17
1. Пальчиковая игра «Мы рисовали»
2. Штриховка «Елка»
3. Рисование по клеточкам (тетрадь)
Занятие № 18
1. Пальчиковая игра «Дружба»
2. Штриховка «Ваза»
3. Продолжи узор (тетрадь)
Занятие № 19
1. Пальчиковая игра «Замок»
2. Штриховка «Колокольчик»
3. Головоломка «Раскраска по цифрам»
Занятие № 20
1. Пальчиковая игра «Паучок»
2. Штриховка «Рыбка»
3. Графическое упражнение
Занятие № 21
1. Пальчиковая игра «Пальчики»
2. Штриховка «Перчатка»
3. Рисование по клеточкам (тетрадь)
Занятие № 22
1. Пальчиковая игра «Котята»
2. Штриховка «Ананас»
3. Продолжи узор (тетрадь)
Занятие № 23
1. Пальчиковая игра «Гости»
2. Штриховка «Радуга»
3. Головоломка «Раскраска по цифрам»
Занятие № 24
1. Пальчиковая игра «Мебель я начну считать»
2. Штриховка «Пирамидка»
3. Графическое упражнение
Занятие № 25
1. Пальчиковая игра «Моя семья»
2. Штриховка «Бабочка»
3. Рисование по клеточкам (тетрадь)
Занятие № 26
1. Пальчиковая игра «Прятки»
2. Штриховка «Замок»
3. Продолжи узор (тетрадь)
Занятие № 27
1. Пальчиковая игра «Пальчик - мальчик»
2. Штриховка «Птица»
3. Головоломка «Раскраска по цифрам»
Занятие № 28
1. Пальчиковая игра «Улей»
2. Штриховка «Ракета»
3. Графическое упражнение
Занятие № 29
1. Пальчиковая игра «Мы рисовали»
2. Штриховка «Щенок»
3. Рисование по клеточкам (тетрадь)
Занятие № 30
1. Пальчиковая игра «Дружба»
2. Штриховка «Барашек»
3. Продолжи узор (тетрадь)
Занятие № 31
1. Пальчиковая игра «Замок»
2. Штриховка «Пасхальное яйцо»
3. Головоломка «Раскраска по цифрам»
Занятие № 32
1. Пальчиковая игра «Паучок»
2. Штриховка «Сова»
3. Графическое упражнение
Занятие № 33
1. Пальчиковая игра «Гости»
2. Штриховка «Ромашка»
3. Рисование по клеточкам (тетрадь)
Занятие № 34
1. Пальчиковая игра «Котята»
2. Штриховка «Заяц»
3. Продолжи узор (тетрадь)
Занятие № 35
1. Пальчиковая игра «Пальчики»
2. Штриховка «Попугай»
3. Головоломка «Раскраска по цифрам»
Занятие № 36
1. Пальчиковая игра «Мебель я начну считать»
2. Штриховка «Имя»
3. Графическое упражнение