Папки-передвижки

Дыхательная гимнастика в работе с детьми младшего дошкольного возраста в условиях специализированного дома ребёнка

Ольга Чебыкина
Дыхательная гимнастика в работе с детьми младшего дошкольного возраста в условиях специализированного дома ребёнка

Дыхание – одно из основных проявлений жизнедеятельности организма. Древние люди замечали: «Пока дышу – дышу».

От правильного дыхания во многом зависит здоровье человека, его физическая и умственная деятельность. Тренированность дыхательной мускулатуры определяет физическую работоспособность и выносливость человека, сопротивляемость организма к простудным и другим заболеваниям.

Публикация «Дыхательная гимнастика в работе с детьми младшего дошкольного возраста в условиях специализированного дома ребёнка» размещена в разделах

Дыхание является важнейшей функцией организма. Важное место в физической культуре занимают специальные дыхательные упражнения, которые обеспечивают полноценный дренаж бронхов, очищают слизистую дыхательных путей, укрепляет дыхательную мускулатуру. Правильное дыхание регулирует состояние нервной системы человека.

В последнее время, в Специализированном Доме ребёнка, отмечается увеличение количества детей с различными нарушениями в развитии, с затруднениями в обучении трудностями в адаптации. Такие дети расторможены, часто без причины агрессивны, не способны самостоятельно подавлять отрицательные эмоции, управлять своей душой и телом. Для преодоления имеющихся у них нарушений, одним из важнейших компонентов является система дыхательных упражнений, дыхательная гимнастика. Любой человек, будь то это ребёнок или взрослый, может некоторое время обойтись без пищи, без воды, без воздуха не проживёт и десяти минут.

Привычка дышать ртом вредна, приводит к заболеваниям щитовидной железы, дыхательной системы. Носовое дыхание предохраняет горло и лёгкие от холодного воздуха и пыли, хорошо вентилирует лёгкие, полость среднего уха, благотворно действует на кровеносные сосуды головного мозга. Кроме того, такая гимнастика значительно повышает силы защитных механизмов, предохраняющих мозг от недостаточного кровоснабжения. Регулярные занятия дыхательной гимнастикой способствуют воспитанию правильного речевого дыхания с удлинённым постепенным вдохом, профилактике болезней дыхательных путей. Такие заболевания, как ринит, ринофарингит, риносинусит, гайморит, хронический бронхит, аденоидит, полипы носовой полости часто являются причиной звукопроизношения у детей, затрудняют процесс правильного речевого дыхания. Меняет интонационную окраску голоса, вызывают изменения в строении органов артикуляции. Тренированность дыхательной мускулатуры определяет физическую работоспособность и выносливость ребёнка. Регулярное занятие дыхательной гимнастикой позволит детям не только чувствовать себя лучше, но и правильно вести диалог используя пунктуацию и выразительность речи. Так как, зачастую, дети не следят за своей речью: не глотают слюни, быстро говорят, без эмоций.

Дыхательная гимнастика прекрасно дополняет любое лечение (медикаментозное, гомеопатическое, физиотерапевтическое, развивает ещё несовершенную дыхательную систему ребёнка и укрепляет защитные силы организма.

У детей младшего дошкольного возраста дыхательная система не до конца развита, поэтому дыхательные упражнения выполняются в медленном темпе с небольшим количеством повторений (4-5 раз, в среднем продолжительность 25-30 секунд. Дыхательная гимнастика в младшем дошкольном возрасте обязательно проводится в игровой форме.

Специалисты рекомендуют делать упражнения для дыхательной гимнастики для детей по 10-15 минут два раза в день. После приёма пищи должно пройти не менее часа. Можно выполнять дыхательную гимнастику в начале комплекса физических упражнений, утренней зарядки. А можно заниматься дыханием отдельно.

Очень важно заинтересовать ребёнка, так как в начале дыхательные упражнения могут ему показаться скучными и сложными. Можно давать весёлые или смешные названия упражнениям, проводить занятия в игровой форме, использовать при выполнении упражнений любимые игрушки. В тёплое время года дыхательные упражнения для детей лучше всего проводить на свежем воздухе. В холодный период перед началом занятий следует проветривать комнату. Важно во время выполнения дыхательной гимнастики следить за малышом, чтобы не пропустить симптомы гипервентиляции лёгких, такие как изменение цвета лица, учащённое дыхание, чувство покалывания в конечностях, дрожание кистей рук. При появлении таких признаков, занятие необходимо прекратить. В случае если у ребёнка начинает кружиться голова во время выполнения упражнений, делают следующее: ладошки складывают «ковшиком» вместе, подносят их к лицу и малыш глубоко в них дышит несколько раз. Затем можно продолжить дыхательную гимнастику.

При занятиях дыхательной гимнастикой следует выполнять определё нные правила: при вдохе плечи не должны подниматься; вдох делают через нос; щёки не должны надуваться, на первых занятиях их можно придерживать руками; выдох должен быть плавным и длительным.

Игровые упражнения для развития физиологического и речевого дыхания

Для начала ребёнок должен научиться выполнять правильно простые упражнения:

ПОКАЧАЕМ МИШКУ

Ребёнок ложится на спину. Лёгкая игрушка (мишка, зайка, куколка) помещается на животик малыша в районе диафрагмы. Малыш, вдыхает и выдыхает через нос, стараясь «покачать» игрушку. Взрослый сопровождает игру подходящими стихами, например:

Покачаем вверх и вниз

Крепче, Мишенька, держись!

На бочок не кренись,

И смотри, не кувырнись!

ЧАСИКИ

Ребёнок стоит, чуть расставив ноги. Ручки движутся синхронно вперёд и назад, изображая маятник. Малыш сопровождает свои действия словами «тик-так». Упражнение повторяется 10 раз.

ВЕСЁЛЫЙ ПАРОВОЗИК

Малыш ходит по комнате, двигая попеременно согнутыми в локтях руками и имтирует «пыхтение» паровозика: «чух-чух-чух». Остановка – станция: ребёнок громко произносит «ту-туууу!». Можно продолжать двигаться дальше. Будет намного веселее, если к «паровозику» присоединится «вагончик». Игра продолжается полминуты.

КУРОЧКА

Упражнение выполняется стоя. На вдохе ребёнок широко разводит руками, словно курочка крылья, на выдохе – наклоняется вперёд, голова и руки свободно опускаются. Малыш произносит «тах-тах-тах», при этом хлопая себя по коленкам.

ВОЗДУШНЫЙ ШАРИК

Можно выполнять сидя или стоя. Надуваем шарик: малыш делает глубокий вдох через нос. Одновременно разводя руками в стороны, показывая, какой большой шарик получился. Шарик сдувается: ребёнок плавно соединяет руки перед грудью и произносит звук «ффф». Шарик лопнул: хлопаем в ладоши. Воздух выходит из шарика: малыш опускает руки, приседает, одновременно произнося звук «шшш» (губы при этом вытянуты «трубочкой»).

Затем можно будет постепенно вводить новые упражнения.

ТРУБАЧ

Сидя, кисти рук сжаты в трубочку, поднять вверх,

медленный выдох, громко произнося «п-ф-ф-ф-ф» (4-5 раз).

ПЕТУХ

И. П. стоя, ноги врозь, руки опущены.

Поднять руки в стороны, хлопая по бедрам,

вдыхая, произносить «ку-ка-ре-ку» (5-6 раз).

КАША КИПИТ

Сидя, одна ладонь руки на живот, другая на груди.

Втянуть живот, набрать воздуха в грудь –

вдох, опустить грудь, выпятить живот – выдох.

При вдохе, громко произносить «ф-ф-ф-ф-ф» (5-6 раз).

НА ТУРНИКЕ

Стоя, ноги вместе.

Держа перед собой гимнастическую палку в обеих руках.

Поднять палку вверх, подняться на носки –

вдох, опустить палку на лопатки –

выдох с произношением звука «ф-ф-ф-ф-ф» (3-4 раза).

НАСОС

Стоя, ноги вместе, руки опущены.

Вдох, наклон туловища вправо, выдох,

встать прямо, произносить «с-с-с-с-с». Тоже – влево.

РЕГУЛИРОВЩИК

Стоя, ноги на ширине плеч.

Одну руку поднять вверх, другую – в сторону.

Вдох носом, затем поменять положение рук с удлиненным выдохом

и произношением звука «р-р-р-р-р-р» (4-5 раз).

МЯЧИ

Стоя прямо, ноги вместе, поднять руки вверх,

хорошо подтянуться, подняться на носки –

вдох, опустить руки, опуститься на всю ступню –

выдох, произнося «у-х-х-х-х» (4-5 раз).

РАСТИ БОЛЬШОЙ

Стоя прямо, ноги вместе, поднять руки вверх,

хорошо подтянуться, подняться на носки –

вдох, опустить руки, опуститься на всю ступню -

выдох, произнося «у-х-х-х-х-х» (4-5 раз).

ЛЫЖНИК

Имитация ходьбы на лыжах.

Выдох через нос с произношением звука «м-м-м-м-м» (1,5-2 мин.).

МАЯТНИК

Стоя, ноги на ширине плеч,

палка на уровне нижних углов лопаток.

Наклоны туловища в стороны

с произношением звука «ту-у-у-у-х-х-х»(3-4 раза в каждую сторону).

ГУСИ

Медленная ходьба по комнате.

На вдох руки в стороны, на выдох –

опустить с произношением звука «га-а-а» (1-2 мин.).

СЕМАФОР

Сидя, ноги вместе.

Поднять руки в стороны,

медленно опустить с длительным выдохом

и произношением звука «с-с-с-с-с-с» (3-4 раза).

Таким образом, можно отметить несомненное преимущество дыхательной гимнастики

перед другими оздоровительными методами: это очень простой и вместе с тем

эффективный способ лечения и профилактики заболеваний, который не требует особых

затрат и может использоваться людьми разного возраста.

Публикации по теме:

Сидим дома с пользой. Мастер-класс для родителей «Лепка ракеты с детьми младшего дошкольного возраста»Сидим дома с пользой. Мастер-класс для родителей «Лепка ракеты с детьми младшего дошкольного возраста» 12 апреля мы отмечаем День космонавтики - один из самых любимых праздников в нашей стране. Это неудивительно, ведь в детстве многие мечтали.

Дыхательная гимнастика 1. «Часики» – Стоя, ноги слегка расставить, руки опустить. Размахивая прямыми руками вперед и назад, произносить «тик-так». 10-12 раз..

Дыхательная гимнастика для детей Дыхательная гимнастика для детей. Упражнения для дыхательной гимнастики. "Дыхательная система ребёнка устроена Природой сложно и мудро.

Дыхательная гимнастика. ЗОЖДыхательная гимнастика. ЗОЖ Цель:укрепление дыхательной мускулатуры;развитие верхних дыхательных путей,развивать речевое дыхание, что обеспечивает правильное произношение.

Консультация для родителей младшего дошкольного возраста «Рисуем дома»Консультация для родителей младшего дошкольного возраста «Рисуем дома» Цель: познакомить родителей с условиями организации художественно – изобразительной деятельности детей дома; привлекать к активному участию.

Консультация для родителей «Су-Джок терапия в работе с детьми младшего и среднего дошкольного возраста»Консультация для родителей «Су-Джок терапия в работе с детьми младшего и среднего дошкольного возраста» «Чем больше мастерства в детской руке, тем умнее ребенок». В. А. Сухомлинcкий «Представление, что при любом двигательном тренинге. упражняется.

Консультация «Как воспитывать и развивать слабослышащего ребёнка дошкольного возраста в условиях обычного детского сада»Консультация «Как воспитывать и развивать слабослышащего ребёнка дошкольного возраста в условиях обычного детского сада» Консультация предназначена для воспитателей ДОУ, родителей, гувернёров. • К вам в группу поступает слабослышащий ребёнок. 1. До поступления.

Мастер-класс для педагогов «Использование логических блоков Дьенеша в работе детьми младшего дошкольного возраста» Цель мероприятия. 1. Познакомить воспитателей с приемами работы с дидактическим материалом - логические блоки Дьенеша. План проведения.

Сидим дома с пользой. Мастер-класс по рисованию «Ракета», с детьми дошкольного и младшего школьного возрастаСидим дома с пользой. Мастер-класс по рисованию «Ракета», с детьми дошкольного и младшего школьного возраста 8 апреля. День космической ракеты на МААМ. Сидим дома с пользой! Предлагаю вместе с ребёнком нарисовать ракету, летящую в космосе! Побеседуйте.

К проблеме развития сенсорных способностей детей младшего дошкольного возраста в условиях ДОО Проблема исследования заключается в том, что познание человеком окружающего мира начинается с «живого созерцания», с ощущения (отражение.

Библиотека изображений:
Автор публикации:
Дыхательная гимнастика в работе с детьми младшего дошкольного возраста в условиях специализированного дома ребёнка
Опубликовано: 16 апреля 2020 в 19:18
+25Карма+ Голосовать
Расскажите коллегам и друзьям!
Комментарии:
Всего комментариев: 8.
Для просмотра комментариев
Популярное из нового
5 мая. Праздник имени Правды. Передвижка «Детская ложь»

5 мая 1912 года вышел первый номер газеты «Правда» – издания, ставшего символом целой эпохи. В Советском Союзе эта дата отмечалась как День печати.

4 мая. День чествования городов-героев. Передвижка «Города-герои»

 В преддверии 9 мая мы чествуем города-герои, проявившие массовый героизм и мужество в ходе Великой Отечественной войны. Расскажите детям о подвиге и доблести их предков!


Горячие темочки



РЕГИСТРИРУЙТЕСЬ!
Используя МААМ принимаете Cоглашение и ОД