Лена Потанина
Духовно-нравственное воспитание первоклассников на уроках окружающего мира на примере УМК «Школа России»
▼ Скачать + Заказать документы
Аннотация: в данной статье автор пишет о возможностях духовно-нравственного воспитания на уроках окружающего мира в 1 классе.
Ключевые слова: духовно-нравственное воспитание, окружающий мир.
Тематическая рубрика: начальная школа.
Публикация «Духовно-нравственное воспитание первоклассников на уроках окружающего мира на примере УМК „Школа России“» размещена в разделах
- Моя Родина Россия
- Начальная школа. 1 класс
- Окружающий мир
- ОРКСЭ. Основы религиозных культур и светской этики
- Школа. Материалы для школьных педагогов
- Темочки
В условиях реализации ФГОС второго поколения одним из приоритетных направлений содержания начального образования становится духовно-нравственное воспитание личности.
Духовно-нравственное воспитание предполагает становление отношений ребенка к своей Родине, обществу, коллективу, труду, к самому себе, развитие таких качеств личности, как долг, честь, совесть, достоинство, патриотизм, толерантность, активное отношение к действительности. Огромную роль для формирования этих качеств лежит на учителе начальных классов, так как работу по формированию духовно-нравственных ценностей необходимо начинать с раннего детства.
В данной статье рассмотрим возможности уроков окружающего мира в становлении нравственных качеств, этических норм, правил поведения первоклассника.
«Окружающий мир»-интегрированный предмет в начальной школе. Основанием для интеграции природоведческих и обществоведческих знаний явилось рассмотрение места и роли человека в природе и обществе. Ведущая идея обновления содержания- отбор наиболее актуальных для ребенка знаний. В курсе «Окружающий мир» учащиеся совместно с учителем ведут наблюдения явлений природы, проводят беседы, дидактические игры, экскурсии, учебные прогулки, встречи с людьми различных профессий. Познание детьми окружающего мира не ограничивается рамками одного урока. Занятия могут проводиться и на улице, и в лесу, парке, музее.
Важнейшие задачи курса «Окружающий мир» :
• воспитание любви к своей Родине;
• формирование опыта экологически и этически обоснованного поведения в природной и социальной среде;
• развитие интереса к познанию самого себя и окружающего мира.
Как видим задачи курса тесно переплетаются с задачами духовно-нравственного воспитания. Объединяющим фактором в данном случае стали базовые национальные ценности, которые и являются основным содержанием духовно-нравственного развития и воспитания. В курсе «Окружающий мир» значительное место отведено развитию эстетических способностей, чувств, эмоций, отзывчивости по отношению к природе. Помогает в этом как текстовый, так и иллюстративный материал. Вопросы и задания заставляют задуматься об отношении человека к природе, обществу, к себе.
Каждый человек неразрывно связывает свою судьбу с будущим своего родного края и страны. Важно со школьной скамьи воспитывать уважительное отношение ко всему, что связано с понятием родины. При изучении курса формируются основы гражданской идентичности, патриотизм, чувство гордости за свою Родину. Этому способствуют следующие темы:
«Что такое Родина?»
«Что мы знаем о народах России?»
«Что мы знаем о Москве?»
Важную роль в духовно-нравственном становлении играет проектная деятельность. Например в 1 классе предлагается подготовить фоторепортаж о своей малой родине «Моя малая родина».
Проекты с каждым годом углубляются и усложняются. Благодаря этому расширяется кругозор детей о родном крае, стране в целом.
Также не маловажно, что курс «окружающий мир» ориентирован на ценности семьи, добра, труда и творчества. Он помогает ученику сформировать личностное, эмоциональное, оценочное отношение к миру, обществу, самому себе. При изучении темы в 1 классе «Как живёт семья?» необходимо выполнить проект «Моя семья». Подготовить фотоотчёт о жизни своей семьи. При изучении темы «Когда учиться интересно?», обсуждаются взаимоотношения в коллективе, ребята высказывают мнения, как можно помогать друг другу учиться, высказываются о своём учителе. Готовят проект «Мой класс и моя школа». Совместная работа на уроке позволяет испытать участникам удовлетворение и радость от успешно выполненной работы.
В 1 классе авторы учебников уже обращают внимание школьников к проблеме нравственного выбора. Это можно проследить при изучении следующих тем: «Как зимой помочь птицам?», «Почему мы любим кошек и собак?» и т. д.
На уроках используются разные формы деятельности: самостоятельная работа, проекты, творческие задания, работа в группах. Соответственно формируются в процессе такие качества, как трудолюбие, готовность помочь, терпимость к недостаткам других.
Таким образом, изучение курса «Окружающий мир» даёт большой потенциал для духовно-нравственного развития и воспитания личности гражданина России.
Список литературы:
1. Концепция духовно-нравственного развития и воспитания личности гражданина России/Под ред. А. Я. Данилюка, А. М. Кондакова, В. А. Тишкова. -М. :Просвещение, 2010 г.
2. Плешаков А. А. Пояснительная записка к учебникам «Окружающий мир»,-М. :Просвещение, 2000 г.
3. Окружающий мир. 1 класс. Учебник для общеобразовательных учреждений. В 2 ч. /А. А. Плешаков. -М. :Просвещение, 2011 г.