наталья фадеева
Дополнительное образование «Микромир»
Актуальность
Дошкольников всегда интересует устройство всего живого на Земле. Ежедневно дети задают десятки сложнейших вопросов своим мамам и папам. Любознательных дошкольников интересует определенно все: из чего состоят животные и растения, чем жжется крапива, почему одни листочки гладкие, а другие – пушистые, кто такие микробы, отчего помидор красный, а огурец – зеленый. И именно микроскоп даст возможность найти ответы на многие детские "почему". Намного интереснее не просто послушать рассказ педагога, а посмотреть собственными глазами. Трудно даже представить, насколько захватывающие картинки можно увидеть на мониторе микроскопа, какие удивительные открытия можно сделать.
Занятия с микроскопом помогут дошкольникам расширить знания об окружающем мире, создадут необходимые условия для познавательной деятельности, экспериментирования, систематического наблюдения за всевозможными живыми и не живыми объектами. У детей будет развиваться любознательность, интерес к происходящим вокруг него явлениям.
Цель:
Способствование формированию и развитию познавательных интересов детей через опытно-экспериментальную деятельность, с использованием микроскопа.
Задачи:
Обучающие:
- развития стремления к опытно – экспериментальной деятельности;
- развития обследовать предметы и явления с разных сторон;
- развития мыслительной и познавательной активности, самостоятельности, сравнивать, анализировать, делать выводы, умозаключения;
Развивающие:
- развития умственных способностей, воображения, мелкой моторики, памяти.
формирования умения способности видеть многообразие мира в системе взаимосвязей;
- формирование постановки опытов и умение делать выводы основа полученных результатов;
- формирования основы логического мышления;
Воспитательные:
- формирования опыта выполнения правил техники безопасности при проведении опытов и экспериментов.
Формы организации:
o подгрупповая
o индивидуальная
o парная
Предполагаемый (Ожидаемый) результат обучения:
В соответствии с поставленной целью и задачами образовательной программы после освоения содержания программы одного года обучения ожидаются следующие результаты:
ознакомление детей с понятием “микроскоп”, с историей микроскопа, его строением и как он работает;
дети дошкольного возраста выведены на более высокий уровень познавательной, исследовательской активности;
сформируются исследовательские умения и навыки;
обучатся самостоятельности в познании окружающего мира;
сформируют умения по обозначенной цели составлять алгоритм, определяя оборудование и действия с ним;
расширятся представления о предметах, объектах исследования, явлениях природы окружающего мира;
у детей повысится уверенность в себе посредством развития
мыслительных операций, творческих предпосылок и как следствие,
развитие у детей личностного роста и чувства уверенности в себе.
Главный ожидаемый результат: овладение детьми внутренней мотивации к познанию окружающего мира, интересом к происходящим вокруг него явлениям.
Данный кружок является примерным, и может изменяться и дополняться в зависимости от индивидуальных способностей, потребностей и возможностей детей. Возможна корректировка программы
Показатели развития детей
10 человек Показатели развития детей по видам деятельности
Знают о свойствах
материалов Рассказывает о проведенных
опытах Пытается экспериментировать самостоятельно Просит
взрослого
принять участие Знает ли правила
Поведения
В природе Соблюдает ли правила работы с
микроскопам
Н. г. К. г. Н. г. К. г. Н. г. К. г. Н. г. К. г. Н. г. К. г. Н. г. К. г.
Высокий
(В) 3 1 3 1 4 3
Достаточный
(Д) 1 7 3 9 2 7 1 9 3 6 7
Низкий
(Н) 9 7 8 9 7 10
Способы проверки результатов освоения доп. работы:
Осуществляется на основе диагностики по развитию опытно - экспериментальной деятельности, разработанной в образовательном учреждении. Диагностика проводится два раза за период учебного года. Перспективные планы составлены, с учетом требований программы, возрастных особенностей, материально-технической базы ДОУ и интеграции образовательных областей:
1. «Речевое развитие» - использование на занятиях стихов, рассказов, загадок, словесных игр;
2. «Физическое развитие» - использование подвижных игр, физкультминуток.
3. «Социально-коммуникативное развитие» - приобщение к общепринятым нормам и правилам взаимоотношения со сверстниками и взрослыми в ходе экспериментальной деятельности.
4. «Познавательное развитие» - рассматривание ситуаций в контексте различных природных явлений, решение логических задач, развитие суждений в процессе познавательно – экспериментальной деятельности: в выдвижение предположений, отборе способов проверки, достижении результата, их интерпретации и применении в деятельности.
5. «Художественно-эстетическое развитие» - сюжетное рисование по впечатлениям от занятий, закрепление пройденного материала.
Срок реализации
Занятия рассчитаны на один учебный год.
Направленность работы развитие детей по образовательным облостям.
Перспективный план занятий на 2024-2025 уч. год
Время проведения Название мероприятия Задачи:
Октябрь
1 занятие
1. Тема :" Что такое микроскоп"
2. Работа с детьми
-История микроскопа.
-строение микроскопа
-просмотр презентации "Микромир"
-Рассматривание стебелька
-Зарисовка увиденного.
3. Взаимодействие с родителями:
Беседа : "Как интересен неизведонный мир"
Презентация доп. обр. деятельности детей на сайте для родителей.
https://vk.com/video802764936_456239022
1.1 Прибор, открывающий невидимое.
Познакомить детей с микроскопом, лупой, научить готовить препараты для микроскопа. Дать понятие о правилах работы с микроскопом.
1.2 Строение микроскопа, где его применяют. Формировать опыт выполнения правил техники безопасности при проведении опытов и экспериментов.
1.3 Рассматривание под микроскопом готовых объектов исследования.
2 занятие
1. Тема : "Рябиновые листья"
2. Работа с детьми
-Чтение стих. "Рябина"
-Д/и "Найди листок"
-Рассматривание листьев.
-зарисовка листа.
-рассматривание клеток листьев, ягоды.
-Рисование клеток.
3. Взаимодействие с родителями:
-Беседа "Осенние деревья"
- Консультация "Почему желтеют листья"
-Видео ролик "Рябиновые листья" https://vk.com/club215963018
2.1. Ознакомление с клетками листьев рябины и ягодой.
2.2. Рассматривание под микроскопом строения листа и ягоды.
2.3. Зарисовка в альбом "Микромир"
3 занятие
1. Тема : "От зёрнышка до булочки"
2. Работа с детьми
-Беседа какой путь проходит зерно, чтобы стать хлебом.
-чтение худ. литературы.»Колобок», пословицы.
-Рассматривание зерен пшеницы, булки, мухи.
-Рисование что увидели в микроскопе для альбома.
-Беседа :"Зачем нам нужен хлеб"
3. Взаимодействие с родителями:
Консультации "Хлеб всему голова"
Показ зерна в микроскопе Васильченко Глеб.
4 задание
1. Тема " Овощи"
2. Работа с детьми
-Отгадывание загадок.
-Д/и "Собери овощи и фрукты", "Что лишнее». «один-много"
-Сюжетно-ролевая игра "Овощной магазин"
-Попробуй на вкус.
-Рассматривание овощей. (лупа,микроскоп)
-Рисование что увидели в микроскопе для альбома.
3. Взаимодействие с родителями:
Беседа: "О пользе овощей и фруктов"
-видео ролик "Невидимая вселенная овощей"
https://vk.com/video158180521_456239204
5 задание
1. Тема : "Домашние животные"
2. Работа с детьми
Рассматривание иллюстраций из серии «Домашние животные».
Пальчиковая гимнастика «Котик»
Д/и «Кто где живет?», «Найди пару», «Чей детеныш»,
"Чем животные помогают людям?"
Рассматривание под микроскопом шерсть животного.
Зарисовка увиденного в альбом.
3. Взаимодействие с родителями:
Беседа:«Почему мы любим нашего питомца»,
Интересные фото домашних животных.
6 задание
1. Тема : "Кошка Соня"
2. Работа с детьми
-Рассказ о своем питомце
-Рассматривание под микроскопом шерсть животного
-Блохи.
3. Взаимодействие с родителями:
Беседа о домашних питомцах.
Фото рублика "Мой питомец"
7. 1. Тема : "Комнатные растения" (щучий хвост)
2. Работа с детьми
-Уход за растениями.
-Наблюдение, полив, протирание листьев.
3. Взаимодействие с родителями:
Беседа: Для чего нужна вода растениям"
8. 1. Тема : "Микробы и мыло"
2. Работа с детьми
-Беседа: "Для чего нам нужна мыть руки"
-Эксперимент "Микробы и мыло"
-Вывод детей.
3. Взаимодействие с родителями: