МААМ-картинки

Дополнительная общеразвивающая программа для обучающихся 14–17 лет «Выбор профессии — дело серьезное»

Ольга Приходина
Дополнительная общеразвивающая программа для обучающихся 14–17 лет «Выбор профессии — дело серьезное»

Дополнительная общеразвивающая программа «Выбор профессии – дело серьезное»

Возраст обучающихся – 14-17 лет

Срок реализации – 3 месяца

Объем программы – 14 часов

1. Комплекс основных характеристик дополнительной общеразвивающей программы

1.1. Пояснительная записка

Профессиональное ориентирование является основой в воспитании детей и подростков, предусматривает знакомство воспитанников с разнообразием ми-ра профессий, даёт направления при выборе. Несовершеннолетние, поступающие в социально-реабилитационные центры, отличаются низким уровнем мотивации к учебной деятельности, что приводит к неуспешной учебе и отсутствию знаний. Это, в свою очередь, является серьезной причиной, ограничивающей профессиональный выбор. Еще одним фактором, влияющим на ограничение выбора профессии, является социальная дезадаптация детей и подростков из не-благополучных семей, выражающаяся в неумении приспособиться к новой социальной среде, незнании современных жизненных условий, в которых большое значение имеет высокий профессионализм, и низкий уровень осведомленности в существующих профессиях. Зачастую у детей отсутствует потребность в профессиональном выборе, а также имеет место негативное отношение к любому виду трудовой деятельности. Программа представляет целостную систему профориентационной работы с воспитанниками в реабилитационном центре с учетом их возрастных и индивидуальных особенностей.

Публикация «Дополнительная общеразвивающая программа для обучающихся 14–17 лет „Выбор профессии — дело серьезное“» размещена в разделах

Дополнительная общеразвивающая программа «Выбор профессии – дело серьезное» имеет социально-гуманитарную направленность и ориентирована на правильный профессиональный выбор. Обучение именно в этом направлении даст возможность несовершеннолетним приобрести дополнительные навыки, знания о себе и о мире профессионального труда, сознательно и самостоятельно сделать свой профессиональный выбор.

Программа составлена на основе следующих нормативно-правовых и ин структивно-методических документов:

Федеральный закон от 29 декабря 2012 года № 273-ФЗ «Об образовании в Российской Федерации»; Концепция развития дополнительного образования на 2022-2030 годы от 31 марта 2022 года № 678-р; Приказ Министерства просвещения Российской Федерации от 27 июля 2022 года № 629 «Об утверждении Порядка организации и осуществления образовательной деятельности по дополнительным общеобразовательным программам;

Приказ Министерства образования и науки РФ от 23 августа 2017 года № 816 «Об утверждении Порядка применения организациями, осуществляющими образовательную деятельность, электронного обучения, дистанционных образовательных технологий при реализации образовательных программ»;

Письмо Министерства образования и науки РФ от 28 августа 2015 года «О методических рекомендациях по организации образовательной деятельности с использованием сетевых форм реализации образовательных программ»;

СП 2.4. 3648-20 «Санитарно-эпидемиологические требования к устройству, содержанию и организации режима работы образовательных организаций дополнительного образования детей» (утверждено постановлением Главного государственного санитарного врача РФ от 04 июля 2014 года № 41);

Методические рекомендации «Структурирование программы дополни-тельного образования», разработанные ГКУ КК «Краевой методический центр» (г. Краснодар, 2022 год); Лицензия на осуществление образовательной деятельности ГКУ СО КК «Отрадненский СРЦН» № 07136 от 02 октября 2015 года; Устав ГКУ СО КК «Отрадненский СРЦН».

Новизна программы состоит в том, что работа по профессиональной ориентации подростков направлена на формирование личности нового типа. Современному обществу требуется деловой, инициативный, предприимчивый чело-век, способный реализовать себя и в профессиональной сфере и межличностных отношениях. Очень важно создать максимально разнообразную палитру впечатлений о мире профессий, чтобы затем несовершеннолетний мог анализировать профессиональное разнообразие более осмысленно и чувствовать себя уверенно. Данная программа является новой формой работы в рамках профориентационной деятельности учреждения и способствует оказанию помощи воспитанникам в формировании определённых качеств личности, позволяющих осуществлять сознательный, самостоятельный профессиональный выбор, быть ответственными и профессионально мобильными.

Актуальность данной программы состоит в том, что мир профессий широк и многообразен. Некоторые профессии перестают быть актуальными, востребованными, появляется множество новых профессий, расширяются функции существующих. Целевая направленность данной программы в оказании помощи несовершеннолетним сориентироваться в сложном мире профессий.

Педагогическая целесообразность программы обусловлена тем, что каждое занятие имеет тематическое наполнение, связанное с рассмотрением определенной профессии. Программа «Выбор профессии – дело серьезное» помогает расширить представления воспитанников о мире профессий, научить их оценивать свои способности применительно к рассматриваемой профессии. Совместная деятельность несовершеннолетних с педагогом позволит им сделать правильный профессиональный выбор.

Отличительные особенности программы заключается в применении со-временных эффективных форм работы – профессионального анкетирования и онлайн-тестирования, которые позволяют несовершеннолетним соотнести свои индивидуальные особенности с требованиями, которые предъявляет их будущая профессия.

Адресат программы: данная программа разработана для несовершенно-летних, находящихся в социально-реабилитационном центре, возрастной кате-гории от 14 до17 лет.

Объем программы: 14 часов.

Срок освоения программы: 3 месяца.

Формы работы: индивидуальная и групповая.

Режим занятий: занятия проводятся 1 раз в неделю по 40 минут.

1.2. Цель и задачи программы

Цель программы: актуализировать процесс профессионального само-определения обучающихся за счет специальной организации их деятельности, включающей получение знаний о себе и о мире профессионального труда.

Задачи программы:

Обучающие:

формировать у несовершеннолетних:

интерес к планированию своего будущего;

понимание в содержании профессиональной деятельности;

соотносить требования, предъявляемые профессией, с индивидуальными качествами;

знакомить несовершеннолетних с миром профессий и профессиями, востребованными сегодня;

познакомить с учреждениями начального, среднего и высшего профессио-нального образования, их требованиями к выпускникам школы.

развивающие:

развивать у подростков:

активность, успешность, способность реализовать себя в будущей профессии в современных социально-экономических условиях;

самостоятельность, ответственность, мобильность в принятии решений;

расширять знания о производственной деятельности людей рабочих профессий.

Воспитательные:

воспитывать у обучающихся:

любовь к труду, уважение к людям рабочих профессий;

осознанность, ответственность за выбор будущей профессии;

формировать навыки культурного поведения в коллективе.

1.3. Учебный план

дополнительной общеразвивающей программы «Выбор профессии – дело серьезное»

1. Модуль 1. «Мотивы выбора профессий»

2. Модуль 2 «Мир профессий»

3. Модуль 3. «Мое определение»

1.5. Планируемые результаты

Обучающиеся будут знать:

сферы трудовой деятельности, особенности современного рынка труда;

информацию об учреждениях начального, среднего и высшего професси-онального образования, требованиях к выпускникам школы;

возможности осознанного выбора профессии с учётом своих способностей и интересов;

основы трудового законодательства.

Воспитанники будут уметь:

самостоятельно описывать специфику профессии и знания для проверки своих способностей;

пользоваться Интернет ресурсами и справочной литературой для получения информации о профессиях;

практически применять полученные знания при выборе профессии.

У несовершеннолетних будут развиты:

потребность в трудовой деятельности, саморазвитии и самореализации;

самостоятельность, ответственность в принятии решений;

стремление к получению непрерывного образования и готовность к труду с учётом требований современного общества;

уверенность в собственных знаниях и умениях;

навыки культурного поведения и общения, умение работать в коллективе;

понимание значения труда в жизни человека.

2. Комплекс организационно-педагогических условий

2.1. Календарный учебный график дополнительной общеразвивающей предпрофессиональной программы «Выбор профессии – дело серьезное»

2.2. Условия реализации программы

Материально-техническое оснащение

Просторное, светлое помещение;

художественные материалы и канцелярские принадлежности (ручки, ка-рандаши, фломастеры, бумага);

обучающие презентации и видеоролики

технические средства обучения: компьютер-ноутбук, колонки, экран, мультимедиа проектор, доступ к сети Интернет.

2.3. Формы контроля планируемых результатов

Усвоение программы является итоговая диагностика, проводимая в форме онлайн – тестирования «Моя будущая профессия», участие в олимпиадах, тематических семинарах.

2.4. Оценочные материалы

Исходя из поставленных целей и задач, спрогнозированных результатов обучения, разработаны следующие формы отслеживания результативности дан-ной общеразвивающей программы: педагогические наблюдения за детьми в процессе работы; педагогический анализ работы внутри коллектива; мониторинг образовательной деятельности детей (самооценка обучающегося, диагностика, контрольные задания, анкеты и тесты по профориентации.

2.5. Методическое обеспечение программы

Реализация программы основывается на следующих принципах:

единства диагностики и коррекции, которые обеспечивают целостность педагогического процесса;

единства коррекционных и развивающих задач;

учета индивидуальных и возрастных особенностей несовершеннолетних;

интегративности программы заключается во взаимосвязи различных видов деятельности воспитанников;

доступности и последовательности предполагает построение учебного процесса от простого к сложному;

деятельностного подхода – любые знания приобретаются обучающимися во время активной деятельности.

Формы работы:

Занятие, мини-лекция, игровое занятие, целевые экскурсии, тестирование, упражнения, викторина, видеоролики.

Методы работы:

словесный (используется при освоении нового материала, объяснении правильных приемов работы, исправлении и предупреждении ошибок);

игровой (использование упражнений в игровой форме);

наглядный (показ презентации, видеороликов).

3. Список используемой литературы

Основная

1. Ерегина Т., Гриднева Т., Егорова М., выпуск № 5. Журнал «Беспризор-ник», 2020.

2. Золотарёва А. В. Методика преподавания по программам дополнитель-ного образования детей: учебник и практикум для среднего профессионального образования/ А. В. Золотарева, Г. М. Криницкая, А. Л. Пикина. – 2-е изд., испр. и доп. – Москва: Изд. Юрайт, 2020.

3. Кумачев А. И., Жук Л. И. выпуск № 1 «Школьному психологу и соци-альному педагогу», 2020.

4. Кумачев А. И., Жук Л. И. выпуск № 2 «Школьному психологу и соци-альному педагогу», 2020.

5. Кумачев А. И., Жук Л. И. выпуск № 5 «Школьному психологу и соци-альному педагогу», 2020.

6. Павлова М. А. Социально-педагогические технологии работы с «труд-ными» детьми / авт. -сост. – Изд. 2-е – Волгоград: Учитель – 2018.

8. Пряжников Н. С. Профориентация в школе: игры, упражнения, опрос-ники (8-11 классы). – Москва: Вако, 2015.

9. Швад Е. Д. Психологическая профилактика и корреционно-развивающие занятия (из опыта работы) / авт. сост. – Изд. 3-е. – Волгоград: Учитель. 2018.

Дополнительная

10. Гиппенрейтер Ю. Б. О воспитании ребенка: беседы и ответы на вопро-сы /Ю. Б. Гиппенрейтер. – Москва: Издательство АСТ, 2020.

11. Кумачев А. И., Жук Л. И. выпуск № 2 «Школьному психологу и соци-альному педагогу», 2021.

12. Резапкина Г. В. Психология и выбор профессии: программа предпро-фильной подготовки. Учебно-методическое пособие. – 8-е изд. –М. : Генезис, 2019.

13. Ульева Елена. Уроки вежливости и хорошего поведения/ – 2-е изд. – Ростов н/Д: Феникс, 2018.

14. Шматков В. В., Ионина Н. А. выпуск №11. Журнал «Инспектор по де-лам несовершеннолетних», 2019.

Интернет источники

1. Каталог «Атлас новых профессий» //Электронный ресурс// https://new.atlas100.ru/ 2020г.

2. Конспекты уроков, презентации, тесты, видеоуроки и другие материалы по предметам школьной программы. // Электронный ресурс//

3. Учебно-методический кабинет. //Электронный ресурс//

4. Фестиваль педагогических идей «Открытый урок»

5. Презентации для детей

Публикации по теме:

Дополнительная общеобразовательная (общеразвивающая) программа «Автомодельный спорт» для обучающихся 10–16 лет Пояснительная записка - направленность программы: физкультурно-спортивная Моделизм спортивный – это конструирование и постройка действующих.

Дополнительная общеобразовательная общеразвивающая программа «Фитнес кидс» «Fitness kids» 1. ПОЯСНИТЕЛЬНАЯ ЗАПИСКА Стратегическое направление государственной политики в области поддержки и сохранения здоровья детей регламентируется.

Дополнительная общеобразовательная общеразвивающая программа физкультурно-спортивной направленности «Волейбол» Пояснительная записка Дополнительная образовательная программа имеет физкультурноспортивную направленность. Игра в волейбол – это народная.

Дополнительная общеобразовательная общеразвивающая программа «Волшебные ручки»Дополнительная общеобразовательная общеразвивающая программа «Волшебные ручки» .

Библиотека изображений:
Автор публикации:
Дополнительная общеразвивающая программа для обучающихся 14–17 лет «Выбор профессии — дело серьезное»
Опубликовано: 30 марта 2024 в 10:10
+170Карма+ Голосовать
Расскажите коллегам и друзьям!
Комментарии:
Всего комментариев: 53.
Для просмотра комментариев
Популярное из нового
1 мая. Праздник весны и труда. Передвижка «Праздник Весны и Труда»

Первомай — радостный весенний праздник, воспевающий мир, труд и братство трудящихся. У Первомая в нашей стране долгая история, со временем его значение менялось, но народная любовь к нему всегда...

30 апреля. День пожарной охраны России. Папка-передвижка «Пожарные»

День пожарной охраны — профессиональный праздник работников пожарной охраны. Отмечается в Российской Федерации ежегодно, 30 апреля.


Горячие темочки



РЕГИСТРИРУЙТЕСЬ!
Используя МААМ принимаете Cоглашение и ОД