Лучший педагог года

Духовно-нравственное воспитание первоклассников на уроках окружающего мира на примере УМК «Школа России»

Лена Потанина
Духовно-нравственное воспитание первоклассников на уроках окружающего мира на примере УМК «Школа России»

Аннотация: в данной статье автор пишет о возможностях духовно-нравственного воспитания на уроках окружающего мира в 1 классе.

Ключевые слова: духовно-нравственное воспитание, окружающий мир.

Тематическая рубрика: начальная школа.

Публикация «Духовно-нравственное воспитание первоклассников на уроках окружающего мира на примере УМК „Школа России“» размещена в разделах

В условиях реализации ФГОС второго поколения одним из приоритетных направлений содержания начального образования становится духовно-нравственное воспитание личности.

Духовно-нравственное воспитание предполагает становление отношений ребенка к своей Родине, обществу, коллективу, труду, к самому себе, развитие таких качеств личности, как долг, честь, совесть, достоинство, патриотизм, толерантность, активное отношение к действительности. Огромную роль для формирования этих качеств лежит на учителе начальных классов, так как работу по формированию духовно-нравственных ценностей необходимо начинать с раннего детства.

В данной статье рассмотрим возможности уроков окружающего мира в становлении нравственных качеств, этических норм, правил поведения первоклассника.

«Окружающий мир»-интегрированный предмет в начальной школе. Основанием для интеграции природоведческих и обществоведческих знаний явилось рассмотрение места и роли человека в природе и обществе. Ведущая идея обновления содержания- отбор наиболее актуальных для ребенка знаний. В курсе «Окружающий мир» учащиеся совместно с учителем ведут наблюдения явлений природы, проводят беседы, дидактические игры, экскурсии, учебные прогулки, встречи с людьми различных профессий. Познание детьми окружающего мира не ограничивается рамками одного урока. Занятия могут проводиться и на улице, и в лесу, парке, музее.

Важнейшие задачи курса «Окружающий мир» :

воспитание любви к своей Родине;

• формирование опыта экологически и этически обоснованного поведения в природной и социальной среде;

• развитие интереса к познанию самого себя и окружающего мира.

Как видим задачи курса тесно переплетаются с задачами духовно-нравственного воспитания. Объединяющим фактором в данном случае стали базовые национальные ценности, которые и являются основным содержанием духовно-нравственного развития и воспитания. В курсе «Окружающий мир» значительное место отведено развитию эстетических способностей, чувств, эмоций, отзывчивости по отношению к природе. Помогает в этом как текстовый, так и иллюстративный материал. Вопросы и задания заставляют задуматься об отношении человека к природе, обществу, к себе.

Каждый человек неразрывно связывает свою судьбу с будущим своего родного края и страны. Важно со школьной скамьи воспитывать уважительное отношение ко всему, что связано с понятием родины. При изучении курса формируются основы гражданской идентичности, патриотизм, чувство гордости за свою Родину. Этому способствуют следующие темы:

«Что такое Родина?»

«Что мы знаем о народах России

«Что мы знаем о Москве?»

Важную роль в духовно-нравственном становлении играет проектная деятельность. Например в 1 классе предлагается подготовить фоторепортаж о своей малой родине «Моя малая родина».

Проекты с каждым годом углубляются и усложняются. Благодаря этому расширяется кругозор детей о родном крае, стране в целом.

Также не маловажно, что курс «окружающий мир» ориентирован на ценности семьи, добра, труда и творчества. Он помогает ученику сформировать личностное, эмоциональное, оценочное отношение к миру, обществу, самому себе. При изучении темы в 1 классе «Как живёт семья?» необходимо выполнить проект «Моя семья». Подготовить фотоотчёт о жизни своей семьи. При изучении темы «Когда учиться интересно?», обсуждаются взаимоотношения в коллективе, ребята высказывают мнения, как можно помогать друг другу учиться, высказываются о своём учителе. Готовят проект «Мой класс и моя школа». Совместная работа на уроке позволяет испытать участникам удовлетворение и радость от успешно выполненной работы.

В 1 классе авторы учебников уже обращают внимание школьников к проблеме нравственного выбора. Это можно проследить при изучении следующих тем: «Как зимой помочь птицам?», «Почему мы любим кошек и собак?» и т. д.

На уроках используются разные формы деятельности: самостоятельная работа, проекты, творческие задания, работа в группах. Соответственно формируются в процессе такие качества, как трудолюбие, готовность помочь, терпимость к недостаткам других.

Таким образом, изучение курса «Окружающий мир» даёт большой потенциал для духовно-нравственного развития и воспитания личности гражданина России.

Список литературы:

1. Концепция духовно-нравственного развития и воспитания личности гражданина России/Под ред. А. Я. Данилюка, А. М. Кондакова, В. А. Тишкова. -М. :Просвещение, 2010 г.

2. Плешаков А. А. Пояснительная записка к учебникам «Окружающий мир»,-М. :Просвещение, 2000 г.

3. Окружающий мир. 1 класс. Учебник для общеобразовательных учреждений. В 2 ч. /А. А. Плешаков. -М. :Просвещение, 2011 г.

Публикации по теме:

Опыт работы «Духовно-нравственное воспитание детей в ДОУ» Муниципальное дошкольное образовательное учреждение «Детский сад № 10 «Березка». Сообщение из опыта работы на тему: «Духовно – нравственное.

Анализ работы по самообразованию «Духовно-нравственное воспитание детей дошкольного возраста» Анализ работы по самообразованию «Духовно-нравственное воспитание детей дошкольного возраста» «Чтение, – говорил В. А. Сухомлинский, – это.

Анкета для родителей «Духовно-нравственное воспитание в ДОУ» Уважаемые родители! Поразмышляйте над вопросами предлагаемой анкеты. Мы придерживаемся государственной политики в области образования, главный.

Духовно-нравственное воспитание детей старшего дошкольного возраста в творческой студии ДОУДуховно-нравственное воспитание детей старшего дошкольного возраста в творческой студии ДОУ В наше сложное время каждый человек пытается сохранить мир и покой в своём доме, оградить детей от зла, жестокости и агрессии окружающего.

Духовно-нравственное воспитание дошкольников средствами проектной деятельности «Весёлая матрёшка»Духовно-нравственное воспитание дошкольников средствами проектной деятельности «Весёлая матрёшка» Муниципальное бюджетное дошкольное образовательное учреждение «Детский сад №25 компенсирующего вида» Участники проекта: Едемская Лариса.

Духовно-нравственное воспитание дошкольников средствами музыки и театрализованной деятельности Проблема духовно-нравственного воспитания детей в настоящее время стала чрезвычайно актуальной: материальные ценности доминируют над духовными,.

Духовно-нравственное воспитание дошкольников в условиях взаимодействия с социумомДуховно-нравственное воспитание дошкольников в условиях взаимодействия с социумом Ознакомление детей дошкольного возраста с окружающим и их социальное развитие является одним из приоритетных направлений педагогической.

Духовно-нравственное воспитание. Стенгазета «Счастливы вместе» (младшая группа)Духовно-нравственное воспитание. Стенгазета «Счастливы вместе» (младшая группа) Творческая работа воспитателя, детей и родителей. Одной из форм работы с семьей является выпуск стенгазет. Информация, содержащая в газете,.

Духовно-нравственное воспитание. Встречи со священнослужителями православной церквиДуховно-нравственное воспитание. Встречи со священнослужителями православной церкви Духовно-нравственное воспитание. Встречи со священнослужителями православной церкви Уважаемые коллеги, доброе время суток! Самая большая.

Духовно-нравственное воспитание дошкольников среднего возраста на основе традиций русского народа «Духовно-нравственное воспитание дошкольников среднего возраста на основе традиций русского народа». на 2018-2019 учебный год. Кокорина.

Библиотека изображений:
Автор публикации:
Духовно-нравственное воспитание первоклассников на уроках окружающего мира на примере УМК «Школа России»
Опубликовано: 27 октября 2021 в 10:50
+5Карма+ Голосовать
Расскажите коллегам и друзьям!
Комментарии:
Всего комментариев: 0.
Для просмотра комментариев
Популярное из нового
4 мая. День чествования городов-героев. Передвижка «Города-герои»

 В преддверии 9 мая мы чествуем города-герои, проявившие массовый героизм и мужество в ходе Великой Отечественной войны. Расскажите детям о подвиге и доблести их предков!

3 мая. День оформления окон к 9 мая. Передвижка «Окна День Победы»

9 мая всей страной отмечаем самый народный и трогательный праздник – День Победы. Украсим наши окна к этому дню красочными композициями, чтобы повсюду чувствовалась праздничная атмосфера.


Горячие темочки



РЕГИСТРИРУЙТЕСЬ!
Используя МААМ принимаете Cоглашение и ОД