Елена Коляскина
Духовно-нравственное воспитание детей дошкольного возраста посредством изучения народных традиций
▼ Скачать + Заказать документы
В последнее время большой интерес педагогов вызывает проблема духовного возрождения общества. Мировоззренческая пустота, возникшая после отторжения прежней идеологии, к сожалению, быстро заполняется культом «Золотого тельца», культом, обожествляющим власть денег. Но издавна известно, что культ богатства не соответствует исконно русскому идеалу, русской духовной традиции.
Публикация «Духовно-нравственное воспитание детей дошкольного возраста посредством изучения народных традиций» размещена в разделах
Поэтому очень важно сегодня - приобщать ребёнка к традициям тысячелетней русской культуры, к идеалу «преображения души». Духовная чистота, доброта и правда, поиски красоты вечной и непроходящей – всё это свойственно русской классической литературе, музыке, живописи, устному народному творчеству, то есть истокам нашей культуры.
Процесс вхождения ребё нка в культуру можно условно разделить на три этапа:
1. Знакомство с традициями русской культуры.
2. Осмысление их и принятие для себя.
3. Стремление сохранить эти традиции, поддержать их.
Устное народное творчество, фольклор, народное декоративно-прикладное искусство находят большое отражение в системе работы по данному направлению в рамках Образовательной программы ДОУ. И если говорить о возможности выбора своих жизненных интересов, эстетических ценностей, представлений, то надо говорить и о представлении детям возможности знать истоки национальной культуры и искусства. Приоткрывая оконце в загадочный мир народной культуры, пробуждая в детях «генную память», давая им самостоятельные творческие задания, мы тем самым возвышаем их духовные потребности доступными нам средствами.
Идея познакомить воспитанников старшей группы со славянской мифологией, возникла после знакомства с книгами Владислава Артемова «Славянские боги и божки» и «Славянские мифические существа». Сама была удивлена, что славянская мифология так всеобъемлюща. Это не только религия или эпос, это образ жизни наших предков. Она находила воплощение и в быту – будь то обряды, ритуалы, земледельческий календарь или календарь обрядовых кукол. Отрадно, что мой интерес поддержали и воспитанники, им захотелось разобраться, откуда появились такие высказывания: «Чур, меня», «Лихо одноглазое», «Разморило меня» и т. д.
Таким образом, возникло желание изучить данный вопрос, который в дальнейшем перерос в проект «Календарь народных кукол».
Изготовление тряпичных народных кукол часто опиралось на важные даты, праздники или время года. Именно поэтому существует календарь изготовления народной тряпичной куклы. Календарь выполняется на основе в виде круга, что означает «круглый год» - символизирует представления наших предков о времени и первые календари были в виде круга. Основа разделена на четыре одинаковых по размеру сектора, по временам года – голубой означает зиму, зеленый – весну, красный – лето, оранжевый – осень.
Каждому месяцу соответствует своя куколка, выполненная на основе куклы Кувадки. Кувадка - одна из самых простых куколок и самая первая куколка-оберег для малыша. Традиционно она делалась еще до рождения ребенка и лежала в его колыбели. Потом, после рождения малыша, кувадка должна была оберегать его от сглаза и злых сил. Яркая, нарядная, привлекала первый взгляд на себя. И до сих пор ведь, глядя на малыша, часто говорят - "какой красивый кукленок!" Это - от кувадок - хвалили как бы куколку, лежащую рядом с младенцем, а не самого ребенка - чтоб ненароком не сглазить.
Когда малыш чуть подрастал - кувадок подвешивали над кроваткой - своего рода современный мобиль получался. Куколок должно быть нечетное количество. А позднее, когда малыш мог удержать кувадку в ручке, она становилась его первой игрушкой. В каждой местности кувадок делали чуть по своему.
Работа над проектом велась по двум направлениям:
1. Взаимодействие с семьей. Поиск информации по заданным темам, выполнение творческих заданий, подбор материала для работы.
2. Продуктивная деятельность с воспитанниками. Изготовление кукол, изготовление основы и элементов для календаря.
По изготовлению некоторых кукол проведены мастер-классы с семьями воспитанников. Родители сделали вывод, что изготовление кукол снимает стресс, своего рода медитация. И пусть изготовленные куклы не будут нести настоящей обережной силы, потому как сделаны не совсем по правилам (куклы-обереги делаются в тишине, наедине с собой, без посторонних, но то, что они сплачивают детей и родителей, семьи воспитанников и воспитателей это точно.