МААМ-картинки

Дыхательная гимнастика как средство речевого развития дошкольника

Ирина Жиркова
Дыхательная гимнастика как средство речевого развития дошкольника
▼ Скачать + Заказать документы

Дыхательная гимнастика – как средство речевого развития дошкольников

«Правильное дыхание – основа здоровья и долголетия!»

К. С. Станиславский

Публикация «Дыхательная гимнастика как средство речевого развития дошкольника» размещена в разделах

Дыхание является очень важной функцией в жизнедеятельности человеческого организма. Дыхание – это жизнь. В настоящее время острые респираторные вирусные заболевания занимают ведущее место в структуре общей заболеваемости дошкольников. Это связано как с анатомо-физиологическими особенностями, появление новых штаммов вируса, так и с низким уровнем сопротивляемости организма ребёнка. Поэтому целесообразно с самого раннего возраста уделять особое внимание формированию, развитию и укреплению респираторной системы и на этом фоне общему оздоровлению организма. Важную роль в развитии органов дыхания играет дыхательная гимнастика.

Дыхательная гимнастика — это комплекс специализированных дыхательных упражнений, направленных на укрепление физического здоровья ребёнка. Она служит для развития у ребёнка органов дыхания, постановки различных видов дыхания, а также профилактике заболеваний верхних дыхательных путей дыхательной системы организма.

Упражнения дыхательной гимнастика широко применяется в составе комплексной терапии при лечении заболеваний, а также для общего оздоровления у детей дошкольного и школьного возрастов.

Считается, что правильное дыхание избавляет человека от многих болезней и не допускает их появления. Правильное дыхание стимулирует работу сердца, головного мозга и нервной системы. Медленный выдох помогает расслабиться, успокоиться, справиться с волнением и раздражительностью. Носовое дыхание предохраняет горло и легкие от холодного воздуха и пыли, хорошо вентилирует легкие.

Упражнения на дыхание способствуют профилактике простудных заболеваний и бронхитов, восстановлению после воспаления легких и укреплению иммунитета ребенка. Развитие дыхательной системы повышает выносливость организма во время физической активности и улучшает работу мозга. Упражнения на дыхание насыщают клетки мозга ребенка кислородом — это помогает ему лучше запоминать информацию и активнее участвовать в учебном процессе.

При регулярном проведении занятий объем легких увеличивается и укрепляется дыхательная мускулатура. Упражнения укрепляют мышцы брюшной полости, носоглотки и верхних дыхательных путей. Способствуют выравниванию осанки.

Физиологическое дыхание складывается из вдоха и выдоха, которые сменяют друг друга. В покое продолжительность вдоха и выдоха одинакова. При произношении фразы мы делаем небольшой вдох и длинный выдох. Дыхательный отдел обеспечивает речевое дыхание, без которого невозможна речь. Речевое дыхание считается неправильным, если дыхание учащено, выдох укорочен, слишком большой вдох или добор воздуха заметен для окружающих. Залогом четкого произношения звуков и ясной дикции является хорошо поставленное речевое дыхание. Правильное речевое дыхание – основа для нормального звукопроизношения, речи в целом. Некоторые звуки требуют энергичного сильного выдоха, сильной воздушной струи.

Основой для дыхания является диафрагма. По способу расширения грудной клетки выделяют следующие виды дыхания :

• рёберное или грудное;

• брюшное;

• смешанное (грудно-брюшное).

Самым рациональным является грудно-брюшное, которое называют диафрагмальным. Этот тип дыхания оптимален для фонации, т. е. для производства голоса.

Для речевого дыхания, в отличие от физиологического, характерно значительное увеличение фазы выдоха. Соотношение длительности вдоха и выдоха, примерно 1:8. Регуляция выдоха осуществляется за счёт работы диафрагмы, межрёберных мышц, мышц груди и спинных мышц. Важно, чтобы выдох был плавным и лёгким, воздух расходовался рационально.

Для слитного произношения целых смысловых отрезков (фраз, предложений) необходим удлинённый выдох. Вдох же напротив, должен быть как можно коротким, чтобы сократить паузы между отрезками речи. Для детей особенно важно научиться удлинять выдох. Дыхательная гимнастика - закрепление навыков диафрагмального дыхания, развитие силы, плавности, длительности выдоха.

Значение дыхательной гимнастики для детей — это ее многосторонняя помощь в лечении и профилактике болезней. Целесообразно использовать её и для развития речи ребенка.

У детей дошкольного возраста речевое дыхание несовершенно : ослабленный вдох и неправильный речевой выдох.

Правильное дыхание очень важно для развития речи, т. к. дыхательная система – это энергетическая база речевой системы. В своей работе я использую дыхательную гимнастику на подготовительном этапе по коррекции звукопроизношения. Упражнения для детей провожу в игровой форме, на положительном эмоциональном фоне. Чтобы заинтересовать ребёнка, упражнения подбираю с весёлыми названиями. Дыхательную гимнастику можно проводить лёжа, сидя, стоя.

Для получения оптимального результата от занятий необходимо соблюдать общие рекомендации по проведению гимнастики и подбирать комплекс, подходящий для определенной возрастной группы.

Основные рекомендации по проведению для всех возрастных групп:

• Проведение гимнастики обязательно происходит на свежем воздухе. Если нет возможности выйти на улицу, необходимо хорошо проветрить помещение.

• В комнате, где проводятся занятия, не должно быть пыли, которую вдохнут дети.

• Желательно, чтобы одежда была свободной и не сдавливала грудную клетку и живот.

• Для детей возраста два-три года подойдет комплекс из одного-трех занятий, протяженностью не более 5 минут. В силу возрастных особенностей они не смогут заниматься дольше и могут отвлечься вскоре после начала выполнения.

• Чтобы привлечь к выполнению дошкольников, следует проводить гимнастику в форме игры. Также можно предлагать детям понюхать цветы или угадать, какой запах появился в воздухе.

• Тело во время занятий должно быть расслабленным, мышцы шеи, рук и груди не напряжены.

Вдыхать воздух через нос, выдыхать – через рот; вдыхать легко и коротко, а выдыхать – длительно и экономно; после выдоха перед новым вдохом сделать остановку на 2 – 3 сек.

• плечи не поднимать, необходимо следить, за тем, чтобы не надувались щеки (для начала их можно придерживать руками)

- нельзя много раз подряд повторять упражнения (2-3 раза, так как это может привести к головокружению.

ВАЖНО! У дыхательной гимнастики существуют противопоказания. Занятиями запрещено заниматься лицам, страдающим от порока сердца и во время острых воспалительных заболеваний легких и вирусных инфекций.

С чего же начинать? Дыхательная гимнастика начинается с общих упражнений, направленных на развитие физиологического дыхания. Проще говоря, необходимо научить ребёнка правильно дышать. Цель этих упражнений – увеличить объём дыхания и нормализовать его ритм. Следует учить детей дышать глубоко и равномерно, не задерживать дыхание при мышечной работе. При занятиях дыхательной гимнастикой развивается и совершенствуется диафрагмальное дыхание. Подвижность диафрагмы увеличивается, что способствует более полному расширению грудной клетки для большего забора воздуха.

Особым направлением является работа с родителями. С целью получения дополнительной информации об оздоровлении ребёнка посредством использования дыхательной гимнастики для родителей были организованы индивидуальные беседы и консультации. В ходе проведения практикума «Дыхание – залог здоровья» родители познакомились с комплексами дыхательных и звуковых упражнений, с особенностями их использования в домашних условиях. Для них была составлена памятка выполнения упражнений дома. Данная форма работы позволила родителям приобрести практические навыки использования дыхательной гимнастики.

Картотека упражнений дыхательной гимнастики

Дыхательная гимнастика для детей младшего дошкольного возраста.

В возрасте 2— 3 лет ребенок способен освоить следующие упражнения:

Встать, руки опустить вдоль тела. На раз — вдох, руки поднять, на два — выдох, руки опустить. Руки вытянуть прямо перед собой. На раз — вдох, руки развести в стороны, на два — сделать выдох и обхватить руками плечи, на три — вернуться в исходное положение. Руки поставить на пояс. Ребенок слегка приседает на вдохе и выпрямляется на выдохе. Все упражнения повторяются 4—5 раз.

Дыхательная гимнастика для детей 4—5 лет : Руки согнуты в локтях. Нужно изобразить ими движения, как птица машет крыльями. На движении вверх делается вдох, вниз — выдох. Надуть щеки, сделать несколько шагов по комнате и постучать по ним, выпуская воздух. Сидя на стуле, на вдохе согнуть руки в локтях и поднять ладонями вверх. На выдохе опустить руки ладонями вниз.

Упражнения для формирования речевого дыхания

«Паровоз» - ходьба на месте или по комнате с попеременным, изображая согнутыми руками движения колё с паровоза и имитацией звука останавливающегося поезда: «Ч-у-х! Ч-у-х!». Повторять в течение 35-40 секунд.

«Пастушок» - Подуть в небольшую дудочку и как можно громче промычать, чтобы созвать разбежавшихся в разные стороны коров. Показать ребёнку, что необходимо вдохнуть через нос и резко подуть в дудочку.

Заиграла дудочка

Рано поутру.

Пастушок выводит: «Ту-ру-ру-ру-ру!»

А коровки в лад ему

Затянули песенку: «Му-му-му-му-му!»

Как играет дудочка?

Воспитатель показывает правильное выполнение упражнения: глубокий вдох. Просит ребенка как можно громче подуть в дудочку. (Повторить 4-5 раз.)

«Птички»

Дети медленно ходят, имитируя руками движение крыльев птицы. При взмахе вверх происходит вдох, при опускании рук — выдох. При этом взрослый сопровождает игру фразами: «Птички летят на юг», «Птички взмахивают крыльями, опускают крылья».

«Постучи кулачками».

И. п. – встать прямо, ноги врозь, руки опустить. Присесть и 3 раза постучать кулачками о пол, приговаривая: «Тук-тук-тук». Повторить в среднем темпе 2-3 раза.

«Вертушка»

Цели: тренировка навыка правильного носового дыхания; укрепление мышц лица; формирование углубленного вдоха.

Оборудование: вертушка.

Ребёнок дует на лопасти вертушки, а взрослый сопровождает его действия стихотворением.

Веселая вертушка

Скучать нам не дает.

Веселая вертушка

Гулять меня зовет.

Взрослый показывает правильное выполнение упражнения: носом вдохнули глубоко, чтобы ветерок сильный был, губы трубочкой сложили, подули. Долго дует ветерок. (Повторить 3-4 раза).

«Понюхаем цветочек»

Цели: формирование углубленного вдоха; тренировка правильного носового дыхания. Оборудование: цветок.

Здравствуй, милый мой цветок.

Улыбнулся ветерок.

Солнце лучиком играя,

Целый день тебя ласкает.

Взрослый показывает правильное выполнение упражнения: глубокий вдох при спокойно сомкнутых губах (Повторить 4-5 раз).

«Надуем пузырь»

Цели: тренировка правильного носового дыхания; формирование ритмичного выдоха и его углубление.

Дети стоят тесным кругом, имитируя сдутый пузырь. Затем, отходят назад, растягивая круг и приговаривая: «Раздувайся, пузырь, раздувайся большой, оставайся такой, да не лопайся». Образуется большой круг. По сигналу воспитателя «пузырь лопнул» дети идут к центру круга, произнося звук: «Ф - ф – ф», подражают выходящему воздуху. Повторить 4-5 раз.

«Горячий чай» - Раздать детям разрисованные картонные кружки и сказать, что в них разлит горячий чай. Детям нужно быстро вдохнуть воздух через нос и выдохнуть через рот, сомкнув губы в трубочку, остужая чай.

«Снежинки»

Цели: тренировка правильного носового дыхания; формирование углубленного выдоха; укрепление мышц лица.

Оборудование: бумажные снежинки.

На полянку, на лужок

Тихо падает снежок.

И летят снежиночки,

Белые пушиночки.

Воспитатель показывает правильное выполнение упражнения: вдохнули носом, губы сложили трубочкой и дуем на снежинки. (Повторить 4-6 раз.)

«Пузырики»

Цели: тренировка правильного носового дыхания; формирование углубленного выдоха; укрепление мышц лица.

Дети делают глубокий вдох через нос, надувают «щёчки – пузырики» и медленно выдыхают через чуть приоткрытый рот. (Повторить 2 – 3 раза).

«Звуки вокруг нас»

Ход игры: В мире вокруг нас много разных звуков. Как плачет малыш? «А-а-а!» А как вздыхает медвежонок, когда у него болит зуб? «О-о-о!» Самолёт в небе гудит? «У-у-у!» А как пароход на реке гудит? «Ы-ы-ы!»

«Часики»

Цели: тренировка речевого дыхания; согласование движений рук с дыхательными движениями грудной клетки.

Оборудование: игрушечные часы.

Держу часы в руках, Идут часы вот так: Тик-так, тик-так! (воспитатель прячет часы) Где же, где же, где часы? Вот они часы мои, Идут часы вот так! Как часики стучат?

Воспитатель показывает правильное выполнение упражнения: рот закрыли, вдохнули носом – руки вверх, выдохнули – вниз. Тик-так, тик-так! (Повторить 4-6 раз).

«Как гуси шипят».

И. п. – встать, ноги врозь, ступни параллельно, держа палку на сгибе рук. Наклониться вперёд, смотря перед собой и вытягивая шею, произнести: «Ш-ш-ш.». Повторить в среднем темпе 3-4 раза.

Дыхательные упражнения для детей старшего дошкольного возраста.

Упражнения на развитие физиологического дыхания

Дети 6-7 лет могут выполнять более сложные упражнения:

На вдохе зажать одну ноздрю пальцем, на выдохе — другую. Дышать поочередно разными ноздрями.

1- Вдох и выдох через нос: вдох глубокий, выдох длительный и плавный;

2- Вдох через нос, выдох через рот;

3- Вдох через рот, выдох через нос: для контроля можно подносить к носу полоски бумаги, ваты;

4- Вдох и выдох через рот – если упражнение не получается, зажать нос пальцами;

5- Комбинированный вдох – задержка дыхания, выдох через нос, далее задержка дыхания и выдох через рот (слегка приоткрытый).

Упражнения на развитие речевого дыхания без учёта речи

«Воздушный шарик»

Цель: вырабатывать длительную направленную воздушную струю.

Встать, расставив ноги в стороны и представить в руках невидимый воздушный шарик. На счет взрослого «раз, два» сделать глубокий вдох, набрав воздуха в легкие. На счет «три, четыре» усиленно выдохнуть, наполняя воображаемый шар. При этом показывать руками, как шарик увеличивается в размерах.

«Бегемотик»

Дети садятся или ложатся, кладут руку на живот и глубоко дышат. Взрослый произносит слова:

«Сели бегемотики, потрогали животики.

Животики раздуваются (при этом происходит вдох,

А затем животики сдуваются (выдох)

«Покачай игрушку»

Дети ложатся на спину, кладут на животик игрушку (мишку, зайку, куклу). На счет взрослого «раз, два» ребёнок делает вдох через нос так, чтобы игрушка поднялась вверх как можно выше. А теперь сделай губы трубочкой и выдохни воздух через рот как можно дольше. Пока я считаю: один-два-три. Покачай игрушку ещё 5 раз.

«Губная гармошка»

Губная гармошка – это гриф деревянной расчёски. Ребёнку нужно представить, будто он играет на ней, плавно выдыхая воздух через тонкие полоски.

«Мыльный пузырь»

Дети становятся в круг, держась за руки. Они должны надуть огромный мыльный пузырь, границами которого стали они сами. Происходит глубокий вдох через нос и усиленный выдох. Воображаемый пузырь между детьми надувается, а они с каждым выдохом отходят на шаг назад. Взрослый подбадривает: «Надувайся пузырь, надувайся большой! Да не лопайся!» Когда дети отошли на максимальное расстояние друг от друга, ведущий хлопает в ладоши и кричит: «Пузырь лопнул!» Дети разбегаются в разные стороны (разлетаются маленькие пузырьки).

«Погружение под воду»

Ребенок должен представить, что ему предстоит плыть под водой. Для этого он глубоко вдыхает воздух, затем задерживает дыхание на максимальное количество времени. При этом можно зажать нос рукой или имитировать плавание, медленно разводя руками.

«Загони мяч в ворота»

Вытянуть вперёд губы трубочкой и длительно дуть на ватный шарик, лежащий на столе, пытаясь загнать его в «ворота» между двумя кубиками. Загонять шарик следует на одном выдохе, не допуская, чтобы воздушная струя была прерывистой. Следить, чтобы щёки не надувались.

«Снегопад»

Наполнить пластиковые бутылочки для воды (объёмом 0,5 л) крошками пенопласта. Посередине языка кладётся соломинка для коктейля, конец которой опускается в бутылку с пенопластом. Подуть через соломинку, чтобы закружился снегопад. Следить, чтобы щёки не надувались, губы были неподвижны.

Упражнения на произнесение гласных и согласных звуков

Поочередные упражнения на гласные звуки (2-4 раза, чередуя шёпотом и голосом

1. Произношение на выдохе: а,о,у, э, ы

2. Произношение двух гласных на одном выдохе: а-э,о-у,и-ы,э-и

3. Произношение трё х гласных на одном выдохе: а-э-о,о-у-и,о-у-а

4. Произношение гласных в звукоподражании музыкальным инструментам - «у-у-у-у» (гудит труба, предметам – «уа-уа-уа»(плачет кукла,животным – «а-а-а» (ревёт медведь).

Поочерёдные упражнения на произношение согласных звуков (2-4 раза). Логопед следит, чтобы ребёнок правильно имитировал нужный звук.

1. Звукоподражание предметам – «з-з-з» (зазвонил телефон, «ш-ш-ш» (паровоз выпускает пар, «р-р-р» (ревёт трактор).

2. Звукоподражание животным – «р-р-р» (рычит тигр, «ж-ж-ж» (жужжит жук, «с-с-с» (летит оса).

3. Звукоподражание явлениям природы – «ш-ш-ш» (шумит листва, «в-в-в» (воет вьюга)

Произношение согласных сначала с беззвучной артикуляцией, затем громко.

1. На одном выдохе по одному звуку: ф-с-ш-х

2. На одном выдохе по два согласных:ф-с,х-ф и т. п.

3. На одном выдохе три согласных: ф-с-ш и т. п.

4. На одном выдохе четыре согласных: ф-с-х-ш и т. п.

Произношение звукоподражаний в контексте речи.

«Дует ветер». Дети водят хоровод, Педагог сопровождает движение рассказом:

- Утром дети идут в детский сад. Светит солнце. Дует тихий ветерок: в-в-в (произносится тихо). Логопед спрашивает: «Дети, как дует тихий ветерок?. Дети останавливаются и повторяют тихо: в-в-в. Затем педагог продолжает:

- Вечером дети идут домой. Подошли к дому, и вдруг подул сильный ветер: в-в-в (произносится громко). Дети, как дует сильный ветер?

Упражнения на произношение слогов

Дети произносят слоги сначала тихо, затем громко и на одном дыхании. Упражнения можно сопровождать движением рук. Используется приём наращивания слогов, когда даётся поочередно один слог, потом два, три и т. д.

Упражнения на повторение слогов:

- с одинаковыми гласными и согласными: па-па, па-па-па;

-с одинаковыми гласными и разными согласными: та-па, ти-пи, та-па-ка;

-с разными гласными и одинаковыми согласными: па-пу, па-па-пу-пу;

-на музыкальные инструменты: «бум-бум-бум» (барабан, «динь-динь» (колокольчик);

-на предметы: «тук-тук-тук» (стучит молоток, «тик-так»(идут часы);

-на животных: «га-га-га», «ко-ко-ко», «мяу-мяу».

Упражнения на произношение слов

Дети произносят ряд слов на одном выдохе. Их можно сопровождать дирижированием, в такт проговаривания:

- перечисление дней недели по нарастающей: «понедельник», «понедельник, вторник», «понедельник, вторник, среда» и т. д;

-перечисление времё н года по нарастающей: «зима», зима, весна», «зима, весна, лето» т. д.

- перечисление названий месяцев по нарастающей: «январь», «январь, февраль» и т. д.

Дыхательная гимнастика — полезное и интересное занятие для детей. При помощи игры можно начать развитие органов дыхания с самого раннего возраста. Систематическое проведение дыхательных упражнений помогают укрепить дыхательный и речевой аппарат, предупредить возникновений простудных заболеваний, повысить жизненный тонус. Тренировки проводятся под музыку, читаются стихи для создания ритма движений. Все это благотворно влияет на общее развитие детей.

Публикации по теме:

Театрализованная деятельность как средство всестороннего развития личности дошкольника (из опыта работы)Театрализованная деятельность как средство всестороннего развития личности дошкольника (из опыта работы) Доброго вам времени суток. уважаемые коллеги! Сегодня я решила представить свой небольшой опыт по театрализованной деятельности тема которого".

Дыхательная гимнастика как средство сохранения, укрепления и закаливания организма.Дыхательная гимнастика как средство сохранения, укрепления и закаливания организма. Дыхание человека — это один из основных физиологических процессов. От того как мы дышим зависит наше здоровье – сопротивляемость организма.

Консультация для педагогов «Изобразительная деятельность как средство развития эмоциональной сферы дошкольника» Проблема развития эмоциональной сферы детей является насущной потребностью сегодняшнего времени. И дело здесь не только в необходимости.

Консультация для воспитателей «Театральный уголок как средство развития дошкольника».Консультация для воспитателей «Театральный уголок как средство развития дошкольника». Ни с чем не сравнить ту радость, которую вызывает у детей праздничное театрализованное представление. Радостное настроение повышает активность.

Опыт работы «Лэпбук как средство речевого развития дошкольника посредством театрализованной деятельности»Опыт работы «Лэпбук как средство речевого развития дошкольника посредством театрализованной деятельности» Выполнил воспитатель: Цурган Анжела Вячеславовна; ГБОУ СОШ № 3 СП "Детский сад № 6"г. Сызрань. Лэпбук -это тематическая, самодельная, интерактивная.

Наглядно-дидактическое пособие «Весёлая дыхательная гимнастика» для развития голоса на музыкальных занятиях в летний периодНаглядно-дидактическое пособие «Весёлая дыхательная гимнастика» для развития голоса на музыкальных занятиях в летний период Наглядно-дидактическое пособие «Весёлая дыхательная гимнастика» для развития голоса на музыкальных занятиях в летний период. «Запоют дети.

Опыт педагогической деятельности «Технология «Мнемотехника» как средство речевого развития дошкольников»Опыт педагогической деятельности «Технология «Мнемотехника» как средство речевого развития дошкольников» В рамках муниципальной Опорной площадке, входящей в инновационную структуру системы образования Октябрьского района (приказ № 858 – од,.

Песочная игротерапия как средство развития речевой деятельности дошкольника.Песочная игротерапия как средство развития речевой деятельности дошкольника. Одна из тем моего выступления на Опорно методической площадке. Цветной песок вызывает все больший интерес в качестве материала для художественного.

Пособие «Театральный экспресс» как средство речевого развития дошкольниковПособие «Театральный экспресс» как средство речевого развития дошкольников Домарева Елена Николаевна, воспитатель, Салькова Елена Викторовна, воспитатель, МБДОУ ДС № 14 «Солнышко» г. Старый Оскол Театрализованная.

Библиотека изображений:
Автор публикации:
Дыхательная гимнастика как средство речевого развития дошкольника
Опубликовано: 16 апреля 2024 в 14:45
+12Карма+ Голосовать

Юридическая информация: публикация «Дыхательная гимнастика как средство речевого развития дошкольника» (включая файлы) размещена пользователем Ирина Жиркова (УИ 836760) на основе Пользовательского Соглашения МААМ. СМИ МААМ действует в соответствии со ст. 1253.1 ГК РФ. Используя МААМ принимаете Пользовательское Соглашение.

Расскажите коллегам и друзьям!
Поделитесь в сетях и мессенджерах:


Комментарии:
Всего комментариев: 2.
Для просмотра комментариев



РЕГИСТРИРУЙТЕСЬ!
Используя МААМ принимаете Cоглашение и ОД