оксана шельманова
Духовно-нравственное воспитание в условиях дошкольного и дополнительного образования
▼ Скачать + Заказать документы
ДУХОВНО-НРАВСТВЕННОЕ ВОСПИТАНИЕ В УСЛОВИЯХ ДОШКОЛЬНОГО И ДОПОЛНИТЕЛЬНОГО ОБРАЗОВАНИЯ
Шельманова Оксана Олеговна
Воспитатель I категории БДОУ города Омска
«Детский сад № 238», г. Омск
Аннотация: Целью разумного воспитания детей заключается в постепенном понимании вещей окружающего мира. А результатом понимания должно стать возведение добрых инстинктов детской натуры в сознательное стремление к идеалам добра и правды.
Публикация «Духовно-нравственное воспитание в условиях дошкольного и дополнительного образования» размещена в разделах
Ключевые слова: духовно-нравственное воспитание, духовность, нравственность, семья, традиция.
Мир, окружающий нас, для детей полон загадок. Как он будет разгадывать их, зависит от нас - взрослых. Дошкольное детство - это важный период в жизни ребенка. В это время формируются ощущения собственных возможностей, потребность в самостоятельной деятельности, основные представления об окружающем мире, добре и зле в нем, представления о семейном укладе и родной земле. Но предназначение дошкольного возраста не получение ребенком знаний, а становление базовых свойств его личности: самооценки, эмоциональной сферы и духовно-нравственных ценностей.
В современном мире нравственные нормы взаимоотношений между людьми оказались отвергнутыми и забытыми как в семье, так и в обществе в целом. Потеря духовно-нравственных ориентиров, помогающие делать выбор между добром и злом; идеалов и ценностей; искоренение истинных представлений о доброте, милосердии, великодушии, справедливости стало глобальной проблемой современного общества.
Духовно-нравственное воспитание – это процесс содействия духовно-нравственному становлению человека: формирование нравственных чувств - совести, долга, веры, ответственности, гражданственности, патриотизма; нравственного облика - терпения, милосердия, кротости; нравственной позиции - способности к различению добра и зла, проявлению любви; нравственного поведения - готовности служения людям и Отечеству, проявления духовной рассудительности, послушания. Ребенок не рождается злым или добрым, нравственным или безнравственным. Но какие нравственные качества разовьются у ребенка, зависит, прежде всего, от родителей, педагогов и окружающих его взрослых, от того, как они его воспитают, какими впечатлениями обогатят. Поэтому мы в дошкольный период создаем вокруг ребенка чистую, духовно-здоровую атмосферу для развития и воспитания в обществе, детском саду, семье, корректируем негативные проявления в развитии воспитанника.
В нашем дошкольном учреждении духовно-нравственное воспитание стало неотъемлемой частью всестороннего воспитания ребенка. Интеграция его содержания обеспечивает влияние на целостное восприятие окружающего мира в повседневной жизни детей, во всех видах детской деятельности и на традиционные методики дошкольного образования с личностно-ориентированным творческим подходом. Первыми шагами духовного воспитания дошкольника является приобщение к традициям самого народа, так и к ценностям традиционной духовной культуры.
Россия многогранна и богата своими традициями. Но что такое традиция? Это связь поколений, на которых держится духовно-нравственная жизнь народа. Традиции впитали в себя все «разумное, доброе, вечное», что создавалось народом.
Наблюдения и опрос родителей показывает, что «ахиллесовой пятой» в духовно-нравственном воспитании является семья. Поэтому воспитывая дошкольника, мы «воспитываем» родителей. Эта тесная взаимосвязь между педагогами и семьей помогает развитию духовной личности ребенка. А праздники – это возможность раскрытия личности ребенка и вовлечение его семьи в совместную деятельность по воспитанию в нем нравственных качеств. Поэтому возникла идея в создании своих традиций - таких как сказкотерапия, создание мини-музеев в группах, проведение праздников силами педагогов, родителей и ребят, проводятся встречи в «Семейном клубе».
В работе дошкольного учреждения использованы самые действенные средства на дошкольника – игра, театральное действие, кукла, сказка. Персонажи сказок рассуждают о своих поступках, просят совета у детей, проявляют уважение к старшим, учат просить прощения, если провинились, или прощают обидчикам, стремятся быть добрыми. Ребенок учиться различать «плохое» и «хорошее», «доброе» и «злое», наблюдая за поступками героев художественных произведений. Таким образом, использование театра и театральных действ на православных, фольклорных праздниках обеспечивает ретрансляцию социального опыта и культурного наследия, передачу духовного опыта человечества, способствующая помощи ребенку построить духовно-целостную картину мира, научиться принимать решения в жизненных ситуациях, преодолевать негативные эмоциональные переживания.
Духовно-нравственное воспитание в детском саду не принесет благо, если родители не будут поддерживать в детях те добрые правила жизни, которые оставили наши предки. То, что ребенок получает в семье, он сохраняет в последующей жизни. Поэтому мы помогаем родителям передавать духовно-нравственные обычаи. Та работа, которая ведется в нашем дошкольном учреждении, восстанавливает преемственность семейных поколений; повышает компетентность родителей в вопросах семейного духовно-нравственного воспитания; направляет партнерское взаимодействие педагогов с родителями. А главным результатом наших усилий является усвоение ребенком вечных ценностей: милосердия, сострадания, любви к родным, и близким, стремление к добру и неприятию зла.
«Детство — это открытое состояние Совести и Душевных Сил.»[1, с. 7]. Поэтому нашей главной задачей является помочь родителям воспитать ребенка мыслящим, добродетельным, милосердным, совестливым, верящим в возможность совершенствования мира и людей.
Литература
1. Зинкевич-Евстигнеева Т. Д. Основы сказкотерапии (ч. 1)//Школьный психолог. – 2001 №25. – с. 5-12.
2. Калунина, Е., Воспитание сказкой. // Ребенок в детском саду. – 2002. - № 5. – с. 73.
3. Маханева М. Д. Нравственно-патриотическое воспитание дошкольников. Методическое пособие. - М. :ТЦ Сфера, 2009. – 96с.
4. Островская Л. Ф. Беседы с родителями о нравственном воспитании дошкольника. - М. : Просвещение, 1987.
5. Рогаткина, Т, Овод Г. В нашем театре – сказка. // Дошкольное воспитание. – 2002. – №5. - с. 125–127.
Интернет-ресурсы:
6. Игумен Евмений Перистый. «Духовность как ответственность»-2000.- [электронный ресурс] / ответственность: игумен Евмений. - URL : https://www.krotov.info (24.02.2015)
7. Логинова О. И. Сказкотерапия в работе с детьми и взрослыми [Электронный ресурс] / О. И. Логинова // Психология и человек : [авторский проект сайта]. – М., 2005. – URL :
8. Денисова Н. А. «Воспитание духовно- нравственных качеств личности детей старшего дошкольного возраста в процессе взаимодействия ДОУ, семьи и общественных организаций» [Электронный ресурс] / консультации для воспитателей. - URL : www.moi-detsad.ru (25.02.2015)