МААМ-картинки

Дошкольное детство — это самое благоприятное время для речевого развития. Консультация для воспитателей

Айгуль Шведова
Дошкольное детство — это самое благоприятное время для речевого развития. Консультация для воспитателей

Дошкольный возраст период активного усвоения родного языка. Развитие всех сторон речи : фонетической, монологической, грамматической. Речь является средством общения и возникает на одном из этапов развития общения. Развитие речевой деятельности это сложный процесс, при котором осуществляется сложный процесс взаимодействия ребенка с окружающими его людьми. Речь не возникает сама по себе из природы ребенка, а формируется в процессе его существования в социальной среде. Речь возникает и развивается из потребности общения и нужд жизнедеятельности ребенка.

Публикация «Дошкольное детство — это самое благоприятное время для речевого развития, Консультация для воспитателей» размещена в разделах

Отечественные психологи показали, что роль общения с взрослыми является ведущей в общем психическом развитии и развитии вербальной функции ребенка. Противоречия, возникающие в общении, ведут к возникновению и развитию языковой способности ребенка, к овладению им все новыми средствами общения, формами речи. Это происходит благодаря сотрудничеству взрослого и ребенка при общении, которое строится с учетом возраста и возможностей ребенка. В дошкольном детстве последовательно возникают и сменяются несколько форм общения детей со взрослым: ситуативно-личностная (непосредственно-эмоциональная, ситуативно- деловая (предметно-действенная, внеситуативно-познавательная и внеситуативно-личностная (М. И. Лисина). Особенности речи детей связаны с достигнутой ими формой общения. Переход к более сложным формам общения связан:

а) с увеличением доли внеситуативных высказываний;

б) с ростом общей речевой активности;

в) с увеличением доли социальных высказываний.

С переходом к внеситуативным формам общения обогащаются словарный состав речи, ее грамматический строй, уменьшается «привязанность» речи к конкретной ситуации. Речь детей разного возраста, но находящихся на одном уровне общения, примерно одинакова по сложности, грамматической оформленности и развернутости предложений. Это свидетельствует о связи между развитием речи и развитием коммуникативной деятельности. Отсюда мы делаем вывод, что для развития речи недостаточно предлагать ребенку разнообразный речевой материал – необходимо ставить перед ним новые задачи общения, требующие новых средств общения. Содержание потребности ребенка в общении, обогащает взаимодействие с окружающими. И здесь на первый план выходит организация содержательного, продуктивного общения педагога с детьми.

Речевое общение в дошкольном возрасте осуществляется в разных видах деятельности: в игре, труде, бытовой, учебной деятельности.

Большое значение в речевом развитии детей имеет игра. Известно, что дети любят играть, их не нужно заставлять это делать. Играя, мы общаемся с детьми на их территории. Вступая в мир детства игры, мы многому можем научиться сами и научить наших детей. Для речевого развития используются все виды игровой деятельности. В творческой ролевой игре совершенствуется диалогическая речь, связная монологическая речь.. Новые потребности общения и ведущей игровой деятельности с неизбежностью ведут к интенсивному овладению языком, его словарным составом и грамматическим строем, в результате чего речь становится более связной (Д. Б. Эльконин).

Однако надо подчеркнуть, что не всякая игра положительно влияет на речь ребенка. Это должна быть содержательная игра. В игре могут отражаться привычные жизненные ситуации, в которых раньше складывались неправильные речевые стереотипы. Детская речь совершенствуется только под влиянием взрослого. Участие педагога в детских играх положительно влияет на речь детей, обсуждение игры, замысел и хода игры, образец речи который показывает педагог. Театрализованная деятельность - это одно из самых эффективных способов воздействия на детей, в котором наиболее полно и ярко проявляется принцип обучения: учить играя. В процессе работы над выразительностью реплик персонажей, собственных высказываний незаметно активизируется словарь ребенка, совершенствуется звуковая культура его речи, ее интонационный строй. Исполняемая роль, произносимые реплики ставят малыша перед необходимостью, ясно, четко, понятно изъясняться. У него улучшается диалогическая речь, ее грамматический строй. В средней группе я взяла тему по самообразованию «Развитие речи детей в процессе театрализованной деятельности». Целью самообразования было повысить профессиональную компетенцию, способствовать формированию связной речи через театрализованную деятельность.

Было проведено диагностирование группы в начале этапа и в конце.

В средней группе.

Первое диагностирование. Второе диагностирование

Высокий уровень - 24,2%

Средний 43,4% 75,8%

Низкий 56,6 % -

Повторное диагностирование детей показало более высокий уровень их знаний.

Общие показатели диагностирования по средней группе высокий уровень вырос на 24.2%, средний на 32,4%, с низким уровнем на конец года детей не выявлено.

Так же проводилась работа с семьями воспитанников.

Взаимодействие с семьей помогли детям с проблемами в развитии речи. Дети стали четко, правильно произносить текст, улучшилась дикция, обогатился пассивный и активный словарь (в процессе подготовки к спектаклям, разучивании ролей, улучшился грамматический строй речи (в процессе запоминания текстов дети проговаривают значительный объем текста, что ведет к автоматизации правильного произношения подобных предложений в обычной речи; использование монологической речи с большим количеством эпитетов, сравнений и повторений способствует закреплению в речи детей правильного согласования слов в предложениях, появилось умение пользоваться интонациями.

Подвижные игры, игры – драматизации способствуют обогащению словарного запаса, развитию речевой активности, вкуса к художественному слову, выразительности речи, воспитанию звуковой культуры речи.

Дидактические и настольно-печатные игры используются для всех задач речевого развития. Общение в процессе труда и в быту пополняет словарь, развивает диалогическую речь.

Огромное влияние на речь оказывает общение детей между собой. При общении со сверстниками создаются различные коммуникативные задачи, которые создают необходимость найти более разнообразные речевые средства.

Как показывает практика, не все воспитатели умеют организовать и использовать общение в интересах развития речи детей. Воспитатели должны овладеть демократическим стилем общения и обеспечить «субъект- субъектное» общение. К речи педагога предъявляются высокие требования: культура речи, образность; выразительность, эмоциональная насыщенность, богатство интонаций, неторопливость, достаточная громкость; знание и соблюдение правил речевого этикета; соответствие слова воспитателя его делам.

Важным в развитие речи ребенка является специальные занятия обучения речи и языку, которые целенаправленно решают задачи речевого развития детей. Занятия позволяют выполнить задачи всех разделов программы. В первую очередь это фонетические и лексико-грамматические обобщения, звукопроизношение, словопроизношение, связные высказывания. Обучение в коллективе повышает общий уровень их развития.

В старшей группе мною была взята тема по самообразованию «Развитие связной речи детей старшего дошкольного возраста». Для меня эта тема важна, т. к. успехи воспитанников в связной речи обеспечивают в будущем и в большей мере определяют успех при поступлении в школу.

В старшей группе.

Первое диагностирование. Второе диагностирование

Высокий уровень -13.8% 42.8%

Средний 69 % 57.2%

Низкий 17.2 % -

Общие показатели диагностирования по старшей группе высокий уровень вырос на 29%, средний уменьшился на 11.9%, с низким уровнем на конец года детей не выявлено. Только постоянная методическая работа помогла достичь этих результатов.

«Все то, что ранее относилось к качествам «творческой» личности, приписывалось особой одаренности, при обучении становится достоянием всех детей» (А. П. Усова).

Дошкольное детство это самое благоприятное время для речевого развития.

Необходимо способствовать развитию речи, коммуникативных навыков, эмоционально-волевой сферы детей.

Используемая литература.

Алексеева М. М., Яшина В. И. Методика развития речи и обучения родному языку дошкольников.

Ушакова О. С. Развитие речи детей 5-7 лет. ФГОС

Артёмова Л. В. Театрализованные игры дошкольников. Книга для воспитателя детского сада. М. : Просвещение, 1990.

Арушанова А. О. Организация диалогического общения дошкольников со сверстниками // Дошкольное воспитание. – 2001.

Публикации по теме:

Консультация для воспитателей «Речевые физминутки-интеграция речевого и физического развития» «Забота о здоровье - это важный труд воспитателя. От жизнерадостности, бодрости детей зависит их духовная жизнь, мировоззрение, умственное.

Консультация для родителей «Дошкольный возраст — это лучшее время для взращивания ростков…» Вы-первые и самые важные учителя вашего ребенка. Первая его школа-ваш дом-окажет огромное влияние на то, что он будет считать важным в жизни,.

Консультация для родителей «Игры и упражнения для развития речевого дыхания» Дыхание – одна из функций жизнеобеспечения человека. Процесс физиологического дыхания в норме осуществляется ритмично, глубина дыхания соответствует.

Консультация для родителей «Лето — самое удобное время для закаливания» Консультация для родителей «Лето - самое удобное время для закаливания» Подготовила : воспитатель Михайлова Т. И. Лето - это такое время.

Консультация для родителей «Создание условий для речевого развития дошкольников в семье» Неполноценная речь отрицательно сказывается на развитии ребёнка, сдерживает формирование познавательных процессов, порождает отрицательные.

Консультация для воспитателей «Речь воспитателя — основной источник речевого развития детей в детском саду» Старший воспитатель МБДОУ «Детский сад № 96» г. Нижний Новгород Суркова О. А. Консультация для воспитателей «Речь воспитателя - основной.

Консультация для воспитателей «Активизация речевого общения» Консультация для воспитателей «Активизация речевого общения дошкольников». …Чтобы научиться говорить, надо говорить. М. Р. Львов. Чтобы ребенок.

Семинар для воспитателей «Формы реализации познавательно-речевого направления развития детей дошкольного возраста»Семинар для воспитателей «Формы реализации познавательно-речевого направления развития детей дошкольного возраста» Семинар для воспитателей по теме: «Формы реализации познавательно-речевого направления развития детей дошкольного возраста» «Учите ребенка.

Советы для родителей «Лето — самое лучшее время для закаливания»Советы для родителей «Лето — самое лучшее время для закаливания» Закаливающие способы — это воздух, вода и солнце. Правила закаливания детей летом. 1. Закаливающие процедуры надо проводить систематически.

Возрастные характеристики речевого развития детей раннего дошкольного возраста и рекомендации для воспитателей Формирование и становление речевого развития в первые годы жизни ребенка влияет на всю его последующую жизнь. Своевременное и полноценное.

Библиотека изображений:
Автор публикации:
Дошкольное детство — это самое благоприятное время для речевого развития. Консультация для воспитателей
Опубликовано: 16 декабря 2018 в 21:10
+20Карма+ Голосовать
Расскажите коллегам и друзьям!
Комментарии:
Всего комментариев: 7.
Для просмотра комментариев
Популярное из нового
2024 - год Семьи. Передвижка «Семейные ценности»

По указу президента РФ Владимира Путина 2024 год объявлен годом Семьи.

28 апреля. Вербное воскресенье. Передвижка «Вербное воскресенье»

За неделю до Пасхи христиане празднуют Вербное воскресенье. Красивый символ этого праздника – веточки вербы с белоснежными пушистыми комочками.


Горячие темочки



РЕГИСТРИРУЙТЕСЬ!
Используя МААМ принимаете Cоглашение и ОД