Лучший педагог года

Духовно-нравственное воспитания детей дошкольного возраста в условиях реализации ФГОС

Наталья Асанова
Духовно-нравственное воспитания детей дошкольного возраста в условиях реализации ФГОС

«Духовная жизнь ребенка полноценна

лишь тогда, когда он живет в мире игры,

сказки, музыки, фантазии, творчества.

Без этого он - засушенный цветок».

В. А. Сухомлинский

Интерес к проблеме воспитания духовно-нравственных качеств, ее острота не ослабевали никогда. В 21 веке в нашей стране произошли перемены социально - экономического и политического характера, повлекшие за собой изменения и в сфере морально - нравственных ценностей и норм поведения в обществе. В нравственном воспитании современных детей наметились негативные тенденции: книги ушли на второй план, их место занял экран телевизора, с которого в жизнь ребенка теперь постоянно входят персонажи сказок, герои мультфильмов, не всегда отличающиеся душевностью или нравственной чистотой. В образовании детей дошкольного возраста больше внимания стали уделять познавательному развитию, подготовке ребят к школе. Родители покупают своим детям красочные энциклопедии, водят на дополнительные занятия к педагогам-репетиторам, не жалея на обучение ни времени, ни денег. А вот на совместное чтение книг, на изготовление подарков близким, на прогулки, совместные игры и прочее времени свободного не остается.

Публикация «Духовно-нравственное воспитания детей дошкольного возраста в условиях реализации ФГОС» размещена в разделах

В настоящее время перед обществом необычайно остро стоит проблема нравственного воспитания всех возрастов, педагогическое сообщество заново пытается понять, каким образом привить современным детям нравственно-духовные ценности.

Духовно-нравственное воспитание дошкольников — это целостная система, способная сформировать человека, умеющего успешно жить в современной драматической и противоречивой социальной среде.

3 слайд

Актуальность этой задачи в современной России отражена и в Федеральном государственном образовательном стандарте дошкольного образования. В методологическую основу разработки и реализации Федерального государственного образовательного стандарта дошкольного образования была заложена Концепция духовно-нравственного развития и воспитания личности гражданина России. Проблема духовно – нравственного воспитания представлена в ФГОС дошкольного образования в логике ценностного и социокультурного подходов. Федеральный государственный образовательный стандарт дошкольного образования выдвигает одним из основополагающих принципов дошкольного воспитания «приобщение детей к социокультурным нормам, традициям семьи, общества и государства».

4 слайд

Ценностный и социокультурный аспекты выделены в характеристике всех пяти образовательных областей дошкольного образования.

5 слайд

Работа по духовно-нравственному воспитанию детей, основана на «Основной общеобразовательной программе дошкольного образования» под ред. Н. Е. Вераксы, Т. С. Комаровой, М. А. Васильевой.

Я начала работать по данному вопросу с детьми I младшей группы с сентября 2017. Главная моя задача заключается в том, чтобы помочь ребенку определиться с объектами его чувств, разобраться в этом непростом мире. Эффективное нравственное воспитание невозможно без обсуждения с малышом нравственной стороны поступков других людей, персонажей художественных произведений, выражения своего одобрения его нравственных поступков наиболее понятным для дошкольника образом.

6слайд

1)самообразование;

Я изучила литературу по данной теме

2)взаимодействие с родителями;

Провела анкетирование родителей с целью, выявления мнения родителей о проблемах духовно — нравственного воспитания детей. Анализ анкет показал в большей степени положительные результаты.

3)совместная деятельность с детьми.

7 слайд

Для работы с детьми была создана предметно — развивающая среда.

8слайд

В начале учебного года мной были поставлены цели и задачи по духовно-нравственному воспитанию :

Цель: Создать условия для духовно-нравственного воспитания детей;

Задачи:

Приобщение детей к традиционным для православной России духовно -нравственным ценностям;

Раскрытие духовной одаренности ребенка,

Активизация позитивных, гармоничных, отношений ребенка к социальному миру взрослых и сверстников, к окружающей среде;

Формирование гражданского самосознания, любви к Родине и русскому народу,

Охрана и укрепление духовного и физического здоровья детей,

Создание игрового и образовательного пространства жизнедеятельности ребенка.

9слайд

Основными направлениями работы с детьми дошкольного возраста являются :

1. Духовно-образовательное направление. (занятия, чтение художественной литературы, беседы, устные поучения, игровые тренинги.)

2. Воспитательно-оздоровительное направление (праздники, подвижные игры, прогулки, экскурсии, походы.)

3. Культурно-познавательное направление (концерты, просмотры фильмов и мультфильмов, прослушивание аудиозаписей, участие в православных праздниках) .

4. Нравственно-трудовое направление (трудовое воспитание, изготовление подарков, атрибутов для игр)

5. Работа с родителями

Для успешной работы в данном направлении использую разнообразные методы:

10 слайд

Наглядный метод использую при чтении сказок, рассказов, потешек, стишков с использованием презентаций или показе иллюстраций к произведению.

Ребята самостоятельно смотрят иллюстрации из сказок, рассказывают, что изображено на картинке.

Дети с большим удовольствием показывают настольный театр: «Репка».

11 слайд

Словесные методы наиболее эффективные в процессе разучивание потешек, колыбельных песен, чтения сказок, например: «Теремок» учу простым житейским мудростям (надо быть гостеприимным и дружелюбным, а жить лучше сообща). Сказка «Репка» показываю детям, как можно преодолевать любые трудности не одному, а совместными усилиями с близкими, не опускать руки перед возникающей проблемой, а смело и дружно бороться с ней. Подвожу к пониманию того, что взаимоподдержкa и дружба – великая сила. Слушая сказку «Курочка Ряба» дети вместе с курочкой учатся сочувствию к ближним.

Обыгрываю различные ситуации, требующие проявления заботы, внимания, сочувствия. Например, во время сюжетно ролевой игры «Угощения» к нам в гости пришла кукла Таня. Детям задаю вопросы: Что надо делать, когда приходят гости? Как предлагать угощение? Какие вежливые слова говорить и т. п.

Сюжетно – ролевая игра «Семья», девочки укладывая куклу спать, поют колыбельную ей песенку.

Во время самостоятельной деятельности детей закреплению правила поведения в группе «Не бери без спроса игрушку у товарища». Вместе с ребятами делаем вывод и закрепляем правило.

Аналогично разбирали и другие ситуации, например, «Сам игрушкой поиграй и товарищу дай».

На занятии по развитию речи по теме: «Моя мама», дети (с использованием семейных фотографий) рассказывали о своих мамах, о том, какие они; как дети любят их. Я подвела детей к выводу о том, что о маме тоже надо заботиться, помогать им, не огорчать.

Совместно с музыкальным руководителем, мы организовали утренник – посвященный 8 Марта, на котором поздравляли мам и бабушек.

Также в работе с ребятами мной использую дидактические игры: «Азбука настроений», «Наши чувства и эмоции». Игры находятся в доступном месте, дети пользуются ими в любое время.

12 слайд

Важное значение имеет практический метод, который использую, когда необходимо:

Всегда на занятие, в гости к детям приходит сказочный герой, создаю проблемную ситуацию. Спрашиваю у детей : «Как мы можем помочь?» Ребята предлагают на рисовании нарисовать подарок для мамы. На занятии по лепке слепить ягоды для семьи.

Мной ведется ежедневная работа над воспитанием нравственных качеств у детей во время всех режимных процессов (утренний прием детей, зарядка, мытье рук, прием пищи и т. п.); ласково встречаю вернувшегося после болезни ребенка, стараюсь не оставить без внимания ни один положительный или отрицательный поступок ребенка, выбирая ту или иную форму работы с детьми.

13 слайд

Одной из важных задач детского сада по духовно-нравственному воспитанию является установление тесной связи с семьёй. Семья и дошкольное учреждение - два важных института социализации ребенка. И хотя их воспитательные функции различны, для всестороннего развития ребенка необходимо их взаимодействие.

Мной запланировано родительское собрание «Воспитание духовно - нравственных качеств у детей младшего дошкольного возраста», на котором я расскажу о проведенной мной работе в первой младшей группе по духовно – нравственному воспитанию, а также познакомлю с задачами по духовно-нравственному воспитанию детей во II младшей группе, с формами и методами работы по данной теме, также будут даны рекомендации родителям по воспитанию у детей духовно-нравственных качеств.

Каковы же результаты моей работы? Я считаю, что задачи, поставленные мной в начале учебного года, почти в целом выполнены. Дети в основном соблюдают правила поведения в детском саду, вместе пользуются игрушками, учатся уступать игрушки друг другу, стараются помочь друг другу при одевании и раздевании. Дети (пока не все) здороваются с детьми и взрослыми утром, приходя в д/с, прощаются, уходя из д/сада, благодарят за помощь. Большинство детей умеют правильно оценить хороший или плохой поступок, доброжелательны друг к другу, взрослым, проявляют заботу о товарищах не только по побуждению воспитателя, но и самостоятельно. Конечно же, есть дети, которые требуют особого внимания, индивидуального подхода.

Работа по воспитанию духовно-нравственных качеств у детей мной будет вестись и в дальнейшем; я буду работать над решением новых задач в соответствии с возрастом детей.

Вывод: Духовно-нравственное воспитание дошкольников — это целостная система, способная сформировать человека, умеющего успешно жить в современной драматической и противоречивой социальной среде. Поэтому оно должно быть выстроено как система формирования человека в соответствии с добром, с ответственностью в сознании. Нужно научить детей противодействовать современным социальным опасностями, разрушительным тенденциям, сформировать своего рода духовно-нравственный иммунитет, делающий человека невосприимчивым к злу в окружающем мире и в самом себе, и способных противостоять ему.

14 слайд Список используемой литературы:

Прикреплённые файлы:

m-o_ofh2s.pptx | 3006,69 Кб
 
Публикации по теме:

Художественно-эстетическое развитие детей дошкольного возраста в условиях реализации ФГОС до «Художественно-эстетическое развитие детей дошкольного возраста в условиях реализации ФГОС ДО» Современное гуманистически ориентированное.

Анализ по самообразованию «Духовно-нравственное воспитание детей дошкольного возраста»Анализ по самообразованию «Духовно-нравственное воспитание детей дошкольного возраста» Цель: Создать условия для духовно-нравственного развития ребенка. Организовать в семье совместную творческую деятельность, направленную.

Воспитание духовно-нравственной культуры в условиях реализации ФГОС в ДОУ .

Духовно-нравственное патриотическое воспитание детей дошкольного возраста Духовно-нравственное патриотическое воспитание детей дошкольного возраста. Воспитатель Анисимова Екатерина Егоровна. Духовный мир ребенка.

Кейс-технология как формирование духовно-нравственных ценностей дошкольников в условиях реализации ФГОС ДО Кейс метод, как технология формирования нравственных ценностей дошкольников в условиях формирования ФГОС ДО Гудова Ильмира Рамильевна воспитатель.

Народная сказка как средство нравственного воспитания детей дошкольного возраста в условиях реализации ФГОС  Актуальность Перед современным воспитателем остро стоит проблема нравственного воспитания детей дошкольного возраста, и ее острота не ослабевала.

Патриотическое воспитание детей дошкольного возраста в условиях реализации ФГОС ДО Муниципальное бюджетное дошкольное образовательное учреждение детский сад комбинированного вида № 58 САМОАНАЛИЗ ПРОФЕССИОНАЛЬНОЙ ДЕЯТЕЛЬНОСТИ.

Позитивная социализация детей дошкольного возраста в условиях реализации ФГОС дошкольного образования Аннотация. В статье рассматривается дошкольный возраст как благоприятный период для социального развития, посредством социальных отношений.

Проблемы реализации духовно-нравственного воспитания в современных условиях “Народ, который не знает своей культуры и истории, - презренен и легкомыслен”. Н. В. Карамзин Я закончила музыкальное отделение Тамбовского.

Лэпбук как средство развития речи детей дошкольного возраста в условиях реализации ФГОС  Сообщение Лэпбук - как средство развития речи детей дошкольного возраста в условиях реализации ФГОС ДО Подготовила: воспитатель МБДОУ д-с.

Библиотека изображений:
Автор публикации:
Духовно-нравственное воспитания детей дошкольного возраста в условиях реализации ФГОС
Опубликовано: 9 июня 2018 в 09:31
+41Карма+ Голосовать
Расскажите коллегам и друзьям!
Комментарии:
Всего комментариев: 15.
Для просмотра комментариев
Популярное из нового
28 апреля. Вербное воскресенье. Передвижка «Вербное воскресенье»

За неделю до Пасхи христиане празднуют Вербное воскресенье. Красивый символ этого праздника – веточки вербы с белоснежными пушистыми комочками.

В 2024 году БАМ отмечает 50-летний юбилей. Передвижка «БАМ»

8 июля – памятная дата в честь строительства Байкало-Амурской магистрали, знаменитого БАМа. В этот день, 8 июля 1974 года, было подписано постановление о начале строительства Байкало-Амурской магистрали....


Горячие темочки



РЕГИСТРИРУЙТЕСЬ!
Используя МААМ принимаете Cоглашение и ОД