Елена Золотаренко
Игры-бродилки как средство активизации речи детей
▼ Скачать + Заказать документы
Игры-бродилки, как средство активизации речи детей.
Сообщение к педагогическому совету.
Уважаемые коллеги, все мы хорошо знакомы с играми-бродилками (или как их ещё называют, играми-ходилками, в которые очень любят играть дети разных возрастов. Эти игры абсолютно универсальны, они могут использоваться в игре как с детьми постарше, так и с малышами от трёх лет.
Публикация «Игры-бродилки как средство активизации речи детей» размещена в разделах
Правила игр-бродилок чрезвычайно просты. Мы имеем игровое поле, кубик и фишки. Бросая кубик, ребёнок (который уже знаком со счётом) смотрит на выпавшее количество точек. Фишка передвигается на такое количество шагов, сколько точек выпало на кубике. Тем самым, отрабатываются навыки порядкового и количественного счёта. Для детей помладше вместо точек или цифр на кубике могут присутствовать цветные грани, соответственно, на поле цветные клетки, какой цвет выпал на кубике, на такой цвет мы и переставляем свою фишку.
Игры-бродилки отображают очень разную тематику - это могут быть спорт, сказки, мультфильмы, хорошо знакомые детям, путешествия, Новый год и т. д. Очень важно заинтересовать ребёнка игрой, выбрав тематику, которая ему по душе.
Играя в подобные игры, дети учатся думать, находить общий язык со сверстниками. Они вступают в контакт, совершая определённые игровые действия, при этом дети вынуждены общаться, а значит развивается речь, пополняется словарный запас, оттачиваются навыки общения и коммуникации. А это крайне важно. Детская речь обогащается и структурируется.
Кроме соревнования с кубиком и фишками можно использовать игрушки из киндер - сюрприза, разноцветные камешки. Для данной игры, так же подойдут пуговицы и фигурки из пластилина. В ходе игры можно выполнять упражнения артикуляционной гимнастики, называть картинки, двигаясь на машинке или паровозике из киндер - сюрприза. Можно по ходу движения определить живой этот предмет или не живой, его классификацию (одежда, дикое животное, посуда и т. д., количество слогов или место звука в слове, придумать предложение или сказку, определить нахождение одного задуманного предмета относительно другого (слева, справа, над, под, между и т. д.).
Воспитателям групп комбинированной и компенсирующей направленности хорошо известно, насколько необходима и трудна работа по активизации речи детей, имеющих речевые нарушения. Работа воспитателя в такой группе неразрывно связана с работой логопеда. У каждого учителя-логопеда имеется в арсенале свой набор игр и упражнений – компьютерных или бумажных, приобретённых или изготовленных своими руками. Игр – огромное множество. Но, сколь разнообразной не была бы работа логопеда, воспитателю также необходимо постоянно совершенствовать речевые навыки детей, занимаясь ежедневным развитием речи. А как нам известно, лучше и эффективнее всего это происходит в игре.
Цель такой игры может быть разной, благодаря чему у игр-бродилок множество вариантов.
Вариант 1. Артикуляционная гимнастика ( цель: развивать мышцы речевого аппарата).
Вариант 2. Автоматизация звука ( цель: закрепить правильное произношение звуков).
Вариант 3. Словарная работа ( цель: уточнение, расширение и активизация словаря по теме).
Вариант 4. Работа над слоговой структурой слова ( цель: преодоление нарушений слоговой структуры слова. Вариант 5. Дифференциация звуков ( цель: учить различать смешиваемые звуки (по моторным признакам) и правильно употреблять их в собственной речи).
Настольные игры-бродилки – это один из видов дидактических игр, которые выполняют следующие функции:
- дают детям возможность учиться и приобретать на практике навыки, необходимые для успешной учёбы в школе
- узнавать о правилах, соблюдении очереди, честности, испытать чувство победы и поражения
- дают возможность узнать цвет, слова признания, согласования, учёта, развивают память, учат распознавать образы, развивают логику;
- тренируют мелкую моторику каждый раз, когда дети играют.
Кроме того игры - бродилки дают детям возможность совершенствовать на практике навыки, необходимые для успешного обучения в школе (произвольность поведения, умения действовать по правилам); развивают личностные качества честности и справедливости, позволяет испытать чувства победы и поражения и другие; развивают познавательную сферу: память, словесно-логическое и образное мышление, внимание, воображение.
Так как игра – ведущая деятельность дошкольника, то и активизация речи должна проходить в игровых упражнениях. Ребёнок должен играть и тогда, когда он преодолевает трудности, а наша с вами задача - помочь ему эти трудности преодолеть. Поэтому, мы должны так окружить его игрой, чтобы он и не заметил, что на самом деле занят тяжелой работой.
Что касается работы в нашей группе, опробовав на детях нашей группы данные игры, мы выявили повышение качества и темпа работы ребят. Для каждой группы детей мы подбираем тематику игры наиболее им близкую. Дети с удовольствием выполняют игровые задачи, отправляясь в путешествие с о своими любимыми героями: Дядей Фёдором, Дедом Морозом и Снегурочкой, Буратино и т. д. Завершив игру можно похвалить детей : «Молодцы ребята, герои сказки очень довольны, как здорово вы играли и общались».
В дальнейшем ребёнок имеет возможность самостоятельно в свободной деятельности осуществлять выбор игры.
Подбор игр осуществляется с учётом возрастных особенностей детей, темы образовательной деятельности.
Систематически используя в своей работе игры-бродилки, мы сделали вывод, что эти игры способствуют всестороннему развитию детей, активизируют речевую деятельность, развивают самостоятельность, умение организовывать своё время.